(фрагмент о Л.Р. Гоноре)
Космополит - это гражданин мира (в переводе с греческого), а космополитизм - мировоззрение, ставящее интересы и ценности всего человечества выше интересов отдельной нации и государства.
Если же вести речь о "безродных космополитах", то это уже больше советское понятие. Причем, уничижительное, связанное с отсутствием у человека преданности СССР, особенно распространенное в процессе проведения послевоенной антисемитской кампании. Но не только - антисемитской. Например, о «космополитах» из числа морских офицеров можно прочесть ЗДЕСЬ:
В числе пострадавших в ходе кампании по борьбе с космополитами оказались после войны директора крупных оборонных заводов, Герои Социалистического труда, генералы Л.Р. Гонор, И.М. Зальцман и А.И. Быховский. О них - наш рассказ.
1. Герой Социалистического Труда (1942) генерал-майор-инженер Лев Робертович
(Рувимович) Гонор (1906-1969).
В 1939-1942 гг. - директор завода «Баррикады». В ноябре 1942 года возглавил
артиллерийский завод № 9 им. Сталина. С 1946 по 1950 год был директором НИИ-88 в
г. Королеве. В 1946 г. получил Сталинскую премию. В 1950 г. назначен директором
артиллерийского завода № 4 в г. Красноярске.

Л.Р. Гонор
Лев Гонор еще до войны являлся одним из лучших организаторов производства артиллерийских вооружений. С 1939 года он был директором Сталинградского артиллерийского завода «Баррикады», который вытащил из прорыва и в сжатые сроки наладил выполнение заданий по производству орудий крупного калибра и 120-мм. полковых минометов. И это при том, что в 1942 году обстановка на заводе была критической. Более 70% рабочих составляли женщины и подростки. Заводчанам приходилось не только выпускать продукцию для фронта, но и с оружием в руках защищать свое предприятие, когда передовая проходила через цеха завода.
В конце 1942 года Лев Гонор был переведен директором на Свердловский артиллерийский завод, на котором наладил производство 122-мм. и 152-мм. гаубиц, орудий для самоходок и пушек для танков.
После войны Гонор стал первым директором вновь созданного НИИ-88. Тогда же в этот институт пришел работать С.П. Королёв. Сегодня город по праву носит его имя, а вот Гонора практически никто не помнит. Хотя он сделал немало добрых дел. Достаточно сказать, что уже в 1947 году была освоена технология сборки и испытаний немецких ракет А-4, а в 1948 году – изготовление отечественных ракет, и, прежде всего, королевской ракеты Р-1.
Тучи над Гонором сгустились, когда в СССР началась борьба с «безродными космополитами». А он был не просто евреем. Во время войны его избрали членом президиума Еврейского антифашистского комитета, который тогда стали именовать «центром антисоветской пропаганды», работавшим на иностранные разведки.
В 1950 году Л.Р. Гонора сняли с должности и отправили руководить артиллерийским заводом в Красноярск. Но летом 1952 года отстранили и от этой должности, а в начале февраля следующего года – арестовали. Тогда же был арестован маршал артиллерии Яковлев и несколько сотрудников ГАУ. Их обвиняли в преднамеренном вредительстве при производстве новых автоматических зенитных пушек С-60 конструкции Грабина.
Учитывая национальность Гонора, ему стали «шить» не только дело о вредительстве, но и о шпионаже в пользу израильской разведки.
Допросы с пристрастием проходили во внутренней тюрьме МГБ. Но до конца расследование не довели по причине смерти И.В. Сталина. 7 апреля 1953 года Л.Р. Гонор был освобожден. Из тюрьмы его доставили в кабинет Л.П. Берии, где тот сказал ему вместо извинений:
- Знаешь, генерал, ошибочка вышла, ты уж не сердись.
Вячеслав Звягинцев.