Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

В архивах нашей памяти


27 января 2014 года Русская Православная Церковь отмечает день поминовения всех мучеников, претерпевших в годы гонений. Монастырь и храмы тоже стали жертвами гонений, о том как это было, мы расскажем вам в серии статей. Туруханское благочиние совместно с редакцией газеты «Маяк Севера» посвящает эти публикации памяти всех новомучеников и исповедников Российских, многие из которых вырастила или приняла к себе в тяжелые годы туруханская земля.

Похоже, что иерей Мартин Римша в 1931 г., не успев совершить 25 января установленное Поместным Собором 1918 г. поминовение исповедников и мучеников, сам стал одним из них. Отец Мартин прекрасно понимал причину своего ареста и с удивительной прямотой сформулировал её на допросе 19 февраля 1930 г.: «Ввиду того, что в крае я остаюсь теперь только один священник, пользующийся правом свободы совести, комиссия находит возможным лишить свободы сей и последнего священника». Воспитанная поколениями благочестивых христиан вблизи высокочтимой сибирской святыни, мощах первого сибирского святого мученика Василия Мангазейского, паства отца Мартина, оставшись без священника, не испугалась и не рассеялась, а продолжала бороться за свой храм. 27 января 1931 г. состоялось заседание Туруханского РИК, напомнившее туруханской общине о необходимости проведения ремонта. К этому времени Туруханская религиозная община прошла перерегистрацию 29 января 1931 г. и с ней были вынуждены заключить новый договор «о сдаче в арендное пользование молитвенного здания (церкви)». Это было поручено сделать участковому инспектору милиции Ивакину от имени райисполкома. Это означает, что как минимум 20 глубоко верующих и мужественных людей встали на защиту своей веры, поставив свои подписи под учредительными протоколами, как это требовалось при регистрации религиозного объединения по действовавшему законодательству. В письме Административного отделения Туруханского исполкома в связи с перерегистрацией религиозных объединений, отправленном на места 10 марта 1930 г. № 08-08, разъяснялось, что верующими «должны быть приложены списки групп с указанием ФИО, возраста и занятий до 1914 г., с 1918 по 1920 и с 1920 до н. в.», сведения о судимости и адрес. В России, завершающей короткое время НЭПа, в преддверии коллективизации такая информации носила явно фискальный характер и могла дорого обойтись многим членам религиозной организации. Новым договором община верующих была обязана произвести капитальный ремонт до 10 июня 1931 г. Не дожидаясь наступления этого срока, в феврале 1931 г. власти вновь организуют инспектирование объекта. В материалах архивного отдела Администрации Туруханского района сохранилось заключение от 7 февраля 1931 г., вынесенное Управлением строительного контроля о закрытии храма. О нетерпеливом желании закрыть храм свидетельствует интересная запись в документе: «за отсутствием на месте технических сил ...стройконтроль своё обещание в части посылки своего сотрудника не выполнил». Туруханский исполком это действие «как меру в целях охранения общественной безопасности считает правильной и обязательной». 14 июля 1931 г. сельский Совет направляет свою комиссию в храм и оформляет актом тот факт, что ремонт ещё не начинался. Вероятно, ссылка на угрозу обрушения самим составителям, имеющим перед глазами величественное здание монастырского храма, кажется не очень убедительной. Поэтому появляется дополнительный веский аргумент: «Экспедиция воздушного флота по изысканию воздушных линий считает, что по техническим данным здание Туруханской церкви является весьма опасным в смысле аварий аэропланов при посадках, тем более в туманный период времени». Это зафиксировано актом от 15 трассе началось в 1948 г., когда была построена первая грунтовая взлётно-посадочная полоса.

В архивном деле лежит документ от июля 1931 г., который называется: «О расторжении договора с группой верующих Н.-Туруханской религиозной общины». Документ подписан секретарём РИК и содержит вывод о том, что церковь не подлежит использованию и её следует «разобрать на предмет использования строительного материала (кирпича), в каковом в районе в связи с развёртыванием строительства ощущается нехватка». В документе не указано число, но на нём есть пометка карандашом: утверждено заседанием Президиума райисполкома от 15 июля 1931 г. № 31-5. А 16 июля в крайисполком направляется дело о расторжении договора «с туруханской группой верующих». Члены общины верующих в заявлении Туруханскому райисполкому от 24 августа 1931 г. просят об отсрочке ремонта, она обязуется завершить ремонт храма в 1932 г. Они делают невозможное. 19 ноября 1931 г. новая комиссия с участием членов общины производит осмотр зимнего храма и отмечает, что полы окрашены и исправны, стены побелены, печи исправны, правда, в летнем храме 85% стёкол побиты, а потому забиты досками. Единоличное заключение по этому акту прораба Омха «Облегчить колокольню снятием колоколов»» и обнести изгородью до решения вопроса «о дальнейшем её существовании». И снова об опасности обрушения! Интересно, что после закрытия в храме были кинотеатр, склад, и сегодня, спустя 82 года, он стоит без капитального ремонта и уже никто не ставит вопрос о его критическом состоянии.

Местная власть торопится и телеграммой от 29 ноября 1931 г. просит крайисполком о «наискорейшем рассмотрении вопроса о закрытии туруханской церкви», хотя похоже, что формально договор не был расторгнут и община в 1932 г. ещё существовала. Телеграммой от 22 октября 1931 г. председатель Туруханского исполкома снова шлёт акты и свидетельства о невыполнении ремонта, ссылки на критическое состояние здания и просьбу разобрать его на кирпич. Дело было сделано только наполовину, но это уже другая история.

Мы рассказали Вам о документах одного архивного дела. Как видите, в рассказе о храме ещё много белых пятен. И мы очень надеемся на архивы вашей памяти. Мы будем рады любой информации: имена, даты, события, фотографии, письма, старые газеты. То, что помните вы, что слышали от старшего поколения. Даже самая малость будет для нас бесценным материалом. Приходите, пишите, звоните. Нам интересны эпизоды приходской жизни, описание внешности, черт характера, судьбы людей, боровшихся за храм, тех, кто мужественно ставил свои подписи под актами и ходатайствами, даже простая расшифровка их инициалов была бы для нас очень важна. Потапов П., Потапов Н., Кожевникова А. (?), Митин Д., Нестеров К., Татьяна Ивановна (фамилия неразборчиво), Гейнин, Храплюк Ксения Ивановна, монахиня Феодулия, игумения Агния, иеромонах Серапион, Латынцев Иван Петрович, Пономарёв Афанасий Иванович, Лукьянова Мария (?) Степановна (?). Вы помните другие имена? – Мы будем рады их узнать.

Игумен Агафангел (Дайнеко), Благочинный Туруханского благочиния, Настоятель Свято- Троицкого монастыря.
Маяк Севера, № 58, 26.11.2013.


/Документы/Публикации/2010-е