Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Память – почва плодородная


В 2017 году исполнилось 140 лет со дня рождения В.Ф. Войно-Ясенецкого

Его научным трудам по местному обезболиванию в 1924 году стоя рукоплескал целый съезд врачей в Германии, он же – известный хирург и архиерей - отбывал свою первую ссылку в далеком Енисейске. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий был в нашем городе дважды. Как хранится нами память о его пребывании? Что нужно или еще возможно поправить, чтобы не растерять духовное наследие, оставленное нам, сибирякам, этим великим человеком?

Жизнь как пример

Эти вопросы стали основными для открытого заседания совета Гражданской ассамблеи Красноярского края и Общественной палаты патриотических историко-культурных и краеведческих организаций, посвященного увековечиванию памяти пребывания архиепископа Луки в Енисейске. Сохранением памяти об этом человеке Общественная палата занимается уже 15 лет. За это время сделано много: в Красноярске, например, установлено два памятника святому Луке; в Большой Мурте построена часовня при больнице, где он служил; Красноярский медицинский университет стал носить имя Войно-Ясенецкого, а при самом учреждении создан музей, в котором собраны архивные материалы, подлинные рукописи, предметы быта и инструменты, что были когда-то в руках талантливого хирурга. Музейные беседы о Войно-Ясенецком, объяснила преподаватель университета, директор музея архиепископа Луки Вера Тимошенко, являются важной частью обучения студентов-медиков. «Как преподаватель я поняла, что должна не только научить молодых людей быть врачами, но и заронить то зерно духовное, которое бы проросло любовью к своей профессии, - сказала она. - Что может быть дороже профессии врача, если он в руках держит жизнь? Без сердца хорошим врачом стать невозможно, а плохих врачей быть не должно».
А ведь нам, енисейцам, тоже есть что использовать для воспитания гражданственности, нравственности, духовности в нашем молодом поколении, помятуя о жизненном подвиге Валентина Феликсовича. Ведь он и здесь, на нашей земле, служил людям своими дарами, будь то дар духовника или талант хирурга. Именно служил. Так называл он свой безмерный труд сам и к этому – служению простым людям – стремился всю свою жизнь.

«Призыв Твой слышу, Господи!»

«Жатвы много, делателей мало» - эти слова из Библии когда-то поразили юного Валентина. «Как, неужели у Тебя не хватает помощников?» - воскликнул он тогда, подняв глаза к небу. А через некоторое время, задумываясь о будущем, положил в основу своего выбора именно эти слова. Дело в том, что талант к рисованию у юноши был столь велик, что ни у кого не возникало сомнения в великом будущем одаренного художника. «И тут я понял, что не имею права заниматься тем, что мне нравится, когда столько людей нуждается в помощи», - напишет Валентин Феликсович позже в своей автобиографической книге «Я полюбил страдание». Он поступил в Киевский медицинский университет с мечтой стать «мужицким» врачом, чем немало удивил своих сокурсников и профессоров, прочивших ему, видя невероятные результаты в учебе, успех в научной деятельности. Он тогда, заметив реакцию на свое заявление, почти обиделся, осознавая, насколько мало, оказывается, окружающие понимают его душевные порывы. А рисование все-таки сыграло огромную роль в его занятиях хирургией: глубокое изучение анатомии, сопровождаемое постоянными детальными зарисовками, позволили доктору затем безошибочно принимать верные решения при выполнении невероятно сложных операций в невероятно сложных же условиях.

Эти операции вкупе с духовным наставничеством несли людям не только исцеление от недугов, но и душевное успокоение. Весть о хирурге, творящем чудеса, мигом распространялась везде, где появлялся врач-священник, получивший в крещении имя апостола Луки, также бывшего врачом. Енисейск при его небольшой тогда заселенности весть об архиерее Луке облетела буквально за три дня. В этом, по свидетельству современников, помогла и успешная операция по пересадке почки теленка больному ребенку, а также удаление бельма на глазах сразу трех маленьких братьев, вернувшее им зрение. Наплыв нуждающихся в медицинской помощи был настолько велик, что назрела необходимость записи больных, которая в три дня растянулась на несколько месяцев вперед. А принимал архиерей Лука всех страждущих в двухэтажном деревянном здании по улице Декабристов, 1.

Енисейская ссылка

Пустые глазницы оконных проемов, кое-как прикрытые старыми мебельными щитами, разобранные «добрыми хозяевами» на дрова лестницы и полы, аккуратно сложенные стопки кирпичей, приготовленные к выносу, да заботливо поставленный кем-то приступочек у окна для более удобного проникновения внутрь, причем отнюдь не для знакомства с историей. Из охраны - один хлипкий замочек и один пожилой мужчина, живущий по соседству, то и дело разгоняющий малолеток, находящих себе в опустевшем бесхозном здании кров… Так теперь выглядит этот дом, где зимой 1924 года по нескольку операций в сутки выполнял святитель Лука. Это здесь, в небольшом зале на втором этаже, он с мудростью останавливал молодую медсестру, готовую немедленно приступать к радикальным мерам. «Ты погоди резать-то. Слово, оно ведь тоже лечит», - говаривал он, творя молитву над больным и осеняя место будущего разреза йодовым крестом. Это здесь происходили неподдающиеся пониманию даже специалистов исцеления. Это здесь… Здесь происходило многое. Но об этом теперь не напомнит даже мемориальная табличка, кем-то сданная и кем-то принятая в качестве металлолома.

Это почти единственное здание в Енисейске, которое хранит еще память о деятельности Валентина Феликсовича: есть в городе еще один старый дом, где, по сведениям музейных работников, архиерей Лука совершал домашние богослужения. А вот дом, где он проживал во время ссылки, был недальновидно снесен уже в XXI веке. Снесена, правда, гораздо раньше, и Христорождественская церковь, где архиерей Лука проводил служения, в том числе и хиротонии (рукоположение) других священнослужителей, ведь большинство енисейских служителей были уже репрессированы. Разумеется, все это совершалось без разрешения властей. К тому же это возрастающее влияние Луки на жителей города… Ничего лучшего, чем сослать непокорного еще севернее, власти тогда не придумали. Поселок Хая, Туруханск, заполярное Плахино…

Следуя по ссыльному пути

По местам тех ссылок решил как-то пройти человек, чье обращение в православную веру связано с именем архиепископа Луки. «Места в большом храме на пасхальную службу не хватило, и я, бредя по красноярским улочкам, вдруг оказался в храме Святого Луки, что построен около медицинского университета, - вспоминает Сергей Волков, предприниматель, член Общественной палаты Красноярска. – Позже я начал знакомиться с личностью этого человека, открывая для себя которого остановиться уже невозможно, как невозможно и самому остаться прежним». Вскоре Сергей Александрович, будучи совершенно убежденным, что о деятельности Святого Луки в Красноярском крае, о его влиянии на судьбы человеческие должны знать как можно больше людей, решил снять документальный фильм «Сибирский путь Святителя Луки».

«За этим фильмом в 35 минут стоит серьезная и кропотливая работа большого количества людей: историков, специалистов архива ФСБ, режиссеров, монтажеров, звукооператоров, - говорит Сергей Александрович. – Я специально набирал группу из людей, далеких от православия, потому что их взгляд мне был важен в фильме, ведь верующие смотрят уже под другим углом. Работу над фильмом сопровождало столько чудес, что вскоре самый «отпетый» атеист вдруг сказал: «Что-то в этом есть».

Вдруг изменившаяся погода во время съемок сюжета в Туруханске; воспрянувшая для воспоминаний Надежда Брончевская, служившая медсестрой при архиепископе Луке во время его ссылки в Большой Мурте; случайное, казалось бы, знакомство с Лилией Самсоновой, которую в своей книге Лука описывает как бойкую девочку… Череда этих событий и подробное изучение архивных материалов о хирурге-священнике все больше приводило съемочную группу к некоему осознанию того, что есть уникальные люди, которые своим сподвижничеством начинают приближать людей к Богу. Это ли была не главная цель жизни Святителя Луки?

Часть съемок проходила и в Енисейске, который стал теперь, по признанию самого Сергея Александровича, местом, куда хочется приезжать почаще и где память о Святителе Луке, хоть и не увековечена, но, кажется, витает в воздухе.

С проблемой согласны. Что дальше?

Это правда, витает. Но лишь для тех, кто знает о его здесь пребывании, кто прикоснулся к его биографии, кто чтит его как человека, возведенного Православной Церковью в сан святых. И именно эти люди, понимающие всю значимость увековечивания памяти об архиепископе, бьют тревогу, поднимают вопрос о сохранении объектов, связанных с именем Луки. По этому поводу существует уже много предложений неравнодушной общественности: создать, например, в здании по ул. Декабристов, 1 музей ссылки или же музей детского дома, который здесь располагался долгие годы, но чтобы в этом музее большое внимание уделить экспозиции о Войно-Ясенецком; кто-то предлагает устроить в здании паломнический центр. Есть уже даже некие проектные разработки. Но… Одними силами общественности этот воз, разумеется, не сдвинуть. А потому на совещании и было предложено объединить усилия, используя для этого площадку Гражданской ассамблеи края.

Кстати, разобщенность действий, прямо как у Крылова, мешает решиться и этому вопросу. Такое же мнение озвучила и представитель отдела архитектуры города Вероника Бачина: «Большой бедой при всем многообразии взаимоотношений и межведомственных связей является несогласованность. Все занимаемся благим делом, и все далеки от цели. В частности, администрацией города выполнены следующие шаги для увековечивания памяти пребывания святого Луки в Енисейске: еще в 2012 году издано распоряжение о резервировании земли для создания парка «Монастырский». Написана историческая справка, мы ездили в министерство культуры обосновывать необходимость создания музея и установки памятника Войно-Ясенецкому. Все это при взаимодействии с нашим музеем и архивом. Нас поддержали, все - «за». И вот опять возвращаемся к месту установки памятника и финансированию… Говоря о присвоении имени Луки какой-то улице, нужно понимать, что переименование – это накладно прежде всего для горожан, живущих на этой улице, поскольку влечет за собой переделку документов. А вот наименование новой улицы, например, им. Войно-Ясенецкого или Святолукская – другое дело. Но, согласитесь, не хотелось бы такое имя уносить на улицу, отсыпанную где-то на окраине города. А вот для парка название самое подходящее».

Для того чтобы тема, поднятая на совещании, получила свое развитие, решено создать инициативную группу неравнодушных граждан. Первым делом сформулировано официальное обращение на имя временно исполняющего обязанности губернатора Красноярского края Александра Усса, председателя Законодательного собрания края Дмитрия Свиридова, председателя совета Гражданской ассамблеи Андрея Менщикова. Состоялось также общение на личном приеме с депутатом Законодательного собрания Евгением Петренко. В ближайшее время будет оформлено обращение в службу по государственной охране объектов культурного наследия края с просьбой провести историко-культурную экспертизу объектов, связанных с деятельностью Войно-Ясенецкого в Енисейске, с возможностью дальнейшего включения их в список объектов культурного наследия.

Послесловие

Правы те, кто утверждают, что знакомство с биографией архиепископа Луки способно повлиять на человека. Почему так происходит, спрашиваю у епископа Енисейского и Лесосибирского Никанора. «Просто это человек мощной духовной силы, посвятивший себя служению Богу и людям, чего никогда не стыдился, - отвечает епископ. – Сан священника он принял в 1923 году, в самое, казалось бы, не подходящее для этого время, когда многих расстреливали за веру, ссылали или измывались над ними, а многие ради сохранения жизни отрекались от своего священства. Он не боялся помогать людям ни как врач, ни как священник. А теперь к вопросу сохранения памяти. Кого мы хотим воспитать, такая у нас и память. Если мы не сохраняем, отодвигаем на второй план память о предках, которых считаем духовными маяками в этом мире, и прежде всего заботимся о комфорте, то взращиваем общество потребителей. Хотим воспитать людей сильных духом - должны и говорить о таких людях, об их духовном подвиге. Святитель Лука честно, открыто и добросовестно делал свое дело. И у нас в епархии есть такие примеры, когда благодаря Святителю Луке люди становились на его путь. Вот, например, отец Агей Марушев, заместитель главного врача Мотыгинской больницы. Он и прием так же ведет в рясе и с крестом. Конечно, ему за это попадает, даже в наше, вроде бы свободное время, ему даже предлагали стать главным врачом, но для этого нужно было перестать вести прием в облачении. А он поступил так, как поступил когда-то Лука, никогда не оставляя священства, говоря: «А в служении Богу вся моя радость».

…Комплекс больничных построек XIX века по ул. Декабристов по-прежнему напоминает нам о такой разной истории Енисейска. Среди этих построек – потемневшая от времени двухэтажка. Сгоревшие останки ее вековых собратьев-домов уже много лет немым укором обличают нас в нашей нерасторопности. А она - старая, крепкая еще, добротная, но брошенная - пока стоит. Когда-то здесь сохранялись человеческие жизни. Теперь же требуется сохранить жизнь самому зданию ради того, чтобы память о гражданском, врачебном и духовном подвиге великого человека продолжала быть полезной людям, словно почва плодородная, на которой много доброго вырастает.
Оксана ВЛАСОВА
Фото автора

Врезка
Строительство комплекса построек больницы было начато в мае 1897 года и продолжилось до сентября 1899 года. Подрядчик – купец 2-й гильдии Телегин Александр Васильевич, производитель работ – младший инженер Шатилов. Городская больница существовала на этом месте и ранее - с начала XIX века. С ней связано пребывание в Енисейске ряда различных исторических деятелей. Здесь вел прием больных В.Ф. Войно-Ясенецкий.

В Енисейске Святитель Лука был два раза: в январе-марте и в июне 1924 года

Историческая справка
Святитель Лука(в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) (1877-1961гг.) - епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Симферопольский и Крымский, российский и советский хирург, ученый, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктор медицинских наук, доктор богословия, лауреат Сталинской премии первой степени. Архиепископ Лука стал жертвой репрессий и провёл в ссылке в общей сложности 11 лет. Реабилитирован в апреле 2000 года

Енисейская правда 25.01.2018


/Документы/Публикации/2010-е