Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Экс-глава Ирбейского района издал книгу о немцах-переселенцах и колхозе "Завет Ильича"



Автор фото: Антон Романович Боос

Антон Романович Боос, уйдя на заслуженный отдых с последней должности - главы Ирбейского района,- взял и написал книгу, назвав её "Забвению не подлежит".

Фамилия Боос - немецкая. Поэтому я, честно говоря, ожидал, что главной темой повествования будет история насильственного переселения немцев Поволжья в 1941 году в Сибирь и Казахстан, их застарелые обиды на советскую власть и лично на Иосифа Сталина.

Но ошибся. Хотя автор и уделил трагическому отрезку судьбы соплеменников и предков немало страниц, основной упор сделан на рассказ о своей семье и работниках колхоза "Завет Ильича". Речь в книге идёт о созидательной жизни немецких переселенцев в Сибири, в хозяйствах Ирбейского и Рыбинского районов.

При этом очень много сказано и о колхозниках - представителях других национальностей: русских, украинцах, прибалтах, да разве всех перечислишь.

Просто поражает, сколько сил, времени и упорства потребовалось Антону Романовичу, чтобы найти в архивах нужные сведения и так скрупулёзно рассказать об истории не только большого рода Боос, но и других переселенцев с Поволжья.

Конечно же, многим известно, откуда в нашей стране появились немцы. При царице Екатерине II, в 1762 году, был издан манифест с призывом к иностранцам переезжать в Россию на постоянное место жительства. Были обещаны различные льготы, но желающих оказалось на первых порах не так много.

Пришлось царице через год издавать второй манифест с ещё большими благами. Это возымело действие. Через пять лет в России уже проживали около 30 тысяч немцев. Они поселились около Петербурга, Чернигова, но в основном - в Саратовской и Самарской губерниях.

К 1914 году количество россиян с немецкими корнями возросло до 650 тысяч человек, они владели 2 миллионами 200 тысячами десятин земли.

После революции новая власть пошла ещё дальше царской. Декретом Совета народных комиссаров, подписанным Владимиром Лениным и управляющим делами СНК Владимиром Бонч-Бруевичем 14 октября 1918 года, была организована Автономная Советская Социалистическая республика немцев Поволжья с центром в городе Энгельс.

Интересно, что в ней в то время проживали не только немцы, но и французы, голландцы, представители других национальностей. Антон Боос рассказывает, что территория республики очень часто была подвержена жесточайшей засухе, поэтому голод на первых порах был здесь явлением обыденным, но постепенно жизнь налаживалась.

Однако счастье продолжалось недолго. На втором месяце Великой Отечественной войны, 28 августа 1941 года, республика немцев Поволжья была упразднена, а её жители, как неблагонадёжный народ, депортированы.

Антон Романович приводит рассказ своей бабушки Марии Георгиевны Боос о том, как выселяли их большую семью из села Обермонжку Саратовской области. На сборы дали 24 часа, затем всех посадили на баржу и повезли вниз по Волге.

Потом почти месяц в теплушках добирались по железной дороге до Канска, где был пересыльный пункт. Кого отправили в Тасеевский район, других - в Нижнеингашский, а семью Боос - в деревню Чухломино Ирбейского района.

Зимой все очень голодали. Если бы не помощь местных жителей, которые делились порой последним куском хлеба, пришлось бы очень туго. До сих в роду с теплом отзываются о семье Понамарёвых, которые давали молоко, а весной помогли семенами картофеля, овощей.

Когда пришла весна 1942 года, переселенцы при виде природной сибирской красоты просто обомлели. Ведь в Поволжье такого не было. А самое главное - с приходом тепла появилась дополнительная еда в виде саранок, щавеля, черемши и прочих даров природы.

Правда, к тому времени семья осталась без главного кормильца Ромелуса Бооса, которого в колхозе записали Романом. Его взяли в Трудовую армию, а по сути дела, в "Краслаг", который располагался в Решотах Нижнеингашского района.

Летом его жена не выдержала и с подругой отправилась пешком проведать мужа. Если бы не случайный попутчик, подвёзший их на телеге, вряд ли женщины преодолели бы такой длинный путь. И Мария увидела своего Романа. Исхудавшего до изнеможения, но живого. Во время двухчасового свидания она передала ему мешочек со съестным и отправилась с подругой в обратный путь.

Только морозным поздним вечером 1946 года муж и жена встретились вновь. Роман, весивший всего полсотни килограммов, едва ступил на порог и упал, обессиленный долгой дорогой.

Что интересно, трудолюбивого немца вскоре назначили бригадиром, а в 1954 году, когда объединили два колхоза в один, Роман Романович стал членом правления хозяйства.

Это в моём изложении история переселенцев - немцев Поволжья - получилась такой большой, а в книге она занимает совсем немного места. Основное повествование - о жизни и работе людей, ставших поневоле сибиряками, в колхозе "Завет Ильича", подробный рассказ о семьях.

"Немцы и местный люд под руководством председателя-фронтовика Максима Бурмакина трудились по-стахановски, внося свой вклад в обороноспособность страны. "

Прочитав книгу, я сделал вывод, что немцы Поволжья не затаили обиды, а тем более злобы на советскую власть. Если она и была, то они оставили её при себе, зато работал в колхозе каждый, можно уверенно сказать, за троих.

А что касаемо советской власти, то Антон Романович приводит очень характерный пример лояльности переселенцев к ней, рассказывая о своей бабушке Марии Георгиевне.

Увидев на стене колхозной конторы портрет Ленина, старая женщина несказанно удивилась: дескать, и в Сибири, оказывается, знают этого уважаемого человека.

А чуть позже её окликнули на улице из проезжавшей мимо машины:

- Бабушка, скажите, пожалуйста, это колхоз "Путь Ленина"?

- Да, да, вы правы, это действительно Ленинград,- ответила та на чистом немецком языке и гордо пошла дальше.

- Эко куда нас занесло! - улыбнулся человек за рулём.

Впрочем, обижаться переселенцам действительно было особо не на что. К примеру, в годы войны в США таким же путём интернировали сотни тысяч своих жителей японской национальности. Есть и другие примеры жестокости властей к определённой части населения.

Что касается Трудармии, то при всех издержках многие её участники вернулись домой живыми, а вот тот, кто воевал на фронте, зачастую остался навечно в сырой земле.

Но даже не это, на мой взгляд, самое главное. Советская власть дала возможность детям и внукам переселенцев получить хорошую работу, а зачастую - и хорошее образование. К примеру, в семье родителей Антона Бооса было шестеро детей, и все они нашли своё место в жизни.

Автор книги, которого я знаю довольно хорошо, получив высшее образование в Красноярском сельскохозяйственном институте, прошёл путь от главного инженера "Сельхозтехники" и начальника Ирбейского управления сельского хозяйства до главы этого района.

Без сомнения, сибиряки немецкой национальности отличаются особым трудолюбием, но и то, что власть давала им широкие возможности для совершенства, тоже непреложный факт.

Как я уже говорил, книга Антона Бооса - это не только повествование о нелёгкой судьбе переселенцев из республики Поволжья. Автор очень подробно рассказал о многих семьях, работающих в колхозе "Завет Ильича", об их детях и внуках.

Судя по их фамилиям - Шнайдеры, Валюшкины, Понамарёвы, Лукьяновы, Бруль, Малицкие, Сидоренко, Штоль, Симоновы, Боссердт, Мартыненко, да разве всех перечтёшь - это была одна дружная семья, которая работала в поле и на ферме, как говорится, не за страх, а за совесть.

Именно труд переплавил разные национальности в одну - сибиряки. Не случайно, когда появилась возможность переехать на историческую родину в Германию, лишь единичные немецкие семьи в Ирбейском районе решились навсегда оставить ставшую им второй родину.

В книге Бооса "Забвению не подлежит" собран такой колоссальный материал, что автору - большое уважение и почёт. Впрочем, Антон Романович не скрывает, что главной помощницей в её создании является его внучка Людмила, без участия которой труд в 414 страниц вряд ли мог появиться на свет.

Виктор РЕШЕТЕНЬ.

Ирбейский район.

Красноярский рабочий 16.02.2019


/Документы/Публикации/2020-е