Последний свидетель эпохи ГУЛАГа



Паровоз спрятали от вандалов.

В июле Норильск отмечает 75-летие. Это город хоть и с короткой, но неординарной историей, построенный заключёнными и на их костях.

По неофициальным данным, через Норильлаг с 1935 по 1956 годы прошли 1 млн 17 тысяч человек, в том числе и известнейшие представители советской науки и культуры. Среди них один из первооткрывателей норильских медно-никелевых руд учёный-геолог Николай Урванцев, сын Анны Ахматовой учёный-историк Лев Гумилёв, народный артист СССР Георгий Жжёнов, поэт Осип Мандельштам и многие-многие другие. Но, несмотря на то что строился Норильск, по историческим меркам, недавно, в нём практически не осталось памятников той поры. Даже барак, который показывают туристам как гулаговский, по словам краеведов Станислава и Ларисы Стрючковых, относится к более позднему времени и служил больше для уголовных заключённых.


Мост, построенный заключёнными, разрушается.

Единственным рукотворным объектом времён начала строительства города и комбината, сохранившимся до наших дней, является узкоколейный железнодорожный мост неподалёку от въезда в город. После того как начала работу новая железнодорожная ветка, гулаговскую узкоколейку разобрали, а мост сохранили как свидетельство 30-х годов, в 90-х он даже был признан объектом культурного наследия. До последнего времени рядом с ним стоял паровозик, точно такой же, как когда-то бегал по этому мосту. Его Норильская железная дорога привезла из Украины. Сейчас, под предлогом защиты от вандалов, паровоз переставили к вокзалу, в город.

— Но дело не в паровозике, а в мосте. Это последний памятник ручного труда заключённых, — говорит Лариса Стрючкова. — Но он оказался сейчас бесхозным.

Пока рядом стоял паровоз, мост так или иначе был под присмотром, хотя НЖД и не несла за него ответственности. Сегодня же находящийся в ветхом состоянии исторический объект предоставлен воле стихий и тем же вандалам. Городская власть его восстановлением не занимается, НЖД и Норникелю он не принадлежит. Хотя, как считают горожане, тех денег, которые потрачены на перемещение паровоза к вокзалу, могло бы хватить для ремонта исторического объекта.

Лариса РЕПИНА
Фото автора
Аргументы и факты на Енисее. 7 июля 2010


На главную страницу/Документы/Публикации/2010-е