Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Судьба краеведа


Хотелось бы напомнить читателям о забытом красноярском краеведе Ефиме Ильиче Владимирове (1905-1980). В этом году исполняется 115 лет со дня его рождения и 30 лет со дня смерти.

На состоявшейся недавно в Абакане межрегиональной научно-практической конференции "Сибирский крестьянин Тимофей Бондарев и граф Лев Толстой", приуроченной к 100-летию со дня смерти великого писателя и 190-летию со дня рождения крестьянского мыслителя, был представлен доклад профессора СФУ Галины Шлёнской, в котором отмечалось, что до сих пор не опубликовано второе издание книги Ефима Владимирова "Т. М. Бондарев и Л. Н. Толстой", подготовленное ещё в конце 1970-х годов.

А ведь в 60-70-е годы прошлого века имя краеведа Ефима Владимирова было широко известно как автора книг о пребывании В. И. Ленина в сибирской ссылке. Велика его роль и в изучении истории села Бондарева. К сожалению, ныне это имя забыто, не упоминается даже в новых энциклопедических словарях.

Родился Ефим Ильич Владимиров в селе Большая Тесь Минусинского уезда, в семье крестьянина. В молодости занимался извозом, закончил рабфак, работал слесарем на строительстве Кузнецкого металлургического комбината, тогда же приобщился к журналистике. Одновременно занимался и краеведческой работой, с 1935 года трудился в Красноярском госархиве.

В 1941 году он был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, отбывал срок в Норильлаге, освобождён в 1949 году, реабилитирован в 1965-м. До 1966 года Владимиров работал в угольной промышленности рабочим и нормировщиком. Продолжал заниматься краеведением, которое после выхода на пенсию стало его основным занятием, смыслом его жизни. Круг его интересов был очень разнообразен. Это и ленинская тема (книга "Ленинские места на Енисее"), и очерк "Пушкин и его отголоски в Сибири", и статьи об открытии в Красноярске художественной школы имени В. И. Сурикова, и многое другое.

Работая в Красноярском госархиве, Ефим Владимиров обнаружил ряд документов, имеющих отношение к Тимофею Бондареву и его переписке со Львом Толстым. Именно Владимиров первый открыл имя крестьянского мыслителя широкой публике, издав в 1938 году в Красноярске книгу "Т. М. Бондарев и Л. Н. Толстой". Редактором и автором предисловия к этой книге был Н. Н. Гусев, личный секретарь великого писателя. В 1939 году книга была представлена на международной выставке в Нью-Йорке в павильоне СССР среди других изданий. Краеведом было подготовлено второе, дополненное издание книги, которое, как уже было сказано, до настоящего времени не опубликовано.

Ценность книги Владимирова увеличивают подлинные тексты сочинений Бондарева. Прежде всего это основной труд писателя-правдолюбца "Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца". Из биографического очерка читатель узнаёт о дружбе Бондарева с Николаем Мартьяновым, основателем Минусинского музея, и некоторыми политическими ссыльными. Здесь же приведены интереснейшие данные о практической деятельности Бондарева, который выступал поборником ограничения кулацкой эксплуатации, был учителем крестьянских детей, предлагал создавать общественные лавки.

Подробно описаны взаимоотношения Бондарева со Львом Толстым. Приведены с комментариями тексты десяти писем Толстого к Бондареву. Приведены также отзывы губернских чиновников о сочинении Бондарева как о "до крайности безграмотном и нелепом", но имеющем "много оскорбительных и поносных для правительства выражений". На содержании книги Владимирова, безусловно, сказался отпечаток времени - и рукопись Бондарева была опубликована с сокращениями. В частности, исчезла её религиозная направленность, нет ссылок на Библию.

Кто же был Тимофей Бондарев? Сам себя он характеризовал "не просто человеком и не мучеником, а великомучеником". Он считал, что изобрёл рецепт спасения человечества от нищеты и тунеядства, а правящие круги не желали его сочинения напечатать. Он называл себя "ходатаем труда", борцом за социальную справедливость, обличителем господствующего класса и тунеядства. Бондарев не был профессиональным писателем и философом, он был "крестьянином-самородком", "рядовым тружеником со свободолюбивыми наклонностями". Как пишет Владимиров, "это был от природы беспокойный, мятежный, критически настроенный человек".

Вот с какими словами обращался Бондарев к классу богатых: "Сколько тысяч лет, как на необузданном коне, ездишь ты на хребте нашем, всю кожу до костей ты стёр. Ведь это только по виду хлеб, который ты ешь, а на самом деле - тело наше, по виду только вино, которое ты пьёшь, а на самом деле - кровь наша".

Не удивительно, что автор таких высказываний привлёк внимание Льва Толстого. Краевед Владимиров описал малоизвестные факты из биографии Бондарева: его обмен фотопортретами со Львом Толстым, бюст великого писателя, найденный в 1938 году молодой колхозницей села Иудино и ставший позднее экспонатом Минусинского музея. Кто автор данной скульптуры, как она попала в Иудино? Автор об этом не знает, предполагая, что Бондарев получил от Толстого посылку, в которой и находился данный бюст.

Рассматривая полученный от Л. Н. Толстого фотопортрет, Бондарев писал ему: "А меня за что ты уважаешь? Даже и портрет мой показываешь со всех сторон... Да, впрочем, и твой портрет никакой пышности не представляет, а показывает тебя в великих трудах изнурённого человека..."

Решением Красноярского крайисполкома от 13 сентября 1958 года село Иудино было переименовано в село Бондарево.

Кроме уже упомянутых книг писатель-краевед Ефим Владимиров был автором таких изданий, как "Героический рейс шхуны "Утренняя заря", "Поездки и встречи Ленина в Сибири", он опубликовал множество статей и очерков в различных газетах и журналах. Его имя должно занять достойное место в изучении истории Красноярского края и Хакасии. Хочется верить, что второе издание книги "Т. М. Бондарев и Л. Н. Толстой" будет всё-таки опубликовано в этом юбилейном году.

Юрий Махно. Абакан.

НА СНИМКЕ: Тимофей Бондарев.

Красноярский рабочий 08.07.2010


/Документы/Публикации/2010-е