Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Между Востоком и Западом


1. Между Востоком и Западом

Такая река, как Енисей, в мире одна. На правом берегу – Восточно-Сибирское плоскогорье, на левом – Западно-Сибирская низменность. Получается, стоит переправиться через реку - и окажешься в другой стороне света. Енисей делит Россию на две равные части, его называют срединной рекой. А какие берега! Нельзя уйти с палубы ни на минуту – обязательно пропустишь что- то интересное.

На Енисее – множество достопримечательностей, уникальнейших объектов, подобных которым не найти во всем мире. Археологические, памятники истории и архитектуры, выдающиеся природные и индустриальные «произведения». Древние наскальные рисунки соседствуют с подземным комбинатом. Великолепные храмы с промышленными гигантами. А какие шедевры создала природа на всем пути Енисея!

Кажется, единственная в мире река течет почти точно по меридиану – и это тоже Енисей. Какая река России самая многоводная? Опять же Енисей. Его сток в три раза больше Волги. По длине у Енисея тоже мало конкурентов. Он несет свои воды на Север на протяжении более четырех тысяч километров. Нам предстоит пройти десятую часть этого пути.

Якорь чист!

… В 13-00 теплоход «М.Ю. Лермонтов» выбрал якорь и под щемящие звуки «Прощание Славянки» отошел от причала речного вокзала г. Красноярска.Тихо скользит по водной глади, а я не могу поверить своему счастью. Как давно мечтала совершить путешествие по Енисею!

С тех пор, как увлеклась краеведением, каждое лето начиналось с уточнения расписания пассажирских судов. Но все что-то мешало … Прошлым летом всей редакцией побывали таки в Енисейске. Но отправились туда не по водной магистрали, а на автобусе.

Редакция«Сельской жизни» три года подряд участвует в Межрегиональном форуме средств массовой информации "Енисей.РФ», который с 2011 года проводится в Красноярском крае ежегодно. В 2011 году наша газета ,благодаря акции «Бей частушкой как из пушки», даже одержала победу в конкурсе медиафорума, стала лауреатом в номинации «Выйти за рамки». Каково же было наше изумление, когда мы узнали, что нынче в программе этого мероприятия будет организован грандиозный пресс-тур по Красноярскому краю.

И вот 12 июня у театра оперы и балета собралось шесть команд. Более 250 человек. Много знакомых лиц – съехались журналисты не только со всего края. В походной экипировке - коллеги из Алтайского края, Бурятии, Новосибирска, Иркутска, Кемерово, Екатеринбурга, Москвы ("Russia Today", "РЖД-ТВ"). К нам присоединились и съёмочные группы польского телевидения, телекомпании NDR, фотокорреспондент международного агентства Reuters.

В один и тот же час вся эта армада, увешанная съемочной аппаратурой, отправилась в путь. На самолётах, поезде, теплоходе, машинах, автобусах — по всем сторонам света - на север и юг, на восток и запад. Такое путешествие проходило впервые в истории края. Спасибо Ассоциации телевещателей и телепроизводителей "Енисей.ТВ", Союзу журналистов Красноярского края – это была их инициатива. Но она вряд ли бы осуществилась, если бы не получила поддержку губернатора Льва Кузнецова и Правительства края.

Мне посчастливилось попасть на речной пул. На теплоходе мы преодолеем путь в 413 километров до Енисейска. Будет возможность побывать в Казачинском, Большемуртинском, Пировском и Енисейском районах, Лесосибирске и , конечно же, в жемчужине нашего края – старинном городе Енисейске. Но у каждого журналиста – свой, индивидуальный, путевой лист. У меня все помыслы связаны с краеведением, исходя из этого и выбираю маршрут.

В составе нашей творческой бригады 60 человек — представители Красноярска, 18 городов и районов Красноярского, Алтайского краев, а также немецкой телекомпании NDR и международного агентства Reuters. Все они сейчас на палубах. Не переставая, щелкают затворы фотоаппаратов. Объективы телекамер нацелены на берега Енисея.

Острова идут чередой

С воды Красноярск кажется еще красивей. Кажется, те, кто впервые в нашем крае, не успели вдоволь налюбоваться видами его столицы, но теплоход, уже выносит нас за ее черту. Скорость – примерно 23 километра в час. Промышленные пейзажи понемногу уступают место живописной сибирской природе. Через 50 минут мы уже в Песчанке.

Ширина реки в среднем около 600 метров, но местами достигает 2 километра. Берега здесь невысокие, сложены рыхлыми породами, а также песчаниками и известняками. Река течет в широком русле, разделяемом островами и протоками. Никогда не думала, что на Енисее так много островов. Большие и маленькие, они идут один за другим, усложняя и без того извилистый (река все время меняет направление) судовой ход. Не успели пройти остров Худоноговский, а впереди уже появляется другой - более крупный - Есаульский. Промелькнула протока Быстрая, слева виднеется село Частоостровское , справа Тартат, а по курсу снова острова – Частоостровской и Холоватов.

Поднимаюсь в рубку теплохода. За штурвалом – второй помощник капитана Андрей Лисин. По внешнему виду, совсем молодой человек, Но, оказывается, ходит по Енисею уже 9-ю навигацию. Он заступил на вахту в 14 часов. Перед ним — лоцманская карта Енисея. Из нее-то и узнаю, что на 53-м километре (расстояние — по оси основного судового хода от пристани г. Красноярска) начинается Частоостровской перекат. Судоводителю здесь надо быть внимательней: учитывать действие затяжного течения, устремленного в протоку Быстрая и свального течения, направленного влево.

Черные купола

16-00. В пути – ровно три часа. Пролетели, как одна минута. Мы приближаемся к селу Барабаново… Вся журналистская братия бросается к левому борту. Вдалеке на высоком берегу показался черный силуэт церкви. После техногенных пейзажей увидеть старинное здание – к тому же прекрасный образец деревянного зодчества — для многих моих коллег стало неожиданностью. Храм построен в 1857 году во имя святой мученицы Параскевы. Каким чудом он сохранился? Сколько пожаров, других стихийных бедствий ( природных и политических) пронеслось за полтора века над его куполами. А церковь стоит! Но, правду сказать, стоит из последних сил. Из-за протекающей крыши разрушены стены, отломилась одна из глав. Храм скоро может просто рухнуть. Сколько фильмов и сюжетов (в том числе зарубежных компаний) об этом памятнике снято, сколько паломников и туристов здесь побывало, и поток людей все увеличивается, но реставрация пока только в планах.

До революции в Барабановский приход входило еще три деревни- Карымская, Шиверская и Додоново. Последняя — на противоположном берегу Енисея.

Додоново звучало на всех языках

Увлекшись архитектурным памятником, мы едва не пропустили этот важный пункт. Отчетливо видна паромная переправа, кажется, первая на нашем пути. Из Барабаново за несколько минут можно перебраться на правый берег – из Западной в Восточную Сибирь. В ожидании парома томятся несколько машин. Здесь же небольшой затон, он предназначен для стоянки и ремонта судов ведомственного флота.

Но не этим прославилось Додоново на весь мир.

64 года назад жители окрестных сел, рыбаки и пассажиры проходящих мимо судов стали с изумлением наблюдать, как к причалу ничем не примечательного селения одна за другой стали приставать огромные груженые баржи. На коротком 65-километровом маршруте Красноярск-Додоново бешеными темпами развился невиданный грузооборот. 20 августа 1949 года у Додоново причалил пароход «Мария Ульянова», на котором прибыла тысяча человек в военной форме. Никто не знал, что за великая стройка возникла в непроходимой тайге. Довольно продолжительное время ее предназначение удавалось скрывать и от иностранных разведок. Но через несколько лет словосочетание «додоновский реактор» зазвучало на всех языках мира. Кроме русского. Лишь через десятилетия сибиряки узнали, что в скалах Атамановского кряжа спрятан подземный комбинат для наработки оружейного плутония – начинки ядерных боезарядов.

Судовой ход сужается

Тем временем «М.Ю. Лермонтов» обогнул остров Барабановский (69-й км) и попал на первый сложный участок нашего пути. Согласно правилам на предстоящих 15-ти километрах, до села Атаманово, пассажирским судам, сухогрузным теплоходам и танкерам, буксируемым и толкаемым составам из груженых барж определенной грузоподъемности в темное время суток запрещено движение вниз.

Вот он – Средне-Шиверский перекат. Начинается на 73-м километре. Полтора километра далее - сплошь каменистые гряды и выходы скального дна. Вдобавок судовой ход сильно искривлен каменисто- галечной косой Потехина. Здесь сооружена струенаправляющая дамба. Скорость течения на перекате достигает 10 километров в час, ранее на плесовых участках - 4-5.

На перекате одностороннее движение, расхождение и обгон судов запрещены. Идущие вниз корабли, сделав оборот к острову Барабановский, останавливаются на 69-километре. Встречные составы бросают якорь и ждут своей очереди на 80-м километре, у левого берега. Замечаем, что у плавучих навигационных знаков – красных и белых буев - установлены длинные шесты. Это контрольные вехи, дополнительное обозначение опасных мест.

Судовой ход здесь узкий, кругом скальные выступы. В верхней части переката штурман придерживается левой кромки, не допуская раскатки в сторону красных буев. В нижней части ведет судно чуть правее, подальше от левобережного скального берега.

«Лермонтов» успешно преодолевает опасный участок. Никто из пассажиров и не заметил, что судно шло по опасному участку. Все увлеченно фотографировали живописнейшие берега. Справа и слева острова, слева мелкие, у правого берега более крупный, со странным названием - Мамаич. Но на него никто не смотрит. Теплоход поворачивает влево. Мы уже знаем, что на мысу Шиверский кряж скоро покажется скала Барыня.

2. Между востоком и западом

Подводные лодки на Енисее

Слева идет очень живописный Атамановский кряж. Среди нежной зелени выступают острые скалы. Их нагромождения издалека похожи на древние крепости. Сверху горы покрыты смешанным лесом. Темная хвоя сосен доминирует среди светлых лиственных крон. На крутых склонах виднеются тропинки. А внизу - на узких полосках суши - фигурки рыбаков.

Любоваться бы и любоваться этими пейзажами. Но как оставить без внимания правый берег? Там среди гор и леса множество разных строений. А кромка берега приобретает подозрительно правильную форму. Этакая приступочка у высокой, поросшей лесом горы. Ровная, одинаковая по высоте, в теле ее видна скальная порода, на откосах кое-где покрыта лесом. Вряд ли такой ее создала матушка- природа. Читатель уже догадался, что здесь начинаются владения некогда сверхсекретного предприятия атомной промышленности.

Множество легенд и невероятных слухов родились за годы его существования. Одни утверждали, что здесь производят ядерное оружие, другие «достоверно» рассказывали об урановых рудниках, на которых работают заключенные-смертники, один за другим погибающие от радиации. Их трупы штабелями складывают на берегу, а охрана меняется через каждые 5 минут. Долго ходила в народе небылица о том, что в «Девятке» строят атомные подводные лодки. И от Атамановского кряжа субмарины уходят по Енисею в Северный Ледовитый ок-ан...

В самом деле, что за загадки таят в себе горы правобережья?

На прижиме

63 года назад, 26 февраля 1950 года, Совет Министров СССР принял постановление о строительстве в Красноярском крае оборонного предприятия по наработке плутония для ядерного оружия - комбината № 815. Документ был подписан Иосифом Сталиным. Но еще раньше на берега Енисея прибыл батальон военных строителей, который начал пробивать дорогу от Додоново к месту будущего строительства. К этому времени проведены изыскания, топографические съемки, пробурены тысячи погонных метров геологических скважин.

Почему выбор месторасположения оборонного комплекса пал на такую глухомань? Тут сошлось несколько факторов. Для охлаждения реакторов требовалось много воды, поэтому комбинат должен находиться вблизи водоема. Из соображений секретности его надо было упрятать подальше от границ Советского Союза, желательно во глубине сибирских руд. С целью защиты от возможных ядерных ударов с воздуха - глубоко под землей, а точнее под мощным слоем гранита.

Наилучшим местом оказался Прижим - там, где Атамановский кряж вплотную подходит к Енисею.

Горнопроходческие и строительные работы велись круглосуточно. В горный массив врезались сразу из многих точек. Работы производились одновременно на пяти-шести горизонтах. Для этого пробито девять стволов сечением в свету 24 кв. метра и тоннели сечением 30- 35 кв. метров. Тоннели и стволы вели к месту сооружения ядерного реактора. Тоннели нужны были и для прокладки железной дороги, и для подачи воздуха, а также воды из Енисея, последующего ее сброса.

Проходка осуществлялась буровзрывным способом. Горную породу из чрева кряжа через стволы шахтными и подъемниками поднимали на верх горы, а также вывозили электровозами, работающими на аккумуляторных батареях, к Енисею, высыпали на кромку берега.

Из горы было выбрано 15 миллионов кубометров скального грунта. Там, где раньше Енисей прижимался к отвесным скалам и даже тропинку проложить было невозможно, появилась терраса. Строители именовали ее «полкой». Название было настолько удачным, что закрепилось навечно. По полке проложили железную и автомобильную дороги.

Кстати, с появлением террасы русло Енисея сузилось, увеличилась и скорость течения. Речники сетовали, что старым колесным пароходам стало трудно подниматься против течения. Но не будь полки - к подземному комбинату не подъедешь.

Строили заводы и город военные строители и, частично, заключенные. В 1950 году МВД СССР издало приказ об организации ИТЛ при строительстве № 994 (п/я №9). По номеру почтового ящика и возникло неофициальное название города - Девятка. Его поставили в 10 километрах южнее основных объектов, в бывшей пойме Енисея. Называли Соцгородом. Во многих прибрежных точках, в глухой тайге, располагались отделения и лагерные пункты ИТЛ «Полянский», в том числе в Додоново, Шиверах, Атаманово.

Управление № 994 в целях конспирации называлось управлением строительства железных рудников, хотя никаких месторождений железной руды тут не было и в помине. 994-е управление вместе со всеми субподрядными монтажными организациями и ИТЛ «Полянский» подчинялись Главпромстрою МВД СССР.

В 1958 году комбинат дал первый плутоний. В 1961 году запущен второй реактор - АДЭ-1, в 1964 - третий - АДЭ-2. Вступила в строй подземная атомная ТЭЦ. Два первых агрегата работали в проточном режиме. Получается, Енисей тоже участвовал в создании ракетно-ядерного щита нашей родины. По специальным трубам его воды шли в Гору для охлаждения реакторов, а потом, на 80-м километре сбрасывалась обратно в реку.

Подземное царство

.... Лет 16 назад журналистам нашей редакции представилась редкая возможность побывать в Горе. К тому времени два реактора уже были остановлены. Но продолжали действовать АДЭ-2 и атомная электростанция (они были остановлены в 2010 году).

Мы долго ездили по тоннелям (среди них есть и ложные), пока не попали на пассажирскую платформу электропоезда. Высокий «коридор» облицован мрамором и кафелем, поэтому очень похож на станцию метро. Отсюда мы спускались в подземное царство на лифте вниз  - более чем на 200 метров, к месту остановленного реактора АД. Все в Горе поражало воображение. Оказывается, производственные помещения расположены в разных горизонтах, от 8 до 11 этажей. Уникальны по своим размерам, размещены в горных выработках высотой свыше 80 метров, шириной 20 и длиной более 100 метров. Мы наблюдали, как сотрудники из кабинета в кабинет ездили по коридору на велосипеде. Собственно, по нему и две машины могли разойтись. Такие вот площади у подземного дворца. Все увиденное казалось просто фанта- фантастическим.

Видно не зря специалисты называют Горно-химический комбинат жемчужиной среди других атомных проектов.

Подобного сооружения под землей нет ни в одной стране, теперь, наверное, и не будет.

3. Между востоком и западом

Камень окутан легендами

Атамановский бык. Камень. Так называют гору, у подножия которой расположено село Атаманово. Излюбленное место отдыха сельчан. Вид с Камня просто потрясающий. Как на ладони – красавец Енисей, прибрежные хвойные боры, огромные валуны на правобережье. Любители с фотоаппаратами и видеокамерами карабкаются по северному пологому склону на самый верх, чтобы запечатлеть незабываемые картины. Про Камень сложено много легенд. Одна из них была опубликована в экологической газете лет 20 назад. Со всей серьезностью там сообщалось, что старожилы Атаманово помнят, как конвой гнал колонны заключенных в тайную пещеру Камня на строительство секретного города «Девятки». И люди исчезали бесследно. Это конечно, выдумка. Но Камень в самом деле хранит много тайн. О некоторых из них – в путевых заметках Ольги Вавиленко «Между востоком и западом», опубликованных на 3 и 8 страницах.

Сюжет для фантастического фильма

Наш теплоход «М.Ю. Лермонтов» продолжает свой путь по Енисею. Все до единого участники пресс-тура «Енисей РФ-2013» на палубах. Любуемся живописными берегами. Нос судна рассекает водную гладь, к берегам идет волна… А в это же самое время под днищем корабля с одного берега реки на другой проезжает автомобиль. Штурман и водитель не видят друг друга. Не слышно и гула моторов. Но никто не переживает: ведь столкновение невозможно.

Капитан, его команда, да мы, несколько красноярских журналистов, знаем про таинственный «перекресток». Остальные пассажиры просто не в состоянии представить себе столь неправдоподобную картину… И, тем не менее, это не фантазия – а самая настоящая действительность — только что в одной точке пересеклись пути двух транспортных средств. Теплоход, не сбавляя скорость, идет дальше, к атамановскому Камню, а легковая машина спустя некоторое время, как ни в чем не бывало, появляется на правобережье Енисея, перед Прижимом. Как такое может быть?

На своем пути мы встретили уже четыре переправы – три моста — Октябрьский, «Три Семерки» в Красноярске, Путинский близ Березовки — и паром у Додоново. И вот теперь миновали пятую переправу. Самую экзотическую. Ее никто не видит. Никаких опознавательных знаков! Еще бы, несколько десятилетий это был сверхсекретный объект. Автомобиль спокойно пересек Енисей, потому что его путь пролегал глубоко под водой и под… землей. А если еще точнее – под толщей гранита.

Бескозырки с эмблемой ВМФ

К 1958 году основные строительно-монтажные работы были завершены, и Горно-химический комбинат начал наработку оружейного плутония.

Мог ли знать Енисей, что через два десятилетия здесь развернется еще одна секретная стройка. Сначала на берегах. Позже… Невероятно — но механизмы заработали под дном могучей реки. Началась прокладка тоннеля в гранитном массиве.

За бортом нашего корабля стремительное течение. Ширина Енисея более 600 метров. Непостижимо: как можно под дном такого потока пробить такое сооружение.

Наверное, сначала акваторию обследовали водолазы. В Восточной конторе (так в ту пору назывался комбинат) еще в 1952 году появился отряд военных моряков. ЭПРОН – экспедиция подводных работ особого назначения. Тогда началось строительство гидротехнических сооружений. В нем участвовали лучшие кадры военных специалистов – гидротехники, водолазы Военно — Морского флота.

Моряки разравнивали дно Енисея. Под толщей воды бурили в граните шпуры, прокладывали траншеи и трубопроводы. Создали уникальную систему водоснабжения для охлаждения реакторов. Никакое из подобных сооружений не могло сравниться с ней по мощности, гидрологическим условиям, надежности эксплуатации.

Трудно представить, как работали водолазы на Атамановских Камнях. Ведь на перекате скорость течения вырастает в несколько раз. В гидрокостюмах (вес каждого 85 килограммов) моряки передвигались по дну ползком. Им приходилось не только сражаться с бурным течением, но и страдать от холода. Даже в июльскую жару енисейская вода остается ледяной.

Кстати, водолазное подразделение существует на комбинате и поныне: нужно постоянно следить за исправностью гидротехнических сооружений.

Строительство тоннеля, входившего в комплекс завода по переработке отработавшего ядерного топлива (знаменитого РТ-2), под кодовым обозначением «объект 803», началось в 1977 году. До этого геологи очень долго искали подходящую природную линзу для закачки в подземные горизонты жидких радиоактивных материалов. Было пробурено более 200 скважин. Сухобузимцы помнят, как из одной из них, глубиной 1500 метров, фонтаном пошла чистейшая вода.

Конечно, удобнее и намного экономичней было бы разместить полигон радиоактивных отходов вблизи завода. Но, как ни искали, на правом берегу не нашлось природного резервуара, обеспечивающего безопасность захоронения. Идеальное место обнаружили на левом берегу у деревни Толстомысово. Здесь решили строить полигон «Западный», все называли его «Площадка 27».

Чтобы перекачивать отходы с правого берега на левый, нужен был либо подвесной трубопровод, дюкер или тоннель. Последний вариант — самый дорогой. Его и выбрали, как самый безопасный. «Объект 803» строили 14 лет. А поскольку дно Енисея в этих местах каменистое, тоннель пробивали в толще гранитных пород. Известно, что камень бурили одновременно с обоих берегов. В 1985 году уже готовились к сбойке. А 26 апреля грянул Чернобыль.

По стране прокатилась волна протеста, строительство завода РТ-2 было приостановлено. Тоннель же продолжали вести.

Сбойка произошла 8 октября 1985 году при бурном ликовании строителей. Еще бы! В таких условиях точнейшим образом выполнить все проектные параметры.

Объект национального достояния

Тоннель состоит из двух ярусов. Нижний высотой 3,3 метра предназначался для прокладки пяти рядов нержавеющих труб, уложенных в железобетонные лотки, верхний – для проезда автотранспорта, обеспечения эксплуатации спецсетей, прохода людей. Вскоре магистраль была готова. По ней пошли машины. Правда, не по второму, а по первому этажу. Трубы не успели уложить.

Пока шли баталии между атомщиками и «зелеными», наука шла вперед. Технология переработки ОЯТ изменилась в корне, жидкие отходы были в ней исключены. Ни площадка 27, ни сам тоннель оказались никому не нужны. Как промышленные объекты, они не использовались по своему назначению ни одного дня.

Грандиозное подводное сооружение законсервировали.

Начиная с 1994 года, сотрудникам газеты «Сельская жизнь» неоднократно доводилось проезжать на правый берег под Енисеем. И каждый раз с замиранием сердца въезжаем в высокие железные ворота. Сначала движемся по суше, потом машина делает поворот и дорога идет вниз. Такое ощущение, что попадаешь в гигантскую пещеру. Тоннель проложен на глубине 47 метров от дна Енисея.

Поскольку скорость машины примерно 20 километров в час, на правый берег едем долго, кажется, что не менее 5 километров. На самом деле в два раза меньше – 2,2 километра. Железобетонные стены скупо освещены электрическими лампами, смотрятся мрачновато. Кое-где на дороге встречаются лужи, по потолку и стенам сочится вода. Ширина дороги – 6 метров, двум машинам не разойтись. Да и по правилам движение в тоннеле одностороннее, охрана пропускает только одну машину.

В центре этого сооружения имеется огромное помещение длиной 60 метров, в котором расположена насосная станция. Оно глубже тоннеля еще на 6 метров. Мощные насосы ежесуточно откачивают большие объемы воды.

В конце пути, перед подъемом, снова поворот. Конфигурация тоннеля напоминает латинскую букву S. Даже в этом проявляется нестандартность сооружения, обычно тоннели прямолинейны. Не говоря уже о том, что подобной магистрали под крупными реками в мире не имеется.

Прошло 20 лет. Тоннель стоит без дела, лишь иногда по специальным пропускам здесь проходят автомобили небольших габаритов.

Время от времени звучало предложение затопить объект 803, так как содержание его требует немало средств. Но, наверно, ни у кого не поднималась рука похоронить уникальный объект, считающийся национальным достоянием. В начале нынешнего лета комбинат в партнерстве с Сибирским федеральным университетом объявил конкурс проектов, чтобы найти, наконец, применение уникальному объекту.

Послание из глубины веков

Какое это удовольствие — плыть на корабле. Смотреть на текущую воду можно бесконечно. После нескольких минут такого созерцания приходишь в совершенно необычное состояние. Великий дар природы – вода — уносит все переживания. В душе остается покой и безмятежность. Слушать шум реки, вдыхать ее запахи – и отдаваться воле волн…

Но временами, когда с палубы видишь что- то необычное, все же очень хочется сойти на берег. Чтобы рассмотреть поближе заповедные уголки, прикоснуться к тайнам, которые хранит Енисей.

Смотрю на скалы Атамановского Быка (местные жители называют его Камнем) и пытаюсь представить себе картину из прошлого.

…Эпоха бронзы. Конец II — начало I тысячелетия до н.э. На уступе Камня отвесная стена высотой около 20 метров. Там едва – едва виднеется маленькая неподвижная фигурка человека. Какая нужда занесла его на гору, где вряд ли можно добыть что-то полезное для жизни. Дикие скалы, задернованные каменные осыпи, чуть дальше редколесье… В любую секунду смельчак может сорваться со скалы и разбиться. Проходит час. Другой. А он не покидает опасного места. Что делает? И как ему удается удержаться на утесе?

Если бы можно было приблизиться к нему, то увидели бы: стоит человек в небольшой нише на маленькой приступочке. Наверное, от неудобной позы у него затекли ноги. Но он не замечает ни времени, ни усталости. В руках у него какое-то орудие, может, просто камень. Им-то странный человек постукивает по твердой поверхности. Что такое? Присмотримся внимательнее. На глыбе проступают какие-то фигурки. О! Да это же наскальный рисунок!

Не за добычей забрался древний человек на скалу. Скорей всего у него нет ни удобного жилища, ни достаточного запаса пищи, но есть неистребимая потребность творчества, потребность самовыражения. Пришел древний художник скорее со своей стоянки. Сейчас на этом месте располагается село Атаманово.

И вот час за часом выбивает на гранитном полотне силуэты. Всего несколько штрихов, а образ получился. Крупное животное спокойно смотрит вдаль. Похоже на лося. А, может быть, это марал — сибирский подвид благородного оленя? Я плохо в этом разбираюсь. Наверное, опытный охотник даст точное определение. Древний художник несомненно, обладал талантом и придавал персонажам своих изображений реалистический вид. Насколько это возможно, ведь выбивать линии приходится в очень твердой породе. Но даже этими скупыми средствами хорошо переданы пропорции гордого обитателя тайги. Мощная голова, прямая шея вытянута вперед, сильные конечности твердо стоят на земле.

Под фигурой сохатого – косуля. Грациозное животное словно парит в воздухе. То ли замерло в предчувствии опасности, то ли приготовилось к прыжку. Длинная шея и такие же длинные конечности напряжены как струна.

На скале выбито еще несколько фигур животных, а в самом низу – маленькая фигурка человека.

Загадка для ученых

Древнее искусство, а наскальная живопись в особенности – одно из самых загадочных явлений в истории человечества. На Енисее немало таких «галерей». Первые русские поселенцы в Сибири называли скалы с рисунками «писаными камнями», а рисунки «письменами» или «писаницами. Позже в научной среде стал использоваться термин петроглифы. Они представляют большой интерес для ученых

Памятники древности коренных народов Сибири русские начали изучать одновременно с ее освоением. Первым написал о наскальных рисунках на Енисее в конце XVII века Николай Спафарий. Во время путешествия в Китай он узнал о писаницах от проводников, но сам рисунки не видел. Первое научное описание их сделал исследователь Даниэль Готлиб Мессершмидт, отправленный в Сибирь по указу Петра 1 «для изыскания всяких раритетов». Немецкий ученый осмотрел и зарисовал «писаные камни» у села Новоселова, деревни Бирюсы, позже на Ангаре и на правом берегу Тунгуски.

С тех пор и российские ученые, а также любознательные люди на лодках, лошадях, а чаще пешком совершали длительные походы в поисках древностей. Много загадок таит в себе история открытия и исследования Атамановской писаницы.

Потерянное сокровище

В 1883 году наставник Красноярской гимназии В.К. Златковский совершил несколько экскурсий по берегам Енисея. Он не просто любовался красотами природы, а занимался исследованиями. Собирал коллекции горных пород, а также археологические памятники – обломки глиняных горшков, камни со следами обработки. Вероятно, тогда же он и обнаружил, а затем срисовал наскальные рисунки на Камне. Поделился своей находкой с директором учительской семинарии И.Т. Савенковым. Этот прекрасный педагог был образованным и очень одаренным человеком. Увлекался театром, шахматами. Но главным делом жизни стала археология. Савенков получил мировую известность и за открытие палеолитической стоянки на Афонтовой горе, и за научный труд «О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее». Наградой за труды нашего земляка, признанием его заслуг стал диплом члена- корреспондента Императорской Академии наук. Ни кто иной как Савенков первым опубликовал сведения об Атамановской писанице. В его описании значилось 6 фигур: три рисунка и знаки животных, 1- незаконченный рисунок и 2 незаконченных знака. В 1909 году этот памятник нанесен на археологическую карту средней части Енисея.

Обычно с течением времени следующие поколения исследователей не раз возвращаются к уже открытым памятникам, более тщательно их исследуют, делают свои выводы. Но рисунки атамановского художника по неизвестной причине оказались в забвении. Археологи предпринимали попытки найти петроглифы, но без успеха. И хотя они находятся недалеко от Красноярска, к ним невозможно добраться: утес обрывается прямо в воду. К тому же было не известно точное месторасположения рисунков. Начиная с 1950-х и до 90-х годов, наверное, свою роль сыграла определенная закрытость территории. Чтобы работать в непосредственной близости от секретного производства, скорее всего ученым нужно было получать специальный пропуск. Так или иначе, более 100 лет о памятнике археологии ничего не было слышно.

Енисей умеет хранить тайны

Но надежда не оставляла ученых. И они нашли оригинальный выход. Полевой сезон в археологических экспедициях всегда проходит в теплое время года, начинается в апреле — мае, а заканчивается в октябре. Кандидат исторических наук, директор музея археологии и этнографии Красноярского педуниверситета А.А. Заика с коллегами решили нарушить традицию и отправились в «поле» зимой. Как известно, Енисей в этих местах не замерзает в самые лютые морозы. Но в холодный 2010-й год у Камня образовалась узкая полоска льда. Она и послужила стартовой площадкой для исследователей. С нее они карабкались вверх по горе, тщательно осматривая каждый сантиметр каменных плит. Не знаю, обладали ли они навыками альпинистов, было ли у них специальное снаряжение, но, мне кажется, подвергали себя риску, ведь в любой момент могли сорваться с обледеневших скал и очутиться в ледяных водах Енисея. К счастью, их самоотверженность была вознаграждена. Им удалось найти потерянное сокровище. Правда, исследователи считают, что не все рисунки ими обнаружены, поэтому поиски нужно продолжать.

Археологи составили ситуационный, топографический планы, сфотографировали и описали артефакт. Предварительное сообщение о нем А.А. Заикой, В.Е. Матвеевым, А.С. Техтерековым и Е.Е. Матвеевым было опубликовано в 2010 году в пятом альманахе сборника «Енисейская провинция».

4. Между востоком и западом

Иконописцы Поповы

Атамановская труба с упрятанным в скалу Горно-химическим комбинатом и затруднительный для судоходства перекат остаются позади.

Идём дальше! Справа показалось село Атаманово. На часах – 16-30. Стало быть, расстояние в 84 километра от речного вокзала до Атаманово теплоход «М.Ю. Лермонтов» преодолел за 3 с половиной часа.

Первые дома прилепились прямо к подножью Камня. Здесь на улице Ленина сохранились постройки прошлого и даже позапрошлого века. Есть, правда, и современные дачи оригинальной архитектуры. Но из-за высоченных оград их трудно разглядеть. Село раскинулось на самом берегу Енисея. Говорят: на месте старого русла реки.

История же одного из самых старинных сел Приенисейской Сибири, которое основал атаман Тюменцев, насчитывает уже 366-й год. На карте С. Ремизова 1701 года поселение значится как Тюменцево. В 1777 году на самом угожем возвышенном месте православные построили каменный храм в честь святой Троицы, позже появился придел во имя святого Николая. В 1781 году в Тобольской епархии составили ведомость о составе приходов . 74 из них находились в Приенисейской Сибири. В их числе и Атамановский Троицкий приход с количеством душ – 760. Красноярская епархия учреждена в 1861 году, поэтому наши приходы тогда подчинялись Тобольску.

Иконостас для церкви в 1863 году расписали потомственные мастера иконописных дел из Енисейска – Ефим Родионович, Матвей Семенович и Петр Матвеевич Поповы. Каким чудом попали они в глухомань? Ведь это были известные художники, прежде расписывали великолепнейшие Благовещенскую и Всесвятскую церкви в Красноярске.

Здесь же, в глубинке, их прекрасным творениям поклонялись тысячи прихожан – из Атаманово, Хлоптуново, Большого Балчуга, Новониколаевки, Подпорога. Жители трех последних деревень, чтобы попасть на службу в Троицкий храм, переплывали Енисей на лодках вплоть до 1912 года, пока не построили церковь в Большом Балчуге.

Полтора века простояла красавица-церковь. Этим строением любовались люди со всех проходящих мимо судов. 28 июня 1922 года в Атаманово приехала Красноярская уездная комиссия по изъятию церковных ценностей. Все богослужебные предметы и церковное убранство, содержащее драгоценные металлы – ризы, кресты, кадила, дароносицы и дарохранительницы описали и вывезли. В 30- годы божий дом сначала обезглавили, потом разобрали по кирпичику. Любоваться стало нечем.

У Камня начинается Сухобузимский район

Оказывается, на берегах Енисея тоже стоят «дорожные» знаки – они указывают расстояние от речного вокзала Красноярска. Я же ищу глазами другой знак: ведь здесь начинаются владения моего родного Сухобузимского района.

На Енисейском тракте стоит высокая стела, и все проезжающие знают, что пересекают границу Сухобузимского района. К сожалению, у Камня нет никакого, даже простенького «пограничного» столбика. Кстати, не увидела я таких знаков на берегах и в других административно- территориальных образованиях , хотя на пути в Енисейска мы прошли еще три района – Большемуртинский, Казачинский, Енисейский. А ведь путешественникам, речникам, да и большинству пассажиров судов была бы интересна такая география.

У юго-западной кромки Атаманово — точка стыка трех муниципальных образований – Сухобузимского, Емельяновского районов и ЗАТО. Первое заканчивается в 700 метрах от атамановской пристани. Граница не просто вплотную поджимает Атаманово, но и отрезает от него некогда принадлежащие сельсовету земли. Нелепица: два дома этого поселения вообще оказались на территории ЗАТО - закрытого административно-территориального образования города Железногорска.

Неисповедимы правила территориального планирования! По каким законам и соображениям они слагались? Граница с Емельяновским районом от той же самой пристани в 1100 метрах, протяженностью (не поверите!) всего 1222 метра. Емельяновские земли узким языком причудливым образом втискиваются между двумя участками, принадлежащими ЗАТО.

Многие сухобузимцы считают, что, как и раньше, за Большими Прудами начинается Емельяновский район. Но это не так. Если поедешь в сторону Шиверов, то прямо за околицей поселка увидишь дорожный знак с надписью «ЗАТО».

На карте этот островок земли имеет необычную форму – очертания напоминают форму пятиконечной звезды. Справа повторяют линию Енисея. Естественно, территория Железногорска захватывает левый берег реки у выхода тоннеля. На юго-западе примыкает к землям Частоостровского сельсовета.

Были времена, когда Горно-химический комбинат платил Сухобузимскому району арендную плату за землю, занятую его объектами. Но 27 июля 1998 года Президент Российской Федерации Б. Ельцин своим указом утвердил границы ЗАТО. В приложении к этому документу описание трех участков Железногорска – на правом и левом берегах Енисея.

Граница первого участка ЗАТО выше Атаманово проходит по левому берегу Енисея. Получается, Енисей вступает в пределы Сухобузимского района лишь на 84- м километре. Какое же расстояние величайшая река мира проходит по территории района? Пока секрет. Мы вместе посчитаем, когда теплоход минует деревню Берег-Таскино.

На правом берегу Енисея по смежеству с нашим районом у ЗАТО еще два участка. Граница проходит по землям, некогда принадлежащим совхозу «Первомайский», недалеко от Большого Балчуга, южнее — в долине реки Большая Тель, тоже когда-то относившейся к Сухобузимскому району.

Южнее же Шиверов вдоль наших деревень - Карымской, Татарской, Иркутской — до самой Ленинки и выше – продолжается территория Емельяновского района.

Зона особого режима

Перекраивать границы начали 63 года назад. 19 мая 1950 года по требованию Совета Министров СССР Красноярский крайисполком принял решение (№23-109сс) об отчуждении земель Сухобузимского Советского (Березовского) и Емельяновского районов под строительство «Девятки» и ее предприятий. Позже на этот счет издано распоряжение Совета Министров СССР. 5 ноября 1950- го министр внутренних дел подписал приказ № 00552 «Об отчуждении территории под строительство горно-металлургических предприятий МВД СССР». Читатель удивится: причем здесь МВД, с какой стати это ведомство принимают документы об отводе земель?

Дело в том, что с началом строительства секретных объектов в Атамановском кряже было принято решение отселить неблагонадежные элементы из окрестных сел и деревень. Списки составляло управление МГБ. В них попали все ранее судимые лица. И, конечно же, ссыльные, осужденные по политическим мотивам и даже депортированные немцы, калмыки, украинцы, народы Прибалтики. Их направили на жительство в другие места, в том числе и вглубь района. Из Большого Балчуга, Атаманово, Подпорога, Больших Прудов, Новониколаевки — в Кекур, Родниковый, Миндерлу, Иркутскую, Татарскую.

Люди только-только обжились на новом месте, некоторые построили нехитрые жилища, обзавелись хозяйством. Рождались интернациональные семьи. Ссыльные все чаще женились и выходили замуж за местных, у них появились дети. А тут приказ из спецкомендатуры: покинуть место проживания.

В никем не объявленную ссылку добровольно последовали русские мужья и жены «социально чуждых элементов». Какую опасность для обороны страны представляли эти люди? Изгнанные с родной земли, прошедшие лагеря и тюрьмы, запуганные спецпереселенцы жили тише воды и ниже травы. Без разрешения коменданта не имели права и шагу шагнуть. Если отправились за ягодой или по грибы далее чем на три километра от места поселения, могли загреметь в тюрьму. Но, видимо, в МГБ считали, что лица враждебно настроенные к Советской власти, могут сообщить агентам иностранных разведок о тайном строительстве.

Этапы шли по Енисею

Парадокс: из Атаманово выселяли безобидных калмыков и немцев, а в то же самое время село кишело целым скопищем закоренелых «врагов народа». Ведь здесь дислоцировалось 25-е лаготделение Норильлага. Заключенные работали и в самом Атаманово и на каждом из четырех лагпунктов – отделениях совхоза «Таежный».

Это большое хозяйство существовало с марта 1930 года. Тогда решением руководства Восточно-Сибирского края в Красноярском округе были созданы два десятка зерносовхозов. Вскоре «Таежный» попал по крыло НКВД. С 1936 года — подсобное хозяйство Главного управления Северно- Морского пути (ГУСМП), в 1942 году передано Норильскому лагерю. Совхоз снабжал продуктами не только заполярные учреждения ГУЛАГа, но и открывшийся в Атаманово дом отдыха, пионерский лагерь.

По Енисею на баржах в «Таежный» привозили этапы. Кстати, и сам он имел катера «Чекист», «Ведущий» и паузок «Вент». Старшинами в 1952 году работали Филадельф Георгиевич Тархнишвили и Майгонис Францевич Карклинш, скорее всего тоже заключенные, либо ссыльные.

Невольники, плывя по Енисею, не могли не видеть, как к причалу Додоново один за другим пристают судна, груженные стройматериалами и оборудованием. Заключенные заготавливали лес на правом берег, слышали глухие взрывы горной породы, видели колонны родственного контингента Полянлага. Все догадывались, что в тайге идет какая-то грандиозная стройка.

Получается, ссыльных упрятали подальше, а зэка как не в чем ни бывало работают на берегу Енисея, все видят и слышат. Им что, органы МГБ больше доверяют?

Нет, конечно. Просто немного запоздали. Но меры приняли беспрецедентные. Никто не знал, что секретным распоряжением Совета Министров СССР от 22 марта 1952 года и распоряжением №560 от 31 марта 1952 года Министра внутренних дел тов. Круглова Норильскому комбинату предложено к 1 января 1953 года перевести дом отдыха, пионерский лагерь и центральную усадьбу совхоза «Таежный» вниз по течению реки Енисей.

На новом месте надо возвести производственные здания, жилые дома, парниковое и тепличное хозяйство, объекты отдельного лагерного пункта (ОЛП). Как доставить огромное количество стройматериалов? Большей частью, а может быть, и единственным путем – по Енисею. Стройконторе во временное пользование предоставили буксир, передали две палубные баржи водоизмещением 800-1000 тонн. В июне пассажирским пароходом «Степан Веребрюсов» из Курейки, Туруханска и Подкаменной Тунгуски на новую стройплощадку завезли заключенных.

Задействовать на строительстве предполагалось более 1500 человек.

17 сентября 1952 года начальник Норильского ИТЛ и комбината МВД СССР инженер-полковник Зверев издал приказ о перебазировании 26-го лагерного отделения в 4-й лагерный пункт 25-го лагерного отделения (ныне поселок Исток). Начальником 26-го лаготделения назначен старший лейтенант И. Л. Чаадаев, ранее работавший заместителем начальника Красноярского порта.

На берегах речушки Исток успели кое-что построить, и центральную усадьбу «Таежного» ненадолго перевели на четвертое отделение. Так же на короткий срок передали «Девятке» - управлению строительства железных рудников п/я №9 — дом отдыха, парниковое хозяйство, огород.

Внезапно умирает Сталин, расстрелян Берия, круто меняются времена. Новые ветры достигли и ГУЛАГа. Когда лаготделение в Атаманово ликвидировали, совхоз «Таежный « остался подсобным хозяйством Норильского горно-металлургического комбината и много лет снабжал его продуктами.

Памятник ушедшей эпохе

Впереди как раз показались портальный кран. Это все, что осталось от совхозных причалов. В былые времена их было в Атаманово 7. Отдельные — для угля и леса, для нефтепродуктов и зерна, для овощей и картофеля. Многие материалы и товары в район доставляли рекой. «Таежный» же отгружал на судна и отправлял на Север свою продукцию, десятки тысяч тонн картофеля и капусты. Трюмы заполняли также морковью, свеклой и даже редькой с луком. Отправляли даже скот и сено: у комбината в Заполярье был еще один совхоз.

Когда комбинат отказался от подсобного хозяйства, поставки на Север прекратились. Грузы в район стали доставлять автомобильным транспортом.

Причалы стали не нужны.

В 2008 году в Атаманово в торжественной обстановке открыли необычный памятник труженикам полей. На постаменты поставили комбайн «Енисей» и трактор Т-4. Эта техника безупречно служила хозяйству более 20 лет. На смену ей пришли импортные «Лаверды» и «Джон Диры». Крестьяне решили отдать дань уважения и благодарности конструкторам, механизаторам, работавшим на механизмах более двух сроков их полезного использования и самим машинам.

Портальный кран – тоже памятник ушедшей эпохе.

«Бичевники не употребляются»

Самое же печальное – нет теперь пристани в Атаманово. На лоцманской карте я нашла лишь обозначение якорной стоянки на 86-м километре.

Между тем пристань в Атаманово существовала, видимо, с древнейших времен. Существует предположение, что здесь останавливались на отдых казаки, идущие в 1628 году вверх по Енисею, чтобы заложить в устье Качи острог Красный Яр . Не случайно атаман пешей казачьей сотни Тюменцев спустя время основал тут свое родовое гнездо. В 1786 году здесь проживало 115 душ обоего пола носящих фамилию Тюменцевы, в 1891-м — 186

С началом судоходства на Енисее в Атаманово построили пароходную пристань. Упоминания о ней имеются в документах 19 века. В отчетах Сухобузимского волостного управления сообщалось, что в волости имеются две пристани, но их местонахождение не указывалось. Однако можно было предположить, что одна находилась в Атаманово, другая в Павловщине. Подтверждение тому было найдено в более поздних документах, в частности, в книге « Краткое описание приходов Енисейской епархии».

В Государственном архиве Красноярского края есть «Описание границ, почвы, гидрографии, путей сообщения, климата, населения, сельского хозяйства Сухобузимской волости за 1855 год». Это своего рода социально- экономический паспорт волости. В нем приводится масса интереснейших сведений, в том числе и о природных богатствах.

158 лет назад в состав этого административно — территориального образования входило 10 деревень и три села. В разделе «Гидрография» указывается, что »волость имеет владения на правой стороне по течению Енисея». Приводятся его параметры — «шириной на версту» (1верста -1066,8 метра), «глубиной местами саженей 4 и более» (1 сажень – 2,16 метра).

Волость входила «в состав судоходной системы». При этом уточнялось, что бичевники не употребляются. Что это такое? Оказывается, бичевник (бечевник) — сухопутная дорога вдоль берега реки, предназначенная для буксирования людьми (бурлаками) или лошадьми судов на канате, называемом бечевой или бичевой. Вероятно, от Павловшины до Атаманово лодки не тащили на бичеве, но на Казачинском пороге бурлаки точно были. А как на Атамановских камнях подняться вверх? Наверно, тоже с помощью веревки. Пароходы появились в этих местах лишь в 1883 году.

Потому в «Описании» значится — « род судов простой – барки. Лодки поднимают от 4 до 10 пудов груза и людей употребляется от 5 до 10 человек».

Так как пахотной земли волость имела в избытке, крестьяне выращивали озимые и яровые культуры, а избыток хлеба отправляли в Енисейск и на промыслы. Путь был один – по Енисею.

5. Между Востоком и Западом

До Енисейска шли трое суток

Снова вернусь к уникальному архивному документу XIX века «Описание границ, почвы, гидрографии, путей сообщения, климата, населения, сельского хозяйства Сухобузимской волости за 1855 год». В нем сообщается: «для проезда от Красноярска до Енисейска на расстояние 450 верст в полную воду требуется не более 3 суток».

Если версты пересчитать на километры, получится 480. В лоции 2008 года расстояние от Красноярска до Енисейска — 413 километров. Почему такое расхождение в цифрах? Возможно, Енисей менял русло, но не мог же стать на 67 километров длиннее. Остается предположить, что, составители «Описания» ошиблись.

И тут меня осеняет: в 1855 году лоции Енисея еще не было! Он еще не знал, что за громадина такая — пароход. Специальные описания рек – гидрографические работы - начались в конце XIX века. Атлас Енисея был впервые издан в России по материалам экспедиции генерал-лейтенанта Андрея Ипполитовича Велькицкого (1894-96 гг.).

Инженер путей сообщения Е.В Близняк в начале ХХ века составил карту Енисея, 1 и 2-я часть ее изданы в Санкт-Петербурге в 1913 году. Он опубликовал материалы о производстве промеров на реке с моторной лодки в 1911 году, о наблюдениях зимнего состояния Енисея и ледохода на участке от Красноярска до Енисейска в 1912 году. Его перу принадлежат много ценных исследований. В 1960 году имя профессора Близняка дано одному из теплоходов Енисейского речного пароходства

Угрюм-река и Кекур

Интересный факт: с 1900 года в водопутейских работах и составлении лоции Енисея принимал участие техник Томского округа водных путей сообщения Вячеслав Шишков. Да-да, тот самый. Известный писатель, автор популярной книги «Угрюм — река». Не все читали этот роман, зато многие видели художественный фильм с одноименным названием, снятый Свердловской киностудией.

Есть мнение, что прототипами семейства Громовых в этом романе были наши земляки — купцы Матонины, известные золотопромышленники и меценаты. Их родовое гнездо находилось в селе Кекур, в нескольких километрах от Енисея. Интересно, бывал ли Вячеслав Шишков здесь? Ему бы обязательно рассказали про то, как Аверьян Матонин облагородил Пророко — Ильинскую церковь. На его средства позолочены купола и оклады икон, приобретены купола. Он пристроил еще один придел к храму — во имя святого Николая Чудотворца. Содержал богадельню для неимущих.

Ни церкви, ни богадельни, ни могилы Аверьяна Матонина потомки не сохранили. Но память о нем живет! Едешь по Кекуру среди неказистых деревенских изб - и вдруг открывается перед тобой старинный каменный особняк. Величественное, красивое здание в двух этажах. Кажется, его взяли с проспекта Мира города Красноярска и каким-то чудесным образом перенесли на берег Бузима. В историческом центре краевой столицы есть похожие купеческие дома — полюбоваться ими приезжают многочисленные туристы. Но как же появилось прекрасное творение зодчих в глуши?

Аверьян Матонин, своих детей не имея (единственный сын умер в 4-летнем возрасте), возвел его для крестьянских ребятишек. Это было первое в Енисейской губернии сельское ремесленное училище. Как писали Енисейские губернские ведомости», сам меценат не присутствовал на крещении возлюбленного детища: незадолго до события тяжело заболел. Однако торжество по случаю открытия учебного заведения запомнилось всем. Его почтили своим вниманием начальник Енисейской губернии Иван Константинович Педащенко, Его Преосвященство епископ Енисейский и Красноярский Исаакий, губернские и уездные начальники училищ. Собралась небывалая толпа народа. Крестьяне не знали, на кого смотреть – на высоких гостей или на ребятишек, одетых в одинаковые диковинные для того времени костюмчики. Матонин заказал для учащихся не только форму. Он позаботился обо всем, начиная с тетрадей и кончая мебелью и продуктами. Долгие годы училище целиком и полностью содержалось на пожертвования Матонина. В советское время там располагалась школа, сейчас — детский сад.

Адмиралтейский якорь

Нынче у речников Енисея юбилей. Ведь началом парового судоходства на Енисее считают 1863 год. В городе Енисейске к тому времени возникла компания «Судоходство и торговля». Она состояла из «потомственного почетного и степенного гражданина Алексея Сафроновича Баландина, а также купцов братьев Калашниковых, Кытмановых и купеческих сыновей Ефима и Алексея Грязновых». По их заказу и построили первый пароход - «Енисей». Но он поначалу ходил лишь в низовья реки. Возил туда хлеб, обратно из Туруханского края — пушнину и рыбу.

Вверх по Енисею пароходам удалось подняться спустя 20 лет, после того, как сумели преодолеть Казачинский порог. Первой была «Москва». Название самое что ни на есть русское, а судно иностранное. Известный красноярский купец Н.Г. Гадалов купил его в Германии.

«Немец» был красив и благороден, но не смог самостоятельно преодолеть Казачинский порог. По стремнине пароход тащили на лямке бурлаки. Но через два года «Капитан Дальман» мощностью 500 лошадиных сил своим ходом прошел по порогу. С тех пор грузовое и пассажирское сообщение от Енисейска до Красноярска и Минусинска стало регулярным. Но каждый раз жители наших сел, заслышав гудок парохода, спешили на берег. Было так интересно посмотреть на диковинный корабль, пытаться разглядеть, что везли на барже, какие люди гуляют по палубе.

В начале XX века здесь курсировало уже 26 пароходов.

Кстати, когда мы шли на посадку в теплоход «М.Ю. Лермонтов», видели у речного вокзала вознесенный на постамент адмиралтейский якорь с цепью. Этот памятник, посвященный 100-летию постройки первого парохода на Енисее, установили в 1963 году.

Крылья бывают не только у самолетов

Итак, из описания Сухобузимской волости мы узнали, что в 1855 году в полную воду от Красноярска до Енисейска на барках шли 3 суток.

Интересно, за какое время наш дизель-электроход дойдет до конечного пункта путешествия? Я спросила об этом у одного из членов экипажа, но получила уклончивый ответ. Не стала уточнять. Путешествие будет не таким интересным, если заранее все знаешь.

Вскоре наш теплоход обогнала Заря» — судно на подводных крыльях. Штурманы приветствовали друг друга гудками. Мы же не успели хорошенько рассмотреть корабль, он пролетел мимо как стрела. Только веер водных брызг сверкнул на солнце. Наверно, скорость его раз в три больше, чем у нашего судна.

Оказывается, первые скоростные суда появились на Енисее 53 года назад, и не где-нибудь, а на маршруте Красноярск- Атаманово. Автор изобретения, он же конструктор «Ракеты», Р.Е. Алексеев придумал такую форму крыла и обводов судна, что на скорости они приобретают подъемную силу. И эта сила выталкивает и держит над поверхностью воды корпус «Ракеты». При этом резко сокращается сопротивление и растет скорость.

Когда в 1960 году Енисейское пароходство получило первый теплоход «Ракета-7», требовалось провести ходовые испытания нового судна. Возможна ли эксплуатация такого флота на Енисее с его весьма сложными условиями судоходства? Из — особенностей конструкции такие суда не могли долго находиться на плаву при водотечности корпуса. При быстром течении воды им невозможно обеспечить якорную стоянку. Из- за большой осадки на малой глубине сложно подойти к берегу, не оборудованному причалом.

Где же еще испытывать суда на прочность и безопасность движения, как не на Атамановских Камнях. Вблизи Красноярска более сложного участка не найти. На перекате — одностороннее движение, большая скорость течения, по обеим сторонам узкого судового хода торчат острые скалы. Каменистое ложе Енисея в этом месте и без того неровное, и после дноуглубительных работ кое-где остались опасные обломки скал.

Ходовые испытания прошли успешно. Правда, пришлось разрабатывать дополнения к местным правилам плавания. «Ракеты» ввели в эксплуатацию, и вскоре поставили на линию Красноярск — Енисейск. Быстрокрылые суда (скорость 60 километров в час) преодолевали это расстояние с шестью промежуточными остановками за 7 часов. «Ракета» брала на борт 64 пассажира.

Несколько раз в день приставали ракеты к пристани Атаманово. Можно было уехать не только в Красноярск, но и в Павловщину, Юксеево, далее — в Енисейск. А с пересадкой в Шумихе – и на юг Красноярского края

Капитана списали на берег

Однажды на перекате Атамановские Камни все же случилась крупная авария. При обгоне состава «Ракета-42» зацепила буксирный трос и столкнулась с баржой. Бог миловал, никто не пострадал. И это редкое везение, так как пассажирский салон был поврежден основательно. Капитану теплохода после этого происшествия пришлось уйти на берег – в диспетчеры.

А еще был случай, когда из-за сильного тумана «Ракета» с пассажирами сутки простояла у Барабановского острова.

В 1964 году на Енисее появились более быстроходные «Метеоры», вместимостью 124 посадочных места, способные развивать скорость 66 километров в час.

«Чиж» и «Путейский»

Увы, ни «Ракеты» ни Метеоры», ни другие пассажирские или грузовые суда больше не пристают к берегам Атаманово. Лишь два небольших путейских теплохода увидели мы в маленьком затоне.

Служба водопути существует в Атаманово с 1902 года. И сейчас здесь располагается участок Красноярского района водных путей и судоходства филиала Енисейского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства. Когда-то бакенщики на опасных участках поддерживали огонь в керосиновых фонарях. Сейчас на Енисее используются светосигнальные навигационные приборы с полупроводниковыми излучателями. Внедрена спутниковая система координации навигационного ограждения судовых ходов, обеспечивающая судоходство с помощью электронных карт. Но без путейцев и в настоящее время невозможно обеспечить безопасное движение транспорта на реках. В некоторых случаях электроника бывает бессильна. Поэтому атамановские речники беспрерывно курсируют по Енисею. Вверх и вниз.

Экипажи двух теплоходов – «Чиж» и «Путейский» обслуживают 125 километров Енисея — от Березовки-до Берег-Таскино. Команды следят за обстановкой - плавучими навигационными знаками и устройствами специальной сигнализации, обеспечивающей безаварийное плавание по фарватеру. Например, ремонтируют и устанавливают буи. Когда мы шли обратно из Енисейска, недалеко от устья Малой Веснины встретили теплоход «Чиж». Сначала было непонятно, что за маневры делает судно. Подошли поближе: оказалось, за буй зацепилось большое дерево с корнями. Его, видимо, смыло с какого-то берега, так как в эти дни уровень воды резко поднялся. Оказалось, надо проявить немалую ловкость, чтобы снять столь громоздкий предмет со знака. Это на земле все просто – подошел, поднял и понес. А на стремительном холодном Енисее все по-другому. Путейцы, бывает, настоящие акробатические трюки выполняют, чтобы не угодить в воду. Правда, для тяжелых предметов у них есть лебедка. На лесине закрепили вручную трос и лебедкой сняли ее с буя.

Ведь, если тяжелое дерево сорвет с места буй – может случиться беда. Сколько аварий произошло по этой причине – не счесть. Да и дерево то могло повредить проходящие корабли.

6. Между востоком и западом

Атаманово — село не обычное

Атаманово получило известность не только в Красноярском крае, но и в России, за рубежом. Его не поставишь в ряд типичных сибирских поселений — настолько необычна история. Биографии большинства сел похожи одна на другую: колхоз – совхоз — акционерное общество. А здесь и ГУСМП, и архипелаг ГУЛАГ, и Норильский комбинат, и управление строительства железных рудников.

В настоящее время на берегу Енисея располагается центральная усадьба племзавода «Таежный», имеющего уникальное стадо крупного рогатого скота. Он давно признан как одно из лучших хозяйств России. Сотрудничает с известными зарубежными фирмами, применяет их опыт и передовые технологии. В 30-х годах прошлого века американцы строили здесь ремонтные мастерские, в наше время хозяйство монтирует шведские фермы, технику, оборудование и материалы привозит из Германии, а коров и семена из Голландии.

Атамановцы гордятся, что в их селе родился и жил Герой Советского Союза Александр Корольский, многие известные заслуженные люди.

Где только не обнаруживается название этого села! В книге «Скала», посвященной 60-летию Горно-химического комбината, опубликована шпионская карта, взятая автором Борисом Рыженковым с сайта ЦРУ. На нее нанесен Енисей, Гора, месторасположение города, лагерная зона, ограждение и …единственный населенный пункт – «Atamanovo». Другие окрестные села не указаны.


На карте ЦРУ значится Атаманово

Будущие академики пасли здесь скот

Есть в истории Атаманово пока плохо изученные страницы. Например, времен ГУЛАГа. Здесь отбывали наказание представители более 50 национальностей, в том числе подданные иностранных государств. Было и много талантливых людей, имеющих или получивших впоследствии мировую известность.

В их числе заслуженный деятель искусств, заслуженный архитектор Армянской ССР, член-корреспондент Академии архитектуры и строительства СССР, профессор Геворг Кочарян, писатель, главный редактор журнала "Звезда", глава Ленинградской писательской организации Анатолий Горелов, альпинист Арий Поляков, корреспондент газет «Правда» и «Известия» Абрам Аграновский, художник Андрей Голядкин.

На опытном поле совхоза трудился ссыльный Александр Яворский — первый директор заповедника «Столбы» ученый, краевед, художник, поэт.

Доктор технических наук, профессор, действительный член Российской академии наук, лауреат Государственных премий СССР и РФ в области науки и техники, Премии Президента РФ в области образования, двух Премий Правительства РФ в области науки и техники, двух премий и золотой медали им. Н. В. Мельникова АН СССР и РАН, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, Дружбы народов Климент Трубецкой работал на третьем отделении совхоза «Таежный» подпаском.

Профессор академик ВАСХНИЛ Борис Маслов также пас лошадей, а еще колол дрова для свинарника, возил воду в коровник, в составе бригады заключенных ремонтировал фермы на Самане.

Оба академика попали в ссылку подростками, после того как их отцов расстреляли как «врагов народа» (Н.И. Трубецкой был генерал- лейтенантом, С.Н. Маслов – рабочим). Мальчики учились в Атамановской школе и на всю жизнь сохранили о ней добрую память.

Владимир Кизель попал в Атаманово из Ирана. Мастер спорта СССР, выпускник физического факультета МГУ он находился там в составе экспедиционного корпуса как инструктор альпинизма. В 1942 году его отец ученый- биохимик, профессор МГУ А.Р. Кизель обвинен в измене Родине и контрреволюционной агитации, расстрелян (впоследствии полностью реабилитирован). Сыну, как «члену семьи, не участвовавшему в преступлении и не знавшему о нем» дали всего … 5 лет ссылки. Работал слесарем, потом инженером в ремонтных мастерских «Таежного».

Однажды в Атаманово прилетел начальник Норильского комбината генерал-майор МВД Панюков. Случайно узнал, что Кизель по образованию физик, тут же взял его с собой в гидросамолет, а по прибытии в Норильск определил в проектный отдел предприятия.

После реабилитации Владимир Кизель вернулся в Москву. Защитил докторскую диссертацию, работал профессором Московского физико-технического института. Продолжал заниматься спортом, стал заслуженным мастером спорта СССР по альпинизму. Удостоен звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

Жена американского посла

К Атаманово причаливали баржи с заключенными и ссыльными, депортированными поволжскими немцами, украинцами, калмыками. Житель Сухобузимского Феликс Вебер вспоминал: когда судно с немецкими семьями отплыло от Красноярска, женщины заплакали навзрыд, стали прощаться с детьми. После спокойной величавой Волги буйный Енисей перепугал их насмерть: люди подумали, что их решили утопить.

От пристани невольников развозили в колхозы, совхоз НКВД близ Миндерлы. На подводах везли скарб, за ними шли ученые, простые крестьяне, деятели культуры, врачи. В бараках они встретились с ЧСИР — членами семей изменников Родины. Местные жители вспоминают: генеральские жены работали в «Таежном» свинарками, а супруга американского посла возила на быках зерно. Может, кто-то помнит: на первом отделении трудилась монахиня Курского монастыря Прасковья.


На буксире совхоза "Таёжный" - братья Канивец. Фото Петра Черных.

Загадка уникальной аномалии

Среди узких специалистов Атаманово прославилось благодаря редкостному природному явлению, ставшему настоящей загадкой для ученых. Специалисты могут найти его на «Геологическом атласе России». Но нам ни за что не догадаться, в чем тут особенность…

Выявили ее совершенно случайно. Один из ученых, побывавших у нас в редакции, так рассказал мне эту историю…

Однажды в Атаманово появились геологи. Они познакомились с местным жителем, тот пригласил их к себе домой на обед. По законам русского гостеприимства налил по чарочке. Завязалась беседа.

Когда вечером стали прощаться, кто-то посмотрел на табло радиометра. По привычке геологи оставили его у порога включенным. Все протрезвели мгновенно. Прибор, что называется, зашкалил. Повторные измерения фона показали – ошибки нет. В жилом доме — ураганный уровень радиации.

Подозрение сразу пало на Горно-химический комбинат. Ведь его подземные реакторы расположены всего в 6-7 километрах от Атаманово. Но

ГХК категорически отрицал причастность к этому явлению. Прибывшие специалисты подтвердили: «Девятка» в самом деле непричем. В квартире обнаружили высокую концентрацию радона — природного радиоактивного газа. Он очень редко встречается в природе, в 7,5 раза тяжелее воздуха и обитает в толщах земных пород. Не имеет ни цвета, ни запаха.

Вскоре выяснилось: в с. Атаманово — уникальная радоновая аномалия. Региональный радиологический центр ФГУ «Центр госсанэпиднадзора в Красноярском крае начал исследования. Территорию села условно разбили на квадраты размерами 300×200 м., расставили приборы. За 10 лет, с 1994 по 2004 год, было обследовано более 870 квартир, что составляет около 90 % жилого фонда села, а также общественные и производственные помещения.

Исследования показали: старая деревня экологически чистая, высокая концентрация радона наблюдается только в северо-восточной части с. Атаманово. Но даже в пределах этой локальной зоны показатели существенно отличается. Например, расстояние между домами № 42 и № 40 по улице Связи всего около 10 метров, а среднегодовые значения активности радона в воздухе помещений отличаются более чем на порядок. При этом строительные и отделочные материалы, система отопления и вентиляции, устройство и заглубление фундаментов в этих зданиях абсолютно одинаковые.

Многолетние исследования подтвердили: в двух домах по ул. Связи аномальная концентрация радона. Жильцов неблагополучных квартир переселили в безопасное место. Кажется, в России это был первый случай отселения жителей из-за выхода на поверхность земли природного газа.

Происхождение же уникальной радоновой аномалии, причины сезонной изменчивости объёмной активности газа все еще остаются загадкой.

Обычно выход радона обусловлен близостью к месторождениям урана и редких металлов. Однако вблизи Атаманово залежи урана не выявлены. Месторождения золота и редких металлов найдены ниже по течению Енисея – в пойме реки Малая Кузеева и на ручьях правобережья.
ООО «Горно-геологическое предприятие «Феникс» выполнило инженерно-геологические исследования, пробурило в Атаманово три скважины глубиной до 20 метров. Однако в полученных кернах удельная активность радия не высока, она не может быть источником столь высокого содержания радона. Не выявлены и особенности геологического строения, прямо влияющие на эксхаляцию радона из грунтов.

Учеными С.А. Кургузом, И.В. Тарасовым высказана рабочая гипотеза происхождения радоновой аномалии. Они считают, что источником благородного газа является обширный солевой ореол радия, сформировавшийся в кровле глубокозалегающего водоносного горизонта. Радон выходит из недр земли по тектоническим нарушениям и легко проницаемым гравийно-галечным отложениям. Причиной кратковременных периодов резкого снижения уровня радона в тёплое время год могут быть колебания уровня подземных вод, связанные с гидрологическим режимом реки Енисей.


На Енисее. Фото предоставлено капитаном И.Староватых.

Появится ли здесь санаторий?

Врачи уже давно (около 100 лет назад) выяснили, что в маленьких дозах радон оказывает благотворное влияние на организм, причем зачастую в лечении таких недугов, которые тяжело лечатся другими методами. Применяется этот газ в лечении заболеваний позвоночника, суставных и иммунных болезней, варикоза. Он также снимает напряжение нервной системы, помогает в борьбе с лишним весом и нестабильным давлением. Еще одной его особенностью является способность надолго снимать боли

В оздоровительном влиянии радоновых ванн практически на все системы — от нервной до кровеносной — наши земляки убеждаются, посетив курорты Белокурихи, центр реабилитации «Туманный» в Хакасии.

Многие задаются вопросом: можно ли открыть такой же санаторий в Атаманово?

Кстати, радон используется и в других сферах человеческой жизни. В сельском хозяйстве для активации кормов домашних животных, в металлургии в качестве индикатора для определения скорости газовых потоков в доменных печах и газопроводах. Геологи с его помощью находят залежи радиоактивных элементов. Сейсмологи по выходу радона из почв могут спрогнозировать сильные землетрясения и извержения вулканов.

Ольга ВАВИЛЕНКО

Фото автора

Сельская жизнь (Сухобузимское) 19.07, 23.08, 06.09, 27.09, 11.10 2013


/Документы/Публикации/2010-е