Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Человек и его дороги


Сегодня мы рассказываем о Станиславе Дмитриевиче Шиндякине. Человеке, жизненный путь которого тесно переплелся с саянскими дорогами

Редакция газеты "Присаянье" Станислав Дмитриевич Шиндякин
Ветеран отрасли, бывший директор Саянского филиала "КрайДЭО", свою трудовую жизнь он целиком посвятил дорожному строительству. Станислав Дмитриевич уже 15 лет находится на пенсии. Но до сих пор болит у него душа за специалистов, за свое дело, которому он отдал более 40 лет жизни.

Мы встретились в офисе КрайДЭО. "Мой путь начался в одноэтажном здании в центре села Агинское, где потом было ЦСУ. А эту контору я построил в 1974 году. Еще построил большой гараж и, уходя уже на пенсию, эту улицу", – добавляет Станислав Дмитриевич.

Туда, где Саяны шумят

Родился Станислав Дмитриевич в Коношском районе Архангельской области, в поселке Осиновка. Именно туда попал его отец, осужденный по политической статье в 1937 году. В 1947 году отца освободили, он поехал в Тамбовскую область и через несколько месяцев прислал письмо, в котором рассказал, что находится теперь на вечном поселении в Сибири. Туда, в Казачинский район Красноярского края, и поехала семья. Получилось так, что в первый класс Станислав пошел в девять лет и с третьей попытки. Школа, в которую он пошел в первый раз в первый класс, сгорела. Семья перебралась в другую деревню, мальчик снова пошел в первый класс и … снова пожар в школе. Третья по счету школа находилась в деревне Казанка, новый ученик оказался таким смышленым, что его быстро перевели сразу во второй класс. А в 1954 году отца реабилитировали. И даже отдали большую библиотеку, которую забирали под опись. Так отец все говорил: ничего не надо возвращать, только книги верните. И звание. И орден. Реабилитировали и самого Станислава Дмитриевича, который, будучи членом семьи осужденного по политической статье, претерпевал трудности своего положения в детском возрасте.

Семья переехала в совхоз Кемское. Окончив 8 классов, поехал поступать в Минусинское культпросветучилище. Юноша хорошо играл на баяне, неплохо читал, но подвел... зуб. Передний. В начальных классах он надломился, повлияв немного на дикцию. А конкурс в училище был огромный, 19 человек на место. И Станислава приемная комиссия "забраковала" еще до экзаменов. Поехал обратно, стал работать заведующим огромного местного клуба. Проработал почти год, в 1965 году поехал поступать в Красноярск, в политехнический институт. На "отлично" сдал математику, но срезался на сочинении. Увидел объявление о наборе студентов в автодорожный техникум. Поступил, выучился на техника-строителя. По распределению отправили его в Каратузский район, отработал он там полтора года. В 1969 году в районе было наводнение, смыло два моста, дорогу... Станислав Дмитриевич очень быстро сориентировался, сделал сметы и первым сдал эти документы в управление. За что Василий Трофимович Архипенко, основатель дорожной отрасли Красноярского края, пожал ему руку. А потом сказал: слушай, Станислав, отправляю я тебя туда, где Саяны шумят...И отправился Станислав Дмитриевич в Саянский район.

Круглогодичное автобусное сообщение

– Когда я сюда приехал, – рассказывает Станислав Дмитриевич, - на содержание дорог шел очень небольшой бюджет. Был такой указ от 7 апреля 1959 года об участии колхозов, совхозов, промышленных, строительных предприятий и хозяйственных организации в ремонте и строительстве автомобильных дорог. По этому документу на дорожные службы выделялось всего 93 тысячи рублей, на них ничего и сделать было нельзя, потому что дороги в районе отсутствовали. Более-менее хорошая дорога шла на Тугач, также была дорога Заозерное-Агинское, а больше ничего и не было, даже грунтовки. Обычные полевые дороги. На пленумах директора совхозов и председатели колхозов ругались на дорожников, мол, ничего не делают, когда будут у нас дороги!? Подготовил для исполкома смету на 250 тысяч, подключил к бюджету дополнительные организации, дотации, субсидии, и специальным решением смету утвердили.

Построили дорогу Агинское-Нагорное, запустили автобус до Малиновки. Поменяли дорожные трубы, отстроили по новой мосты. Мосты в те времена были ненадежные, представляли собой мало-мальски сложенные бревна, сверху которых лежали доски. Ни перил, ни прочности. Для строительства мостов дали клич о наборе людей, знающих плотницкие дела. Собралась команда крепких дедов, которые хорошо знали ремесло и в очень короткие сроки выполнили свое дело.

К 1976 году в Саянском районе во все центральные усадьбы колхозов и совхозов наладилось круглогодичное автобусное сообщение. Программу выполнили за пять лет. Помогли юридическое и финансовое чутье, хорошее инженерное мышление, ответственный подход к делу и умение договариваться, причем на всех уровнях.

Сани для укладки асфальта

В 80-е года специалист уже стал не тот, сетует Станислав Дмитриевич. Разметку сделать не может, в планах трассы не разбирается. И как сейчас специалистов в вузах готовят? С приборами напрямую не учат на практике работать. Золотое поколение дорожных мастеров пришлось на 60-70-ые годы, эти люди буквально на интуитивном уровне ощущали объект и болели за свое дело. В последние несколько десятилетий сильно поменялась технология. Ведь мы раньше санями асфальт укладывали. Были такие специальные сани, с задвижкой. Самосвал сгружал асфальт в сани, кировец цеплял сани тросом и тащил. За уровень отвечала ровненькая ленточка, все рассчитывалось на глазок. И попробуй ровно положить, если ты свое дело до камушка не понимаешь. И дороги у нас не простые, рельеф-то какой! Поэтому только от знаний специалиста, от его опыта и готовности преодолевать сложные препятствия зависел успех дела. А сегодня с асфальтом работает асфальтоукладчик, автоматически регулируются уровни, за все отвечает программа.

То время….

Многому меня научила Раиса Залмановна Скопп, - вспоминает Станислав Дмитриевич. Отличная экономистка, талантливая финансистка. Много что подсказывала: когда в районе появляются дотации, какие заводы подключать и так далее. Много хороших людей помню. Сейчас таких нет... Зиновий Егорович Жмаков, Иван Андреевич Гребенников, Григорий Спиридонович Трепачев, Тимофей Григорьевич Коновалов, Павел Егорович Алексеев. Это люди хорошей производственной закалки, сейчас таких нет. К сожалению, они рано уходят из жизни.

1975 год никогда не забуду, - вспоминает вдруг Станислав Дмитриевич. Повышал квалификацию в Московском автодорожном институте. Один профессор показал огромную машину во весь коридор, первые наши компьютеры. И профессор говорит: ничего, совсем немного осталось до того времени, когда вся информация будет только в этих машинах, и не нужно будет никаких бумаг...Вот и настало это время.

Автор: Елена Засимова

Присаянье 19.10.2019


/Документы/Публикации/2010-е