Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

День памяти жертв политических репрессий


День памяти жертв политических репрессий был утвержден Постановлением Верховного Совета РСФСР 18 октября 1991 года, в целях, призванных напомнить об этой национальной трагедии и почтении памяти многочисленных жертв репрессий. Для игарчан День памяти - печальный повод для того чтобы собраться вместе вспомнить своих родных и близких пострадавших в годы репрессий, рассказать о том, о чем раньше принято было молчать.

Тридцатого октября 2018 года в зале Детской школе искусств было многолюдно, более пятидесяти человек собрались почтить память безвинно пострадавших в годы репрессий и посвящалось оно людям, жизнь которых неразрывна была связана с музыкой, творчеством - знаменитым певцам, музыкантам, волею судьбы, оказавшиеся в неволе.

В Игарском театре было много талантливых актеров. Среди них: артисты оперетты Дора Петрова из Николаева, Ванда Антоновна Савнор из Ленинграда, артист Иркутской оперетты В. Аксенов, артист Малого театра Б. Ничеухин, тенор Иван Чигринов, режиссер Леонид Оболенский, артисты Д. Крайнов, Леонид Юхин, балетмейстер Б.Е. Скворцов, дирижер Кишиневского музыкально-драматического театра Николай Чернятинский, пианист Всеволод Топилин, художник Кировского театра Дмитрий Зеленков и др.

В маленьком уютном зале при приглушенном свете звучали любимые мелодии Всеволода Владимировича Топилина, Ванды Антоновны Савнор и Вильгельма Георгиевича Дерингера. Но не только любовь к музыке, мелодиям Арно Бабаджаняна и Людвига Ван Бетховена, объединила рассказ о этих людях. Главным связующим звеном, скрепившим судьбы двух талантливых пианистов и оперную певицу обладательницу сказочного голоса, был Север и репрессии.

Всеволод Топилин — пианист великого дарования, виртуоз, обладатель музыкального таланта, обещавшего ему мировой артистический полёт. Но уже на взлёте своём он столкнулся с безжалостной судьбой, опрокинувшей надежды и чаяния. Сын генерала Белой армии, погибшего в борьбе с большевиками, Всеволод Топилин был вынужден скрывать свое происхождение в течении всей жизни. Музыкальное образование получил в Харьковской консерватории в классе выдающегося пианиста европейского масштаба Павла Луценка. Всеволод Топилин отличался способностью играть с «листа» самые сложные произведения.

В 1935 - 1936 годах Всеволод Топилин, и Давид Ойстрах предприняли грандиозные гастроли в Европе (Польша, Германия, Швеция, балтийские страны), которые имели огромный, чрезвычайный успех. Известные газеты много писали об этом, как о европейском музыкальном событии.
Война круто изменила жизнь Всеволода Владимировича. В 1945 году после окончания войны (и плена) Топилин вернулся в Москву, где сразу же прямо на Белорусском вокзале был арестован, обвинен в измене Родине и сотрудничестве с немецко-фашистскими оккупантами и приговорен к расстрелу. Однако смертельный приговор был заменен на 10 лет принудительных работ. Плен, последующий арест и лагерь сломали так блистательно начатую карьеру, но не сломили его нравственно и профессионально. И счастливый случай помог — это зачисление Всеволода Топилина в театр заключенных при строительстве Сталинской железной дороги. Ванда Антоновна Савнор вспоминает свою встречу с Всеволодом Владимировичем в Игарке: «Я с радостью согласилась. Выступать в Игарском театре. Но кто же сможет мне аккомпанировать здесь, в этой сибирской глуши? Каково же было мое изумление, когда ко мне привели заключенного пианиста, и им оказался великолепный музыкант, аспирант Московской консерватории, концертмейстер Давида Ойстраха Всеволод Топилин!».

После смерти Сталина и последовавшего затем гласного помилования в 1954 году Всеволоду Владимировичу Топилину было разрешено свободно выбрать в Сибири место поселения. Он направился в Красноярск, где и работал некоторое время в местных музыкальных учебных заведениях.
С 1962 года Всеволод Топилин в Киевской консерватории им. П.И. Чайковского возглавлял кафедру специального фортепиано до конца своих дней. Умер Топилин в возрасте 62 лет, в 1970 году.

Всеволод Топилин — грубо вырванная страница из золотой книги мировых художественных значений. Пройдя немыслимые испытания, он сумел возродиться в облике Учителя — наследника великой школы Нейгауза.
Ванда Антоновна Савнор родилась в апреле 1914 года в Петрограде. После окончания семилетки работала корректором в «Технолпромимпорте», училась в техникуме им. Стравинского (позже им. Мусоргского), на вокальном отделении.

В техникуме начались первые репрессии. Арестовали комсомольского вожака. Чтобы избежать неприятностей, уходит в ГИТИС. В это время она работает в «Водомонтаже». Здесь встречает своего будущего мужа Александра Яковлевича Якубовича (Сашеньку), где он работал инженером. Причиной предъявленных обвинений А.Я. Якубовичу и затем его ареста послужила командировка в Италию, с целью закупки патентов на изготовление асбестоцементных труб.

В это же время оперно-драматическая студия Станиславского объявляет конкурс. В экзаменационной комиссии - сестры Константина Станиславского, конкурс проходит в 4 тура, из 700 претенденток только 19 стали студентками. Среди них - Ванда Савнор.

Удивительный талант Ванды Антоновны позволил бы ей гастролировать по миру и радовать слушателей и любителей музыки, Ванда выбрала другой путь-семью. Бросив карьеру, забрав маленького сына, она едет на Север в место вечного поселения своего мужа.

Начался для Ванды Савнор «период вечной ссылки». В Игарке Ванда Антоновна начала готовить большую концертную программу с оркестром, которым дирижировал маэстро Чернятинский. В программу входило много дуэтов из опер и оперетт. Ей казалось, что театр «процветает» благодаря скоплению талантливых артистов, которых никогда бы не было в Игарке, если бы не ГУЛАГ. Но театр расформировали, заключенных артистов отправили в разные лагеря. Ванда Антоновна с семьей перебирается в Ермаково.

Четыре года в Ермаково. Солистка оперы работает в поселковом клубе и даже становится художественным руководителем. И только в воспоминаниях и мечтах - ярко освещённая сцена, концертное платье, волшебно звучащий голос.

Смерть тирана умертвила и стройку. Вывозят заключённых, разъезжаются вольнонаемные, ссыльные остаются на вымирание, самовольный отъезд - как побег. Ванда с женой такого же горемыки как Александр, добираются до Норильска. С 1953 года семья - в Норильске. Александр Яковлевич работает в Центральной лаборатории строительных материалов. В этот год он освобождается из ссылки и работает на НГМК. В 1956 году Ванда Антоновна вернулась с сыном в Москву, через год вернулся из Норильска Александр Яковлевич. В апреле 1964 года Александра Яковлевича Якубовича не стало. А Ванде Антоновне еще долгие годы после его смерти давало силы жить прекрасное чувство, пронесённое через десятилетия.
Вильгельм Георгиевич Дерингер обучался в Ленинградской консерватории у Исайа Александровича Браудо (органист) и Марины Николаевны Бариновой (пианистка). В послереволюционное время, ввиду закрытия и разграбления храмов (как православных, так и «иноверческих») предпринимались попытки предотвратить гибель церковных органов путем переноса их в светские учреждения, поставить орган на службу новой власти. В 1930 г. была подготовлена статья с характерным названием «Орган — пролетариату», в которой авторы - В. Дерингер и М. Коротков, констатировали, что с одной стороны в силу условий исторического развития для пролетариата орган — «пустой звук», с другой — что «неоднократные выступления органного актива ленинградской консерватории перед рабочей аудиторией с очевидностью выявили огромный интерес массового слушателя». Отмечали способность органа «эмоционально воздействовать на массы» и предупреждали: «Органы — валютный фонд республики, и за хищническое отношение к ним надо безжалостно преследовать». Вывод статьи: «Мы имеем по области и по городу, примерно, до 100 органов. Этот органный фонд, стоимостью, примерно, до 1.000.000 руб. должен быть использован по своему прямому назначению исключительно как фактор нашего нового музыкального строительства и ни в коем случае не должен консервироваться в пустующих церквах или учреждениях, которые в нем непосредственно не нуждаются». В 1931 г. Вильгельм Дерингер получил диплом высшей квалификации по специальности орган, выступал с органными концертами. Дерингер на момент ареста, 3 февраля 1938 г., работал преподавателям музыки Дома художественного воспитания детей. Особой тройкой УНКВД ЛО 14 октября 1938 г. приговорен по ст. 58-6-10-11 РСФСР к расстрелу. Приговор не исполнен. Особым совещанием при НКВД СССР 23 сентября 1939 г. осужден за участие в контрреволюционной организации» на 8 лет ИТЛ. Отбывал срок в Сороклаге, Севдвинлаге, Карлаге. Освобожден в июле 1946 г. Вновь арестован 15 января 1949 г. и сослан в Игарку на вечное поселение.

В Игарке работал пианистом в клубе «Полярник». В Заполярье Вильгельм Георгиевич Дерингер знакомится с Александрой Степановной Гершман, он выслан на север как «немец» она как «враждебный элемент». В 1940 году они сочетаются браком. В 1956 году семья Дерингер была реабилитирована и обосновалась на несколько лет в Гродно, а затем перебрались в Севастополь. Вильгельм Георгиевич преподавал фортепьяно в музыкальном училище и часто выступал на концертах, исполняя любимого Бетховена. На протяжении долгих лет Вильгельм Георгиевич и Алесандра Степановна Дерингер поддерживали отношения с Анной Васильевной Беловой, эта дружба зародилась еще в Игарке в период ссылки. После реабилитации не потеряли связи, а поддерживали переписку и даже несколько раз встречались. Вильгельм Георгиевич Дерингер скончался 1985 году, прожив 75 лет.

На одном дыхании прошло мероприятие, посвященное Дню памяти жертв политических репрессий, присутствующие слушали о судьбах великих музыкантов, на экране мелькали кадры документов, фотографий из фондов музея (с которыми можно было ознакомиться на выставке), звучала чудесная музыка!

После окончания мероприятия в Детской школе искусств всех присутствующих, желающих почтить память жертв политических репрессий, пригласили на митинг в Музей вечной мерзлоты для возложения цветов и свечей. В память безвинно пострадавших в годы репрессий присутствующие почтили минутой молчания.

Источники:
1. www.pianoforum.ru.
2. Из воспоминаний В.А.Савнор
3. HTTPS://memorial.krsk.ru/memuar/NM/5/25.htm
4. Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 4 (45) 2016 стр.119 В.А. Шекалов. Владимир Нильсен и орган
5. memorial.krsk.ru/martirol/den, Мартиролог Ден-Дея
6. Татьяна Кудрявцева «Моя мамочка. История в письмах и не только…» Москва. Издательство «Русь» 2004.

Музей вечной мерзлоты 14 ноября 2018 г. ·

 


/Документы/Публикации/2010-е