Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Погост-страна


Правительство внесло в Думу законопроект о полномочиях органов власти при увековечивании памяти жертв политрепрессий. Неясно, у кого достанет сил воплотить эти прекрасные намерения

Из документа следует, что кабмин стремится изменить уже существующие законы так, чтобы задача сохранения памяти о жертвах сталинского террора решалась властями всех уровней более эффективно.

В частности, помимо имевшегося у власти и раньше права увековечивать память репрессированных, правительство хочет обязать госорганы и муниципалитеты включать места захоронений жертв репрессий в реестр объектов культурного наследия. И если раньше те же НКО, региональные «Мемориалы» государство гоняло, как мышей, пугая статусом «иноагента», теперь кабмин предлагает оказывать НКО и гражданам, занятым сохранением памяти о сталинских репрессиях, поддержку со стороны органов госвласти и местного самоуправления.

15 августа, напомню, правительство утвердило Концепцию госполитики по увековечиванию жертв политических репрессий, и дабы привести законодательство в соответствие с ней, Минюст и разработал данный законопроект. Прокомментировал его «Новой» председатель красноярского общества «Мемориал» Алексей Бабий:

— Закон 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» предлагается дополнить новой статьей, закрепляющей право органов госвласти и местного самоуправления «реализовывать меры по увековечению памяти и поддерживать деятельность организаций и граждан в этой сфере». Не вполне понятно, кто их этого права лишал, оно у них всегда было. Некоторые этим правом пользовались, например, администрация Красноярского края, которая организовала и финансирует издание Книги памяти жертв политрепрессий. Вот если бы вменили в обязанность, было бы гораздо лучше — тогда, например, Новосибирск не мучился бы с изданием той же Книги памяти, вырывая раз в несколько лет средства на очередной том. Но и в этом виде новая инициатива правительства даст небольшие, но козыри в руки гражданам, которые будут убеждать органы госвласти в тех или иных мерах по увековечению.

Далее. «Устанавливается, что при обнаружении мест захоронения жертв массовых репрессий орган местного самоуправления должен направлять в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России». Пункт неплох, если будет работать. Сейчас с этим большая проблема, особенно если учесть, что такие захоронения нередко обнаруживаются при строительстве различных объектов. И тогда людские останки просто сгребают в кучу и сваливают в какой-нибудь овраг. Теперь можно надеяться, что при выявлении захоронений эти места не будут застраиваться, и прах не будет вывозиться самосвалами на свалку. Если хотя бы это будет сделано, уже хорошо — а там понемногу можно ставить и памятные знаки. И власти как минимум не должны мешать этому, а по возможности помогать.

«Законопроектом предусмотрено дополнение перечня социально ориентированных НКО, которым может оказываться поддержка со стороны органов госвласти и местного самоуправления, организациями, занимающимися деятельностью по увековечению памяти». Опять-таки неплохой пункт. Например, в этот список попадут региональные «Мемориалы», а это какая-никакая, но охранная грамота. В разных регионах ситуация разная, на некоторые местные «Мемориалы» наезжают. Это поможет им и в финансовом плане — некоторые тендеры объявляются только для социально ориентированных НКО.

То есть предложения неплохие, хотя не кардинальные.

(Комментарий взят до того, как тот же Минюст РФ обвинил межрегиональную общественную организацию «Правозащитный центр «Мемориал» в подрыве конституционного строя РФ и в призывах к смене политического режима — это произошло фактически сразу после внесения законопроекта, сулившего «Мемориалу» поддержку властей.)


Памятный камень в Красноярске
Фото автора

Что будет, если все органы власти в регионах и на местах воспользуются правом и решат увековечить память жертв большевистского террора? Топография репрессий примерно известна, «дорожных карт» террора, более или менее точных, хватает. Поэтому сразу ясно: эти идеи — абсолютная маниловщина. На погосте жить, всех не оплачешь. Прекрасные намерения правительства потонут в доставшейся ему тяжелой, вязкой стране. Наверное, одна Москва в силах будет разметить точки, отрезки и локализации безусловного зла. А остальная страна? А Сибирь, чья индустрия вся на костях зэков? Сегодняшняя Россия — порождение ее азиатской окраины, сибирских углеводородов и металлов. Но региональные и местные бюджеты здесь — дыра на дыре. Москва не хочет менять межбюджетные отношения и перераспределять налоговые потоки. Москва не собирается подкреплять финансовым ресурсом те полномочия регионов, о которых им напомнили. А значит, это — лишь слова, не более. Но и за них спасибо. Их могло бы вовсе не быть.

Только если проявят добрую волю и скинутся О. Дерипаска, В. Потанин, М. Прохоров и т.п., чьи активы базируются на телогрейках с номерами, чьи яхты и бизнес-джеты выплавлены из зэковских жил… Вот весь этот сырьевой бизнес мог бы профинансировать, например, создание точной карты ГУЛАГа, его энциклопедии, учебников о нем… Это, в конце концов, вопрос самосохранения.

Ну, если это не актуально, тогда — вопрос чести. У Романа Абрамовича дед, депортированный из Литвы, погиб в Краслаге.

Пока — это говорит Бабий — на картах с той или иной точностью показывают только лагеря, и то криво-косо: лагуправления путают с лаготделениями, названия даны не официальные, а народные и т.д. Последнее детальное исследование структуры лагерей — это «Система исправительно-трудовых лагерей в СССР» (Сост. М.Б. Смирнов. М.: Звенья, 1998). Но оно уже несколько устарело. И вообще, как отмечает Бабий, в голове обывателя ГУЛАГ и репрессии ассоциируются только с лагерями и расстрелами, хотя были еще — и в большем количестве — спецпоселенцы, лишенцы и т.д. В Красноярском крае существовало великое множество спецпоселков для ссыльных, все их даже в ГУВД не знают. Список их еще только предстоит написать.

Для понимания фронта работ — некоторые сведения об островах ГУЛАГа только в Красноярском крае, Хакасии и Туве. За основу взяты данные из Книги памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия, том 3. По порядку указаны время существования, дислокация, профиль производства, численность.

1. ВОСТОЧНО-СВИНЦОВОЕ УПР. и ИТЛ ЕНИСЕЙСТРОЯ

1950–1952; Красноярский край, пос. Свинцовый Рудник. Геологические работы, добыча свинца. На 01.10.1951 — 872 з/к, в т.ч. осужденные за к/р преступления.

2. ЕНИСЕЙСКИЙ ИТЛ СГУ (Енисейлаг)

07.06.47–29.04.53; г. Красноярск. Подземная добыча золота, камня, гравия, заготовка дров и др. работы. На 01.01.1949 — 5673 з/к; на 10.07.1952 — 1852 з/к, в т.ч. 285 осужденных за к/р преступления.

3. ЕНИСЕЙСКИЙ ИТЛ (Упр. Енисейского ИТЛ и колоний, Енисейлаг)

16.11.1940–31.08.1941; г. Красноярск. Строительство сульфитно-спиртовых и гидролизных Красноярского, Усть-Абаканского и Канского заводов, Красноярского аффинажного завода. На 01.09.1941 — 11 978 з/к.

4. ЕНИСЕЙСКИЙ ИТЛ и СТРОИТЕЛЬСТВО 503 (Енисейжелдорлаг)

05.02.49–12.11.49, реорганизован в Северное управление лагерей ж/д строительства; пос. Ермаково Игарского р-на. Строительство 503-го восточного участка ж/д ст. Чум — Салехард — р. Пур — Игарка с паромной переправой. На 01.11.1949 — 29 260 з/к.

5. ИТЛ АФФИНАЖНОГО ЗАВОДА №169 (ИТЛ Красноярского аффинажного завода, Аффинажстрой)

05.06.41–14.09.51; г. Красноярск. Строительство Красноярского аффинажного завода, производство платиновых металлов, работа в особом проектно-конструкторском и технологическом бюро. На 01.01.1943 — 1813 з/к.

6. ГОРНЫЙ ЛАГЕРЬ (Особый лагерь №2, Особлаг №2, Горлаг)

28.02.48–25.06.54, позже объединен с Норильлагом; р-н Норильска. Строительство Норильска, шахты 11, 13, 15–18, кирпичные заводы и др. На 01.01.1952 — 20 218 з/к, большая часть заключенных — за к/р преступления.

7. ГРАНИТНЫЙ ИТЛ и СПЕЦИАЛЬНОЕ УПР. СТРОИТЕЛЬСТВА 505

1950 г., ст. Базаиха Красноярской ж/д. Строительство ж/д. На 01.10.1950 — 5608 з/к, приказ нач. ГУЛАГа от 09.10.1950 довести численность лагеря до 12 500 з/к.

8. ИТЛ «ДС» ЕНИСЕЙСТРОЯ

16.10.51, в 1953 г. переименован в Таежный ИТЛ; г. Красноярск, входило 12 лаготделений. Разработка месторождений «Юлия», «Киялых-Узень», «Туим» и месторождений Карышской группы, строительство шахты №9 в Черногорске, разработка Темирской, Актовракской геологоразведочных партий в Хакасии, строительство в Красноярске, Ачинске, Абакане, добыча слюды в районе ст. Камола. Численность: штатная — 20 000 з/к, в т.ч. 3343 женщины, 1082 осужденных за к/р преступления.

9. ИТЛ и СТРОИТЕЛЬСТВО АКТОВРАКСКОГО КОМБИНАТА

24.05.52–29.04.53; Тувинская АО, с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского р-на. Строительство рудника и асбестообогатительной фабрики. На 16.01.1953 — 1380 з/к.

10. ИТЛ и СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ КРАСНОЯРСК — ЕНИСЕЙСК

21.11.52–29.04.53; г. Красноярск. Строительство ж/д Красноярск — Енисейск. На 20.03.1953 — 317 з/к; находились осужденные работники МВД, МГБ, прокуратуры, суда и юстиции.

11. ИТЛ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ РУДНИКОВ (Железлаг)

С 09.10.50, в 1953 г. переименован в Полянский ИТЛ; г. Красноярск. Горные работы, строительство ж/д туннелей, штолен, 10 шахт и др. На 01.04.1953 — 27 535 з/к.

12. КРАСНОЯРСКИЙ ИТЛ (Краслаг)

05.02.38–01.01.60; ст. Решоты Красноярского края. Лесозаготовки, строительство Канского гидролизного завода, изготовление лыж, строительство домостроительного цеха, железных и автомобильных дорог, жилищное строительство, лесозаготовки, производство кирпича, обувное и гончарное производство. На 01.09.1938 — 9924 з/к; 01.01.1943 — 16 410, в т.ч. 1316 женщин, 9724 осужденных за к/р преступления; 01.01.1953 — 30 546 з/к.

13. КРАСНОЯРСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО и ИТЛ ЕНИСЕЙСТРОЯ

20.07.49–16.10.51, реорганизован в «ДС» Енисейстроя; г. Красноярск. Строительство различных объектов. Численность: штатная 3000 з/к.

14. КРАСНОЯРСКОЕ УПР. СПЕЦИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА и ИТЛ п/я 138 (ИТЛ п/я 4)

18.04.51–01.10.51, реорганизован в ЛО п/я 4; г. Красноярск. Строительство опытного электромеханического завода в Красноярске. На 06.1951 — 1449 з/к.

15. ЛАГЕРЬ МВД №33 ВОЕННОПЛЕННЫХ (японских военнослужащих)

10.45—04.47; г. Черногорск. Приблизительно 8700 солдат и офицеров. Лагерь имел 7 отделений в г. Черногорске, ст. Сон п. 311 Усть-Абаканского р-на, ст. Усть-Бюрь, урочище Катык Усть-Абаканского р-на, пос. Приисковом Орджоникидзевского р-на, руднике «Коммунар» и в с. Малой Сые Ширинского р-на, с. Райково Усть-Абаканского р-на.

16. МИНУСИНСКОЕ ЛО СТУ

14.07.47 — закрытие неизвестно; г. Артемовск Красноярского края. Работы для комбината «Минусазолото». Проект наполнения — 800 з/к, с последующим доведением до 2300 з/к.

17. НОРИЛЬСКИЙ ИТЛ (Норильлаг)

25.06.35–22.08.56; г. Норильск. Строительство и эксплуатация Норильского медно-никелевого комбината, строительство г. Норильска, рудников «Угольный ручей», «Гора Рудная», «Медвежий ручей», подземного рудника №7, ТЭЦ, заводов; с/х работы в с. Курейка и в с. Шушенское, др. На 01.10.1935 — 1200 з/к; 01.01.1943 — 30 757 з/к, в т.ч. 594 женщины, 10 584 осужденных за к/р преступления; 01.01.1951 — 72 490 з/к.

18. ОРЛОВСКИЙ ИТЛ (Орловлаг)

31.07.57–01.01.60; с. Орловка Рыбинского р-на Красноярского края. Обслуживание строительства 604. На 01.01.1959 — 4238 з/к.

19. ПОЛЯНСКИЙ ИТЛ

14.05.53, переименован из ИТЛ строительства железных рудников — 01.01.60; г. Красноярск. Строительство объектов 980 и 970, комбината 815, лесозаготовки. На 15.05.1953 — 16 099 з/к.

20. СЕВЕРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИТЛ и СТРОИТЕЛЬСТВА 503

12.11.49–21.07.52, передано Обскому ИТЛ и Строительству 501; пос. Ермаково, Игарский р-н Красноярского края. Строительство восточного участка ж/д ст. Чум — Салехард — р. Пур — Игарка, паромной переправы через Енисей, морского порта в Игарке и поселка в нем, укладка кабеля через Енисей, лесозаготовки, деревообработка и другие работы. На 01.01.1950 — 29 126 з/к.

21. СИБИРСКИЙ ИТЛ (СИБУЛОН, Сиблаг)

01.09.29–01.01.60; территории современных Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской, Томской областей и части Красноярского края, а также Казахстана. Лесозаготовки, животноводство, полеводство, строительство железных и шоссейных дорог, металлообработка, рыболовство и др. На 01.06.1930 — 24 284 з/к; 01.01.1938 — 78 838 з/к; 01.04.1942 — 70 370 з/к, в т.ч. 16 610 женщин и 24 388 осужденных за к/р преступления.

22. СТРОИТЕЛЬСТВО 994 и ИТЛ

20.03.50–07.09.50, передан в ИТЛ строительства горно-металлургических предприятий; г. Красноярск. Строительство Восточной конторы Главгорстроя МВД СССР, ЛЭП-110, ж/д ветки, автодороги и другие объекты. На 01.06.1950 — 1622 з/к.

23. ТАЕЖНОЕ ГОРНО-ПРОМЫШЛЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ и ИТЛ ЕНИСЕЙСТРОЯ (ИТЛ п/я 55)

20.07.49–16.10.51, преобразован в п/я 55; с. Таежное Канского р-на Красноярского края. Обслуживание Таежного горнопромышленного управления, 8 приисков, 8 обогатительных фабрик, 2 дренажных полигонов, электростанций, лесозавода, лесоразработки, мастерских, совхоза, 3 СМУ и др. На 1949-й — 5000 з/к.

24. ТАЕЖНЫЙ ИТЛ (Таежлаг)

14.05.53–10.07.53, передан в УИТЛК УМЮ по Красноярскому краю; г. Красноярск. Работы по строительству Красноярского порта, дома отдыха, работа в совхозе Шушенском. Численность неизвестна.

25. ТУГАЧИНСКИЙ ИТЛ (Тугачлаг)

05.11.52–29.04.53, влит в Красноярский ИТЛ; пос. Тугач Саянского р-на Красноярского края. Лесозаготовки, производство ширпотреба, с/х работы и др. На 12.01.1953 — 4781 з/к. Штатная численность при организации ИТЛ — 12 000.

26. УЛЕНСКОЕ ГОРНОПРОМЫШЛЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ и ИТЛ

24.11.1952–29.04.1953, подчинен Енисейстрою МВД; пос. Улень, Усть-Абаканский р-н, Хакасская АО. Строительство Уленского медно-молибденового предприятия. 500 з/к. После амнистии 1953 г. ЛО ликвидировано.

27. ХАКАССКИЙ ИТЛ (Хакаслаг)

14.05.1953–28.06.1955, подчинен: ГУЛАГ МЮ с 14.03.1953; ГУЛАГ МВД с 28.01.1954; УИТЛК МВД Башкирской АССР с 12.02.1954; Хакасская АО. Строительство комбината 18 МНП, ТЭЦ, ДОК. На 01.01.1948 — 2138 з/к; 01.12.1953 — 20 162 з/к, в т.ч. 7605 осужденных за к/р преступления.

Источники: справочник «Система ИТЛ в СССР». Москва, 1998, а также приказы МВД, МЮ; ГАРФ.

Р.S. В Красноярске памятника жертвам политрепрессий нет, есть лишь памятный камень, пристроенный к Культурно-историческому центру, бывшему филиалу музея Ленина. Полигоны массовых расстрелов и захоронений застроены.

Алексей Тарасов

Новая газета 12.11.2015


/Документы/Публикации/2010-е