Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Дом у озера


Каждый уважающий себя норильчанин должен хоть раз побывать на Ламе. Правда, побывать «хоть раз» вам вряд ли удастся: после первого раза захочется приезжать еще и еще, независимо от сезона. Как настоящая красавица, Лама хороша зимой и летом, утром и вечером.

Озеро Лама — это не только красота природы, чистота воды, рыбалка, кемпинг, грибы, костер, закат... Это еще и музей под открытым небом, живая иллюстрация к норильской истории. Что–то необъяснимое в этом озере действительно есть, оно как магнит притягивает к себе самые разнообразные события. Его берега помнят и подземные ядерные взрывы, и витаминный квас для пораженного цингой Норильска, и лагпункт, и пионерские лагеря, и рыбточки, и похороны, и свадьбы.


Прибытие отдыхающих. 1960-е гг.

...Лама для норильчан начиналась с лагпункта. В 1938 году сюда привезли на лесозаготовки заключенных. Но содержать их на Ламе ради добычи древесины оказалось невыгодным. Кроме того, Завенягин быстро разглядел в озере рекреационный потенциал и приказал организовать на Ламе зону отдыха. Зачем? В 1938 году уже было известно, что Норильск будет полноценным городом. А значит, люди тут будут жить, работать, рожать детей, ездить в отпуск. Но поездка на материк тогда была делом долгим, дорогим и сложным. Самолеты брали на борт по 10–15 пассажиров, железная дорога до Дудинки пока возила только грузы. О массовых пассажирских перевозках речь шла только в плане отправки из Красноярска перегруженных барж с заключенными. Для отдыха норильчан без выезда из Норильска и решено было построить на Ламе дом отдыха. Причем не столько турбазу, сколько санаторий со всей необходимой инфраструктурой. Кстати, дом отдыха на Ламе был первым, но не единственным. Впоследствии были построены и ночной профилакторий «Валек», и профилакторий «Горняк» на Ергалахе, и ночной санаторий «Заря» при заводе стройдеталей. Все они организовывались с расчетом на полноценный отдых норильчан.


Локомобиль

Станислав СТРЮЧКОВ, издатель альманаха «Неизвестный Норильск»:

– Автором проекта дома отдыха на Ламе, который до сих пор принимает отдыхающих, был архитектор Федор Усов. Это был вольнонаемный специалист, приехавший в Норильск в 1937 году. Он был отличным зодчим, особенно в том, что касалось именно деревянных построек. Затейливые резные дома Старого города были построены по его проектам. Дом отдыха — одна из первых его норильских работ. Высокие потолки, многочисленные веранды — здание было сделано в традициях того времени и до сих пор сохраняет его дух. За прошедшие 60 лет оно несколько раз ремонтировалось, но общий его вид остался неизменным. Сейчас дом признан памятником истории и архитектуры местного значения.

Строительство дома отдыха началось в 1939 году, работали на нем заключенные. Они же должны были разбить огород, выстроить для себя два больших барака, возвести котельную, насосную и витаминную установку. Последняя нужна была для изготовления хвойного кваса. В зиму 1941–1942 года норильчан — и зеков, и вольных — косила цинга. По схеме заключенного–химика Григория Калюского был изготовлен и установлен на Ламе агрегат, который выпаривал отвар из лиственничной хвои. Пар на «витаминку» подавался от локомобиля, то есть двигателя для выработки электричества в полевых условиях. Этот локомобиль до сих пор стоит неподалеку от дома отдыха. Для такого большого строительства, которое развернулось на Ламе, нужен был лес, заготавливали его здесь же. Лиственницы, связанные в плоты, переправляли с противоположного берега Ламы.


Плуг, которым вскапывали огороды на Ламе

Из воспоминаний Ивана Сидорова, одного из заключенных лагпункта на Ламе:

«Были случаи, когда на озере разыгрывался шторм, и всю нашу «флотилию» относило далеко в сторону. Рудольф Тууль, эстонец, назначенный старшим по сплаву, говорил, что, не раз крестясь, сплавщики смотрели на восток и прощались мысленно с родными. К счастью, утонувших не было».

В это же время на Ламу впервые привезли «пионерскую экспедицию» — около сорока детей. Они ходили в походы, помогали собирать лиственничную хвою, заготавливать для больниц Норильска грибы и ягоды. Детский отдых на Ламе продолжался и во время войны, и после нее. Поначалу ребята жили в палатках или в бараках, оставшихся от лесозаготовщиков. Позже их стали размещать в доме отдыха.

Открыть двухэтажный дом планировали в июле 1941 года. Но этому событию, как и многим другим в стране, помешала война. С ее началом в Норильске отменили все отпуска, без особого распоряжения из города было не уехать. Соответственно было не до дома отдыха на Ламе. В августе 1941 года в лагпункт привезли новую партию заключенных. Это были военные командиры из Прибалтики (в основном артиллеристы): генералы, полковники, подполковники, майоры — всего 41 человек. После того как Прибалтика «добровольно–принудительно» стала частью Советского Союза, верхушку военного командования Латвии, Литвы и Эстонии пригласили на курсы для ознакомления с уставами и положениями в Красной Армии. После начала войны неблагонадежных прибалтов в парадной форме отправили в Норильск, а оттуда — на Ламу.


Памятник погибшим прибалтийским заключенным

Из воспоминаний Ивана Сидорова:

«К берегу у дома отдыха на Ламе пристали два катера — «Сокол» и «Норилец», связанные между собой. По трапам с трудом сходили на берег пожилые военные — 41 человек. Строго, как по линейке, они выстроились на берегу, поставив у ног вещи: чемоданы, портфели из хорошей кожи — довольно много было вещей у каждого. Никто не давал им команду строиться, тем не менее каждый встал в строй».

Прибалты работали на лесозаготовках, собирали хвою для «витаминки», достраивали главный дом. Зимой 1941–42 года от болезней и морозов умерли 14 из них. Погибших похоронили в «поселке Хаскина» — так в честь врача лагпункта заключенные называли кладбище на Ламе. После войны оставшихся в живых прибалтов вывезли в Норильск. Иван Сидоров записал имена умерших на самодельном памятнике. В 1990 году на этом месте экспедиция из Прибалтики соорудила небольшой мемориал.

Дом отдыха на Ламе официально был открыт в 1944 году. Он был рассчитан на 40 семейных мест с расчетом на три оборота в сезон. Из совхоза на Ламу привезли коров и поросят, построили парники, где выращивали зелень, огурцы, помидоры, редиску, капусту. Ежегодно там отдыхали сотни норильчан. В 1952 году дом отдыха закрылся, видимо, недешевым он был в содержании. Однако в 1958 году его отремонтировали и восстановили уже в качестве турбазы. Там и сегодня есть на что посмотреть и есть что вспомнить.


Первый заезд в дом отдыха. 1944 год

Светлана ГУНИНА
Фото автора и Александра ХАРИТОНОВА

Заполярная правда 02.08.12


/Документы/Публикации/2010-е