Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Личность в истории


30 сентября потомственной железнодорожнице, фронтовому начмеду и почётному ветерану Красноярской железной дороги Надежде Бранчевской исполнилось 100 лет

Щедрые дары

В год двух больших юбилеев коллекция дорожного музея пополнилась новыми экспонатами

Награды Надежды Бранчевской в экспозиции лежат на подушке, вышитой ею самой


ФОТО НАДЕЖДЫ МОРОЗОВОЙ

ВЫСТАВКА

Надежда Морозова

В день рождения Надежды Бранчевской музей истории Красноярской дороги объявил день открытых дверей и представил посетителям новую выставку, посвящённую 100-летию потомственной железнодорожницы.

Дружба сотрудников музея с фронтовым начмедом, а позже доверенным врачом дорпрофсожа Восточно-Сибирской и почётным ветераном Красноярской железных дорог длится уже много лет.

Надежда Алексеевна щедро делится с музейщиками не только воспоминаниями, но и фотографиями, личными вещами, коллекциями самодельных сувениров.

А накануне 65-летия Великой Победы Надежда Бранчевская в числе почётных гостей побывала в редакции "Красноярского железнодорожника". За круглым столом она передала в дорожный музей все свои боевые награды - орден Отечественной войны и медали маршала Жукова, "За победу над Германией" и десяток юбилейных.

Многочисленные подарки Надежды Алексеевны, в том числе трофейный соловей-перечница, старинная кофемолка и вышитая в форме лягушки подушка, украшают различные экспозиции в залах музея.

В свою очередь, к юбилею уникальной личности сотрудники музея подготовили красочный фотоальбом "Мои года - моё богатство".

- Знакомые и совсем недавно найденные род-ственники по отцовской линии очень хотят получить такой альбом о моей жизни, - рассказывает юбиляр. - Я попросила сделать несколько экземпляров и благодарна, что моя просьба выполнена.

Юбилейное памятное издание также представлено в музейной инсталляции. Выставка будет работать до 9 октября.


Свои награды Надежда Бранчевская передала дорожному музею в редакции "КЖ"
ФОТО ВЛАДИМИРА САФРОНОВА

С Войно- Ясенецким

Надежда Бранчевская прекрасно помнит замечательного человека и гениального врача-хирурга, причисленного ныне к лику святых, - Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого.

- Когда его назначили к нам в госпиталь, - рассказывает она, - наш начальник говорит: "Ничего не могу понять - из Большой Мурты прислали то ли врача-попа, то ли попа-врача. Как можно доверять ему лечение раненых? Вы уж сходите, по-смотрите, что за человек, а я с попами не хочу иметь никаких дел".
И я пошла знакомиться... А теперь смотрите, таких икон всего две - у меня и у владыки Красноярской епархии. И вот представьте, идёт мне навстречу этот человек. На иконе точная его копия, сходство просто идеальное. Единственное отличие - тогда он был в простой тужурке с отложным воротником.
Что его характеризовало, так это умный, проницательный взгляд и точная, чёткая речь. Говорил не больше и не меньше того, что необходимо.
Он тогда поручил мне собрать хирургов со всех госпиталей, расположенных в Красноярске: "Надо их срочно учить, ведь они не умеют лечить военные раны, особенно гнойные".
Помню, один молодой хирург на лекции спрашивает: "Скажите, профессор, а как у вас сочетаются религия и медицина?" Он посмотрел на него задумчиво и говорит: "Вам, молодой человек, этого пока не понять".
Правоту и своевременность действий Войно-Ясенецкого мы оценили, когда в сентябре
1941-го с фронтов пошли раненые. Было огромное количество тяжёлых с гнойными ранами. Он тогда спас тысячи жизней.

Вековая энергия труда

Вадим Латышев

Надежда Бранчевская - давний друг нашей редакции. Не навестить её накануне Дня пожилых людей и 100-летнего юбилея мы просто не могли. Именно накануне, поскольку сам юбилей для Надежды Алексеевны обещал быть расписанным по минутам и чрезвычайно утомительным из-за многочисленных визитов, звонков и поздравлений.

Однако не одни мы оказались "такие умные". Перед визитом главного редактора и журналистов "КЖ" Бранчевская подверглась атаке пяти телевизионных каналов одновременно и "налётам" нескольких газетчиков.

Впрочем, Надежда Алексеевна на журналистов не в обиде. Так, публикация в "Гудке" помогла ей найти родственников по линии отца - троих племянников, живущих в Эстонии, Москве и Омске. Племянники, одному из которых уже за 80, прислали ей генеалогическое древо, "укоренённое" в Тамбовской губернии, - не менее 70 родственников.

Родилась Надежда в Красноярске. Крестили её в дорожной церкви, что стояла около ПВРЗ и клуба Карла Либкнехта. Сохранились даже уникальные метрики на старославянском языке.
100 прожитых лет, конечно же, не могут не сказаться на здоровье. И слух подводит, и ноги порой отказывают, и по дому уже давно помогает управляться социальный работник. Но голос у Надежды Алексеевны всё тот же - по-прежнему полный силы.

- Он меня с юных лет подводил - кто-то меня боялся, а кто-то считал двужильной и несгибаемой, - говорит она. - Потому, наверное, и работа меня любила. Трое суток без сна в прифронтовом госпитале - это только вначале тяжело. А потом, когда проходишь какую-то грань, обретаешь второе дыхание...

Жизнь Надежда Бранчевская прожила непростую.

В Красноярском паровозном депо (где работал её отец), в Иланском и других был "раскрыт заговор". Более сотни машинистов были арестованы, прошли через допросы "по конвейеру". Отец, выйдя на свободу из лагеря под Тайшетом, сильно болел и прожил недолго (реабилитирован он был только в 1970-е годы).

Жениха - врача авиационной воинской части - тоже репрессировали. Талантливый молодой специалист погиб в застенках. Показательно, что в красноярском госпитале тогда не осталось ни одного медика, кроме инструктора по физкультуре. Все оказались "шпионами" и "заговорщиками".

Но самые суровые испытания ждали дочь "врага народа" на фронте. Однако не тяжёлую работу, бессонные ночи и бесконечные ампутации было труднее всего переносить. Бессилие помочь искалеченным войной, лишённым рук и ног мальчишкам и мужчинам - вот что было страшнее всего. "Доктор, что мне теперь делать? Научите меня жить!" - эти многократно повторённые слова до сих пор терзают память ветерана войны.

- Молодёжь сейчас всего этого не знает, - вздыхает Бранчевская. - Так вы хоть через газету рассказывайте им, как нужно ценить мирную жизнь и чтить память искалеченных войной и репрессиями поколений.


Дорпрофжел Красноярской магистрали тоже поздравил юбиляра
ФОТО МАРИИ КУЗНЕЦОВОЙ

СОВЕТ

- Надежда Алексеевна, так в чём же секрет вашего долголетия? Поделитесь с читателями!

- Он очень прост: постоянная работа, постоянное ощущение, что нужен людям. Так и передайте молодым. Развлечения, лёгкая жизнь - это всё пустое. Надо трудиться, выполнять своё предназначение


/Документы/Публикации/2010-е