![Новости](../../images/r_news.gif)
![О сайте](../../images/r_about_site.gif)
![Часто задавамые вопросы](../../images/r_faq.gif)
![Мартиролог](../../images/r_martirolog.gif)
![Аресты, осуждения](../../images/r_arests.gif)
![Лагеря Красноярского края](../../images/r_lagers.gif)
![Ссылка](../../images/r_exile.gif)
![Документы](../../images/r_docs.gif)
![Реабилитация](../../images/r_reabilitation.gif)
![Наша работа](../../images/r_our_work.gif)
![Поиск](../../images/r_search.gif)
![English](../../images/engl.gif)
![Deutsch](../../images/germ.gif)
ПОД ЗНАКОМ НОРИЛЬСКА
В проекте “Простые истории”, стартовавшем к 80-летию “Норильского никеля”, о времени и о себе рассказывают норильчане, оставившие заметный след в биографии города и комбината. Для “Авторадио” и “Европы Плюс” аудиоистории озвучили заслуженные артисты России Нина Валенская, Лариса Потехина, Сергей Игольников, Сергей Ребрий и артист Андрей Ксенюк.
“ЗВ” предлагает своим читателям расширенные версии “Простых историй” как продолжение юбилейного “Хронографа”.
– Я работал в Дудинке начальником порта. В 1948 году все, что было связано с
водным транспортом, входило в зону моей ответственности. Помню, что получили
телеграмму от министра внутренних дел Круглова. Содержание такое: “К вам
направлен английский пароход, груженный польским цементом. На борту 4 тысячи
тонн, разгрузить их за 96 часов только силами вольнонаемных”.
Сильно озадачила нас эта телеграмма. Дело в том, что в Дудинском порту вольнонаемных было всего человек 120–150, и все это были “взбесившиеся домохозяйки” – так иногда мы называли жен командного состава, которые не имели специальности, работали экономистами, в торговле, в кадрах. А нужны были крепкие мужики, человек 160, – тогда, может быть, и справились бы с разгрузкой цемента за четверо суток. Что делать? Звоню директору комбината Звереву. Он говорит:
– Собери замов и посоветуйтесь, как быть в этой ситуации.
И вот собрались начальник оперчекотдела, замначальника по лагерю, руководители служб. Объяснил ситуацию. Все пришли к одному мнению: о вольнонаемных грузчиках не может быть и речи. Но как тогда выполнить поставленную задачу? Начальник чекистов предложил:
– Подберем надежных заключенных и разгрузим корабль.
Зам по лагерю капитан Михно продолжил:
– Оденем заключенных в хорошую спецодежду, военизированную охрану так же оденем, вместо винтовок дадим на всякий случай пистолеты...
Тут же решили, что заключенным скажем всю правду и про запрет министра, и про 96 часов, и про охрану с пистолетами…
…В Дудинке было много хороших специалистов, они за три дня сшили замечательную, как в американском журнале, спецодежду. Пароход разгрузили за 72 часа. На подъеме последнего груза стрела пароходного крана сломалась. Мы подозревали, что наши грузчики сделали это намеренно – в два раза больше погрузили цемента, доставили его нормально, вот только стрела не выдержала и сломалась.
Когда английский пароход, прощально загудев, отошел от причала Дудинского порта, открылась удивительная картина: на воде плавали белый хлеб, пакеты, сигареты… Негры и белые бросали нашим людям, как собакам, хлеб, шоколад и даже колбасу. Никто ничего не взял.
Заполярная правда 29.10.2015
Василий КСИНТАРИС, бывший заместитель директора Норильского комбината по снабжению и транспорту, ставший впоследствии первым заместителем председателя Госснаба СССР