Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

О мятежном духе литовцев и украинцев


Депутат литовского Сейма Витаутас САУЛИС: «Норильское восстание доказывает, что бороться с тоталитарными режимами можно даже в труднейших условиях»


ФОТО C САЙТА VK.COM


ФОТО C САЙТА PHOTODOM.COM/OLAF ROGERS


ВИТАУТАС САУЛИС

После общественных слушаний, посвященных 60-летию Норильского восстания, состоявшихся в Киево-Могилянской академии, «День» сообщал, что 24 мая мероприятия к годовщине этих событий прошли также в Литве. Правда, в отличие от Украины, где память участников восстания почтили преимущественно представители гражданского общества, в Вильнюсе мероприятия по поводу 60-летия проходили в здании Сейма Литовской Республики. Разница в уровнях и понимании политиками важности этой даты — ощутима.

А несколькими неделями позже, после того как в Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект постановления о почитании 60-летней годовщины Норильского восстания, депутат Сейма Витаутас Саулис обратился к высшему законодательному органу Литвы с предложением направить соответственное обращение к украинскому парламенту с предложением поддержать зарегистрированное постановление.

Опыт Литвы в изучении и понимании своего прошлого с тем, чтобы избавиться от наследия тоталитарной системы, важен и для нас. То, как в Литве почтили память участников Норильского восстания, — позитивный пример понимания ключевых моментов своей истории на общественном уровне. Поэтому мы делимся этим примером со своими читателями, публикуя текст сотрудницы Музея жертв геноцида Вилмы ЮОЗЯВИЧЮТЕ.
От редакции

Село солнце в тот день
За высокими горами Норильска,
Мужчины решили стену штыков
Все вместе проломить своей грудью...

Это подстрочный перевод строк из «Гимна норильских повстанцев», написанного заключенным Норильского лагеря, литовским ксендзом Чесловасом Каваляускасом. Гимн звучал 60 лет назад, он также звучал и 24 мая 2013 года во время мероприятий по случаю 60-летия Норильского восстания и съезда узников Норильска, проходивших в Парламентской галерее Сейма Литовской Республики.

Инициаторами были супруги Мурейкос: врач, бывшая заключенная Норильска, кавалер ордена Креста Витиса Йоанна Улинаускайте-Мурейкене и ее муж, доктор философских наук Юозас Мурейка. Они еще в начале марта обратились к Витаутасу Саулису — председателю комиссии Сейма по правам и делам участников сопротивления оккупационным режимам и лиц, пострадавших от оккупаций, — относительно целесообразности проведения мероприятия, посвященного 60-летию Норильского восстания, в здании Сейма. В. Саулис согласился стать организатором памятного события и пригласил в Парламентскую галерею здания Сейма участников Норильского восстания, их близких, друзей, других бывших политзаключенных и ссыльных, политиков, общественных деятелей и представителей общественных организаций.

Как отметил В. Саулис в начале мероприятия, Норильское восстание — это образец крупнейшего в системе советских лагерей проявления ненасильственного сопротивления. Выяснилось, что политзаключенные могут объединиться, что они не желают быть покорными и переносить унижения. На подавление Норильского восстания было брошено немало сил; сначала участников восстания уговаривали, потом угрожали, а позже применили военную силу и технику. Невзирая на расправу, результаты восстания стали ощутимы уже в 1953 году — режим пошел на уступки, были удовлетворены некоторые требования политзаключенных. Это доказывает, что бороться с тоталитарными режимами можно даже в труднейших условиях.

Историк, председатель парламентской группы «За историческую память и справедливость», член Сейма Арвидас Анушаускас напомнил собравшимся, что для литовцев ад Норильских лагерей разверзся еще в 1941 г., когда часть литовских солдат и офицеров привезли в Красноярский край, и немало из них отправили в Норильские лагеря. После войны между Германией и Советским Союзом в советских лагерях оказалось еще 150 тысяч литовцев. В стотысячный отряд заключенных, работавших на Норильском никелевом заводе и на строительстве других объектов, влились и свыше трех тысяч литовцев, отправленных в Норильские лагеря. Теперь Россия пытается забыть, в каких нечеловеческих условиях работали политзаключенные. Завод работает и сегодня, однако о людях, которые все это создали, нынешняя власть России забыла. Никто даже и не думает о каких-то компенсациях. Крупные немецкие концерны еще 15 лет назад посчитали своим моральным долгом создать фонд в несколько миллиардов марок. Были выплачены компенсации людям, которые в годы нацизма находились в Германии на принудительных работах.

А. Анушаускас также обратил внимание на тот факт, что во время восстания политзаключенные на протяжении свыше двух месяцев сохраняли определенное самоуправление. Подавить восстание силам чекистов удалось только в августе. Как говорил А. Анушаускас, мы не можем забыть, что эти люди, участники Норильского и других восстаний, начали разрушать и, в конце концов, разрушили империю ГУЛАГа. Не только литовцы, но и русские должны быть благодарны тем заключенным, которые 60 лет назад начали восстание и, не смотря на жертвы, по мнению А. Анушаускаса, победили.
Участников Норильского восстания поздравила член Европарламента Радвиле Моркунайте-Микуленене. Она выразила надежду, что с воспоминаниями и опытом участников Норильского восстания удастся познакомить также и Европейский Союз.

Бывший участник Норильского восстания и председатель общества Norilsko Vyciai («Норильские витязи») Бронюс Златкус, который в Норильске оказался в 1948 г., рассказал, что тогда заключенные показались ему измученными, послушными, подавленными. Положение изменилось в 1952 г., когда, после подавления волнений в Карлаге, оттуда по этапу поступили новые заключенные. Карагандинцы привнесли дух сопротивления, и в Норильских лагерях по принципу пятерок стали создаваться тайные военные организации. Восстание вспыхнуло, когда после смерти Сталина зародилась надежда, что существующую систему можно изменить. После подавления восстания, как свидетельствуют документы, было принято решение 10% заключенных — инициаторам восстания — «пустить кровь». Б. Златкус был включен в список приговоренных. Только арест Берии и перемены в Кремле спасли его от расправы.

На мероприятия по случаю 60-летия восстания прибыли также представители Украины. Один из них — лауреат национальной премии имени Тараса Шевченко, премий имени Василя Стуса и Андрея Сахарова, режиссер-документалист Михаил Ткачук, много сделавший, чтобы сохранилась память о Норильском восстании и его участниках, а среди них — и об участвовавших в нем литовцах. Он передал собравшимся поздравления от украинцев и вручил Б. Златкусу черное с красной полосой знамя Норильского восстания. Он рассказал участникам об акции, которая в настоящее время проводится в Украине среди студентов вузов, когда слушателей знакомят с историей Норильского восстания и с методами невооруженного сопротивления. По словам М. Ткачука, украинцы и литовцы всегда были едины. Об этом говорили собеседники, снятые им на документальной киноленте. А в Литве М. Ткачук впервые побывал десять лет назад на торжествах по случаю 50-летия Норильского восстания. Завершая свое выступление, он предложил вниманию участников пятиминутный документальный кинофильм, в котором как раз использованы эпизоды встречи участников Норильского восстания, снятые во время его пребывания в Литве в 2003 г.

Профессор Она Вовярене представила собравшимся книгу воспоминаний инициатора проведения памятных мероприятий, члена общества Norilsko Vyciai Й. Улинаускайте-Мурейкене «Испытания судьбы». По словам профессора, память возвращается написанными книгами, и эта книга, в которой описаны участницы Норильского восстания, тоже побеждает в борьбе со временем. Кроме того, эта книга рассказывает о силе человеческого духа, о национальных и семейных ценностях и об усилиях сохранить их в нечеловеческих условиях. Стиль письма Й. Улинаускайте-Мурейкене легкий, эмоциональный, апеллирующий к человеческому сердцу и чувствам.

Поблагодарив профессора О. Вовярене за изумительный анализ книги, муж Й. Улинаускайте-Мурейкене д-р Ю. Мурейка прочитал собравшимся поздравления от своей жены, которая из-за болезни не смогла прибыть на торжества. В своем письме она писала, что политзаключенные, занесенные волей судьбы на далекий Север, унижаемые, расстреливаемые, изнемогающие от голода, холода, тяжелой работы, внутренне не чувствовали себя жертвами, они были свободными людьми. Это чувство свободы не позволяло сломаться, объединяло не только литовцев, но и украинцев, латышей, политзаключенных других национальностей. Она утверждала, что забыть прошлое нельзя — оно должно сохраниться в воспоминаниях, должно передаваться детям, внукам и правнукам, которые, зная об этом, сумели бы противостоять злу, чтобы такие жестокие события не повторились.

Вилма ЮОЗЯВИЧЮТЕ, сотрудник Музея жертв геноцида, Литва, специально для «Дня»

День 04.07.2018


/Документы/Публикации/2010-е