Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Вячеслав Звягинцев. Одних летчиков за это судили, других награждали. Почему?


Изучив немало архивных следственно-судебных дел, убедился в том, что от подвига до преступления (также как и от любви до ненависти) у нас нередко - всего один шаг. Могу привести не один десяток примеров, когда за практически аналогичные действия одних судили, а других – награждали. Причем, самыми высшими наградами и званиями. Самый известный пример - побег Михаила Петровича Девятаева с секретного полигона Пенемюнде на немецком «Хейнкеле-111». Он стал Героем Советского Союза. Лейтенант Аркадий Михайлович Ковязин, совершивший побег из плена в 43-м на фашистском «Шторьхе», был удостоен Ордена Ленина. Как и Девятаев, спустя годы – в мае 65-го.

Вместе с тем, около десятка других советских летчиков, также бежавших из фашистского плена на вражеских самолетах, были после этого осуждены за измену Родине. Поводом чаще всего становился факт сотрудничества в плену с немцами, хотя многие военнопленные шли на это, надеясь усыпить таким путем бдительность врага и при первой же возможности перебежать к своим.

Раньше уже писал о самом массовом в истории по числу угнанных самолетов побеге из плена, который совершили старший лейтенант Владимир Сергеевич Москалец, лейтенант Пантелеймон Владимирович Чкуасели и младший лейтенант Арам Саркисович Карапетян. Можно прочесть ЗДЕСЬ:

Сегодня расскажу о дерзком и необычном побеге из плена лётчика 711-го ближнебомбардировочного авиационного полка младшего лейтенанта Николая Павловича Печенкина и техника того же авиаполка Степана Михайловича Пикулькина. Впервые узнал об этой удивительной истории из публикаций Ю.В. Дунаева [1].

11 октября 1943 года Печенкин и Пикулькин угнали с аэродрома в районе города Борисова (Белоруссия) два самолета У-2, ранее захваченных немцами. Самое удивительное, что беглецы умудрились привязать к крыльям самолетов еще 6 военнопленных, также бежавших с ними (2).


Н.П. Печенкин

Справочно. Николай Печенкин родился в 1915 году в г. Грозном. В 1937 году окончил 1-ю Краснознаменную авиационную школу ГВФ имени П.И. Баранова в г. Батайске. На фронте - с декабря 1941 года, в составе 13-й особой авиагруппы, которая дислоцировалась в городе Ельце. Затем воевал в составе 711-го ближнебомбардировочного авиационного полка, сформированного в конце 1941 года из самолетов У-2 (По-2). Авиаполк действовал в составе ВВС 3-й армии на Брянском фронте.

В феврале 1942 года Николай Печенкин попал в плен. В 1957 году он написал об этом в автобиографии: «13 февраля 1942 года при выполнении боевого задания я был сбит противником и пленен. Ранений не имел. Как военнопленный у врага был в лагерях в городах Орел, Брянск, Могилев, Борисово. Последние шесть месяцев работал у врага шофером и авиамотористом по восстановлению наших отечественных самолетов. Имея свободный вход на аэродром в городе Борисове, я организовал побег на двух самолетах, 13 ноября 1943 года бежал из плена (3). Совершил посадку под Москвой».

Беглецов обвинили в том, что оба, «находясь в плену у немцев, сотрудничали с разведкой противника и по ее заданию в период с апреля 1942 года по октябрь 1943 года на самолете переправляли в тыл советских войск агентов-диверсантов». Другим участникам этого перелета было предъявлено обвинение в том, что они «работали у немцев на хозяйственных работах». На основании постановлений Особого совещания при НКВД СССР от 11 марта 1944 года участники этого побега (и летчики, и пассажиры) были осуждены к направлению в лагеря на срок от 3 до 5 лет.

Маленькие по тем временам сроки, меня больше всего убеждают в том, что обвинять вырвавшихся из плена советских воинов по статье 58-1б УК РСФСР не было достаточных оснований. Не было доказано, что Печенкин и Пикулькин готовили самолеты к полетам с целью переброски в тыл наших войск немецких агентов, а тем более, что они их "на самолете переправляли в тыл советских войск".

Николаю Печенкину ОСО определило 5 лет. Вскоре после освобождения, 27 февраля 1949 года, его снова арестовали, а через год постановлением Особого совещания при МГБ СССР от 10 февраля 1950 года сослали на поселение в Красноярский край.


Учетно-послужная карточка Н.П. Печенкина

В 1956 году Военная коллегия отменила указанные постановления по протесту Генерального прокурора СССР, в котором отмечалось: "11 октября 1943 года Печенкин и Пикулькин, не желая оставаться в плену у немцев, на двух самолетах перелетели линию фронта вместе с Хапаевой, Тимофеевой и другими в количестве 6 человек и явились в воинскую часть Советской Армии. В материалах дела нет никаких доказательств, подтверждающих изменнические действия Печенкина, Пикулькина, Хапаевой-Старцевой и Тимофеевой или вербовку их немцами в качестве агентов".

Николай Павлович Печенкин после войны проживал в г. Шахты, работал водителем в Шахтинском пассажирском автохозяйстве.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года Н.П. Печенкин был награжден орденом Красной Звезды (4). Скончался в 1994 году.

[1]Дунаев Ю.В. «Герои и жертвы: летчики Великой Отечественной». Сыктывкар. 2012.

(2)Ю. Дунаев, ссылаясь на офицера ГВП, указывает, что бежали с летчиками 6 человек - три женщины (Хапаева-Старцева Нина Прокофьевна, 1923 г.р.; Тимофеева Ольга Архиповна, 1922 г.р. и еще одна, вероятно, не подвергнутая суду) и три мужчины - Старцев Николай Маркович, 1911 г.р., старший оперуполномоченный Особого отдела армии (по делу также не проходил); рядовые Альбегов Александр Георгиевич, 1922 г.р. и Авдюшенко Михаил Аверьянович, 1919 г.р.)

(3) Согласно архивным документам побег был совершен в октябре 1943 года.

(4) Сведений о награждении Степана Михайловича Пикулькина, 1913 г.р., не имеется. После войны он проживал в деревне Панино Нижегородской области, по информации односельчан скончался от ожогов в начале 90-х годов, после пожара в его доме.

 

26 декабря 2023 Вячеслав Звягинцев