Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Увековечить достойное имя


Поиск ведёт краевой депутат
А.А. РОМАШОВ

Корр.: — Анатолий Алексеевич, на прошедшей 7 октября сессии Законодательного Собрания вы обратились к депутатам с просьбой помочь в розыске каких-либо свидетелей и свидетельств, рассказывающих о судьбе и кончине Максимовой Екатерины Александровны. С чем это связано?

А.А. РОМАШОВ: — Это связано с тем, что в этом году вся страна отмечает 65-летие Великой Победы. Мы продекларировали лозунг: «Никто не забыт, ничто не забыто!». К сожалению, ещё остаётся много людей, судьба которых сложилась крайне трагично. И так уж получилось, как получилось, что после их гибели память о них не установлена по тому достоинству, которое они заслужили.

Екатерина Александровна Максимова была арестована в 1940 году, так как особым совещанием была осуждена за связь с врагами. Один из этих врагов был Зорге, другой враг – Берзин, наш известнейший чекист, герой, третий – Голиков. Их всех расстреляли. Она действительно была с ними связана — Р. Зорге был её мужем. В 1964 году Зорге было присвоено звание Героя Советского Союза и, к сожалению, истоком этого признания послужил французский фильм «Кто Вы, доктор Зорге». Посчастливилось этому великому человеку, что Никита Хрущёв увидел этот фильм, поднял историю, и Зорге, от которого прежде все отказывались, был признан героем. А его жена, которая умерла в 1943 году, так и осталась в неизвестности.

После ареста в 1940 году она была препровождена в Красноярский край и по литературным источникам умерла на территории Большой Мурты. Тут к трагедии добавилась ещё драма: сначала стала вдовой, затем ещё и репрессирована. Мы пытаемся восстановить историческую справедливость. Надо найти место захоронения и в случае нахождения его привести в божеский вид: постараться поставить там достойный памятник, надгробие с обязательным упоминанием великого имени Рихарда Зорге, который сделал для нашей страны очень много. Столкнувшись с некоторыми трудностями на этом пути, я обратился к депутатам, выезжающим в свои округа: вдруг где-то ещё есть свидетели тех давних времён, которые прольют свет на эту историю. Мы обращаемся сейчас в правоохранительные органы. Но дело в том, что документы по Максимовой были истребованы из МВД Красноярского края в Москву, в КГБ, в 1964 году. Пытаемся по линии МВД найти хоть какие-то свидетельства о том, где она захоронена.

Пользуясь случаем, я через «Красноярскую газету», учитывая её популярность, учитывая, что родители главного редактора проживали последние годы в Большой Мурте, ОБРАЩАЮСЬ к жителям нашего края с огромной просьбой: если кто-то что-то помнит о тех временах, знает, как сложилась дальнейшая судьба вдовы Рихарда Зорге Екатерины Александровны Максимовой, проинформируйте, пожалуйста, нас.

Корр.: — Скажите, пожалуйста, известно ли что-нибудь о потомках Максимовой или нет?

А.А. Ромашов: — Ничего неизвестно. Меня поразило то, что отдельный представитель правоохранительных органов крайне удивился, зачем я ищу могилу Максимовой, ведь я ей не родственник. Я считаю, что это кощунство. Тот, кто судил, кто содержал, тот несёт свою часть вины перед ней, перед обществом. Надо осознать, что это был грех, и помочь в данном трудном деле поиска. Я понимаю, что это трудно, ведь прошло много времени, с одной стороны. А с другой стороны, есть такой пример.

Японская подруга Зорге в 1948 г. добилась вскрытия братской могилы в месте, где был казнён Зорге, провела все мероприятия по опознанию его праха, предала прах кремации, сделала официальное захоронение, надгробие и только потом, в 1964 г., Советский Союз свои знаки внимания оказал у того захоронения, которое осуществила гражданка Японии. Почему же мы не можем сделать так?

Мы сколько времени потратили на опознание останков царской семьи? Ну, кто-то поставил перед собой политическую цель. Я считаю, что вот эта цель тоже достойна внимания. Страна должна знать своих героев и поклоняться им – вот моя позиция.

Корр.: — Будем настраиваться оптимистически, надеяться, что люди нам сообщат всё, что знают о трагической судьбе этой достойной женщины.

А.А. Ромашов: — Да, я считаю, что память людская не имеет границ. Наверняка найдутся свидетели той старины. Если было захоронение, то к 1964 году всего прошёл 21 год со дня её смерти. Как правило, на сельских кладбищах могилы сохраняются, наверняка есть люди, чьи родственники там похоронены. Дорогу осилит идущий. Думаю, что сообща с жителями края, с патриотами из правоохранительных органов, которые нам помогают очень здорово, мы постараемся добиться задуманного. Пусть ещё один человек, ещё одна жертва войны будет найдена и увековечена. ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРЮ.

Красноярская газета 15.10.2010


/Документы/Публикации/2010-е