Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Поселок с банальным названием и небанальной историей.


Продолжаю неспешно «копать» тему норильских посёлков. Настал черёд посёлка с весьма банально-географическим названием «Северный» и небанальной историей.

Всё началось, увы, с лагерного отделения № 4. Их в НПРе было два. С 1938 в Дудинке было создано на базе отдельного лагпункта, существовавшего с 1935 года, лаготделение № 4 Норильлага, о котором сохранились далеко не худшие упоминания. Из воспоминаний Николая Одинцова «Таймыр студёный»: «Из всех лагпунктов, лагерей и прочих мест заключения, где мне довелось отбывать свой срок, 4-е лаготделение в Дудинке было самым сносным. Это понял быстро, вопреки всем страхам, которых наслышался на злобинской пересылке и в тюрьме парохода, пока плыли по Енисею. Освоившись, уже через несколько дней я имел первые и довольно успокоительные представления. Все бригады в бараках размещались отдельно. Каждая имела свое помещение. Кормили неплохо. Во всяком случае, голодных не было, несмотря на то что 1946 год был неурожайным. Почти не было воровства, грабежей бандитизма. Порядок был строгий. Нарушителей находили быстро и с первыми же этапами отправляли в норильские лагеря. Говорили, в них было много хуже (не был, не знаю). Много лет спустя, когда заключенных в Дудинке уже не было, я понял, отчего такой режим сложился в обшей системе дудинских лагерей. Это исходило из нескольких обстоятельств. Первое — основной контингент заключенных состоял из числа политических или «бытовиков», осужденных за хозяйственные промахи. Во-вторых (и, пожалуй, это было главным), администрация лагеря в определенной степени подчинялась руководству порта. Взаимоотношения у них были деловыми. Лагерное начальство выполняло все распоряжения, касающиеся производственно-хозяйственной деятельности, иногда в ущерб режимным инструкциям».

Однако далее речь будет идти исключительно о четвёртом лаготделении особорежимного Горлага, созданного параллельно с Норильлагом в 1948 году, которое располагалось, примерно, вдоль современной улицы Хантайская.


Фото из архива автора. Поселок Северный видно на дальнем плане за кранами.

Из воспоминаний заключённых.

Эдвард Сетко-Серкевич. В Норильске с сентября 1948 по январь 1952 г.: «К северу от Красноярска, за две тысячи километров, находится город Норильск, - это теперь, а тогда его ещё не было, потому что именно мы, политзаключённые, возвели на вечной мерзлоте и заводы, и город, и комбинат. Там я оказался в лагере N 4, на строительстве медеплавильного завода, 150метровой трубы и центра города. Лагерь N 4 Спецлаг (*4) в Норильске находится на расстоянии около двух километров от строящегося медеплавильного завода, а до города ещё два километра

Борис Дубицкий. В Норильске с 1945 по 1959 г.: «Четвертое лаготделение было создано на базе выстроенного поселка, состоявшего из десятка кирпичных трехэтажных домов. Основной задачей здесь было обеспечение строительства нового медеплавильного завода, пуск которого был приурочен к 70-летию со дня рождения вождя народов всего мира — 21 декабря 1949 года. После сдачи в эксплуатацию этого завода контингент лаготделения был переведен на стройплощадку города — Горстрой

Сразу же бросается в глаза необычность размещения лаготделения – в трёхэтажных каменных домах, а не в одноэтажных деревянных бараках!

В событиях лета 1953 года заключённые 4го лаготделения Горлага приняли весьма активное участие. Далее привожу выдержки из хроники, составленной Аллой Макаровой.

«25 мая. 4-е лаготделение. При конвоировании колонны (16 человек) из центрального ШИЗО Горлага в 5-е лаготделение сержантом Цыганковым убит заключенный Ф-630 — Эмиль Петрович Софроник. Тело его на машине отправлено в больницу в 4-е лаготделение. Слух об этом тотчас распространился по зонам: в воспоминаниях Г.С.Климовича упоминается Петр Климчук, у Е.С.Грицяка — Петр Сафронюк, у И.С.Касилова — Сапронюк. (Два месяца спустя лагерный суд полностью оправдает В.И.Цыганкова “за отсутствием в его действиях состава преступления”, тот демобилизуется с похвальным листом и станет милиционером в Краснодаре)

26 мая. 4-е лаготделение. Утренняя смена не выходила на работу. Ночная смена в лагерь не возвратилась, оставшись в оцеплении Горстроя. на строительстве Горстроя, почти в центре Норильска. Вывешены черные флаги. Состоялись похороны убитого заключенного на территории лагеря, лагадминистрации его решили не отдавать. Созданы забастовочные комитеты в оцеплении Горстроя, в жилой зоне 4-го лаготделения, в 5-м и 6-м лаготделениях Горлага.

27 мая. 4-е лаготделение. К бастующим обращается по радио начальник Горлага генерал Семенов с призывами выйти на работу. Над зоной и оцеплением Горстроя разбрасывают листовки с призывами “не слушать бандитов и авантюристов из комитета”. Комитеты заняты подготовкой к переговорам с начальством, выработкой требований заключенных [Г.С.Климович. Воспоминания (копия рукописи в Норильском музее)]..

28 мая. Из Красноярска прилетел с комиссией генерал-лейтенант Панюков, бывший начальник Норильского комбината и ИТЛ, он предлагает заключенным выйти на работу. В 4-м лаготделении и оцеплении Горстроя ему вручили копии требований лагерников.

31 мая. 4-е лаготделение. Лагерники из оцепления Горстроя беседовали с генералом Гоглидзе, прибывшим в зону с комиссией. Беседа результатов не дала. Лагерники вернулись в жилую зону. Их встретили торжественным гудком котельной, как героев, вернувшихся с переднего края борьбы. В лаготделении созданы отряды самообороны для защиты от провокаций [Г.С.Климович. Воспоминания (копия рукописи в Норильском музее)].

1 июня. 4-е лаготделение. Сорвана попытка стукачей организовать резню, посеяв национальную рознь между чеченцами и кубанскими казаками, украинцами и поляками. Комитет создал специальную комиссию для вскрытия сейфов оперотдела, чтобы изъять списки и обезвредить пособников лагадминистрации. В списках оказалось 620 человек — каждый пятый лагерник. Решили провести над ними открытый суд. Троих отправили за зону. Остальные написали покаянные письма “Как я был завербован в стукачи” —для правительственной комиссии [Г.С.Климович. Воспоминания (копия рукописи в Норильском музее).].

3 июня. Уже неделю бастуют 4-я, 5-я и 6-я зоны.

5 июня. Начиная с этого дня бастуют все лаготделения Горного лагеря, кроме 2-го, которое уже вышло на работу.

6 июня. Из Москвы прилетела комиссия под руководством председателя — полковника МГБ Кузнецова. В разных лаготделениях он будет рекомендовать себя по-разному: иногда — как личного референта Берии, в других случаях — как начальника тюремного управления МВД.

4-е лаготделение. По воспоминаниям Е.С.Грицяка, в этот же день московская комиссия побывала в 4-м лаготделении Горлага. Однако, по воспоминаниям Г.С.Климовича, комиссия Кузнецова побывала у них в последнюю очередь, после того, как посетила прочие лаготделения.

9 июня. Московская комиссия прибыла в 4-е лаготделение. За стол переговоров с нею сели делегаты от заключенных — Владимир Недоростков, Евгений Грицяк, Григорий Климович и еще трое лагерников. Они предъявили комиссии требования заключенных. Кузнецов в ультимативной форме потребовал, чтобы лагерники вышли на работу. Они согласились, успокоенные тем, что часть их требований уже удовлетворена, остальные же комиссия передаст в Москву. Кузнецов обещал, что никого не отправят из лагеря до полного удовлетворения требований заключенных и никто не будет репрессирован.

4-я, 5-я и 6-я зоны вышли на работу (такие сведения сообщил Е.С.Грицяк, у Г.С.Климовича другая дата выхода на работу — 12 июня).

22 июня. 4-е лаготделение вновь отказалось выходить на работу, требуя вернуть арестованных товарищей: перегоняя из 4-го лаготделения в 5-е колонну заключенных, охрана остановила лагерников посреди тундры и из 100 человек отобрала 7, которые были арестованы и увезены куда-то. Все были лагерными активистами, участниками первого этапа забастовки [Г.С.Климович. Воспоминания (копия рукописи в Норильском музее).]

26 июня. В Норильске бастуют вновь 4-е, 5-е и 6-е лаготделения Горлага

3 июля. 4-е лаготделение. Московская комиссия предлагает вывезти инвалидов (их 700 из 5200 лагерников), прорезаны четыре прохода в проволочном ограждении. Все больше беглецов уходит за вахту. Видя, что продолжать забастовку масса заключенных не хочет, комитет принимает решение — вывести всех за зону. Решение принято очень своевременно: через 2,5 часа готовился расстрел лагерников [Г.С.Климович. Воспоминания (копия рукописи в Норильском музее).]. В этот же день арестованы руководители комитета и активисты.

6 июля. Восстание было подавлено в 1-й, 4-й, 5-й и 6-й зонах, заключенные вышли на работу. Члены комитетов, агитаторы, культорги, активные лагерники после страшных избиений (для этой цели впереди солдат чаще всего выстраивали уголовников, стукачей и прочих пособников лагадминистрации), а некоторые — после больницы, где им зашивали раны, отправлены по местным тюрьмам. Днем и ночью идут допросы»

После завершения к 1956 году ликвидации Горлага и Норильлага бывшее лаготделение превратилось в посёлок Северный.

01. Так Северный был обозначен на карте 1961 г. Ближайшие объекты городской среды - кладбище и водокачка.


Изображение из архива автора.

Светлана Гунина в статье, посвящённой истории улицы Хантайская упоминает посёлок Северный. По её данным постлагерная история Северного выглядела примерно так. На месте современной Хантайской когда–то было 4–е лаготделение Горлага. Когда лагерь ликвидировали и вчерашние бараки стали поселковыми домами, там появился поселок Северный, или, как еще называли этот район, — 80–й квартал. Кроме деревянных бараков в Северном имелись кирпичные двухэтажки, такие же как в 17–м квартале. Там же были первый норильский колбасный цех и воинская часть, относящаяся к зенитно–ракетному полку. При ней — обширные гаражи, военная комендатура и «Военторг», который до сих пор помнят старые норильчане.
В 1967 году бараки поселка Северного снесли, а в 1968 году там началось строительство первых хрущевок. В январе 1968–го исполком рассмотрел варианты названий для новой улицы в северной части Норильска — Снежная, Северная, Пясинская, Космонавтов, Анатолия Копина (кто помнит, что это за человек?) и остановился на имени Хантайская. Что не удивительно — тогда вовсю шла стройка Усть–Хантайской ГЭС: через два года она дала Норильску первый ток и с тех пор снабжает город львиной долей потребляемого электричества.

02. Дома посёлка Северный, год 1967. Вид открывается благодаря тому, что ещё незастроена чётная сторона улицы Бегичева.


Изображение из архива автора.

В 1970–1971 годах на «Хантайке» сдали шесть хрущевок — № 3, 5, 9, 11, 13 и 15 (первые три уже снесли). В 1972–м — школу № 21, и на этом строительство Хантайской, не считая трех домов точечной застройки, остановилось почти на двадцать лет.

03. Застройка посёлка Северный на карте 1975 года. Можно разглядеть, примерно, четырнадцать построек.


Изображение из архива автора.

В 1989–1991 годах строители снова вернулись на «Хантайку», да так рьяно взялись за дело, что построили сразу девять домов улучшенных и модифицированных планировок, плюс два детсада. Но в 1995–м все вновь замерло. Микрорайон остался недостроенным, а ведь жилые дома должны были дойти до проезда Михайличенко. Не успели возвести и запланированные бассейн, аптеку, сберкассу, пром– и продмагазины. Единственными объектами соцкультбыта, которыми довольствовались жители Хантайской, были почта и «Пельменная» в доме № 13. Незастроенной осталась и четная сторона улицы, где должен был быть новый северо–западный жилой район.

Кстати, упомянутый Светланой «Военторг» размещался в здании бывшей поселковой школы.

Станислав СТЕПАНОВ, бывший научный сотрудник Музея истории освоения и развития НПР, коренной норильчанин вспоминает:

В конце 1960–х годов моя семья переехала в только что построенную хрущевку на улице Бегичева. Естественно, мальчишкой я часто гулял по поселку Северному, предшественнику Хантайской, он был недалеко от нас. В те годы нынешних девятиэтажек, конечно, еще не было, на их месте стояли двухэтажки — а за ними открывался вид на бескрайнюю тундру и Талнах на горизонте. За поселок норильчане летом ходили загорать и купаться в озерках, зимой — кататься на лыжах.

04. Вид на дома посёлка Северный со стороны будущей площади Металлургов, примерно середина 1960ых годов.


Изображение из архива автора.

Там, где сейчас находятся ресторан «Ассамблея» и оптовые магазины, была воинская часть с длинными казармами и гаражами. Дальше — симпатичные двухэтажные домики поселка. Представить себе территорию Северного легко: те два двора, что сегодня образуют высотки, это и есть весь поселок, а хрущевки Бегичева и Хантайской его обрамляли.

05. Под красной стрелкой дома посёлка Северный. Год 1977, фото Николая Фомина.


Изображение из архива автора в свободном доступе в сети Интернет.

Девятиэтажка на Хантайской, 15а, стоит прямо на месте одного из первых домиков поселка Северного. Ее строили в 1980 году, и бурильщикам пришлось нелегко: если скважина попадает на остатки бетонного фундамента в земле, возникают проблемы.
На месте домов № 23 и № 27 на Хантайской была старая колбасная фабрика. Она размещалась в двух бывших жилых зданиях. В 1976 году после окончания школы я работал там слесарем–наладчиком оборудования. Фабрика действовала до начала 1980–х годов, пока финны не построили в Норильске новый мясоперерабатывающий завод.

По некоторым данным, последние снесённые во второй половине 1980-ых годов дома поселка Северный носили номера 7, 8, 9, 10, 12.

К сожалению, окрестности посёлка Северный - это не Гвардейская площадь или Ленинский проспект. Поэтому затруднения с иллюстративным материалом по норильским посёлкам носят постоянный характер. На выручку, как обычно, пришёл фотопроект Заполярки. Несколько лет назад неизвестный автор выложил там подборку фотографий любительской футбольной игры на окраине Норильска за улицей Хантайской. Все фото примерно середины 1970-ых годов. И, как иногда бывает в кинематографе, главный приз получила роль второго плана.

01. В полном соответствии с ранее приведёнными описаниями и схемами мы можем в общих чертах разглядеть минимум два ряда 2-3-этажных домов, окруженных "хрущёвками".


Изображение из архива автора в свободном доступе в сети Интернет.

02. Следующий снимок серии в продолжение от правого края фото 01. В кадре электроподстанция и Медный завод.


Изображение из архива автора в свободном доступе в сети Интернет.

03. Снимок серии в продолжение от правого края фото 02. Вправо от Медного завода, по направлению в сторону будущего ДОСААФ и городской свалки, заметны пара сараев, возможно, свинарники.


Изображение из архива автора в свободном доступе в сети Интернет.

04. Снимок серии в продолжение от правого края фото 03. За спинами футболистов чётко просматривается довольно плотная группа одноэтажных построек, принадлежность которых можно только предположить - свинарники, бараки, гаражи.


Изображение из архива автора в свободном доступе в сети Интернет.

Редкие фото жителей поселка Северный разных лет. Предоставлены Людмилой Вансович.

 

1974 г. ВОЗЛЕ 10 ДОМА
Фото предоставлены Владимиром Козловым, жители поселка Северный.

Фото предоставлены Владимиром Козловым, жители поселка Северный.

Дзен severok1979 04.11.2020


/Документы/Публикации/2020-е