Шестирукий Махакала так просто не появляется


Один из красноярцев нашёл на своём участке фигурку Махакалы, который считается охранителем и защитником Учения Будды.

Участок этот Николай приобрёл недавно по настоянию родственников. Они настойчиво советовали купить именно этот земельный надел - с ними по соседству.

Началось строительство. Места немного, а потому встала проблема: куда сгружать стройматериалы? Прямо посередине участка рос куст войлочной вишни, усыпанный цветами. Куст явно не молодой, давно прижился на этом месте, и было жаль его губить. Решено было аккуратно перенести его на новое место, ближе к забору.

Корни свои вишня пустила основательно. Чтобы не повреждать их, новые владельцы участка стали окапывать куст со всех сторон. Пришлось выкопать яму глубиной около полутора метров. Вишню осторожно вынули из ямы и неожиданно обнаружили на дне свёрток.

Николай поднял находку. Свёрток оказался тяжёлым и, судя по твёрдости, в нём было что-то металлическое. Когда развернули полуистлевшую ткань, то взорам присутствующих явилась бронзовая фигурка неизвестного шестирукого грозного божества. Фигурка - около 20 сантиметров в высоту. В руках божества - различные виды оружия, за спиной - нечто напоминающее крыло.

Находку почистили, отмыли. Снизу фигурка была закрыта пластиной. Когда её сняли, то из скульптуры посыпался чёрный порошок, напоминающий пепел.

Встал вопрос: что делать с находкой? Долго думали и решили обратиться к соседу, мужу сестры.

Юрий БЫЧКОВ:

"Моя прапрабабушка была рабыней"

С Юрием Петровичем Бычковым мы встретились у него на работе. Первый мой вопрос был, конечно же, о том, как нашли фигурку Махакалы, а уже потом, когда разговорились, он поведал историю о том, что с нею произошло дальше.

- Юрий Петрович, как получилось, что фигурка попала к вам?

- Да так и попала. Николай, брат жены, когда нашёл фигурку и отмыл, задумался, что с нею теперь делать? Первая мысль - продать, но, подумав, пришли ко мне за советом. Я и предложил отнести её в краеведческий музей. Там специалисты - они определят, что это за божество, когда фигурка была изготовлена и какую историческую ценность имеет.

- Ну и как, сказали?

- Работники музея были просто в шоке от этой скульптуры - таких находок на территории Красноярска ещё не было. Фигура явно родом из Тибета. Сотрудники музея очень хотели оставить фигурку у себя, обещая мне благодарность потомков.

- И что помешало оставить?

- Тот, кто прятал Махакалу, явно ожидал, что его рано или поздно найдут. Фигура была, как я предполагаю, освящена, а потому должна была "работать" после того, как её извлекут из земли. А в музее она простоит под стеклом, и посетители обратят на неё внимание не больше, чем на соседние экспонаты.

- А как возникла мысль подарить Махакалу красноярскому Буддийскому центру?

- Сначала такой мысли не было. В музее мне посоветовали, если возникнет желание побольше узнать об этой фигурке, обратиться именно в Буддийский центр к Ирине Гридинберг. Она является буддисткой, сотрудничает с краеведческим музеем. Так мы и встретились.

В Буддийском центре я узнал, что это чёрный шестирукий Махакала, защитник Учения Будды. К сожалению, некоторые части фигурки были утеряны - у Николая есть собака, и она куда-то утащила копьё, плащ и пластину, которая закрывала содержимое фигурки. Кстати, крыло, которое было у Махакалы, оказалось плащом.

- А вы ничего не почувствовали, когда в первый раз взяли Махакалу в руки?

- Даже и не знаю. Фигурка тяжёлая, и сразу видно, что она очень старая - ей несколько веков. Понятно, что она имеет какую-то свою ауру, чувствуешь, что это не простая скульптурка - она имеет силу.

Уже потом, дома, разговаривая с мамой, я вспомнил, что в детстве нам с братом рассказывали о нашей прапрабабушке по прозвищу Мулатка. Нам тогда ещё говорили, что если вдруг у нас родятся тёмные ребятишки, чтобы мы не пугались и не торопились ругать жён. У нас в роду всё может случиться, ведь прапрабабушка была с Северного Тибета.

Прапрадед был приказчиком в Перми, много душ загубил. Ко всему прочему, он был очень некрасивый, рыжий и никак не мог жениться. Но хозяйка в нём души не чаяла - она подарила ему имение на Северном Кавказе (в Сухой Балке) и решила его женить. Недолго думая, подарила верному приказчику красивую "мулатку". От них и пошёл род Бычковых.

- А давно у вас этот участок земли?

- Да уж лет 30 как мама получила его. Если честно, несколько раз пыталась продать, да всё не могла. А когда соседка решила продать свой участок, так мама просто как с ума сошла - стала уговаривать Николая купить именно его.

После находки-то и вспомнили о маминых снах. Раньше сны ей интересные снились. Виделось ей, например, что на месте бани стоит небольшое строение с крышей с загнутыми вверх концами. Буквально в декабре ей приснилось, что будут найдены две фигуры - Махакала и Кали. А ведь она никогда не слышала этих имён, никогда не слышала о таких богах.

Откуда вот это всё взялось? Я не знаю. Видимо, какая-то генетическая память. Когда откопали Махакалу, мама не удивилась, а спросила, нашли ли Кали - она должна быть где-то рядом.

Андрей ПОЛОМОШНОВ:

"Это должно было случиться"

Я отправился в Буддийский центр, где встретился с членом его совета Андреем Поломошновым. И сразу же поинтересовался, что значит для центра эта находка.

- Вы знаете, буквально в марте, управляющий делами Ацагатского дацана и наш большой друг Торба Дорджиевич спросил, кто будет у нас защитником. И вот через два месяца появляется шестирукий Макахала - просветлённое существо, охранитель и защитник Учения Будды. А буквально год назад на здании Буддийского центра установили и освятили серто (медное навершие, выкованное в Непале). Серто сохраняет и преумножает позитивную энергию места, в котором оно установлено. Причём эта энергия должна влиять не только на буддистов, но и на всё, что окружает его, - людей, землю. И вот такое событие...

- Хорошо. А что дальше?

- Повезём его в Испанию, где будет присутствовать Кармапа XVII - глава линии Кагью. Он будет проводить посвящение на белого шестирукого Махакалу. Узнаем, какое объяснение даст Кармапа.

- Наш Махакала, предположительно, чёрный. Чем они отличаются?

- Расположением предметов в руках. Мы уже отправляли запрос Ламе Оле Нидалу и получили от него ответ:

"Дорогие друзья! Какое благословение - найти статую защитника. Разумно предположить, что она попала на это место во времена красного террора, особенно если там был лагерь. Содержимое, вероятно, следовало изучить, но благословение всегда остаётся. Конечно, вы можете принять её, если вам её предложат, и будет очень хорошо, если её снова заполнить".

- А как вы думаете, откуда взялся на красноярской земле Махакала?

- Сложно сказать. Есть три версии.

Первая - здесь были репрессированные буддийские священнослужители. В 30-х годах в том месте, где нашли Махакалу, располагался один из лагерей. Возможно, что кто-то из священнослужителей и закопал, спрятал его. Возможно, рядом покоится и его прах. Не секрет, что многие буддийские священнослужители были репрессированы в 30-40-е годы. Например, Шарапов Еши-Доржи, хуварак гусиноозерского дацана, что в Бурятии, был приговорён к пяти годам лишения свободы и отбывал наказание в Красноярске.

По другой версии, Махакалу специально спрятали, положили на хранение до нужного срока.

По третьей, на этом месте когда-то находился либо небольшой храм, либо просто стояло буддийское селение, и фигурку Махакалы закопали в ритуальных целях, опять же до времени, когда в Махакале появится нужда. Тем более что он был закопан строго между двух водоёмов. С одной стороны - Енисей, а с другой - естественный пруд, который питается грунтовыми водами Енисея, то есть два естественных водоёма, которые существовали здесь испокон веков.

- В каком смысле - на хранение?

- Я сам из Бурятии, поддерживал раньше, и теперь поддерживаю отношения с бурятскими буддистами. Так вот, по их словам, есть духи-эжины местности: духи земли, воды, гор. Они никогда не бывают добрыми, поэтому их нельзя гневить, нельзя пройти мимо без подношения. Чтобы как-то утихомирить этих духов, и был закопан Махакала. Кроме того, духи присматривают за ним до поры до времени. Когда же наступит это время, они выпустят его на свободу. И это время настало, Махакала вышел на свет. Всё сложилось как надо.

Ирина ГРИДИНБЕРГ:

"Работать же он начнёт после благословения"


- Я уже около двух лет поддерживаю тесные отношения с краеведческим музеем, а до этого 15 лет занималась археологией, побывала во многих экспедициях по краю. Самое интересное, что о районе, где был найден Махакала, я совершенно ничего не знаю, хотя родилась и выросла в Красноярске. И о находках такого рода в наших местах никогда не слыхала.

Каждый год 18 мая в музее проходит День дарения. И вот 16 мая мне звонят и объявляют о такой находке. Я бросила все дела и помчалась в музей, где мне показали фотографии. Это было что-то! Юрий Петрович оставил номер своего телефона, мы быстро созвонились и встретились. Он передал центру фигурку Махакалы. Незабываемое чувство, когда я взяла его в руки.

- Так какого времени всё-таки эта скульптура и откуда она родом?

- Это 18-й, начало 19-го века. Явно не Бурятия, скорее всего, Монголия или Тибет. Это если судить по качеству работы, точности воспроизведения. Ведь если в фигуре есть какой-нибудь изъян, её на алтарь не ставят, а эта фигурка была наполнена реликвиями и явно освящена - значит, она работала, и работает сейчас.

- Её отправили в Испанию. Что с будет с Махакалой дальше?

- Посмотрим, что скажет Кармапа. Как я говорила, с изъянами его ставить на алтарь нельзя, поэтому его будут реставрировать. Может быть в Испании, там есть мастера, а возможно, придётся везти в Непал. В Ретритном центре, в Испании, его наполнят реликвиями. После всего этого Махакала вернётся в Красноярск. Работать же он начнёт после благословения Ламы, держателя линии. У нас это Лама Оле Нидал. Тем более что Кармапа видит в Оле Махакалу - защитника Учения, защитника линии Кагью.

Так вот и получается, что год назад Красноярск обрёл серто, а через него благодать позитивной энергии, и в этом году - защитника учения. Что же готовит нам будущее? Этого нам знать не дано.

Альфир ФАХРАЗИЕВ.

На фото: В большинстве своих форм Махакала изображается в гневной форме и в короне с пятью черепами; Дигуг символизирует отсечение привязанности к собственному "я"; Украшения из змей и костей, юбка из тигровой шкуры и гирлянда из черепов; Юрий Бычков: "Буддистская реликвия защитит красноярцев"; Андрей Поломошнов с фигуркой Махакалы; Юрий Бычков передаёт фигурку Махакалы Ирине Гридинберг в Буддийский центр. Фото автора.

Красноярский рабочий 14.06.1012


На главную страницу/Документы/Публикации/2010-е