Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Погружение в историю


Накануне Дня памяти жертв политических репрессий в Заполярном театре драмы завершился проект «Кино#Театр», в рамках которого старшеклассники снимали фильмы об узниках Норильлага. Это совместный проект гимназии № 4 и драмтеатра, посвященный Году российского кино.


Александр Харитонов знакомит с работами Керсновской

На считанные мгновения (продолжительность каждого ролика две–три минуты) зритель погружается во времена зарождения Норильска, в то лагерное прошлое, которое неотделимо от истории города. Мы видим знакомые улицы и узнаем, что когда–то, не так уж давно, на этом месте стоял кирпичный завод, на котором работали подростки 13–16 лет. Под бравурный пионерский марш мы слышим стихи его автора — Кайдана–Дешкина, проведшего в Норильлаге целое десятилетие. Судьбу Льва Гумилева мы прослеживаем через стихи его матери, Анны Ахматовой, которые замечательно исполнила девятиклассница Анастасия Серых. О трагических моментах жизни Евфросинии Керсновской нам рассказывают через ее собственные воспоминания и рисунки.
Двадцать ребят группами по пять человек работали над этими зарисовками под руководством интереснейших людей нашего города: главного режиссера Заполярного драматического театра Анны Бабановой, режиссера «маяковки» Тимура Файрузова, главного редактора телекомпании «Северный город» Максима Трофимова и фотохудожника Александра Харитонова.


Анна Бабанова со своей группой

Все началось с того, что учитель истории и обществознания гимназии № 4 Ирина Светличная обратилась к Анне Бабановой с просьбой провести встречу со старшеклассниками, рассказать им о театре. Бабанова же в свою очередь предложила создать совместный проект, в рамках которого ребята могли бы погрузиться в историю родного города.

— Я уже больше 25 лет работаю с детьми, преподаю им историю и обществознание. А наша система образования много лет была построена таким образом, что приоритет отдавался математике и русскому языку. Казалось, что наша наука — это сказка, которой не стоит уделять большого внимания. А я много лет думала, как же детям рассказывать эту сказку таким образом, чтобы они понимали: это и есть наша жизнь. Это сложно. И то, что мы все здесь собрались, соприкоснулись — просто счастье. Я уверена, что моих ребят распирает от благодарности творческим людям за то, что те посвятили их в таинство мира искусства, — делится Ирина Светличная.

Работая над проектом, его участники много времени проводили в Музее истории НПР, изучали исторические материалы о Норильлаге и его узниках. Специалисты музея прочитали школьникам лекцию о тех ярких людях, которые отбывали здесь срок. После уроков преподаватель обсуждала с ребятами возможные темы сюжетов, кого какой образ больше всего зацепил.

21 октября состоялась первая встреча старшеклассников с руководителями групп, на ней обсуждались идеи для будущих роликов и приемы их передачи. Потом был захватывающий этап съемок, который для каждого школьника стал настоящим приключением.

Проект «Кино#Театр» предваряет премьеру спектакля Анны Бабановой «Жди меня, и я вернусь», она состоится в Заполярном драматическом 18 ноября. Темы школьных эскизов соотнесены с отдельными героями постановки. Например, Кайдан–Дешкин, образ которого был представлен группой под руководством Тимура Файрузова, — один из героев спектакля, как и Лев Гумилев, чья судьба была обыграна через стихи Анны Ахматовой группой Максима Трофимова. Правда, самой поэтессы в спектакле нет — это художественное решение творческой группы. А группа Анны Бабановой в своей работе над эскизом использовала воспоминания Евфросинии Керсновской, ее записи и рисунки.


Максим Трофимов: «А вот это попробуйте.»

— Я хотел бы сказать огромное спасибо ребятам. Я включился в эту историю по принципу «почему бы не попробовать», а потом, в процессе, меня очень зацепила тема именно из–за ребят. Я знаю не много взрослых людей, которые могут так искренне пропустить через себя настолько сложные вещи. Спасибо вам за то, что вы, возможно, — противоядие от той удушливой грязи, которая происходит в мире. Такого большого удовольствия от работы я давно не получал, — завершив работу, отметил Максим Трофимов.

– Спасибо большое за то, что проект состоялся. Мне было очень интересно. Конечно, то, о чем мы говорили в процессе работы над проектом, я знаю, но теперь об этом знают и пять ребят из моей группы, и еще пятнадцать из других групп. А если те мини–фильмы, которые мы создали, по телевидению увидят другие люди, то все узнают, что в нашем Норильске на улицах еще совсем недавно стояли бараки, в них жили дети, такие же, как вы. И они работали очень тяжело. Просто представьте, что все, абсолютно все дома, построенные от улицы Советской, возведены из кирпичей, которые сделаны детскими руками. То, что мы говорим об этом, — очень ценно, – подвел итоги работы Александр Харитонов.


Лада Шебеко

Перед совместным просмотром эскизов Лада Шебеко, заведующая литературной частью Норильского Заполярного театра драмы, обратилась к собравшимся:

— В центре Норильска, на Гвардейской площади, много лет лежит камень, на котором написано, что здесь будет возведен памятник первым строителям города, покорившим тундру. Героическим людям. Этот камень был торжественно водружен на площади в 1966 году. С тех пор прошло уже 50 лет. Летом этого года камень тихо отпраздновал юбилей. Памятник так и не поставили. А на Лубянской площади в Москве 30 октября 1990 года был положен соловецкий камень. Соловецкий лагерь — первый из сталинских лагерей, тот, с которого началось строительство архипелага ГУДАГ. И, когда в Москве был водружен этот камень, мы стали городами–побратимами. У обоих есть такие камни, которые свидетельствуют о том, что мы храним эту память.

Помнить свою историю, правду необходимо, чтобы это стало прививкой от следующих подобных потерь.


Софья Харитонова осваивает роль

Когда мое поколение училось в школе, нам объясняли, что Норильск построен комсомольцами–добровольцами. Может быть, с начала 1960–х годов это так и было. Но до того времени Норильск строили совсем другие люди. Может быть, некоторые из них и были комсомольцами, но совсем немногие — добровольцами. Они приехали в Норильск по этапу. И, когда с начала 1990–х годов общество «Мемориал» начало публиковать сборники, где зазвучали воспоминания первых норильчан, город был в шоке. Потому что он узнавал свою историю. Я помню, что мне врезалась в память фраза одной из первых норильчанок, строивших аэропорт. Она написала: «Я ненавижу и люблю Норильск». «Ненавижу» — понятно почему. Была сломана жизнь, погублена молодость, человек совсем не так и не тут собирался жить. Но «люблю» — почему? Все равно этот страшный мерзлый камень люди сумели полюбить, потому что город и комбинат — их детище. Об этом тоже нужно помнить.

***

Фильмы, которые получились в результате проекта, норильчане смогут увидеть на канале «Рен–ТВ» в сетке местного вещания компании «Северный город».

Марина АНДРИЮК
Фото Александра ХАРИТОНОВА и Елены НАЗАРЕНКО

Заполярная правда 01.11.2016


/Документы/Публикации/2010-е