Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Столбист и кладовщик. В Красноярске появились два знака «Последний адрес»


Краевой центр стал 38-м городом, где работает проект, посвящённый памяти репрессированных людей.


Основная идея проекта - узнать, поговорить, подумать об этих людях. © / Илья Куклинский / Из личного архива

Историки, архивисты и общественники много лет разыскивают и собирают информацию о репрессированных в годы Советской власти людях. В лагерях или на расстрельных полигонах сгинули миллионы, у многих из них нет даже места последнего успокоения. Но есть последний адрес, где они жили мирной жизнью. Именно там устанавливают памятные знаки, посвященные погибшим людям.

Говорить и думать

1 ноября в Красноярске установили два памятных знака «Последний адрес». Этот проект действует уже 3 года. Красноярск стал 38-м по счету городом, где установлены таблички с последним адресом человека, который больше не вернулся в нормальную жизнь, а был расстрелян или погиб в лагере.


Сергей Пархоменко, основатель проекта "Последний адрес". Фото: Из личного архива/ Илья Куклинский

«Идея очень простая. Наша задача – не расставлять эти таблички, а собирать людей вокруг них, вокруг самой этой работы, - рассказал основатель движения «Последний адрес» Сергей Пархоменко. - Люди должны говорить и думать про это. Весь смысл в этом, а не просто в установке знаков. И надписи на табличках намеренно мелкие. Это сделано для того, чтобы нужно было предпринять усилие – рассмотреть, прочитать, узнать, задуматься. Таким образом мы сможем прожить, освоить тяжелый исторический опыт, который пришлось пройти нашей стране. Только тогда можно развиваться, двигаться вперед».

Принцип проекта – один знак, одно имя, одна жизнь, одна судьба. За каждой установленной табличкой стоит живой человек, который прислал в организацию заявку. Информацию затем тщательно проверяют, используя архивные данные. Критерии просты: это должен быть последний адрес человека, где он жил нормальной жизнью, человек был реабилитирован и не состоял в так называемых «расстрельных» тройках и двойках, то есть, сам не осуществлял репрессий. Такая оговорка сделана потому, что многие из палачей сами впоследствии были репрессированы.


Таблички намеренно сделаны небольшими, чтобы нужно было сделать усилие - подойти и прочитать. Фото: Из личного архива/ Илья Куклинский

Всего в России установлено около 600 табличек, в Москве – 200, в Санкт-Петербурге - 150. Появились похожие международные проекты – в Украине, в Чехии, Румынии, Молдавии. На подходе Грузия и Латвия. «Мне кажется, это очень важно. Нас объединяют общая историческая память, общее прошлое, трагедии и потери и общее желание как-то это пережить», - говорит Пархоменко.


На церемонии присутствовали родственники репрессированных людей. Фото: Из личного архива/ Илья Куклинский

Реабилитированы посмертно

В Красноярске теперь установлены два знака. Один - на улице Марковского, 70, где теперь Сибирский Государственный Авиационный Университет. А в 30-е годы на этом месте был жилой дом, где жил кладовщик банно-прачечного комбината Иван Алексеевич Наталушко. Его арестовали 26 мая 1938 года и менее чем через три недели после ареста – 13 июня 1938 года – приговорили к расстрелу по обвинению в «участии в диверсионно-повстанческой контрреволюционной организации, существовавшей в г. Красноярске, и организации поджогов материальных складов в совхозе «Первенец пятилетки»». Приговор был приведен в исполнение лишь через полтора месяца – 25 июля 1938 года. Ивану Наталушко было 30 лет.

Второй - на фасаде дома №32 по улице Перенсона. Это последний адрес основателя и первого главного инженера Красноярской судоверфи Александра Викторовича Телегина. Он был известным столбистом. 1 ноября 1936 года Телегина арестовали и обвинили в активном участии «в контрреволюционной троцкистской шпионско-диверсионной террористической организации, созданной на «Красмашвагонстрое» агентами германской и японской разведок в 1935 году». 29 октября 1937 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Ему было 54 года.
Телегин и Наталушко много позже были полностью реабилитированы «за отсутствием состава преступления».

В установке таблички приняли участие дочь и внучка Наталушко, правнук Телегина, сотрудники красноярского «Мемориала», Ирина Прохорова, соучредитель «Фонда Михаила Прохорова», который поддерживает «Последний адрес».

Татьяна Руденко

Статья из газеты: АиФ на Енисее» №45 (1930) 08/11/2017


/Документы/Публикации/2010-е