Жизнь в согласии и мире


Совсем недавно мы отмечали 7 ноября - день примирения и согласия, но хоть этот праздник и напоминает нам о терпимости к другим верам, взглядам, нациям, мир, увы, не наступает, более того, возникают и даже регистрируются в Минюсте партии, разжигающие непримиримость и вражду.

Мы еще не можем прийти в себя от теракта в Москве, а партия нацистов поднимает <жидовский вопрос>. Как уберечь детей от разжигания вражды, как научить их жить в мире и терпимости? Эти вопросы нередко возникают в разговорах учителей: интернациональное воспитание обязательно должно быть в школе и даже в детском саду. Не надо заострять внимание на национальности, разрезе глаз, цвете кожи. <Национальный вопрос> создают взрослые, именно им надо задуматься над этим, чтобы дети не несли в свои детские коллективы их неправильные взгляды, чтобы не калечили души детей, чтобы не страдали безвинно одни и не выросли бандитами другие.

<Я не жалею, что стала учителем - эта профессия помогает учить детей пониманию интернациональной дружбы>, - так сказала завуч начальных классов Байкитской средней школы, когда в учительской в очередной раз заговорили на тему терактов.

К словам Ирмы Ивановны Чернухи мы всегда прислушиваемся не только потому, что она опытный педагог с 35-летним стажем, авторитетный в поселке человек, интеллигентный и дипломатичный собеседник.

В этом разговоре её слова имели особый смысл, так как она из семьи сосланных в Сибирь немцев и на себе испытала, что такое репрессии.

Ирма родилась 5 сентября 1949 года в селе Сургутиха Туруханского района, где жили в основном кеты, но были и ссыльные греки, калмыки и немцы. Её родители, немцы (Гагельганс) , уроженцы городов Саратов и Энгельс были сосланы сюда в 1943 году. Уже здесь родились еще трое детей. А всего в семье было пятеро. Двое братьев и две сестры Ирмы Ивановны живы и сейчас, хотя при том отношении к немцам могли умереть в детстве.

Все сосланные вырыли себе землянки и жили в них.

Можно представить, каково им было в лютые сибирские морозы.

Чтобы выжить в тех условиях, надо было быть очень мужественными, терпеливыми, трудолюбивыми и упорными людьми. Именно такими и были родители Ирмы.

Мама была модисткой (портнихой), но так как болела астмой, отец почти всю работу по дому делал сам и много трудился на обработке рыбы. Дети тоже помогали ее разделывать. Кроме этого, было свое хозяйство, огород. Потом на месте землянки выстроили дом.

Училась Ирма в местной школе, где было около ста учеников. Окончила 8 классов.

Профориентации тогда не было, сами ориентировались на ближайшие учебные заведения - Игарское педучилище и Дудинский зооветтехникум. А поскольку в школе Ирма училась хорошо, была активной комсомолкой, мама советовала ей изучать иностранные языки или учиться на медика. Но подруга, которая уже год училась в Игарском педучилище, так увлеченно рассказывала о своей студенческой жизни, что девушка решила поехать туда.

Первый и второй год училась, не напрягаясь, но когда выбрали старостой, почувствовала ответственность и серьезно взялась за учебу. После второго курса хотела вернуться домой, бросив учебу, потому что умерла мама, а отцу с двумя сыновьями было трудно, но он заставил ее закончить педучилище. В педучилище она изучала эвенкийский язык и поэтому при распределении получила направление в Эвенкию. В 1968 году она приехала в Байкит, но восьмилетнюю школу к этому времени еще не сдали, и ей предложили ехать в Полигус работать воспитателем, но, оказалось, что место воспитателя есть в Байкитском интернате, и молодая учительница стала постигать азы воспитания. Когда открылась школа, добросовестную, трудолюбивую воспитательницу взяли в школу на должность старшей вожатой, на которой она проработала 3 года. Потом перспективную девушку послали на годичные курсы повышения квалификации учителей в Ленинград. Окончив курсы, поступила заочно в пединститут на отделение педфака. После курсов вернулась в Байкит, работала в Байкитской школе, вела эвенкийский язык.

А в 1974 году наша героиня вышла замуж. Перешла на работу в группу продленного дня. В 1976 впервые приняла ребят в свой первый класс. С 1981 по 1984 год работала завучем БСШ, а потом учителем начальных классов и завучем. С благодарностью вспоминает Ирма Ивановна своих педагогов-наставников: Галину Григорьевну Карнаухову, помогавшую ей в административной работе, Таисию Ивановну Попову, Альбину Васильевну Беломестнову. А с Лидией Николаевной Бортниковой, с которой проработала бок о бок 30 лет в одной параллели, советуется и сейчас.

За свои трудовые и человеческие качества Ирма Ивановна Чернуха была членом множества парткомиссий, секретарем парторганизации БСШ, депутатом районного совета. Ёе добросовестный труд отмечен высшей категорией, званием <Учитель-методист>, министерскими грамотами, медалями <Ветеран труда> и <За трудовое отличие>. Гордится Ирма Ивановна и тем, что ее бывшие ученицы Оксана Березовская и Виктория Янковская тоже стали учителями начальных классов.

Главное дело для Ирмы Ивановны - ее работа. Со своим классом она пробует разные педагогические и методические новинки, у нее огромное количество наглядных пособий, причем большая часть из них сделана ее руками. Руки у этой женщины умелые, трудовые - и обед вкусный приготовить, и на мандолине сыграть (много лет участвовала в самодеятельности), и носки, рукавицы связать для детей, а теперь - и для внучки Аленушки, дочери сына Сергея, любимицы всей семьи. Дочь Ирмы Ивановны Наташа заканчивает медицинский колледж и пока не замужем.

В свободное время Ирма Ивановна любит собирать ягоды, ходить в лес, на речку рыбачить. Жизнь этой женщины сложилась удачно благодаря высоким моральным устоям ее семьи. Но до сих пор в ее душе живет боль за незаслуженные, несправедливые обиды, за горькое тяжелое детство. И самое главное, чего хочет Ирма Ивановна для своих и чужих детей, внуков и правнуков, чтобы никогда никто не обзывал их обидными словами, чтоб графа <национальность> вообще исчезла из всяких документов, ибо в наших венах давно смешалась кровь всех наций, и все мы - просто земляне, жители планеты земля.

Эвенкийская жизнь, апрель 2020


На главную страницу/Документы/Публикации/2020-е