












В Музее истории освоения и развития НПР открылась выставка «СЛОВОКРОДЕРСУ», приуроченная к 90–летию известного журналиста Гунара Кродерса.
Гунар Робертович Кродерс с внучкой Диной, 1990-е годы
Некоторые сравнивают Кродерса с академиком Лихачевым. Мэтр норильской журналистики, мощное перо, высокий нравственный и профессиональный уровень — это все о нем. Образ, дар, глубина, биография и интеллигентность сделали этого человека носителем культурного кода нации, страны и — чем мы в особенности гордимся — нашего города.
СПРАВКА «ЗП»
Гунар Робертович Кродерс родился в Риге. В 1941 году его семью выслали из Латвии. В 1942–м Гунара с матерью и братом привезли в Хатангу. С 1943 по 1959 год Кродерс работал в рыбтресте — плотником, рыбаком, бухгалтером. В 1959–м окончил школу рабочей молодежи. С 1966–го Кродерс живет в Норильске: сначала работал ответственным секретарем газеты «Огни Талнаха», потом — в течение 20 лет — редактором газеты «Горняк». На протяжении десятилетий вел рубрики в «Заполярной правде», блестяще писал об искусстве, был знатоком музыки и театра. Гунар Кродерс печатался в ряде сборников, журналах «Театральная жизнь», «Советский балет» и «Художник». В 1991 году ему было присвоено звание почетного гражданина Норильска, в 1995 году — заслуженного работника культуры России.
Бывший директор норильского музея Лилия Печерская писала: «Гунар Робертович — патриарх норильской журналистики, широко образованный интеллигент высокой пробы, человек, общение с которым облагораживало. Он прожил в Норильске 33 года, всего на Севере края — 56 лет, и все эти годы упорным трудом сам делал себя Кродерсом, которого мы знаем».
Умер Гунар Робертович 11 августа 1999 года в неполные 73 года... В 2000 году на доме № 11 на Ленинском проспекте, где почти четверть века прожил Кродерс, появилась посвященная ему мемориальная доска. Специальный корреспондент «Заполярки» Ирина Даниленко до сих пор поддерживает связь с родными Кродерса в Норильске и Санкт–Петербурге.
На выставке кроме роскошного видеоряда о герое, его окружении, времени и семье представлены плакаты с выдержками из статей мэтра. На билетах посетителей напечатано одно–два предложения — в продолжение той или иной выставочной цитаты: о Норильске, строителях Талнаха, людях, заводах, пароходах, чувствах — о чем только не писал норильский журналист!.. Соединить один текст с другим — значило найти ключ, сделать цитату полной, весомой, законченной.
Признаюсь, данная задачка оказалась очень занятной. Норильчане с удовольствием ее решали и зачитывали «свои» журналистские отрывки; те, кто знал Кродерса лично, делились воспоминаниями; молодежь, которой на открытии выставки было невероятно много, учащиеся «Школы журналистики», вслушивались в рассказы о том, каким был город раньше, какими были люди, творившие его историю.
Да, визуальная составляющая экспозиции спорна. Неоднозначен подход музейщиков к традиционному юбилейному мероприятию. Кто–то считает, что форма не соответствует масштабу и содержанию, что личность за выставкой якобы не удается разглядеть. Другим экспрессивные, емкие, меткие музейные ходы, наоборот, близки. Да, «СЛОВОКРОДЕРСУ» больше похоже на перфоманс. На игру, квест, где люди, в том числе подростки, начнут подбирать смыслы, прочтут, заинтересуются, погрузятся в атмосферу. Так что новаторство или, как минимум, просветительское начало — налицо.
Пожалуй, впервые, за исключением мероприятия в честь 55–летия «Заполярки»,
которое готовила талантливая музейщица Елена Бровкова, газетные тексты как
таковые — без дополнительных объяснений, указателей, без прикрас и купюр —
явились не просто предметом исследования или анализа, не архивными документами,
а главным экспонатом выставки.
Включение в интереснейшее чтение, в эпоху, которую смело можно назвать эпохой
Кродерса, — это и есть цель организаторов. И я думаю, что они достигли ее.
Подготовила Марина КАЛИНИНА.
Фото Владимира МАКУШКИНА
Заполярная правда 26.04.2016