Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Всероссийская акция протеста против принятых Государственной Думой законов об отмене льгот и изменениях в Трудовом кодексе РФ

 Фоторепортаж


Кто бы мог подумать, что "Мемориал" будет участвовать 
в одном пикете с коммунистами? 


Но нынешняя власть "достала" всех!


И "Мемориал" вышел на акцию протеста вместе с 
красноярской ассоциацией жертв политических репрессий


Конечно, мы не были в центре кипения страстей...


Но свое слово сказали!

Фото Алексея Бабия

Фото Ильи Наймушина

Отзывы о законопроекте правительства об изменении Закона о реабилитации жертв политических репрессий

Алексей Бабий (Красноярский «Мемориал»):

Государство в 20-м веке творило чудовищные преступления. Миллионы умерших от голодомора, за колючей проволокой лагерей, миллионы изгнанных со своей земли, надорвавшихся в непосильном подневольном труде. Правительство РФ не считает, что жертвам политических репрессий государством были причинены физические и нравственные страдания. Если сказать еще проще - да, мы вас расстреливали, ссылали и гноили в лагерях. Но мы не несем за это ответственности.

Дело даже не в льготах (хотя и по этой части государство просто плюнуло в лицо людям, им же когда-то оскорбленным и обобранным). Дело в том, что, снимая с себя ответственность за прошлые репрессии, государство, очевидно, готовит себя к новым. Вектор такого развития очевиден, достаточно несколько дней посмотреть передачи на первом-втором каналах.

Вячеслав Битюцкий (Воронежский «Мемориал»):

В тексте всего законопроекта, понятия льготы и компенсации заменены общим термином «социальная поддержка». Последствия такой «стилистической правки» нетрудно предугадать, так как о формах и размерах социальной поддержки, ее эквивалентности тем льготам и компенсациям, которые ранее подразумевались под этими понятиями в том или ином законе, ничего не говорится. Так называемая «социальная поддержка реабилитированных лиц осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ», то есть в соответствии с несуществующими законами субъектов Федерации. Но никаких гарантий их полного соответствия действующему Закону в части перечня и размеров льгот и компенсаций проект не предусматривает. Таким образом, посильная для государства в настоящее время компенсация материального ущерба превращается в компенсацию, посильную для каждого субъекта Федерации, а значит, может быть и просто равна нулю.

Предложение исключить упоминание о моральном вреде из текста преамбулы может свидетельствовать о том, что Правительство РФ не признает факта причинения жертвам политических репрессий физических и нравственных страданий незаконными репрессиями. Это обстоятельство не может быть воспринято обществом иначе как кощунство, унизительное не только для жертв репрессий, но и для всех тех граждан России, в которых сохраняется память о чудовищных беззакониях тоталитарного коммунистического режима и его жертвах. Полное умолчание о виновниках преступлений в новом тексте Закона может восприниматься как их молчаливое оправдание.

Леонид Трус (Новосибирский «Мемориал»):

Это не "внесение изменений", а превращение его в собственную противоположность, в закон о реабилитации самих репрессий - прошлых, а стало быть, и будущих. Действующий Закон при всех его недостатках является актом покаяния Российского государства как правопреемника государства Советского, и с этой точки зрения слова его преамбулы о компенсации морального вреда играют роль концептуальную, они - своего рода обозначение "зоны ближайшего развития" этого закона.

Предлагаемые же изменения являют собой циничный отказ от покаяния, от ответственности государства за свои (правопреемник, однако) злодеяния. На "субъекты Федерации" возлагается не только финансовое бремя обеспечения "льгот", на усмотрение их "субъектного" законодательства (которого ещё нет, и неизвестно каким оно окажется) возлагается сама ответственность за преступления советского режима в целом.

Причём не только по отношению к собственному народу. Политическим репрессиям подвергались ведь и граждане других государств. У каких "субъектов Федерации" требовать им теперь возмещения полученного вреда? (Интересно бы знать, в Германии ответственность за преступления нацистского режима тоже возложена на земельные правительства?)

Игорь Сажин (Сыктывкарский "Мемориал"):

В 2004 году люди, вставшие у власти, заявили, что преступники, совершавшие акты беззакония и насилия, полностью оправданы. Насилие над миллионами невинных сограждан в 2004 году было признано нормой. А значит, государство утвердило идею, что в Российском государстве власть, при необходимости, имеет право творить геноцид и лишать миллионы людей права на жизнь и свободу. Кроме этого государство заявило, что миллионы жертв, подвергшихся насильственному выселению, беззаконному лишению свободы, пыткам и смерти, в моральном плане не страдали.

Кроме этого государство в 2004 году заявило, что, признавая себя наследником советского режима, оно сохраняет ответственность перед международным сообществом, но долги перед своими согражданами не признает. Ответственность за данные долги была переложена полностью на местные органы власти, которые могут рассматриваться только как наследники преступных местных органов, стоявших у власти с 1917 по 1991 год, и могут лишь частично разделять ответственность наравне с федеральной властью.

Осознавая все выше заявленное, можно сказать, что правительство Российской Федерации, внеся в начале июня в Государственную Думу Российской Федерации законопроект поправок к Закону "О реабилитации", оправдало всю преступную деятельность людей, стоящих у власти в России с 1917 по 1991 годы. А так же сняло ответственность с современных властей России за преступления советского режима, наследником которого оно себя объявило.