Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Надежда Лактионова. Жизнь и корни


СОЗИДАТЕЛИ

В каждом городе, селе и даже в крохотной деревеньке есть люди, которые сыграли в местной жизни особую роль. Они могут быть совсем не похожими друг на друга профессиями, характерами, возрастом, но едины в том, что созданное ими навсегда остается в памяти земляков.

Однако их слава – прижизненная или посмертная – чаще всего не выходит «за околицу». Такие люди заслуживают большего. Может быть, и наш взгляд на жизнь станет светлее, оптимистичнее, если мы будем знать о них… Поэтому НКК открывает свой новый проект «Созидатели».

Небольшой эпизод вместо предисловия…

В одном селе случилось катастрофическое наводнение. Из домов выносили вещи, грузили на подводы, дабы спасти хоть что-нибудь. Из большой избы, где размещалось правление, выбросили на мокрую землю архив – по нему бегали люди, ездили телеги и даже пронесся табун лошадей. Но среди всеобщей почти панической суматохи оказалось два человека – местные учителя, муж и жена, которые, ползая по грязи, занимались делом странным, даже нелепым: из-под ног, копыт, колес они собирали бумаги, или то, что оставалось от них…

Впоследствии именно эти спасенные документы станут основой местной летописи и сельского музея.

Надежда Александровна Лактионова – почетный гражданин Бирилюсского района, основатель районного краеведческого музея, автор множества опубликованных работ по краеведению, и прежде всего книги «Поставьте памятник деревне», ставшей, в полном смысле слова, фундаментальным трудом по истории ее малой родины с самых ранних времен, который изучают в здешних школах.
По факту она не имеет никакого отношения к эпизоду, рассказанному в начале. Но по глубинной сути – это про нее. Про тех людей, как правило, одиночек, осознающих огромную ценность любых свидетельств прошлого – вещей, документов, фотографий, воспоминаний… Такие люди понимают, что свидетельства
прошлого, существующие разрозненно, не станут в полном смысле историей – они будут забыты и погибнут. Историю надо создавать, говоря и буквально, и образно – писать ее, чтобы сделать общим достоянием. Так возникает то, что называют корнями. Созданию корней они и посвящают свою жизнь.

Начинали с нуля

Родилась она в селе Бирилюссы в 1946 году. Семья большая даже по деревенским меркам – десять детей – и, как вспоминают односельчане, очень культурная: по вечерам, после трудов, собирались и читали книги вслух – традиция, совсем забытая теперь…


Надежда росла и воспитывалась в многодетной семье, поэтому с раннего детства ей привита любовь к труду и рукоделию.
Александр Михеевич и Лукерья Петровна Слабуха с детьми.
Лактионова Н. А. – в верхнем ряду в середине

Окончив школу, выучилась на медсестру, работала в местной больнице, потом в Красноярске, в Ачинске. Вышла замуж, уехала на Донбасс, и там, по большому счету, начался тот путь, который выведет ее на главную жизненную дорогу.

Работая в клинике, она сотрудничала внештатно с местными многотиражками «Кочегарка» и «Механизатор». Потом, вернувшись на родину в самом начале 80-х, полностью посвятит себя журналистике – станет корреспондентом районной газеты «Новый путь», где и проработает до 1995 года.

Последнюю дату стоит отметить особо, поскольку именно тогда появилась идея создать в районе настоящий краеведческий музей. Возникла она после того, как Надежда Лактионова побывала в Красноярске на международном музыкальном фестивале стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где увидела большую выставку предметов сельской старины. Рассказала о задумке тогдашнему главе района Василию Григорьевичу Веревкину, и тот идею поддержал – весьма скоро она стала реальностью.

Но начинать пришлось практически с «абсолютного нуля». Она вспоминала, как, впервые войдя в пустое помещение, выделенное специально для музея, растерялась – ведь о музейном деле в ту пору еще понятия не имела. Однако растерянность длилась недолго. Народ, узнав о том, что теперь в райцентре есть собственное «хранилище древностей», начал понемногу нести туда то, что могло представлять историческую ценность, однако пылилось в сундуках
и на чердаках.

– Фактически начинала она в одиночку, – рассказывает нынешний директор музея Елена Михайловна Коденко. – Я пришла позже, в 97-м году. Первыми экспонатами, как мне помнится, стали прялка, которую подарил Одинцов Николай Николаевич, глиняный горшок, рушничок… Да и сама Надежда Александровна искала экспонаты, ездила по деревням. Она ведь родом из старых Бирилюсс, еще в ранние годы общалась со старожилами, знала множество историй.

Экспонаты в слове

И, кстати, в этом знании «множества историй» – еще одна особенность Надежды Лактионовой. Для нее личные истории людей, близких и далеких, – это экспонат не менее, а может, и более ценный, чем рушники и прялки. В небольшой публикации пересказать написанные ею семейные предания – в том числе ее собственных предков, поляков, подавшихся в Сибирь по «столыпинскому призыву», – не то что трудно, а невозможно, поскольку исчезнет множество деталей, раскрывающих драматичность и подлинность каждой судьбы, вплетенной в большую Историю. Ничего в своих записях она не скрывала и не  сглаживала. Есть общее впечатление от этих «экспонатов в слове», познакомившись с которыми, сторонний человек будет поражен тем, что эта земля в самой глубине Сибири пережила свои «вавилонские столпотворения» и «великие переселения народов». Здесь все побывали – латыши, евреи, немцы, украинцы, литовцы, поляки, русские крестьяне из центральных губерний, белорусы, финны,эстонцы… Каждая историческая веха, от первой волны переселенцев до коллективизации и войн – не только Великой Отечественной, но и Афганской, – отразилась в их жизни и в ее текстах. Да и не только в них. Во многом благодаря Надежде Лактионовой на Бирилюсской земле появились памятные знаки на месте кладбища кулаков-лишенцев, высланных сюда в 1933  году, и на месте разрушенной церкви в деревне Бирилюссы, там же найдена могила Василия, епископа Кинешемского, и захоронение сосланных латышей, установлен крест на месте казни сельского священника, отца Михаила Каргополова, близ деревни Петровка… Она много занималась темой политических репрессий – местная история, увы, без нее невозможна, – начала писать книгу о жертвах коллективизации, высланных в эти края…

Наконец, ее «работа с прошлым» была неотделима от жизни сегодняшней. Привести в порядок могилу солдата-афганца, помочь потомкам ссыльных латышей найти захоронения родственников, поставить там памятный крест – это тоже дело историка.

– Многим Надежда Александровна помогла с реабилитацией родственников, – говорит Елена Коденко, – объясняла, какие документы надо собрать, сама искала в архивах нужные сведения, очень много работала. Она вообще трудоголик.

Память – светлая

Трудолюбие и приветливость – едва ли не главные сельские добродетели. Кто жил в деревне – подтвердит. И потому вспоминают прежде всего о том, какая она была неутомимая, и такая рукодельница, что ее дом сам по себе был похож на музей.

Роза Михайловна Хитрова, ветеран образования, уверена – то, что сделала Надежда Александровна Лактионова для своих земляков, переоценить невозможно. И память о ней только самая светлая.

– Если говорить пафосно, то таких, как она, патриотов района немного. А для меня Надя патриот с самой большой буквы. Главные ее качества – она труженица величайшая и всегда с душой к любому человеку относилась. Никогда мимо не пройдет, чтобы не поздороваться, не поговорить. Ее доброты на несколько человек хватило бы. И когда она заболела, таяла на глазах, я не верила, что она может из жизни уйти так рано. Так было обидно видеть это… Когда с ней прощались, район осознал, какого человека мы все потеряли.

Не стало Надежды Лактионовой 19 октября 2016 года. Звание почетного гражданина Бирилюсского района ей было присвоено посмертно. Однако живет музей и главная ее книга, как сказала Роза Михайловна, «вся в закладках и пометках»…

 

Александр ГРИГОРЕНКО
Благодарим за помощь в подготовке материала директора Бирилюсского краеведческого музея Елену Коденко

НКК 12.02.2021


/Документы/Публикации/2020-е