Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации

Почему я живу в Сибири?


Из истории одной семьи

Выполнила: Дацышена Полина Владимировна, ученица 10"б" класса гимназии № 5 г.Красноярска

Руководители: Д.и.н., проф. Дацышен В.Г. учитель истории Дацышена О.Е.

2002 г.

Цели и задачи моего исследования

История, ты не тома,
Что я читаю в час досуга
История, ты - жизнь сама,
А это - больше чем наука.
В твоей шеренге вековой
Не первый я и не последний.
История, ты — разум мой,
Ты — возраст мой тысячелетний
Николай Доризо

Мое будущее - это хорошо осознанное мною прошлое моей семьи. Это успехи и победы, горести и ошибки моих родных. Это их судьбы, но это и мой жизненный опыт. Вот почему я выбрала такую тему, как «История моей семьи». Для систематизации и правильного анализа исторических фактов из прошлого, мне пришлось составить схему, включающую в себя всех моих родственников, известных мне на данный момент. Для этого мне пришлось обратиться к специальной литературе по составлению генеалогического древа семьи. Я узнала, что такие схемы могут быть нисходящими и восходящими. Восходящая схема идет из глубины веков от какого-то хорошо известного, знаменитого предка. Ярким примером восходящих схем может являться древо царских династий, где предок-основатель хорошо известен благодаря профессиональной работе многих историков. Составить такую схему сегодня для большинства семей будет достаточно проблематично. Лишь немногие семьи могут похвастаться глубокими знаниями о своих предках в нескольких поколениях. Поэтому для своего исследования я выстроила нисходящую схему. Она начинается с самого молодого поколения в нашей семье, с меня и моего брата, спускаясь вниз к другим более старшим поколениям. (Схема и поименный список родственников прилагается). Нас с братом уже нельзя назвать «Иванами, не помнящими родства». Мы уже знаем свой род до седьмого колена, и наши дети унаследуют и дополнят эту схему.

Изучать историю своей семьи очень интересно. Чувствовать себя наследницей очень многих фамилий. Отвечать на вопрос - почему я живу в Сибири, сколько разных национальностей смешалось в тебе! Цветовы, Афонины, Распонаморевы, Василевские и Шпицер, Лалетины и Юшковы, Дремух и Дацышены — даже изучение происхождения этих фамилий - это уже история рода. В данную работу вошел рассказ лишь о трех поколениях моей семьи.

Источники

Занимаясь исследованием, я использовала все виды исторических источников - устные, письменные и вещественные. Это документы из семейного архива, самые разные справки, свидетельства о рождении и о смерти, о заключении брака, школьные и университетские дипломы и аттестаты, школьные дневники, профсоюзные, комсомольские и военные билеты. Особо нужно выделить личные дневники и письма моих родных, которые мама бережно собирает в отдельную папку. Множество старинных фотографий из семейного альбома - тоже очень ценные источники. К устным источникам я отношу рассказы моих родителей, дядей, бабушек и дедушек. Для моей работы это очень важные источники. Старинные личные вещи моих родных, иконы, доставшиеся нам в наследство от моих прапрабабушек, также помогли мне в моей работе.

Еще хочу сказать о необыкновенном чувстве, которое охватывало меня, когда я приезжала в далекие города или деревни, где родились и жили мои предки. Это особое чувство времени и пространства трудно передать словами. Когда в совершенно незнакомом для тебя месте вдруг заноет сердце и покажется, что это ТВОЯ Родина, что ты уже был здесь когда- то очень давно и все это с тобой уже когда-то было. Наверно это моя генетическая память. Я читала, что она не дает покоя тем, чьи предки сорвались когда-то со своих «насиженных» мест, а потом «на чужбине» очень сильно тосковали по родным местам. Но «место встречи изменить нельзя», и мамину и папину линию занесло в заснеженную Сибирь. Тут они ВСЕ и встретились, поэтому моя Родина — Сибирь, красивый город Красноярск.

Особо хочу отметить, что, занимаясь этой работой, я только один раз ходила в Красноярский Государственный архив. И была допущена к документам только в присутствии моего отца, профессионального историка. Остальные же документы были найдены именно папой в архивах разных городов. А систематизировать все сведения, сделать схему и списки всех родственников помогла мне мама, учитель истории. Поэтому моими научными руководителями я считаю моих родителей -ДАЦЫШЕНА ВЛАДИМИРА ГРИГОРЬЕВИЧА И ДАЦЫШЕНУ ОЛЬГУ ОСТАПОВНУ.

Мама, папа и их братья

Мои родители очень разные, но все говорят, что они похожи. Они первые представители своих фамилий, для кого город Красноярск по-настоящему стал Родиной. Они не приехали сюда, как их родители, они здесь родились. Папа - в 1964, мама - в 1966 году. Весьма неплохо закончили обыкновенные городские школы и решили стать историками. Конкурс на истфак был — 8 человек на место. Маме не хватило двух баллов, но ей предложили перейти на ин. яз., где был недобор. Сегодня это кажется неправдоподобной историей, но в годы «железного занавеса» Красноярск был закрытым для иностранцев городом, и на иностранные языки спрос был невелик. Совсем другое дело - поступить на идеологически значимый исторический факультет. Это было очень престижно, студентов-историков даже в партию принимали. Через год мама туда все-таки поступила. И вот уже 15 лет работает учителем истории, но жалеет, что не выучила иностранный язык.

Папа после успешно сданного первого экзамена вдруг забрал документы из института и устроился на завод «Красмаш» слесарем механосборочных работ. Это его родителей не обрадовало, хотя они давно работали на этом военном заводе. Папа объяснил им свой поступок желанием сначала «отслужить» в армии. Через год его призвали на неспокойную границу с Китаем. Тогда, вглядываясь в берега чужой страны, он даже не предполагал какую роль в его судьбе сыграет Китай.

После службы в армии папа легко поступил на исторический факультет, который с отличием закончил в 1989 году. Его оставили работать в этом же институте преподавателем истории стран Азии и Африки. В 1996 году папа защитил кандидатскую диссертацию, а в прошлом году - докторскую. Он самостоятельно учил китайский язык, папа — историк-китаевед. Его книги - «Боксерская война», «История российско-китайских отношений», «Поход на Пекин» и другие читают даже в Китае. Я думаю таким отцом можно похвастаться, уж он-то точно оставит «свой след» в истории.

У меня еще есть два дяди — Андрей и Александр — это младшие братья моих родителей. Оба они служили в армии, и это традиция нашей семьи. И не только потому, что наша семья была всегда законопослушной. Просто пример других поколений, постоянно воевавших наших мужчин, не давал им другого выбора. Да и служить в армии в то время было еще престижно, хотя также опасно, как и сегодня. Мой отец и мои дядьки только пройдя службу в армии могли считать себя взрослыми и самостоятельными мужчинами. Андрей служил в Прибалтике. После подписания Советским Союзом договора о разоружении, их часть охраняла пустые шахты от ракет дальнего действия.

А дядя Саша служил в Афганистане в 1987-1988 гг. Перед этим военную подготовку их часть проходила в горах Чечни. И когда мой отец узнал, что брата переправят в Афганистан, они с мамой сразу после свадьбы решили съездить к нему в часть. Когда мама говорит, что ее свадебное путешествие проходило на Кавказе в г.Грозный это вызывает у всех в лучшем случае удивление. Но маме понравилось в Грозном, они гуляли по площади «Минутка», по паркам, ходили в кино. Жили они в русско-армянской семье в Заводском районе Грозного, по соседству с чеченскими и ингушскими семьями. Это был красивый, многонациональный город, сегодня смотря кадры из Грозного, мама говорит, что города совсем нет. Но это уже совсем другая история...

А дядя Саша в Афганистане участвовал в военных действиях, но он не любит об этом говорить. Моя бабушка каждую ночь, все два года его службы, как умела, молилась о нем. Он вернулся, а его товарищ - Андрей погиб, оставался месяц до приказа о демобилизации. С тех пор дядя Саша часто ездит в Дивногорск к маме Андрея и на его могилу.

Всех «нижеследующих» моих родственников можно разделить на два «клана» - мамин и папин. Хотя оба моих деда украинцы. Дед Остап с Западной Украины из под Львова, дед Гриша с Подолии, из-под Жмеринки. Обоих моих бабушек зовут Нинами, они - русские, но в них есть кровь и фино-угрских и тюркских народов. Но лучше обо всем по порядку. В папином клане 2 основные фамилии — Дацышены и Лалетины, а в мамином - Афонины и Василевские.

Афонины

На Урале, в Пермской области, есть маленький городок Кунгур, который ведет свою историю из XIY века. В нем очень много старинных купеческих домов и красивых церквей. Я люблю этот город всем сердцем, всей душой, часто там бываю. Когда-то, в годы Великой Отечественной войны, моя прабабушка 18-летней девушкой с очень длинной косой приехала из глухой деревни в этот городок. Она хорошо шила и скоро ее назначили заведующей мастерской, где шили гимнастерки для фронта. А вечерами девушки ходили на танцы. Туда же приходили раненные солдаты из местного госпиталя. Так Мария Распономарева встретила своего Михаила Афонина. Мой прадед родился 1 ноября 1917 года в деревне Елошня Ленинградской области. Когда началась война с фашистами, ему было 24 года, до 1943 года он воевал на Ленинградском фронте, получил тяжелое ранение в живот, был представлен к наградам. Лечился в госпитале в городе Череповце, затем был переведен в Кунгур. На фронт его больше не взяли из-за ранений. Он объявил Марии, что любит ее «за ее длинную косу» и 20 июля 1943 года они поженились. А в 1944 у них родилась старшая дочь Нина - моя бабушка. Михаил привез Марию на родину в г.Зеленец Ленинградской области, в деревню Елошню к своей матери. Здесь они обвенчались в церкви. Но Михаил стал сильно болеть, стали гноиться раны. Врачи посоветовали сменить ему здешний влажный климат на тот, где его лечили в госпитале. Михаил с Марией вернулись в Кунгур, где сосны растут прямо в городе. Сначала снимали в городе «углы», родилось еще 5 детей. Товарищ Сталин радовался послевоенному росту рождаемости, но отпуск по уходу за ребенком для женщин определил только в 2 месяца. А прожить на одну зарплату мужа, снимая квартиры, семья не могла. Поэтому Мария привезла из деревни своих родителей Александру и Афанасия, которые и нянчили детей. Мария и Михаил работали на железной дороге и перевалочной базе грузчиком и сортировщицей вагонов. Скопив денег, на окраине города они наконец-то построили свой дом - кухня и 2 комнаты. А семья - 10 человек, вдоль стен стояли одни кровати и перегородочки, один большой стол. Но «жить стало лучше, жить стало веселей». Из деревни от родственников баба Шура со старшей Нинкой перегнали «своим ходом» за много километров корову. И хотя во времена товарища Хрущева на подсобные хозяйства горожан начались гонения, держали и поросят, и уток, и гусей. А вечерами Мария шила - обшивала свою большую семью, шила хорошо, шила и на заказ. Этот заработок помог ей после смерти мужа в 1972 году одной жить и поднимать детей. Эту прабабушку я помню хорошо, умерла она недавно, ей было 77 лет. И шила она на своей машинке всю свою жизнь. Все соседи, насмотревшись мексиканских сериалов, звали ее «просто Мария», и ей это нравилось. Я помню ее в окружении шестерых детей, 11 внуков и нас семерых правнуков. Она всегда очень тепло отзывалась о Сталине, считала его справедливым, а годы его правления называла лучшими в своей жизни. Я думаю потому, что молодость всегда лучше старости. И еще потому, что ее семьи не коснулись сталинские репрессии.

А старшая дочь Нина, закончив машиностроительный техникум, по распределению попала в Сибирь, в город Красноярск. Так комсомольская путевка, выданная ей на строительство Красноярской ГЭС, сделала мою бабушку сибирячкой. Несмотря на просьбы родных вернуться домой, она осталась в Красноярске, так как здесь и встретила свою судьбу. Кудрявый и голубоглазый шофер цементовоза - Остап Василевский возил бетон на строительство платины.

Василевские

Остап родился в деревне Бережница Стрыйского района Львовской области, на Украине. Но со времен I мировой войны Галиция (Западная Украина) входила в состав Австро-Венгрии. В 1939 году во Львов вступили войска СССР. Остапу было 4 года, когда его маму - Василевскую Елену Ивановну и его сестренку Олю, которой не было и года, как и других женщин и детей согнали на станцию и погрузили в товарные вагоны-теплушки. Моей прабабушке не дали взять с собой ни теплых вещей, ни еды. Куда их везут она не знала, на станциях все что могла она поменяла на хлеб. Но дети все равно голодали. Она плакала, просила у других женщин, но им тоже нужно было кормить своих детей. Где-то под Новосибирском ее дочь Оля умерла от голода и воспаления легких. Солдат-конвоир помог ей выкопать могилку на краю кладбища, у пашни. Она посадила у могилы калину. Сына забрали в детский дом, а женщин отправили на лесоповал. Уже шла война с фашистами и жены «врагов народа» рубили огромные деревья - стране нужен был лес. Их мужчин называли «бандеровцами», но моя прабабушка Лена говорила, что «они ушли в партизанку». Когда «пришли русские» они отобрали у их семьи землю и овощную лавку, меняли всем австрийские паспорта на русские, а мужчин призывали в Красную Армию. Все в деревне поделились на «своих», кто ушел в лес и «чужих», кто стал сотрудничать с новой советской властью. Елена или Олэна по-украински, ничего не понимала в политике. Она только знала, что нужно тайно помогать «партизанам» ведь там ее брат Иван и муж Дмитро. Ее арестовывали, обзывали и запугивали, несколько дней держали в сарае. Она ничего не сказала, только плакала и просила отпустить к детям. На 80-м году жизни, вспоминая свое прошлое, она обязательно добавляла, что «были среди них и хорошие». Добрый солдат приносил ей ночью еду, успокаивал как мог. Часто бои шли в самой деревне. Однажды, когда перестрелка шла прямо через улицу, Елена с дочерью на руках и сыном, вцепившимся в подол, металась, не зная куда деться. Стрельба вдруг прекратилась, и с обеих сторон на двух языках ей закричали, чтобы проходила быстрей. Пропустив женщину с детьми, мужчины продолжили убивать друг друга. Они были солдатами, но у каждого была мать, и они помнили об этом. Но однажды ночью домой принесли брата Ивана, он тяжело и мучительно умирал на руках сестры. Всех попавших в плен мужчин отвезли в город. Через несколько дней женщинам разрешили забрать их трупы. Елена поехала опознавать мужа, но сделать это было очень трудно — мертвых облили негашеной известью.

Очень скоро за мужчин стали наказывать женщин и детей, носящих их фамилии. И это была особенность национальной политики товарища Сталина, «отца всех народов», который «позаботился» и о западных украинцах. Но и эта прабабушка никогда не отзывалась о Сталине плохо. Может, просто боялась. Отработав 3 года в трудовых лагерях Новосибирской области, в 1944 году Елена с сыном были высланы на Кавказ. В 1945 году им разрешили вернуться на Родину. Но через 2 года повторно были репрессированы и попали на берега Ангары в поселок Первомайский Красноярского края. Больше попыток вернуться домой она даже не предпринимала.

Мой дед, ее сын, в 17 лет в городе Енисейске окончил курсы водителей и отправился в Красноярск на «стройку века», самой большой в мире ГЭС. Получив первые деньги, на окраине Красноярска, в поселке Лалетино, он вместе с другими бездомными строителями построил времянку. В этот небольшой домик, построенный без всякого разрешения, он перевез с севера свою маму, отчима, белоруса Александра, который отбывал наказания за то, что попал в плен к немцам 16-летним парнем и лайку Буяна. А сам ушел жить в общежитие для строителей, где и встретил свою Нину. Старшую дочь, мою маму, он назвал Ольгой в честь своей погибшей от голода сестры, а сына Андреем в честь гоголевского героя из «Тараса Бульбы». Мамины родители строили ГЭС, ее платина создала на Енисее огромное рукотворное море, которое уничтожило родные деревни моих предков по отцовской линии, они навсегда лишились своей Родины. Такая вот история...

Всю свою жизнь дед Остап проработал шофером. А 5 лет назад его реабилитировали, выдали справку о незаконности репрессий и удостоверение. Теперь он получает пенсию на 200 руб. больше, имеет льготы по оплате квартиры и бесплатно ездит на электричках. Он очень этому рад. Приезжая во Львов нам, русским, легко столкнуться с явным национализмом. Но стоит моей маме представиться Ольгой Остаповной, все понимающе сочувствуют «бедным переселенцам», оказавшимся в этой «страшной, холодной Сибири». А я и не думаю им объяснять, что для меня Сибирь совсем нестрашная и разве Родина может быть холодной.

Прабабушка Елена умерла, когда ей исполнилось ровно 80 лет. До конца жизни она говорила только на родном языке и только моей маме, своей внучке, шепотом рассказывала о себе, о далеких родственниках в Канаде, о своей маме - немке Кате Шпицер. Она робко советовала своей внучке-комсомолке во всем полагаться на помощь Богородицы. Но в школе маму учили, что «религия — это опиум для народа». А сегодня самодельная, вырезанная из журнала картинка и обклеенная пленкой икона Богородицы, прошедшая с Еленой все лагеря, стоит у нас дома. Мама считает, что это самое большое наследство, доставшееся ей от бабушки.

Дацышены

В Винницкой области недалеко от города Жмеринка есть село Станиславчик. Мой прадед Иван Дацышен был строптивым молодым человеком. Одним из первых в селе вступил он в ряды коммунистической партии. И «по идейным соображениям» разошелся со своими родственниками. Они были землевладельцы, а он крепко верил в Советскую власть и возможность «построения коммунизма в отдельно взятой стране». Взяв в жены Анну Дремух, он стал работать плотником. У них рождались дети, но, как и у других моих родственников, у молодых были проблемы с жильем. Жили они при местной школе. Когда началась война с фашистами, мужчин из Станиславчика призвали в армию. Но до передовой они не добрались. Немецкие войска, быстро продвигающиеся вперед, отрезали им путь. Односельчане, сговорившись, решили вернуться домой. Помехой был лишь коммунист Дацышен, который точно будет препятствовать этому. Решили его убить. Но один человек пожалел и предупредил Ивана. И мой прадед ушел ночью один пробиваться к своим на передовую. Он дошел и воевал всю войну. Под Сталинградом был тяжело ранен и как другой мой прадед лечился в госпитале на Урале. И хотя его жене Анне давно сказали, чтобы она его живым не ждала, он вернулся в родное село, где прожил еще 10 лет. Умер от фронтовых ранений. Среди его шестерых детей был и мой дед Гриша - самый беспокойный из сыновей, характером весь в отца.

Из всех детей Анна, наверно, больше всех переживала за него. Сразу после школы Григорий уехал «поднимать целину» в Казахстан. Он тоже был убежденный коммунист и искренно верил в «светлое будущее» своей страны. Служил в армии в ракетных войсках на территории ГДР. После армии, как не просила Анна остаться Гришеньку дома, он по-набору уехал в Сибирь, устроившись работать на военное производство завода «Красмаш». Здесь он встретил свою судьбу - скромную деревенскую девушку Нину. Закончив институт, мой дед впервые из всех родственников получил высшее образование, сделал неплохую карьеру на заводе, вырастил двоих сыновей. На Украину теперь он приезжает только в гости. Теперь он считает себя настоящим сибиряком. Но мне кажется, в глубине души он очень тоскует по Родине, которую сегодня называют ближним зарубежьем.

Лалетины

Вторая бабушка Нина принадлежит к этой старинной фамилии. Можно сказать, что она среди нас самая коренная сибирячка. Русские поселились на территории Приенисейского края примерно в середине 17 века. Лалетины, Торгашины, Зыряновы, представители других казачьих фамилий были среди первых жителей и защитников Красноярского острога, поднимали целину на правом берегу Енисея. А в 18 веке мои предки, Лалетины, окончательно осели в плодородной долине Енисея в районе сегодняшнего Новоселова. Основным их «родовым гнездом» стали села Медведево и Большая Тесь. Мои предки не только не отталкивали от себя инородцев - местных коренных жителей Сибири, но и активно воспринимали достижения их национальной культуры. Они активно роднились с местными народами, тем более что в Сибирь попадали, в основном, русские мужчины, а недостаток женщин был очень чувствителен. Так на примере семьи моей бабушки можно увидеть слияние пришлого русского населения с местным тюркским или монгольским населением и рождение новой, отличной от других россиян, культурно-этнической группы. Это - русское старожильческое население, за которой закрепилось самоназвание — «челдоны».

Со старинных фотографий смотрят на меня мой прадед - высокий, светловолосый, с европейскими чертами лица мужчина и небольшого росточка темноволосая и кареглазая женщина — моя прабабушка Вера. Это родители моей бабушки. Они хоронят своего старшего сына Иннокентия, возле гроба еще дети - Гоша, Таня, Зоя и самая младшая Нина - для моей бабушки выбрали модное по тем временам имя. Семья жила очень бедно, отец семейства Максим Назарович работал бакенщиком на Енисее. Когда он утонул, Вера с детьми и вовсе стали голодать. Отдавая все детям, совсем обессилев, Вера тяжело заболела. Близкие и дальние родственники разобрали детей по своим семьям. Мою бабушку забрала сестра ее отца. Ее удочерили и дали другую фамилию - Сазонова. Но перед смертью Вера навестила всех своих детей. Последнюю ночь она спала со своей самой младшей Ниной. Моя бабушка смутно помнит лицо своей мамы, но хорошо помнит тот ночной ее шепот: «Запомни, доченька, что я твоя мама, и я люблю тебя...».

С новыми родителями Нина жила в деревне с соответствующим для того времени названием - Заготзерно. Детство ее прошло на берегах Енисея и щемящее чувство ностальгии пронзает ее сердце, когда она вспоминает реку своего детства. Енисейские протоки с островами, запах тины, рыбалка. Но все это осталось только в ее памяти. Потому что нет у нее больше родины, ее уничтожили. Трифоново, Кома, Даурское, Пристань, Яново, Овцевод, Заготзерно, Аешка, Парткоммунна, Улазы, Красный Камень, Коряково, Кривошеино, Сисим, Медведево - всего 50 деревень Новоселовского района ушли на дно водохранилища Красноярской ГЭС. Кто был пошустрее и подальновиднее стали уезжать, как только узнали о ГЭС. Дома свои кто продал, кто перевез. Большинство же тянуло до последнего и только когда начальство «приказало» покинуть дома заголосили и пошли на кладбища. Вырыли останки своих предков, родных и близких, чтобы увезти их с собой. Но остались старые могилы или могилы тех, за кем никто не пришел... Подожгли все оставшиеся дома, бульдозеры произвели «зачистку», а церкви взорвали. Но и сегодня жители этих деревень не могут забыть свою малую родину, упокоившуюся на дне безжизненного рукотворного моря. Они собираются в Красноярске на собрания, многие из них наши однофамильцы - Лалетины, а может быть и далекие наши родственники.

А моя бабушка со своими приемными родителями переехала в Хакасию, в деревню Кожуховку. Здесь она закончила среднюю школу и уехала в город Красноярск к старшей сестре. Жила с ней в маленькой комнате рабочего барака, работала вместе с ней на военном производстве, пока не встретила своего украинца Григория.

А мой папа нашел в архивах документы об участии прадеда моей бабушки - Парфена Ивановича Лалетина в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. А приемный отец моей бабушки, который стал для моего папы по-настоящему родным дедом прошел три войны. Георгий Яковлевич Сазонов воевал с финнами, с немцами и японцами. До конца дней своих оставался очень добрым и скромным человеком. Думаю, это в его честь мой папа назвал моего брата Георгием.

И чуть-чуть о себе. Мое колено на семейной схеме самое первое, это значит что мы с братом самые молодые из двух семейных кланов. Но если это прочитают мои тети Оля и Таня (жены моих дядек), то справедливо могут возмутиться. Ведь кроме нас есть еще 5-летняя Лиза Дацышена и недавно родившийся Максим Василевский. Как вы поняли у каждой из моих бабушек по трое внуков. Но я, Полина Дацышена, самая старшая среди них, через 3 недели мне исполнится 16 лет. Я учусь в 10 «Б» классе в гимназии № 5 г.Красноярска.

Вывод

В заключении, я хочу сказать, что моя работа далеко не закончена. Скорее, она только началась. Изучать историю своей семьи интересно, но писать достаточно трудно. Я даже не знаю «в каком жанре я работаю» — научное историческое исследование или литературное эссе. Это мой первый опыт, он охватывает лишь очень малую часть накопленного моими родными исторического материала, я надеюсь продолжить работать и углубить историю моей семьи сведениями о жизни других наших поколений.

Я считаю, что каждый член моей большой семьи является самым настоящим творцом истории, ее действующим лицом. А история моей отдельно взятой семьи - это и история моей страны. Я узнала, что весь мой род - это простые крестьяне, жители деревень и сел и лишь в середине XX века они становятся жителями городов. Даже имена моих прабабушек и дедушек сегодня звучат экзотично, это — Вассы, Матрены, Юстины и Агафьи, Савватеи и Савелии, Конкордии и Герасимы.

История моей семьи - это и история освоения Сибири, моей малой Родины. И не только русскими. Во мне с братом течет и украинская, и польская, и немецкая, и тюркская кровь. И попадали в Сибирь мои родные не всегда добровольно или по «комсомольским путевкам», но и в качестве ссыльных, репрессированных и раскулаченных «врагов народа». Вот почему вопрос – «Почему я живу в Сибири» — проходит через судьбы всех моих родственников, встретившихся именно здесь.

Мои предки осваивали сибирские просторы, пахали землю и защищали нашу Родину. Мужчины моей семьи принимали участие в войнах и военных конфликтах всех времен. А женщинам оставалось только молиться о них и о детях. Они молились так искренне, даже когда в домах не было икон, и не знали ни одной молитвы, что Бог никогда не оставлял их. Это предки подсказывали им верные слова, и поэтому наш род не прервется...


Приложение

Мамины родственники:

1. Василевская (Дацышена) Ольга Остаповна (Евстахиевна), 1966 г.р., г.Красноярск.

2. Василевский Андрей Евстахиевич, 1970 г.р., г.Красноярск.

3. Афонина (Василевская) Нина Михайловна, 1944 г.р., д.Березовка Пермской обл.

4. Афонин Вячеслав Михайлович, 1946 г.р., г.Кунгур Пермской обл.

5. Афонина (Трегуб, Шангина) Вера Михайловна, 1948 г.р., г.Кунгур Пермской обл.

6. Афонина (Захарова) Людмила Михайловна, 1950 г.р., г.Кунгур Пермской обл.

7. Афонина (Окунцева) Надежда Михайловна, 1951 г.р., г.Кунгур Пермской обл.

8. Афонина (Кисилькова) Любовь Михайловна, 1954 г.р., г.Кунгур.

9. Василевский Остап (Евстахий) Дмитриевич, 1937 г.р., с.Бережница, Львовская обл., Украина.

10. Василевская Ольга Дмитриевна, 1940 г.р., д.Бережница, Львовская обл., Украина.

11. Афонин Василий Александрович, 1915 г.р., Волховский р-н Ленинградской обл.

12. Афонин Михаил Александрович 1917 г.р., д.Елошня, Волховский р-н Ленинградской обл.

13. Афонина Конкордия Александровна, 1919 г.р., д.Еланя, Волховский р-н Ленинградской обл.

14. Афонина Вера Александровна, 1923 г.р., Волховский р-н Ленинградской обл.

15. Афонин Александр Александрович, 1925 г.р., Волховский р-н Ленинградской обл.

16. Афонин Юрий Александрович, 1928 г.р., Волховский р-н Ленинградской обл.

17. Афонин Валентин Александрович, 1931 г.р., Волховский р-н Ленинградской обл.

18. Распономарева (Афонина) Мария Афанасьевна, 19234 г.р., д.Песчанка, Кунгурский р-н, Пермская обл.

19. Распономарева Зоя (умерла в младенчестве), д.Пенчанка

20. Распономарев Иван (умер в младенчестве), д.Пенчанка

21. Распономарев Анатолий (умер в младенчестве), д.Пенчанка

22. Василевская Роза, с.Бережница, Украина (умерла рано)

23. Василевская (Шовдрук) Анна Ивановна, 1906 г.р., с.Бережница, Львовская обл., Украина

24. Василевская Елена (Олена) Ивановна, 1911 г.р., с.Бережница, Львовская обл., Украина

25. Василевский Иван Иванович, 1918 г.р., с.Бережница, Украина

26. Соколик Дмитрий (Дмитро) Григорьевич, с.Бережница, Львовская обл., Украина

27. Соколик Петро Григорьевич, с.Бережница, Украина

28. Фенина (Афонина) Евгения Андреевна, 1889 г.р., д.Лынна, Волховский р-н, Ленинградская обл.

29. Фенина Александра (умерла в детстве от тифа в Симбирской губернии)

30. Фенин Иван (умер в детстве от тифа в Симбирской губернии)

31. Афонин Александр (умер в детстве от тифа), Ленинградская обл., Волховский р-н

32. Афонин Василий (умер в детстве от тифа), Ленинградская обл., Волховский р-н

33. Афонина Александра (умерла в детстве от тифа), Ленинградская обл., Волховский р-н

34. Афонин Алексей (умер в детстве от тифа), Ленинградская обл., Волховский р-н

35. Цветова (Останина, Коновалова) Панна Александровна, д.Тихонята, Березовский р-н Пермской обл.

36. Цветова (Распономарева) Александра Алексеевна, 1904 г.р., д.Тихонята, Березовский р-н Пермской обл.

37. Цветов Яков Алексеевич, д.Тихонята Пермской обл.

38. Цветова (Шуверова) Евдокия Алексеевна, д.Тихонята

39. Распономарева (Мясникова) Варвара Михайловна, д.Песчанка, Кунгурский р-н Пермской обл.

40. Распономарева (Гладких) Анна Михайловна, д.Песчанка, Кунгурский р-н Пермской обл.

41. Распономарев Афанасий Михайлович, 1904 г.р., д.Песчанка, Кунгурский р-н Пермской обл.

42. Распономарева (Елесеева) Евдокия Михайловна, д.Ремга, Березовский р-н Пермской обл.

43. Шпицер (Василевская) Екатерина, с.Луковицы, Львовская обл., Украина

44. Шпицер Иван (в возрасте 18 лет уехал «на заработки» в Канаду, остался там)

45. Шпицер Юрко (в возрасте 18 лет уехал «на заработки» в Канаду, остался там)

46. Василевская Анна, с.Лататники, Львовская обл.

47. Василевский Дмитро, Зап. Украина

49. Соколик Юстина, с.Бережница, Львовская обл., Зап. Украина

50. Соколик Грине, с.Бережница, Львовская обл., Зап. Украина

51. Фенина Евдокия Михайловна, д.Лынна, Волховский р-н, Ленинградская обл.

52. Фенин Андрей Кузьмич, д.Лынна, Волховский р-н, Ленинградская обл.

53. Цветов Алексей Тимофеевич, д.Тихонята, Березовский р-н, Пермская обл.

54. Василевский Матеуш, поляк, паспорт Австро-Венгрии

 

Папины родственники:

1. Дацышен Владимир Григорьевич, 1964 г.р., г.Красноярск

2. Дацышен Александр Григорьевич, 1968 г.р., г.Красноярск

3. Лалетин Иннокентий, д.Коряково, Новоселовский р-н (умер в детстве)

4. Лалетин Георгий Максимович, 10935 г.р., д.Коряково, Новоселовский р-н, Красноярский край

5. Лалетина (Кетова) Татьяна Максимовна, 1938 г.р., д.Коряково, Красноярский край

6. Лалетина (Конаныхина) Зоя Максимовна, 1940 г.р., д.Коряково, Новоселовский р-н, Красноярский край

7. Сазонова (Дацышена) Нина Георгиевна, 1943 г.р., д.Коряково, Новоселовский р-н, Красноярский край

8. Дацышена (Мацыбан) Ольга Ивановна, с.Станиславчик, Винницкая обл., Украина

9. Дацышен Николай Иванович, 1932 г.р., с.Станиславчик, Винницкая обл., Украина

10. Дацышена Мария Ивановна, 1935 г.р., с.Станиславчик, Винницкая обл., Украина

11. Дацышена (Мельник) Полина Ивановна, 1937 г.р., с.Станиславчик, Винницкая обл., Украина

12. Дацышен Григорий Иванович, 1939 г.р., с.Станиславчик, Винницкая обл., Украина

13. Дацышен Михаил Иванович, 1947 г.р., с.Станиславчик, Винницкая обл., Украина

14. Юшков Иван Саватеевич, д.Коряково, Новоселовский р-н, Красноярский край

15. Юшков Федор Саватеевич, д.Коряково, Новоселовский р-н, Красноярский край

16. Юшкова (Лалетина) Вера Саватеевна, д.Коряково, Новоселовский р-н, Красноярский край

17. Юшкова Васса Саватеевна, д.Коряково, Новоселовский р-н, Красноярский край

18. Лалетин Максим Назарович, 1905 г.р., д.Медведево, Новоселовский р-н Красноярского края

19. Лалетина (Сазонова) Наталья Григорьевна, 1907 г.р., д.Яново Новоселовского р-на Красноярского края

20. Дремух (Дацышена) Анна Григорьевна, с.Станиславчик, Винницкая обл., Украина

21. Дремух Иван Григорьевич, с.Станиславчик, Винницкая обл., Украина

22. Дремух Ксения Григорьевна, с.Станиславчик, Винницкая обл., Украина

23. Дацышен Иван Григорьевич, 1903 г.р., с.Станиславчик, Винницкая обл., Украина

24. Дацышен Василий Григорьевич, с.Станиславчик, Винницкая обл., Украина

25. Аксенова (Юшкова) Василиса Павловна, Новоселовский р-н, Красноярский край

26. Аксенов Сергей Павлович, Новоселовский р-н, Красноярский край

27. Юшков Савватей Савельевич, д.Коряково, Новоселовский р-н, Красноярский край

28. Юшков Дмитрий Савельевич, д.Коряково, Новоселовский р-н, Красноярский край

29. Юшкова Мария Савельевна, д.Коряково, Новоселовский р-н, Красноярский край

30. … Назар Матвеевич(приемный отец), д.Брагино, Новоселовский р-н.

31. Лалетина (Шепеткова) Дарья Парфеновна, д.Медведево, Новоселовский р-н Красноярского края

32. Лалетина (Потапова, Ростовцева) Апрасинья Парфеновна, д.Медведево, Красноярский край

33. Лалетин Пантелеймон Парфенович, д.Медведево

34. Лалетина (Русинова, Хлопушева) Марина Парфеновна, д.Медведево, Новоселовский р-н Красноярского края

35. Лалетин Герасим Парфенович, 1900 г.р., д.Медведево, Новоселовский р-н Красноярского края

36. Лалетина (Серкова) Ульяна Парфеновна, 1903 г.р., д.Медведево, Новоселовский р-н Красноярского края

37. Рыжок (Дремух) Мария Степановна, с.Станиславчик, Винницкая обл., Украина

38. Дремух Григорий Михайлович, с.Станиславчик, Винницкая обл., Украина

39. Дремух Панас Михайлович, с.Станиславчик, Винницкая обл., Украина

40. Дремух Никита Михайлович, с.Станиславчик, Винницкая обл., Украина

41. Дремух Герасим Михайлович, с.Станиславчик, Винницкая обл., Украина

42. Дремух Николай Михайлович, с.Станиславчик, Винницкая обл., Украина

43. Дацышена Наталья, с.Носковец, Винницкая обл.

44. Дацышен Григорий Николаевич, с.Станиславчик, Винницкая обл., Украина

45. Юшков Савелий Григорьевич, д.Коряково, Красноярский край

46. Медведева (Лалетина) Агафья Григорьевна, д.Куртак, Новоселовский р-н, Красноярский край

47. Медведев Никифор Григорьевич, д.Куртак, Новоселовский р-н, Красноярский край

48. Медведев Григорий Григорьевич, д.Куртак, Новоселовский р-н, Красноярский край

49. Лалетин Афанасий Иванович, д.Медведево

50. Лалетин Парфен Иванович, д.Медведево (участник Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг.)

Данные списки моих родственников являются дополнением-расшифровкой мужских и женских знаков в моих схемах. По ним можно проследить, зная где родились и где после жили мои родные, процессы миграции внутри страны и даже эмиграции из нее. Так мои родственники добрались до Сибири, здесь встретились 2 «клана» моих родителей. Вот почему я живу в Сибири.

Но на моей схеме и списках только «прямые», т.е. кровные мне родственники. Чтобы охватить всю родню с ее обширными «семейными узами» у нас дома есть картотека. В ней на каждый «номер» из списка есть свой файл, где содержится более подробная информация об этом человеке, еде детях, т.е. двоюродных и троюродных братьях и сестрах, которых нанести на общую схему очень трудно, документы и фотографии таких «малых» семей, а также семейные воспоминания и легенды об этом человеке, его болезни, год и причина смерти.

Эта семейная картотека-архив и явилась моим главным источником для написания работы. Она помогла мне на примере моей семьи задуматься над следующими вопросами:

Но работа моя ведется пока только второй год.


На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»/Работы, присланные на 4 конкурс (2002/2003 г.)