Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Снабженец от бога в стране тотального дефицита


27 июня исполнилось 100 лет со дня рождения Василия Николаевича Ксинтариса, государственного и общественного деятеля Советского Союза.

Южанин едет в Норильск

Василий Николаевич родился в год Февральской и Октябрьской революций. Его детство прошло во времена Гражданской войны, НЭПа и первых пятилеток экономического строительства нового государства.

Родной город В. Н. Ксинтариса, Таганрог, основанный Петром Первым, пережил и нашествия, и захваты, и разорение, и новые расцветы благодаря своему географическому положению. Расположенный на Азовском побережье, этот форпост России был интересен многим её противникам.

В двадцатые годы прошлого столетия Таганрог попал в немецкую оккупацию после подписания так называемого Брестского мира.

Но в самом городе вполне уживались русские, украинцы, греки, армяне, немцы, итальянцы, турки и представители других национальностей. И это накладывало особый отпечаток на взаимоотношения людей. Ксинтарис был греком, а позже женился на немке.

В Таганроге он окончил школу и техникум. Воспитывался мальчик в основном улицей, а там надо уметь постоять за себя. Он был активным и энергичным. Любил рассказывать истории и ценил юмор, с удовольствием участвовал в художественной самодеятельности, в том числе на городском уровне.

За достойные успехи в учёбе и общественной жизни техникума его отправили учиться в Москву, где южанин успешно окончил институт и получил направление на работу в заполярный город Норильск. Так Ксинтарис попал в систему НКВД (ГУЛАГ).

В Норильск он приехал в предвоенном 1940 году. Город тогда представлял собой совершенно обособленное место, находился на сверхсекретном положении. В Заполярье строился уникальный комбинат, который крайне нужен был стране для выпуска прежде всего никеля.

Соратник Завенягина

В оборонной промышленности в те годы никеля не хватало. Предприятия, расположенные на Урале и Украине, не могли обеспечить необходимый объём, а Мончегорский комбинат только-только приступил к выпуску стратегического сырья. С началом войны, в 1941 году, он также был эвакуирован в Норильск.

Василий Ксинтарис, принятый на службу, как и многие другие молодые специалисты, самим Аврамием Павловичем Завенягиным, начальником строительства комбината, начал с работы в плановом отделе. Там он смог представить всю масштабность стройки и будущего производства.

Затем Василий Николаевич был командирован Завенягиным в Дудинку. Дудинка - крайне важное звено в структуре материально-технического снабжения индустриального гиганта, но в то время оно было довольно архаичным, точнее, там всё только начинало развиваться. Именно туда стекались все промышленные, продовольственные, торговые ресурсы, необходимые для жизнедеятельности строек и действующих предприятий Норильска.

Ксинтарис за 4 года прошёл путь от рядового инженера до заместителя начальника порта, познал всю гамму проблем, связанных со снабжением комбината, научился жить среди заключённых.

Самым счастливым стал день начала выпуска долгожданного никеля. Это действительно была победа! В далёком Заполярье, благодаря труду тысяч заключённых и вольнонаёмных, было налажено производство металла, так необходимого стране в годы войны...

В 1942 году В. Н. Ксинтарис вместе со своими коллегами участвовал в восстановлении посёлка Диксон и ремонте сторожевого корабля СКР-19 Северного военно-морского флота. За это был награждён медалью "За оборону Советского Заполярья", чем очень гордился.

Героический подвиг гарнизона Диксона, моряков и жителей посёлка, имел большое значение для всего хода Второй мировой войны: снизилась активность германских военно-морских сил на коммуникациях Севморпути. В Дудинский порт стали более свободно проходить арктические суда из Архангельска и США, доставлявшие технику и материалы по ленд-лизу.

Василия Николаевича назначили начальником Дудинского порта. Ему пришлось заниматься строительством причалов, складских баз, нефтебазы, социальных объектов.

Ксинтарис создавал собственное пароходство, строил суда на верфях в Дудинке, Игарке, Подтёсове, Предивном. Оказывал повседневную помощь в строительстве, организации и эксплуатации Злобинского порта комбината в Красноярске.

Несмотря на трудности военного времени, грузооборот Дудинского порта очень быстро почти удвоился и достиг 527 тысяч тонн. К 1945 году норильчане своими силами перевозили по водным путям до 60 процентов всех необходимых грузов.

Создатель "Норильскснаба"

В конце 1944 года произошло событие, имевшее переломное значение в организации системы материально-технического снабжения комбината. Было создано хозрасчётное объединение - централизованное Управление снабжения ("Норильскснаб"), аналогом которого ранее был "Дальстройснаб", созданный ещё в системе ГУЛАГа.

Появление такого объединения напрашивалась давно. Трудностей и недостатков в оперативном хозяйственном управлении многочисленных подразделений комбината на Таймыре и за его пределами хватало с избытком. В начале 40-х годов это понимали и в Норильске, и в Москве.

Создателем "Норильскснаба" был А. П. Завенягин, заместитель наркома внутренних дел СССР. Он прекрасно знал все противоречия существующей системы снабжения. В. Н. Ксинтарис же участвовал в подготовке первоначальных нормативных документов, а затем возглавил "Норильскснаб".

На его плечи легла колоссальная по сложности задача: не только наладить, но и резко улучшить оперативное управление всем процессом, ускорить обработку документов на поставку маттехресурсов, а также логистику транспортного обеспечения железнодорожного, речного и морского направлений.

Не имея устойчивых круглогодичных транспортных коридоров с "материком", при плохой телефонно-телеграфной связи Ксинтарису удавалось решать многочисленные снабженческие проблемы заполярного гиганта в стране тотального дефицита.

Параллельно Василий Николаевич, как высококвалифицированный и опытный плановик, возглавлял работу по созданию единого снабженческого хозяйства, разработал тарифную систему на всех этапах транспортно-снабженческого комплекса, бухгалтерскую отчётность.

Все эти основы и принципы, заложенные Ксинтарисом, послужили достойной базой для дальнейшего совершенствования всего комплекса снабжения комбината на многие десятилетия вперёд. Сам он позже добрым словом вспоминал замечательных специалистов, шахтёров, экономистов, плановиков высшей квалификации, отбывавших свои лагерные сроки в Заполярье. Без их помощи он бы не обошёлся.

С некоторыми из этих людей он дружил потом всю жизнь. А в лагерное время помогал им, чем мог, снискав уважение среди них.

К сожалению, в 1951 году Василия Николаевича и его семью постигло обычное в то время несчастье. Он без особых объяснений был отстранён от должности, исключён из партии и отправлен в ссылку: сначала - на Кольский полуостров, затем - в Якутию.

После смерти Сталина В. Н. Ксинтарис вернулся в Норильск, был восстановлен в партии. Работал руководителем предприятий стройматериалов, а затем снова - начальником "Норильскснаба" и заместителем директора комбината.

Во главе Красноярского совнархоза

В 1957 году Василия Николаевича в составе большой группы норильчан пригласили в аппарат Красноярского совнархоза, на должность начальника УМТС - управления материально-технического снабжения всего края. Председателем совнархоза тогда был легендарный Петр Фадеевич Ломако, впоследствии министр цветной металлургии.

В Красноярске Ксинтарису пришлось отвечать за обеспечение ресурсами предприятий региона. Прежде всего надо было создать систему снабжения, подобрать квалифицированные кадры - а начинал он почти с нуля.

Необходимо было наладить деловые связи с центральными государственными органами и многочисленными изготовителями, поставщиками оборудования и материалов для действующих предприятий и начинавшегося строительства гидротехнических, машиностроительных и лесохимических объектов.

В 1961 году произошёл новый поворот в жизни В. Н. Ксинтариса - его назначили первым заместителем председателя совнархоза, а после перехода П. Ф. Ломако в центральный аппарат - председателем.

В качестве руководителя огромного Красноярского края ему пришлось продолжить разрабатывать программу десятилетки экономического развития региона, заниматься всеми направлениями: от работы с месторождениями минеральных ресурсов, строительства рудников, предприятий энергетики, чёрной и цветной металлургии - до сельского хозяйства, транспорта и так далее.

В 1965 году Василий Николаевич был назначен заместителем министра цветной металлургии, начал заниматься снабжением сотен предприятий отрасли всего Советского Союза - от заполярных границ до Чукотки.

Цветная металлургия развивалась динамично. Государственные планы выполнялись и перевыполнялись. В частности, велось строительство предприятий особой важности - так называемая группа "100".

Нельзя не оценить заслуг В. Н. Ксинтариса и в организации экспериментальных рейсов морских судов по трассе Севморпути в Западном секторе Арктики.

В 70-е годы, за 8 лет напряжённого труда лучших специалистов Норильского комбината и Минморфлота СССР, удалось перейти от экспериментов в навигации к работе в круглогодичном режиме.

В этот период бурными темпами развивались порты Дудинка, Архангельск, Мурманск, Кандалакша. Были введены в эксплуатацию новые типы ледоколов и транспортных судов.

Весь комплекс мер, предпринятых правительством СССР и реализованных Минцветметом, Минморфлотом, Минречфлотом и Норильским комбинатом, позволил успешно завершить строительство новых крупных заводов, рудников Норильского комбината, давших стране вдвое больше стратегического металла.

И "Госснаб" был ему по плечу

Учитывая большой хозяйственный и управленческий опыт В. Н. Ксинтариса, Совмин СССР по согласованию с ЦК КПСС назначил его заместителем, а затем - первым заместителем председателя Государственного комитета по материально- техническому снабжению ("Госснаб"). Фактически он стал руководителем всей снабженческой отрасли СССР.

Василий Николаевич проработал на этом высоком посту 11 лет. Здесь в полной мере раскрылся его талант крупного хозяйственного руководителя и государственного деятеля.

Кроме внутренних вопросов, пришлось заниматься координацией систем снабжения стран Варшавского договора и других дружественных государств, имевших договоры с СССР.

В 80-е годы сформировалась вся территориальная сеть снабженческих организаций и всесоюзная транспортная логистика. Особое внимание уделялось организации завоза ресурсов на Крайний Север с ограниченными сроками навигации.

Круглогодичное движение морских судов в Западном секторе Арктики снимало массу проблем на Ямале и Таймыре, но в трудном транспортном положении оставались Чукотка и Якутия, а также восточносибирские регионы страны.

Являясь председателем специальной комиссии, В. Н. Ксинтарис уделял этой проблеме особое внимание. Он отвечал за чёткое обеспечение строек группы "100", внедрял контейнерные перевозки в рамках автоматизированной системы управления складским хозяйством, учёт движения ресурсов от поставщика к потребителю.

Кроме того, широко использовал зарубежный опыт, регулярно посещал всевозможные промышленные выставки, которые проводились у нас и в других странах.

Вспоминая друга и соратника

Василий Николаевич со времён школы и института активно участвовал во всех общественных мероприятиях. Работая в Дудинке и Норильске, был членом горкомов и крайкома партии, депутатом местных Советов, а в Москве избирался депутатом Верховного Совета РСФСР нескольких созывов, 12 лет являлся членом ВЦСПС.

В. Н. Ксинтарис награждён государственными наградами: орденами и медалями. Был Почётным гражданином Таймыра, Почётным полярником Минморфлота, Почётным ветераном Красноярского края, одним из организаторов общества "Красноярское землячество" в Москве.

Василий Николаевич трепетно относился к своей семье: к супруге, детям, родителям. По рассказам коллег, он отличался общительностью, любил компании, много читал, интересовался театром и кино, при возможности посещал спортивные соревнования, ипподром, с удовольствием бывал на природе.

Несмотря на открытость, очень осторожно подходил к оценке прошлых и нынешних событий в стране. Старался быть объективным. Слыл убеждённым государственником.

Столетний юбилей В. Н. Ксинтариса - повод вспомнить одного из самых известных, выдающихся представителей нашего поколения, который действительно прошёл огонь и воду. И все свои силы, знания отдал на благо страны.

В 2004 году, 30 мая, Василия Николаевича не стало, а 27 июня 2007 года в столице Таймыра - Дудинке (на улице Советской, 43), на фасаде здания управления Заполярного транспортного филиала "Норникеля" установлена мемориальная доска В. Н. Ксинтарису.

И. АРИСТОВ, В. ПОЛИЩУК, ветераны Норильского ГМК имени А. П. Завенягина, Почётные граждане Норильска.

На фото: Таким он был в зрелости... И в молодости. Дудинский порт давал жизнь Норильскому комбинату. Руководители Красноярского совнархоза встречают Никиту Хрущёва (Василий Ксинтарис - второй справа, Петр Ломако - четвёртый справа в верхнем ряду). Ксинтарис принимает поздравления от Владимира Ивановича Долгих и членов Красноярского землячества в Москве. Василий Николаевич со своей семьёй и другом - известным советским писателем Константином Симоновым.

Фото из семейного архива.

Красноярский рабочий 30.06.2017


/Документы/Публикации/2010-е