Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Судьба начальника СМП


На три счёта вьюга кружит ночами,
На три счёта передёрнут затвор…
Забываю… Это было не с нами…
На три счёта звездой догорает костёр.
(А. Розенбаум «Вальс 37 года»)

Сегодня, в преддверии дня жертв политических репрессий, хочется рассказать о судьбе Николая Кузьмича Руденко – человека, который стоял у руля Северного морского пароходства в один из самых сложных и опасных периодов нашей истории – в 1937 году.

Руденко Николай Кузьмич родился 23 ноября 1895 года в посёлке Ружин Ружинского района Киевской области. О его детстве известно немного. Семья была крестьянская, бедная и многодетная. У Коли было пять братьев и две сестры. Трудовую биографию он начал с 15 лет ремонтным рабочим на Уссурийской железной дороге.

1917 год ознаменовался в жизни Николая двумя событиями: это вступление в ряды ВКП(б) в парторганизации города Владивостока и женитьба на девушке со звучным именем Гликерия. В следующем году у молодой семьи родилась дочь Вера.

Руденко посчитал своим долгом сначала добровольно вступить в Красную Гвардию, затем в партизанский отряд Приморья. С 1918 по 1922 год прошёл путь от рядового до комиссара группы. После демобилизации связал свою судьбу с флотом и со временем был назначен на ряд руководящих должностей.

В 1927 году Николай Кузьмич в составе делегации, в которую входили видные военно-политические деятели Василий Блюхер и Александр Черепанов, прибыл в китайский Шанхай для заключения договоров с китайскими фирмами по агентированию советских судов, а также для решения вопросов, возникших после крушения в Китае парохода «Память Ленина». Во время поездки состоялась встреча с Чан Кай-ши. По её результатам делегации вручили чек на 200 тысяч китайских долларов на развитие торгового флота СССР. Чан Кай-ши вручил Руденко за его личный вклад и оказанную помощь Китайской революционной армии (выполнение особого задания) персональную премию, которую по приезду на Родину Николай сдал в кассу взаимопомощи.

Учитывая его деловые качества и опыт, Николая Кузьмича пригласили на конференцию в японскую столицу по вопросу организации европейско-азиатского сообщества.

В 1933 году успешно окончил Ленинградскую транспортную академию им. Сталина, получил диплом инженера эксплуатации флота и назначение в Наркомат водного транспорта в Москве. Успешная работа на этом поприще была отмечена высокими правительственными наградами - медалью, золотыми часами и именным маузером.

25 февраля 1937 года Н. К. Руденко назначили на должность начальника Северного Государственного морского пароходства в Архангельске. Сложившаяся ситуация в стране ставила перед ним сложные задачи. Помимо развития и организации работы по перевозкам грузов, ему предстояло пересмотреть на предмет «надёжности» весь личный состав Управления, морских судов, а также начальников районов Архангельских портов. Отдельно проводилась работа по выявлению и ликвидации последствий вредительства на производстве.

Если производственные вопросы опытному руководителю удавалось решать, то постоянные доносы, клевета, а также преследования и аресты сотрудников не поддавались контролю.

4 сентября 1937 года в Москве сотрудники НКВД провели обыск в московском доме 37 по улице Пятницкой, при котором изъяли военный билет, удостоверение и именной маузер. Комната № 10 была опечатана печатью № 22, а Гликерия Емельяновна и Вера оказались на улице.

10 сентября арестовали Руденко и обыскали служебный кабинет*, а также номер в гостинице, где проживал Николай Кузьмич. Были изъятыслужебная переписка и «вещи иностранного производства» – бритва, курительная трубка, табак, портфель и таблетки от головной боли.

Причинами ареста стали неверно названные на заседании Архангельского парткома цифры о выполнении полугодового плана пароходства, предыдущие контакты с иностранцами, недоверие к новым сотрудникам, приехавшим на работу в Архангельск.

Обвинительное заключение, которое пришлось ожидать более 20 месяцев, свелось к тому, что Руденко «...являлся участником контрреволюционной организации, занимался шпионской деятельностью, разглашал данные о судах, имеющих оборонное значение, – т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 58-11, и 58-1а УК РСФСР» (в материалах дела).

По постановлению Особого Совещания при НКВД СССР от 10.09.1940 года Н. К. Руденко был заключён в ИТЛ сроком на 8 лет. К сожалению, его письма и жалобы жены о пересмотре дела не принесли результата. В 1946 году, после отбытия наказания, Николай вернулся к семье. Гликерия Емельяновна последовала за мужем в посёлок Мурмаши Мурманской области, где они и обосновались. Вера вышла замуж и проживала в Москве.

На день повторного ареста, 11 марта 1952 года, Руденко работал заместителем начальника отдела железнодорожных и водных перевозок строительства 511 МВД СССР. Всё повторилось: обыски, вопросы и допросы… Предыдущий восьмилетний срок не сломил волю и, казалось, только закалил дух Николая.

Обвинения предъявлялись прежние. И как прежде ответы были чёткими, убедительными, и снова он не признал свою вину.

На Особом Совещании при МГБ СССР от 29.04.1952 года Н.К. Руденко приговорили к ссылке на поселение в Красноярском крае под надзор органов МГБ, куда Руденко прибыл 26.06.1952 года.

На многочисленные просьбы о снятии «позорного клейма врага народа и предателя партии» Николай Кузьмич получал отказы. Лишь в 1954 году коллеги и сослуживцы Руденко по Дальнему Востоку и Москве вступились за своего товарища.

Определением Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 07.05.1955 года все предыдущие приговоры в отношении Николая Кузьмича Руденко были отменены и дела прекращены за отсутствием состава преступления, он реабилитирован.

На этом «следы» начальника пароходства теряются. Известно лишь, что у Веры родились четверо детей, а некоторые из братьев Николая были репрессированы. Их потомки живут в Челябинской области и интересуются судьбой своих предков.

* В те годы пароходство располагалось на улице Энгельса, д. 1, ныне улица Воскресенская.

Наталья ДУДОЛАДОВА.
Снимки из архива РУ ФСБ РФ.

Наталья Дудоладова
Моряк Севера 29.10.2014


/Документы/Публикации/2010-е