Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Как священник стал красным партизаном


В Год учителя публикуется много материалов об учителях. Вот и мне захотелось рассказать землякам об удивительном человеке, учителе, судьба которого достойна того, чтобы мы помнили о ней.

Речь пойдёт об Иване Анисимовиче Вашкорине. Его хорошо знали в Канске, Красноярске, Ачинске. Но было это достаточно давно. Родился он ещё в 1881 году в семье крестьян в деревне Колосовке Вятской губернии. Его отец был участником Русско-турецкой войны. Окончив церковно-приходскую школу, любознательный Ваня упросил отца отдать его на обучение в учительскую второклассную школу. После её окончания молодой восемнадцатилетний юноша стал работать сельским учителем в Елабужском уезде. В 1902 году женился на девушке из крестьянской семьи - Анастасии Филипповне Поспеловой.

На жизнь каждого человека влияют люди и обстоятельства. Во время событий 1905 года крестьянские районы Центральной России активно откликнулись на революционные события, происходившие в столицах. Отец жены и её дядя участвовали в революционных событиях. Иван Анисимович вспоминал: "Это были первые люди, от которых я узнал о классовой борьбе, рабочем движении. Иван Анисимович, как и большинство учителей той поры, вступил во Всероссийский союз учителей, созданный в декабре 1905 года. Вместе с другими учителями распространял листовки, нелегальную литературу, разъяснял крестьянам суть происходящих событий. Вместе с членом РСДРП(б) А. Коробейниковым ходил на маёвки, которые проходили на берегу реки Камы.

После подавления революции он, как и тысячи других учителей, подвергся преследованиям: в 1906 году был арестован и выслан под надзор полиции. В 1911 году он узнаёт о том, что в Москве открываются курсы подготовки священников для Сибири. Он принимает решение - пойти на курсы, чтобы стать священником "другого типа". Закончив обучение, с семьёй отправляется в Сибирь - в Канский уезд Енисейской губернии.

С 1912 года - священник в селе Сухово. Вёл службы, окормлял прихожан, пахал, сеял, разводил пчёл. Своим трудолюбием, отзывчивостью завоевал доверие крестьян. Иван Анисимович писал: "Со своими прихожанами я обращался просто, изучал нужды и жизнь крестьян, особенно переселенцев". В селе было много ссыльных и переселенцев. Постоянное общение с ними помогало понять, за что одних в Сибирь ссылали, а другие ехали сюда добровольно. Он принял Февральскую революцию, читал крестьянам все постановления Временного правительства. Собственно, в движение пришла вся Россия, и поведение Ивана Анисимовича ничем не отличалось от поведения других священнослужителей. Оказывается, они тоже желали перемен, в том числе и в церкви.

Это показал губернский съезд священнослужителей, проходивший в мае 1917 года в Красноярске. На нём священники требовали демократических преобразований и немедленной отставки Никона. После участия в съезде - опять неутомимая работа с односельчанами. Иван Анисимович принимает Октябрьскую революцию, вступает в РКП(б). В январе 1918 года переезжает в Тасеево, где прихожане в духе того времени выбирают его священником, а местные большевики - председателем партийной организации.

Беспрецедентный случай в губернии! Хотя священники, которые вступали в РКП(б), в то время были. К примеру, молодой тасеевский священник Вениамин Иванович Орлов также вступил в партию, участвовал в партизанском движении, а после установления советской власти в 1920 году был заведующим Минусинским УОНО, завуполитпросветом в Ачинске. Священник села Михалёво Васильев также стал большевиком; он был расстрелян колчаковцами в 1919 году. Все они знали друг друга.

Когда до Тасеево дошли слухи о белочешском мятеже, Иван Анисимович первым записывается в отряд Красной гвардии. И вместе с двумястами бойцами движется на помощь большевикам в Канск, но оттуда пришло известие, что город уже в руках белогвардейцев и чехов. Отряд вернулся в Тасеево, был распущен. Сам Иван Анисимович стал заниматься подпольной работой, затем стал партизаном.

Спустя годы И. А. Вашкорин вспоминал: "Колчаковское командование недоумевало, что в каждом сражении партизаны побеждали и приходили в ужас от того, что их собственные отряды возвращались разбитыми или совсем не возвращались. Капитан Мартын писал начальнику штаба Иркутского военного округа: "Во время существования Советской власти лозунги бандитизма как нельзя более отвечали всем желаниям и интересам голытьбы и населения участков, в которые водворены переселенцы-самоходы. В самом Тасееве были очень умные и талантливые апологеты большевизма, ораторы и краснобаи, опиравшиеся на тёмный преступный элемент, кто не мог по темноте своей понять авантюры насильников воли своей.

Моё личное мнение такое: Тасеевский фронт представляет из себя серьёзное явление и разбить красных здесь недостаточно, ибо дав возможность главарям скрыться, на что они имеют массу шансов и возможностей, мы через два месяца вновь увидим то же, но в ещё большем размере. Необходимо ликвидировать всех главарей".

Вскоре один из "главарей" оказался в их руках. И. А. Вашкорин был схвачен в Бакчете белогвардейским карательным отрядом и приговорён к смертной казни. Казнить его решили в селе Тасеево при большом стечении народа. Лишь нападение партизан на отряд карателей спасло ему жизнь. Но его жена и шестеро детей, один из которых был грудной, были схвачены белогвардейцами.

Жену Анастасию Филипповну на глазах детей расстреляли. Дети остались в заложниках. Штаб, узнав об этом, вызвал крестьянина села Сухово Никиту Ефремова. Как вспоминал Иван Анисимович, "с полного его согласия штаб обеспечил его соответствующими документами, дал хорошего коня и поручил привезти детей. Н. Ефремов переехал фронт, заехал в деревню Ношино. С помощью знакомых ему удалось выкрасть детей". Чего это ему стоило, сейчас уже не установить, как и того, что испытал в те дни Вашкорин, потерявший жену и могущий лишиться детей.

Впоследствии он скажет: "Со стороны Ефремова это был прямо геройский подвиг. Когда Сухово было занято белобандитами, то о Никите Ефремове им было сообщено. Его вызвали в штаб на допрос, и в результате он был наказан плетьми и остался чуть жив. Вся моя семья очень болела, жалея Никиту. Впоследствии он у нас несколько раз бывал, и мы ему были очень благодарны за его подвиг".

До прихода Красной армии И. А. Вашкорин был в действующей партизанской тасеевской армии. С ней он отступал в тайгу в июне 1919 года под напором белогвардейцев. Вместе с партизанами уходили сотни семей, гнали около четырёх тысяч голов скота. Иван Анисимович говорил, что только тайга могла обеспечить партизанам целость армии, победу над врагом и сохранение жизни тысячам беженцев. Тяжёлые бои, изнурительное отступление были позади. Окрепнув, партизаны вновь перешли в наступление. К концу 1919 года территория вокруг Канска была под контролем партизан.

С декабря 1919 года И. А. Вашкорин руководил типографией газеты "Красная звезда", был начальником агитотдела армии, уездным военным комиссаром. В июне 1920 года Иван Анисимович был выбран делегатом на Всероссийское совещание ответработников в деревне. На нём он впервые увидел В. И. Ленина. Он писал: "Слушая Ленина, мы были зачарованы. Каждое его слово доходило до наших сердец, и в дальнейшей жизни его указания были для нас путеводной звездой". После совещания они были приглашены на сессию ВЦИК, на которой обсуждался план ГОЭЛРО. Сессия проходила в здании Большого театра. Иван Анисимович вспоминал: "Для нас, приехавших из глухих мест нашей Советской республики, эта торжественная обстановка и величие правительственного заседания было чудом - сном".

Второй раз И. А. Вашкорин был избран делегатом на восьмой Всероссийский съезд Советов в декабре 1920 года. На съезде речь шла о восстановлении разрушенного хозяйства. В перерыве пятеро делегатов от Енисейской губернии поднялись на сцену к Ленину. Вашкорин вспоминал: "Ленин встретил нас, как друзей, пригласил за кулисы, усадил на диван и начал с нами беседовать о крестьянстве, личной жизни". Делегат от Ачинска Дербин обмолвился, что сын наказал ему привезти из Москвы скрипку. Владимир Ильич попросил Енукидзе помочь, и к отъезду покупка была сделана. Обратил внимание Ленин и на то, что у всех сибиряков валенки, или, как тогда говорили, катанки, были мокрыми. В Москве было сыро. Он попросил М. И. Калинина, чтобы делегатам выдали сапоги, что и было сделано. Об этом внимании И. А. Вашкорин помнил всю жизнь.

С 1922 года Иван Анисимович - заведующий Канским УОНО. Это было тяжелейшее время для системы образования. Внедрялась политика НЭПа, которая требовала жесточайшей экономии бюджетных средств. Закрывались школы. Учителей переводили на содержание сельских обществ, которые "ёжились", как тогда говорили, скупились, не хотели брать расходы на содержание школ, учителей на крестьянский мир. Помехой в решении вопроса сохранения школ было то, что у крестьян в то время ещё не было сформировано устойчивой потребности в образовании. Иван Анисимович мотался по уезду - где на лошади, где пешком, организовывал собрания крестьян, волостные сходы, беспартийные конференции, уговаривал, убеждал, просил. В губернские органы власти слал правдивые отчёты, требовал средств, учебники, пособия.

Учителя бежали из школ от безденежья, а Иван Анисимович не опускал руки, организовывал "переброски" кадров, курсы подготовки и переподготовки учителей. На нём лежала ответственность за детские дома. Начало 20-х годов совпало со страшной засухой в Поволжье. В Сибирь шли эшелоны с детьми - больными тифом, вшивыми, голодными. Нужно было всех принять, вымыть, накормить, одеть, разместить, обучить. Бесконечная работа по добыванию дров, пропитанию детей! Только к середине 20-х годов положение в системе образования начинает стабилизироваться. В 1925 году проходит административная реформа, и Ивана Анисимовича переводят заместителем заведующего Ачинским окроно, где он работает до 1927 года. Это было время перехода ко всеобщему начальному обучению - колоссальная задача, от решения которой зависело будущее Советской Республики. Опять неисчислимые поездки по сёлам, поиск средств на строительство школ, забота о подготовке учителей, создании им условий для работы.

С 1927 до 1936 года И. А. Вашкорин - заведующий Красноярским лесотехническим техникумом. В июне 1937 году он не избежал ареста, был репрессирован. Но в сентябре 1938 года реабилитирован. После чего создал школу рабочего ученичества, которая была преобразована в ремесленное училище N 1. В годы войны Вашкорин работал на бумажном комбинате заведующим секретной частью, 11 лет был секретарём партийной организации завода, депутатом Ленинского райсовета четырёх созывов. С 1947 года Иван Анисимович вышел на пенсию, но продолжал активно работать. Он воспитал девятерых детей, дал им хорошее образование. Двое его сыновей участвовали в Великой Отечественной войне, один из них пропал без вести.

К пятидесятилетию партизанского движения в Енисейской губернии в декабре 1968 года Иван Анисимович написал воспоминания. Он писал: "Есть такие люди-скептики, которые говорят, что партизанское движение в Сибири в 1918-1920 годах являлось стихийным. Однако такое определение может исходить только от людей политически неграмотных. Сибирская деревенская молодёжь, напитанная революционными идеями от ссыльнополитических большевиков, прошедшая огонь империалистической войны, стала прочным костяком коммунистической партии большевиков в селе. Из этой среды молодёжи и вышли основные организаторы, руководители и командиры сибирских партизан. В ряды партизанской армии влились все коммунисты Тасеевской РСДРП(б). Все командиры были политически развиты, способны проводить эту ответственную работу. Они были агитаторами, пропагандистами, докладчиками, лекторами, к порученной им работе относились серьёзно, считая, что эта работа даёт победу над злейшим врагом. В лице своих бойцов мы воспитали людей беспредельно преданных нашей партии Ленина. Население любило свою армию, считало её своей родной армией, содержало её полностью и всеми мерами помогало ей уничтожить врага".

До конца жизни И. А. Вашкорин занимался просветительством. Он считал необходимым рассказывать о пережитом, писал статьи, воспоминания, поддерживал связи со своими товарищами, сохранял оптимизм и бодрость духа. Он верил в то, что жил правильно и ради правого дела.

Валентина БИБИКОВА, депутат Законодательного Собрания края.

На снимках: Батюшка Иоанн... ...и красный партизан Вашкорин. Благодарность от друзей. Красноярская делегация в Москве (1920 год): Иван Вашкорин (первый слева в первом ряду).

Красноярский рабочий 21.08.2010


/Документы/Публикации/2010-е