Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

День памяти жертв политических репрессий в Енисейском педколледже


« Я считаю, что люди, погибшие во времена политических репрессий не менее важны, чем погибшие солдаты во времена Великой Отечественной войны. Я считаю, что людям нужно начать показывать правительству, что день памяти жертв политических репрессий - это тоже знаменательная дата! Нужно, для начала, начать отмечать этот день, 30 октября, самому. Рассказывать своим детям, внукам, братьям и т. д. про жертв, узнать, кто из их семьи стал жертвой, поминать их имена. После того, как люди начнут для самих себя задумываться об этом, то тогда можно будет создавать массовые мероприятия и не только в одном городе, а по всей стране. Тогда правительство, заметив активность и заинтересованность народа, тоже начнет шевелиться. Начнут проводиться уже не просто мероприятия, а целые акции, парады, начнут строить мемориалы и памятники в память о тех, кто стал невинной жертвой политических репрессий, кто погиб, не имея обоснованных оснований. Ведь если мы будем помнить об этой ужасной трагедии, то сможем помочь нашим будущим потомкам не совершить ошибки в будущем, чтобы такая трагедия больше не повторялась на Земле! Мы должны помнить! /» Катерина Ш/

«….В стране в этот день должны объявить Минуту молчания памяти жертв политических репрессий. Она должна проходить везде – в школах и институтах, на заводах и фабриках, в Газпроме и Роснефти. И второе, это назначить пенсии тем, кто был репрессирован, реабилитирован и семьям политзаключенным, тем, кто не дожил до этого времени. День учрежден в надежде на то, что когда-то он действительно станет просто Днем памяти. А дальше надо не мешать обществу отмечать его так, как оно считает нужным. Нужно вызвать у школьников интерес и эмоциональный отклик на события истории нашей страны времён тоталитаризма и сталинских репрессий, сформировать представление о недопустимости государственного беззакония в отношении граждан.» /Ирина Ш/

Так пишут в своих эссе студентки Енисейского педколледжа, размышляя о том, каким должно стать 30 октября в нашем обществе. Желание студента –закон для преподавателя, и мы его немного учли , как и то, что будем проживать этот день он-лайн, хотя планы были ого-го /еще лежат милицейские фуражки, старые чемоданы, бабушкины жакетки…/Но порывы были- скажут потом…

Незадолго до этого, общаясь с ребятами, поняла, что в головах у них сплошная каша или полная невинность по вопросу репрессий. Так пришла мысль организовать для студентов и преподавателей видеоликбез- лекцию А.А.Бабия о том, что такое репрессии. Алексея законно воспринимают у нас как авторитета, а о прослушанной лекции так и говорят: « Самого Бабия слушали» и ставят лайк, или просто ставят лайк).

Предварительное анкетирование показало, что среди будущих специалистов и их преподавателей есть те, чьи родственники пострадали о репрессий напрямую. Так появилась и была реализована идея рассказать о своих репрессированных корнях. Надо сказать, что многие формы активности этого дня проходили в жанре эссе, что , как мне кажется, вполне логично и уместно.

Но дети есть дети, а студенты- большие дети. С удовольствием пройдя тест «Чем бы закончился для вас 37 год?» /спасибо Музею истории ГУЛАГа и Фонду Памяти/ , они были обескуражены результатами. А один из кураторов, отчитываясь о проделанной работе, написала в корпоративном сообществе : « 201 прошла тест полным составом. Все расстреляны. О боже..».

В прошлом году я проводила для пары групп в этот день экскурсию по «Енисейску ссыльному»- в этот раз экскурсия тоже была, но виртуальная. Проект пригодился. Брали счастливого Румера, не социализировавшуюся Михайлову-Буденную, непотопляемого Войно-Ясенецкого и многих –многих других….И конечно же, звучали стихи ссыльной Книпер-Тимирёвой, Ю.Румера, воспоминания О.Шатуновской о том, как уходил из Енисейска гипсовый Сталин …Не знаю, как студентам, мне понравилось).

Пространством, где всё это происходило и на котором наблюдалась повышенная активность, стала моя страничка Вконтакте. Забавно, потом целый день у меня не работал мессенджер. Сегодня с утра заработал. Так вот о приятном: пишут мне студентки выпускной группы и предлагают видеоролик информационно-оценочного характера о Дне памяти. Круто-ответная реакция пошла. К концу этой недели подоспели еще и мультики о Большом терроре, и новые видео, газетные статьи. Словом, жанровое своеобразие было представлено во все своём многообразии.

А теперь не об очень приятном. Одна из тем для эссе звучала так: «Что нужно сделать, чтобы прошлое/репрессии не повторились?» И студенты ответили. Хорошо и по-разному:

« И хотя мы живем уже в совсем другом обществе, нам, гражданам современной России, необходимо помнить о страшных страницах нашей истории. Эта память — постоянный экзамен на нравственность и зрелость нашего гражданского общества. Ведь тот, кто не помнит своего прошлого, может быть осужден Историей на то, чтобы пережить его вновь»./Анжелика Г/

«Но самое главное то, что все это было не зря. Сталин выполнил свои цели, он поднял страну с колен, и все эти ужасы и утраты были не зря. Страна была сильна и готова к любым поворотам. По моему личному мнению, вождь чувствовал приближение войны и готовил страну к этому, и у него это получилось. Поэтому, несомненно, все репрессии были не зря, это был очень рискованный и жестокий, но очень действенный политический ход» /Юлия К/.

«Репрессии - это война правительства со своим народом, недовольным действиями или бездействием этого правительства. Как еще можно расценивать появление в демократической стране законов о наказании за оскорбление власти и за экстремизм? Принятие антинародных законов, заведение уголовных дел на митингующих, фальсификация результатов выборов - это и есть репрессии.

Репрессии есть подавление сопротивления государственной политике. Они могут быть более жесткими – могут быть более мягкими. Но они не могут не быть, потому что без них нет государства. Потому что не может существовать государство, неспособное принуждать к исполнению его политики.

Таким образом, репрессии как подавление сопротивления есть необходимая функция государства. Необходимая, но требующая изменений…»/ Алёна Б/

«Как еще можно расценивать появление в демократической стране законов о наказании за оскорбление власти и за экстремизм? То есть любую критику и конструктивные предложения снизу не будут рассматривать и воспринимать? Принятие антинародных законов, заведение уголовных дел на митингующих, фальсификация результатов выборов - это и есть репрессии.
Таким образом, репрессии это не только прошлое, но и настоящее»/ Татьяна М/

«Конечно, нет никаких доказательств репрессий в современной России, ведь, учитывая нынешнюю международную политику, это стало бы огромной проблемой для страны, которую и так подозревают в излишней агрессивности. Но, если копнуть глубже, можно «зарасти» догадками. Или вовсе оказаться в числе «пропавших без вести».

Ничто не даёт повода быть до конца уверенным в том, что репрессии продолжаются и по сей день. Нельзя полностью доверять и официальной статистике. Но, как сказал Ницше: «…И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя». Излишнее любопытство всегда было наказуемым – об этом говорит история. Берегите себя и своих близких, иначе, не исключено, спустя годы ваше имя также может оказаться в списке «репрессированных»./Влада Ш/.

Что сказать? Работать придётся не только в праздничные дни.

И.Моисеева.

31.10.2020


/Документы/Публикации/2020-е