Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации

Свои - чужие. Другая национальность, другая религия, другие убеждения


Выполнили: 

Руководитель: Пульная Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы 

п.Шушенское – 2003

Для многонациональных стран проблема «свои - чужие» стоит довольно остро. К сожалению, в течение многих веков людям не удается достичь идеального сосуществования, присутствуют межнациональная рознь, непонимание и неприятие основ другой культуры и другой религии. Иногда (довольно часто) это заканчивается настоящими войнами, в которых национальные обычаи, традиции, религиозные устои грубо нарушаются, но каждая из враждующих сторон винит в этом другую. В настоящее время примерами таких войн служат события, происходящие в Индии, Израиле, России и других странах. Не был исключением и двадцатый век, не сумевший разрешить противоречий, исторические корни которых уходят в глубину веков.

В частности, довольно трудно складывались отношения между Россией и Чечней. Около двухсот лет назад правители Чечни обратились к российскому царю с просьбой взять их народ «под свою руку». В ту пору на Кавказе шли частые войны между племенами и народами, населявшими этот край. Маленькому чеченскому народу грозила гибель. По-разному складывались отношения между Россией и Чечней. В девятнадцатом веке царское правительство вело войну на Кавказе, закончившуюся, можно сказать, ничем. После гражданской войны (20 век) началось объединение народов, населявших Россию. Чечня вошла в состав Советского Союза, ее история оказалась тесно связана с историей огромной страны. Репрессии, Великая Отечественная война, депортация, мирный послевоенный период - все это было. Многие чеченцы и ингуши героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны, несмотря на то, что близкие многих из них по приказу Сталина были депортированы. Но личная боль и обида не заслонили главного: желания победить фашистских агрессоров. Нападая на многонациональное Советское государство, Гитлер рассчитывал на то, что вспыхнет многонациональная рознь, Союз развалится и справиться с ним не составит труда. Его расчет не оправдался, общие беды и трудности еще больше сплачивали людей; национальная принадлежность и различие вероисповеданий не выпячивались на передний план, главным было - помочь друг другу, сохранить страну, победить внешнего врага и только потом разобраться с внутренними. Многие исторические документы свидетельствуют о храбрости и верности дому бойцов Красной Армии, родившихся и выросших на Кавказе. До распада Советского Союза не было столь сильной национальной вражды, которую мы наблюдаем теперь. Непонимание и разногласие между правительствами России и Чечни привели к самой настоящей войне, которая уже унесла тысячи жизней, укрепила неприязнь между народами, развратила молодежь, исковеркала жизнь не одному поколению. Во всем этом трудно винить чеченский и русский народы. Известно немало случаев, когда простые люди, бывшие соседи, помогали друг другу (чеченские семьи укрывали русских от бандитов, а русские прятали чеченцев или ингушей). Прав писатель А.Приставкин, утверждавший, что «нет плохих народов - есть плохие люди», именно такие люди и мешают другим жить спокойно, свободно, мирно. Они, прикрываясь различными лозунгами, разжигают вражду, развязывают террор, не уважая обычаев и культурно-религиозных устоев, которые на словах проповедуют, а на деле попирают. После первого вывода Российских войск из Чечни обстановка к лучшему не изменилась, хотя чеченские правители во всех бедах винили Россию. Это некоторые из них нагнетали напряженность, требуя оказать вооруженное сопротивление российским войскам. «Сыны вольного Кавказа» превратились в бандитов, уничтожающих не только чужих, но и своих; все больше среди них наемников (представителей разных национальностей, которые стали «своими среди чужих и чужими среди своих»). Для таких уже нет ничего святого. Сражаясь за Ислам, они посягают на духовных лиц -имамов и муфтиев. Твердя о своей верности Корану, нарушают законы Шариата. Вмешательство иностранных держав только осложнило обстановку, привело к разрастанию конфликта, который перешел в войну.

Да, наверное, у отдельных представителей кавказских народов есть основания для недовольства. Но не меньше причин для обиды и у русского народа. Взаимными обвинениями и с помощью оружия трудно изжить вражду. Необходимо понимать друг друга, уважительно относиться к обычаям, к культурным традициям, религии других народов.

Чечня - небольшая республика на Северном Кавказе. На северо-востоке и востоке она граничит с Дагестаном, на северо-западе - со Ставропольским краем, на западе - с Ингушетией, на юге - с Грузией. В подавляющем большинстве народы Северного Кавказа (чеченцы, ингуши, дагестанцы, балкарцы, черкесы, ногайцы и др.), кроме осетин и части кабардинцев, исповедуют Ислам, главным положением которого является признание Аллаха единственным истинным Богом. Атрибутом этой религии является вера в страшный суд, рай и ад. Одно из основных положений Ислама - это предопределенность, то есть зависимость всего происшедшего, происходящего и того, что произойдёт, от воли Аллаха. Каждый мусульманин, согласно предписанию Корана, обязан: признать, что «нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его», совершать ежедневные молитвы, соблюдать пост в течение всего девятого месяца мусульманского лунного года - Рамадана (Рамазана), совершить паломничество в святую землю (хадж), платить в казну налог (закат).

Жизнь мусульман регламентируется Шариатом - сводом законов традиционного права, который составлен на основе Корана и регулирует почти все стороны жизни (он содержит нормы государственного, уголовного, брачно-семейного права, предписание о хадже, молитвах и постах).

Чеченцы живут по законам родовых тейпов. Каждый тейп делится на семьи. Родство идет по мужской линии. Раньше все члены тейпа носили одну фамилию, теперь в него могут входить представители нескольких фамилий. Чувство привязанности к одному месту развито сильно, хотя теперь необязательно тейп занимает одну территорию. Обычно младший должен жить в родовом доме, содержать в порядке его и занимаемую тейпом территорию. Все члены тейпа, неоднородного по составу, обязаны были поддерживать его духовное и материальное могущество. Этот принцип действует и ныне. До сих пор существующая на Кавказе кровная месть особенно ярко проявляется у чеченцев. Каждый погибший член тейпа должен быть отомщён. Хоронят на семейных (родовых) кладбищах. Умершего заворачивают в шкуру, а тело особо уважаемого при жизни человека - в волчью шкуру. Хоронят без гроба, сидя. На могиле убитого ставят шест. Это значит, что погибший ещё не отомщён. Если отмщение свершилось, шест убирается. Считается, что чем меньше шестов на родовом кладбище, тем сильнее тейп. Стариков принято уважать, хотя сейчас, в связи с войной, обычай не всегда соблюдается. Чечня не однородна, в горной её части живут беднее, а на равнине жить легче.

Жен бывает столько, сколько муж сможет прокормить. Женщина в семье бесправна, но по законам Шариата её взаимоотношения с мужем - тайна для окружающих. Жена может от мужа уйти, или он её может прогнать, но тогда она заберёт всё своё приданое. Ей можно вернуться к своим родным, и её примут. Но если муж уличил жену в неверности, то может её убить. Кровной мести в этом случае не последует.

По законам Шариата следует молиться несколько раз в день: первая молитва - в полдень, вторая - перед закатом, третья - сразу после захода солнца, четвертая - перед полуночью, пятая - перед восходом или на восходе. Перед совершением намаза мулла созывает верующих с минарета (сейчас используют технические средства). Омовение рук и лица обязательно. Если нет воды, можно использовать землю, песок. Молятся на коленях, обратившись лицом в сторону востока. Женщины должны молиться отдельно от мужчин. Великим грехом считается осквернение мечети. Немусульманам запрещается находиться в мечети. Слово священнослужителя - закон для всего сообщества чеченцев. Уважением пользуются старейшины и хаджи (совершившие паломничество в Мекку).

Все христианские заповеди есть в Коране. Но у мусульман не запрещается война с неверными по религиозным мотивам. Во время «газавата» (его объявляет священнослужитель) и «джихада» не возбраняется даже убийство.

Не позволяется употребление в пищу свиней, собак, кошек, летающих птиц, земноводных; существует запрет на спиртное и наркотики. Но сейчас это не соблюдается - особенно молодёжью. За войну выросло поколение, не желающее работать. Гораздо проще прийти с автоматом и отобрать, ограбить. Тем более что украсть или угнать чужой скот издавна не считалось у чеченцев преступлением. По Корану запрещена и работорговля, но теперь Коран и вера - к сожалению, только ширма. Основную власть приобретают деньги и те «законы», которые устанавливаются бандитами.

Практикуются такие виды казни, как отсечение головы, четвертование, побиение камнями, утопление, погребение заживо.

Трудно согласиться с тем, что так должны жить цивилизованные люди. Боевиков, скорее, можно считать нелюдями, для которых не существует никаких человеческих законов, главное для них - убивать и получать за это деньги. Война - их образ жизни. Для нормального человека неестественно находиться в состоянии вечной вражды со всеми. Нынешняя обстановка в Чечне требует присутствия там федеральных войск и подразделений, делает необходимыми командировки сотрудников милиции.

Красноярский сводный отряд «Ермак», в состав которого входят шушенские милиционеры - не исключение. Уже не раз сотрудникам нашей милиции довелось охранять порядок в Чечне. Условия там, конечно, не санаторные. Из бесед с теми, кто проходил в Чечне срочную и контрактную службу, удалось кое-что узнать, хотя говорят об этом очень неохотно. Поэтому пришлось привлечь и материалы прессы. Например, в газете «Ю.Д.» мы нашли статью «Кавказский пленник обретет свободу», рассказывающую о положении и судьбе людей, оказывающихся рабами в чеченских семьях.

48-летний Иван Букин - бывший раб. 9 лет он находился в рабстве. Его никто не искал, за него не требовали выкуп. Просто его чеченским хозяевам нужна была бесплатная рабочая сила.

История попадания Ивана в рабство похожа на сотни других. «В 1992 году он приехал в Грозный из Свердловской области на заработки. «Работодатель» нашёлся сразу, обещал заплатить большие деньги за постройку дома. Щедро напоил водкой, а утром Иван очнулся в незнакомой местности - кругом горы до самого неба. Хозяин оказался жестоким, за малейшую провинность морили голодом, нещадно избивали. Старик Усман на всем экономил, жадничал, был настоящим скрягой. Ещё в первую русско-чеченскую кампанию Усман ушёл в горы вместе с боевиками и не вернулся.

Раба, ставшего бесхозным, снова пленили. У нового хозяина, которого звали Зенди, пришлось пасти коров, овец, заниматься другими работами. За это чеченцы кое-как кормили, одевали в поношенную одежду, конечно, совсем не заботились о том, что невольнику, спавшему под открытым небом, холодно и сыро. И быть бы Ивану рабом до скончания века, если бы не появились в горах красноярские милиционеры, точнее, сотрудники Шушенского РОВД, входившие в состав сводного красноярского отряда. После освобождения, у Ивана началась новая жизнь. Нашлись родственники, бывший раб обрёл сына и внука, о существовании которого даже не знал.

Руководство Чечни и особенно глава республики Ахмад Кадыров неоднократно заявляли о том, что пребывание в Чечне командированных милиционеров со всей России неэффективно и их необходимо вывести, а с наведением порядка лучше справятся сотрудники МВД Чечни. Вот что говорит по этому поводу полковник милиции Юрий Ефимович Астафьев, командир «летней смены» Итум-Калинского ВОВД; «Оговорюсь, что знаю ситуацию только по Итум- Калинскому району. Я видел чеченских милиционеров только по утрам, на разводе. Потом у них следует традиционное долгое приветствие - обнимание, обход всех торговых заведений в райцентре, и всё - больше мы их не наблюдали. По-моему, местная милиция не может контролировать ситуацию, она даже не может отчитаться о проделанной работе и обеспечить охрану глав поселковых администраций».

Сами же главы подходили и говорили нам: «Если уйдёте вы, если выведут федеральные силы - то наступит беспредел, всё вернётся к ситуации 1996-1998 годов».

«С местной милицией у нас случалась напряжённые моменты. Например, в начале командировки наши сотрудники вместе с чеченскими милиционерами стоят на блокпосту. Пока сибиряки не освоились, те решили взять в свои руки инициативу. Стали указывать: «Этого не проверяйте, он мой родственник, а этого пропустите без досмотра - он просто хороший человек». Наши делают свою работу - те вскипают. Дело доходит до передёргивания затворов, все рассыпаются по окопам и друг на друга через прицелы смотрят. В конце концов, ситуацию улаживаем и на блокпостах проверяем всех поголовно».

Отряд занимался не только искоренением преступности, но и миротворческой деятельностью. Во время командировки 2001 года в каждый населённый пункт Итум- Калинского района было доставлено примерно по пятнадцать мешков муки. Груз предназначался нищим, живущим в горах, причём предназначался адресно - многодетным семьям (у горцев 10 детей - это норма) и тем, кто не может себя обеспечить. В гуманитарную помощь входили: мука, крупы, тушёнка, сгущённое молоко.

Удивило красноярцев то, что тяжеленные мешки несли женщины, которые вообще выполняют самую тяжёлую работу. Несмотря на то, что, по законам кровной мести, за жизнь одной женщины полагается взять две жизни, женщины совершенно бесправны. Сейчас, по словам тех, кто бывал в Чечне, за 6 тысяч рублей можно купить женщину (любую).

Постепенно налаживались отношения с местным населением. В горном селе Дзумсой милиционерами была отремонтирована и сдана школа для 28 учащихся. Местных жителей больше всего поразил тот факт, что именно сотрудники милиции возродили расстрелянную, подорванную ранее школу. Главным результатом своего пребывания на территории Итум-Калинского района считают сибиряки то, что по ним не было сделано ни одного выстрела.

По-другому обстояли дела в Шаройском районе, куда их тоже командировали. Там никогда не было российской власти, федеральные силы присутствовали эпизодически. Отношение местного населения «оставляло желать лучшего». Во время операции в Шаро-Аргунском ущелье сибиряки изъяли немало оружия и боеприпасов, освободили двух русских заложников (один находился в рабстве с 1987 года, другой - с 1991 года). «Дыхание войны мы на себе почувствовали, пришлось ночевать в окопах в полной готовности к отражению атаки», - свидетельствует полковник Астафьев.

Удивляет отношение к тем, кто рискует своей жизнью в Чечне, высокопоставленных чиновников. Снабжение - плохое, выплата «боевых» задерживается, а сейчас для милиционеров они вообще отменены. По непроверенным сведениям, вскоре для службы в Чечне красноярским милиционерам придётся покупать бронетранспортёр. Имевшийся в Итум-Калинском ВОВД БТР забрали, т.к. он был нештатным, а не будь его в бою под Аргуном 23 апреля 2001 года, потерь было бы больше. И впрямь ситуация абсурдная - за свои деньги на войну экипироваться да ещё оружие покупать! Пожалуй, в данной ситуации свои чиновники выступают в роли «чужих».

Российских солдат, милиционеров, пограничников чеченцы считают чужими, но именно они, а не местная администрация, налаживают в районах нормальную жизнь. Пассивность местных властей ведёт к тому, что беженцы возвращаются в горную Чечню очень неохотно, так как им некуда возвращаться.

Наши называют чеченцев «чехами», саму Чечню - «Чехословакией» (наверное, в том смысле, что здесь есть и «чехи», и славяне). Местная природа красива, но сибирякам она не понравилась. «На этих сопках живут шакалы и скорпионы. Здесь даже картошка толком не растёт, а коровы мелкие и шустрые, как собаки. Поймали пацаны из ППС ёжика, а он вредный - спит, ест и лужи где попало делает».

В Чечне всё ненадежно. Если значительная часть населения искренне благодарна российским военным, то некоторые выступают в роли осведомителей и шпионов боевиков.

Антон Матвеевич Люховский (1880-1938 гг.)К счастью, с большинством народов, населяющих многонациональную Россию, у русских не такие сложные и запутанные отношения. Для многих иностранцев она стала второй родиной. Даже в Сибирь ехали добровольно, надеясь найти здесь свою судьбу. В нашем Шушенском создано польское общество «Сибирская Полония», занимающееся сбором материалов о судьбе поляков в Сибири. Одним из добровольных переселенцев был Антон Матвеевич Люховский (1880 г.р.) (фото 1). В 1906 году вместе с Мария Петровна Люхорвская с дочерью Ядвигой (фото около 1936 г.) женой Марией Петровной Люховской, родившейся в 1883 году (фото 2) и годовалым сыном Иосифом он приехал в Бурятию на станцию Посольская Восточно-Сибирской железной дороги. Стал здесь работать, получил служебную квартирку, завёл домашнее хозяйство. В Сибири родились ещё шестеро детей. По воспоминаниям Ядвиги Антоновны Люховской, родившейся 29 марта 1919 года, всего в семье было 5 сестёр и 2 брата. В настоящее время жива только её младшая сестра Валентина Антоновна (род. в 1922 году), проживающая в Нальчике.

Справа - брат Марии Петровны (снимок начала 20 в.)Вместе с Люховскими из местечка Картуз-Берёза Гродненской губернии выехали в начале 20 века ещё несколько семей: Белевич, Краузе и др. Все они поселились недалеко друг от друга, работали на железной дороге, общались, сохраняли свои обычаи и язык. Но время вносило свои поправки. Дети обучались в школе на русском языке, польскую речь слышали только дома, да и то всё чаще звучала русская. Поэтому в семье Люховских хорошо говорили по-польски только родители и старший сын Иосиф. Других детей специально польскому языку не обучали, так как боялись, что плохое знание русского помешает учиться в школе. Родственников поблизости не было (фото 3), только отцу удалось несколько раз повидаться с ними после его переезда в Сибирь. Не было на станции Посольской и католического костёла, даже детей крестить было негде. Мария Петровна специально возила в Иркутск (где-то в 1933-1934 гг.) Ядвигу и Валентину (фото 4), чтобы окрестить их по католическому обряду. Ядвиге Антоновне запомнилось, что в костёле стояли лавочки, а ксендз, в отличие от православных священников, был без бороды. Особенно строго религиозных традиций в семье не придерживались, только на Рождество и Пасху (фото 5-7) еда, конечно, была повкуснее. Вообще же жили очень бедно, для себя держали хозяйство, небольшой огород. Кухня от русской не отличалась. Мать не работала, занималась семьёй и домом, а Антон Матвеевич в 1936 г. стал артельным старостой. 20 октября 1937 г. на железной дороге произошло крушение. A.М.Люховский, как враг народа, был арестован и отправлен в иркутскую тюрьму, где и был расстрелян в 1938 г. Впоследствии его реабилитировали.


Ядвига (справа) и Валентина (слева) Люховские (снимок 1933 г.)


Пасхальная открытка О:во Гранбергъ въ Стокгольмъ.
На обороте: «На память Вали от Нади Филлипович
В я букву уважаю
А напамять напишу
Л прибавлю будит слово
Ю скажу кого люблю»
(орфография сохранена)


Пасхальная поздравительная открытка (выпущена до 1917 года)


Открытка начала 20 в.


10 класс. Снимались 5/IY-38 г. в классе Мысовской средней школы.Читайте слева направо: 
Верхний ряд:
1. Люховская Я. 2. Сивиных Калерия 3. Беляковская Елена 4. Лакетко Владимир 5. Лоскутова Екатерина 6. Телешев Григорий 7. Левит Леонид
Нижний ряд:
8. Рубцова Мария 9. Дремухин Григорий 10. Белобородова Вера Классный руководитель

Слева - Станислав Антонович, справа - Иосиф Антонович Люховские (снимок 1928 или 1929 года)Старшая сестра Ядвиги Антоновны, Янина, тоже работала на железной дороге, была путевым обходчиком. Заботы о матери легли на неё, так как к тому времени все дети выросли и разъехались кто куда. Иосиф Антонович после Читинского ветеринарного техникума был направлен в Монголию, лечил там верблюдов. Потом, женившись, жил с семьёй в Новосибирской области. Еще один брат, Станислав, был летчиком, служил в Ташкенте, погиб в 1937 г. (фото 8). Сестра Эмилия, родившаяся в 1912 г., после замужества не работала, была домохозяйкой. А вот Алевтина Антоновна (род. в 1914 г.) жила в г.Щёлково Московской области, работала вязальщицей на трикотажной фабрике. Ядвига Антоновна в 1932 г. закончила десятилетку (фото 9) на станции Ядвига Антоновна с детьми Витей, Алей, Эллой (Шушенское, 1953 г.) Мысовая (г.Бабушкин). В 1939 г. поступила в педагогический институт города Иркутска на факультет иностранных языков. После окончания института в 1943 г. Ядвигу Антоновну направили на границу с Китаем в село Петропавловка Джидинского района. В декабре 1943 она вышла замуж за Егорова Георгия Алексеевича, служившего в охране заключённых, В Бурятии у неё родились дочери Аля и Элла. Вскоре семья переехала в Минусинский район Красноярского края, С1947 по 1950 гг. Я.А.Люховская учительствовала в д.Малая Ничка, была завучем. В Минусинске в 1948 г. родился Виктор. После 1950 года Ядвига Антоновна с детьми (фото 10) и мужем перебирается в Шушенское. Здесь Егоров Г.А. продолжал служить в охране (на территории центральной усадьбы нынешнего совхоза имени В.И.Ленина, где построен посёлок Ильичёве, был лагерь заключённых). Работы в школе не нашлось, Ядвига Антоновна устроилась преподавателем немецкого языка в Шушенский сельхозтехникум, где и проработала до пенсии (фото 11).


На вечере: «Встреча ветеранов работников сельского хоз-ва со студентами» в Шушенском техникуме (6/XII-75 г.) (текст с оборота фотографии)

Курсант Оренбургского военно-технического училища С.В.Люховский (снимок 1970 г.)В 1952 г. умерла её мать, Мария Петровна, которая вместе с Яниной (1911 г.р.), жила тогда в бурятском селе Темлюй, куда пришлось переехать после ареста A.М.Люховского. Янина Антоновна, оставшаяся без родных часто болела, и сестра предложила ей перебраться в Шушенское. В 1955 г. Янина вместе с маленьким сыном Станиславом, которому было 4 года, переехала из Бурятии. Через 8 лет она умерла, и двенадцатилетний племянник оказался под опекой своей тетки. После школы поступил в Красноярский политехнический институт, а с 1969 г. стал курсантом Оренбургского военно-технического училища (фото 12). После окончания его стал работать на Севере, в Черске. Заочно учился в Киевском авиационном институте (фото 13). Сейчас авиационный инженер Люховский Станислав Викторович живет и работает в Магадане.

Авиационный инженер Станислав Викторович Люховский (снимок 1977 г.)А у Ядвиги Антоновны из 3-х детей в живых осталось двое. Они получили образование, сейчас живут в Шушенском. Получили высшее образование и внуки Ядвиги Антоновны. Несмотря на то, что жизнь сложилась не очень гладко, она никого не винит, себя чужой среди русских не чувствует и даже молится теперь по православному обычаю.

Жизнь этой семьи - только единственный пример того, как складывались судьбы многих представителей других национальностей. Но главное то, что они не испытывают неприязни к России, не отделяют себя от других; судьба и испытания, выпавшие на долю всех народов страны, разделяются ими без озлобленности. Никогда национальная вражда не укрепляла ни одно государство, и ни один народ не стал сильнее, деля всех на своих и чужих. Мы считаем, что конфликт в Чечне должен быть урегулирован в самое ближайшее время, т.к. сила нашего многонационального государства только в единстве всех населяющих его народов. Могущество России всегда держалось этим.

«Сильна ли Русь? Война, и мор,
И бунт, и внешних бурь напор
Её, беснуясь, потрясали - смотрите ж:
Все стоит она!»
(А.С. Пушкин)

Список прилагаемых материалов:

  1. Газета «Ингушетия» № 133 от 15 декабря 1994 г.
  2. Статья из газеты «Красноярский рабочий» № 103 от 7 июня 2001 г.
  3. Статья из газеты «Красноярский рабочий» № 171 от 13 сентября 2001 г.
  4. Статья из газеты «Ю.Д.» № 10 (104), октябрь 2001 г.
  5. Краткий русско-чеченский разговорник из «Памятки сотруднику ОВД, убывающему в Северо-Кавказский регион»
  6. Фото из «Экспресс-газеты» № 17 (327) 1999 г.
  7. Статья из «Экспресс-газеты» № 17 2002 г.
  8. Ксерокопии 2-х фотографий с видами Кавказа.
  9. Ксерокопии 3-х открыток начала 20 века.
  10. Ксерокопии 10-ти фотографий из семейного архива Я.И.Люховской

На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»/Работы, присланные на 4 конкурс (2002/2003 г.)