История Браженского храма Святых первоапостольных Петра и Павла


Браженская средняя общеобразовательная школа

Работа ученицы 10 кл. Мыциковой Анны

Руководитель Крамная Надежда Константиновна

 Однажды на уроке истории я услышала о письме, опубликованном в «Троицком листке». В этом письме рассказывалось о судьбе священника, расстрелянном в 1920 году. Это происходило в соседнем селе Верхний Амонаш.

Меня заинтересовало это, и решила узнать имелась ли церковь в нашем селе, и какая у нее история. Рассуждала так: если Бражное – село, то в нем должна быть церковь, но сейчас ее нет. И возник целый ряд вопросов: где она находилась, какая у нее была история, почему ее не стало, как складывались судьбы ее служителей? Ответы на эти вопросы я искала в краеведческой литературе, материалами помог мой учитель истории, кроме того, я записала воспоминания Самойловой Анны Андреевны, Мыцикова Виталия Федоровича и Хариной Зои Осиповны. Оказалось также, что моя лучшая подруга Аня Акимкина проживает в доме, который когда-то принадлежал браженскому священнику. Из рассказа членов семьи Акимкиных я узнала историю этого дома. Вообще, я узнала очень много интересного, и хотя было ясно, что это не вся история браженской церкви то, что получилось, я представляю на ваш суд.

В 1864г. вновь образованный Браженский Петро-Павловский приход был отделен от Канского Градо-Спасского Собора. Просуществовала церковь в Бражном до 28 февраля 1930г., когда церковный совет отказался от содержания церкви и передал ее здание на культурные нужды(1).

В начале двадцатого века в него входили четыре населенных пункта: Бражное, Ашкаул и переселенческие участки Попово-Горский (д. Восточная) и Гавриловский. Эти участки в Иланском районе стали заселяться с 1906г. (2).

Первый храм был построен в Бражном в 1865г.. Это была деревянная однопрестольная, во имя св. Ап. Петра и Павла церковь. Как вспоминает Самойлова А.А.: церковь была небольшая, одноэтажная, с красивыми закругленными окнами, куполом и двумя колоколами, большим и малым; рядом была часовня и сторожка, где жил сторож, который благовестил. Церковь была окружена пышными елями В 1916 г. Браженский приход имел хороший дом для священника, а псаломщик располагался в ветхом здании. Церковь имела 52 десятины земли. Приход удовлетворял религиозные нужды 2353 человек. Правда, три семьи в приходе были штундистами. Еще 4 семьи были мусульманами и 11 человек исповедовали иудаизм(4).

В приходе имелась и деревянная часовня, находившаяся в д. Ашкаульской. Она была построена в 1887г. В этой часовне находилась икона Святой Мученицы Параскевы. Существует предание, что в середине девятнадцатого века в селе Бражном, течением реки Кан поднесло в берегу эту икону. По обычаю, ее трижды оттолкнули от берега, но икона возвращалась к берегу. После этого икона была перенесена в храм села Бражного. Церковные власти хотели поместить икону в канском Соборе, но браженцы отказались сделать это. И тогда было найдено компромиссное решение - построить часовню.

Посещавший в июне-июле 1893г. с. Бражное Епископ Енисейский и Красноярский Антоний посетил «новоустроенную» часовню в честь Великомученицы Параскевы. Строитель этой часовни, житель г. Канска Бурмакин, встретил его хлебом-солью. Внутренняя отдела часовни еще не была закончена(5).

Это место известно браженцам под названием Крестики. Сюда ежегодно в День Святого Духа из д. Ашкаульской совершался крестный ход в г. Канск, а затем, накануне девятой Пятницы по Пасхе, икона обратно переносилась в д. Ашкаульскую.

Чем же заслужила Мученица Параскева такое почитание?

Святые писания доносят, что родилась Параскева в третьем веке в Иконии, в богатой благочестивой семье, где особенно почитали Пятницу - день страдания Христа, оттого и дочь назвали Параскевой, что по-гречески означает «Пятница». С юных лет Параскева дала обет безбрачия и верного служения Христу, посвятив себя просвещению язычников. За это ей пришлось перенести великие мучения. Ее привязывали к дереву и долго мучили железными гвоздями, а затем, всю изъязвленную гвоздями, бросили в темницу. Бог чудесным образом исцелил ее тело. Однако после новых пыток мучители отсекли Параскеве голову.

Почитание мученицы Параскевы приходится на 10 ноября по новому стилю. Считается, что Параскева является покровительницей полей и скота. Поэтому в день памяти принято приносить в церковь для освящения плоды, а затем хранить их до следующего года. Святая Параскева помогает исцелиться от самых тяжелых духовных и телесных язв(6).

Часовня, где хранилась икона, не охранялась и с, согласия епархиальных властей, икону перенесли в Спасский Собор г. Канска. Произошло это в годы первой мировой войны. Часовню же вскоре разобрали. В годы гражданской войны икона была вынесена на один из парадов, проводившихся в Канске белогвардейцами и колчаковцами.

Браженский храм просуществовал до 1930-го года, когда он был закрыт, а затем разрушен. Мыциков В.Ф., мой дедушка, говорит, что строительный материал, полученый из церкви, использовали при строительстве здания токарного цеха. Харина З.О. вспоминает, что с церкви были сброшены колокола, а на костре сжигали иконы. Местные жители сумели часть икон унести по домам. Колокола, вероятнее всего, переплавили на канском чегуно-литейном заводе. Почему же это стало возможным? Сама я на этот вопрос ответить не смогла. Дед объяснил это так: государству нужны были деньги, а церковь богата, то почему бы не взять эти деньги там. Этого ответа мне было недостаточно, и я обратилась к книгам, помог «Троицкий исток» и архивные материалы. Я нашла факты о том, что происходило с церковью после революции: в феврале 1922 года проводится в жизнь Декрет о конфискации всех церковных ценностей. Ограбление церкви вызвало в стране вспышку волнений среди православных верующих. Они были подавлены. Патриарх Тихон заключен под арест. Тысячи священнослужителей казнены. Но остался вопрос: почему? Ответ я нашла. Началось массовое изъятие церковных ценностей якобы для борьбы с голодом и закупки продовольствия. Вожди большевиков решили использовать этот предлог для окончательного, по их мнению, разгрома церкви. Но этот ответ показался мне очень однозначным. Ведь многие из большевиков выросли в семьях, где к религии относились уважительно. А Сталин и сам окончил духовное училище. Церковь и революция оказались двумя несовместимыми вещами. Для революционера террористические акты (убийство Столыпина, Александра II и Александра III и др.) были методами борьбы. Те, кто их совершил, были героями. А как же заповедь: не убий? Если в террористических актах погибали единицы, то в сталенских лагерях гибли миллионы. Только за один 1941 год умерло в лагерях 248 тыс.877 чел., а сколько еще было расстреляно . Методы , которыми пользовались большевики были несовместимы с заповедями церкви.

Если не бороться с влиянием церкви, то не так уж много будет тех, которые доносят, охраняют, расстреливают. Требовалась абсолютная преданность и верность делу революции, делу партии, делу социализма, а верующий человек выше всего ставит Бога. Каждая из трех причин, сыграло свою роль.

О позиции государства в отношении к церкви говорят следующие цифры: «если на кануне октябрьской революции в России на 150 миллионов населения было 78 тысяч 767 только православных храмов, то в настоящее время осталось 11,5 тысяч.

В России было около 300 тысяч черного и белого духовенства, ныне его насчитывается немного более 14 тысяч»

Но как же складывались судьбы служителей церкви?

В истории нашего государства были периоды, когда правительство помогало церкви. Например, при Александре I было основано Библейское общество, законы того времени почти полностью уравнивали духовенство с дворянством: освобождение от телесных наказаний, налогов. К самим священникам правительство относилось уважительно.

В Браженском храме служило несколько священников, но известна судьба, да и то в общих чертах, лишь двух. Это священники Илья Шангин, служивший в конце девятнадцатого века и последний браженский священник – Георгий Николаевич Галин.

Летом 1893г., во время визита Епископа Антония, в браженской церкви

проходил ремонт. Руководил им Илья Шангин. Было отмечено, что начато изготовление нового иконостаса. На пожертвования прихожан была изготовлена новая, решетчатая ограда(8). А пожертвовали браженцы 300 рублей. По - видимому, они следовали примеру своего священника. В свое время И. Шангин, передал на покупку иконы в строящуюся приютскую церковь для прокаженных в Якутии закладной лист Дворянского Банка на сто рублей(9). Его служба складывалась удачно, о чем можно судить по такому факту: он был пожалован камилавкой (церковным головным убором)(10). В 1917г. он же пожертвовал 2,55 рубля на лампаду к раке святого Иоанна Тобольского и устройство приюта имени И. Тобольского для увечных воинов(11).

На рубеже двадцатых – тридцатых годов прошлого столетия началось преследование религиозных деятелей. Так, по религиозным мотивам права голоса были лишены: псаломщики Грозов Павел Петрович с женой Дарьей Степановной, Юдинцев Денис Иванович с женой Софьей Алексеевной и Галочкин Захар Прокопьевич.

Но самой трагичной можно считать судьбу последнего браженского священнослужителя Георгия Николаевича Галина.

Несколько эпизодов из его жизни. Бывший воспитанник Минской семинарии Григорий Галин по прошению был определен в начале двадцатого века на вакантное псаломщическое место в с. Уяр. Но 12 августа 1907г. псаломщик с. Тасеево Алексей Сбитнев и Уярского Георгий Галин по обоюдному согласию были перемещены один на место другого. А 16 ноября псаломщик Тасеевской Богоявленской церкви Георгий Галин был перемещен в Бакчетскую Троицкую церковь(12). Но значительную часть своего служения церкви Г. Н. Галин провел в Браженском храме. Отсюда он и ушел на Голгофу.

У него не сложились отношения с местными властями. Об отношениях Г. Н. Галина с председателем сельсовета можно судить по следующему документу: «Поп села Бражного Галин высказывается против займа, в данном случае против председателя сельсовета. Спрашивая бедняка Васильева: «Сколько ему дали облигаций?» Тот ответил: «Полтора рубля», «А вот он, небось, (председатель) сам – то не берет, а вам навяливает».

Поэтому Галин Г. Н. оказался среди лиц, подвергнувшихся преследованию со стороны государства.

Наиболее известны последние месяцы его жизни. 15 марта 1930 г. он просит вернуть ему имущество и сообщает о себе следующее: имел твердое задание в 1928 - 1929 гг. Сейчас имею лошадь, коров, телку, четыре овцы, 2, 5 десятины посева. Наемного труда не использовал с 1927 года, так как большая семья. Он считал, что только по требованию сельсовета, конкретно его председателя, райисполком отменил свое решение об отмене твердого задания. Свое прошение Георгий Николаевич написал, будучи арестованным и сосланным. Арест произошел 24 октября 1928 г., а 14 января 1929 г. Галин Г. Н. отказался от своего сана путем публикации в окружной газете «Труд пахаря».

На следующий день, 15 января 1929 г., его сослали. Его сыну Николаю в это время было 16 лет, но он вместе с матерью Марией Васильевной написал прошение о восстановлении отца в правах. Ответа не последовало. Когда же в 1934 г. Николаю Галину пришла пора служить в армии, то на него была составлена характеристика. Сделано это было треугольником пятого отделения (внеуставная сельхозартель) Канского зерносовхоза. Решение было кратким: «Недостоен служить в армии как сын служителя культа», правда, 8 августа 1935 г. его зачислили во вневойсковую службу.

Можно также добавить, что в их семье проживали накануне 1930г. жена Мария Васильевна и дети: Николай, Леонид, Василий, Анатолий, Георгий, Галина.

Таким образом, в 1929 году в селе не стало священника, а в 1930 и самой церкви. Казалось, все закончилось полной победой властей, но как сейчас оказалось- неокончательной. Как же в стране, почти на 100% верующей (до революции), удалось достичь поголовного (пусть и на бумаге) атеизма.

К середине 30-х годов священников не осталось, церкви снесены. В такой обстановке вряд ли кто не стал бы атеистом. Но во многих случаях атеизм был внешним. Значительная часть все же сохраняла уважение к религиозным праздникам. Человеческая психология очень хрупкая, но перестроить ее оказалось намного сложнее, чем перейти от ручного труда к машинному. Можно по – разному относиться к религии, но отрицать ее роль в формировании нравственного облика человека вряд ли можно. На сколько разными были отношения государства и церкви, настолько разными были и судьбы ее служителей: удачно сложившаяся судьба Шангина и трагичная судьба Галина, как и многих других граждан в XX веке, потому что XX век это одна из самых трагичных страниц в истории русского государства.

Авторитет браженской церкви во все времена был достаточно высок, если об этом судить по тому, что бывший житель Ашкаула Михаил Мартьянович Никитин крестил своих детей не по месту своего нового жительства. Хотя он проживал в с. Верхний Амонаш, и мог крестить детей в Амонашенском Николаевском приходе. В Бражном он крестил родившегося в 1904г. сына Илью, а в 1907г. - дочь Варвару(13). При крещении Наумчиковой Надежды в Браженском храме в 1907г., крестными родителями были потомственный почетным гражданин Николай Иванович Некрасов и г. Красноуфимска мещанская жена А.В. Дружинина(14). Этот факт также говорит о достаточной известности браженской церкви.

Браженскому храму пришлось пережить 70 лет безверия, атеизма. Сегодня происходит возрождение веры. Здания как люди: они тоже могут умереть, но в отличие от них, их можно возродить.

Браженский храм во имя первоапостольных Петра и Павла был возрожден 24 марта 2000г., когда было проведено освящение места под строительство нового здания храма(3). Инициаторами возрождения храма стали бывшие жители села Александр Николаевич Коновальцев, Александр Иванович Жуков, Сергей Никифорович Никитин, Сергей Владимирович Петров и Валентин Николаевич Григорьев. Они получили поддержку Архиепископа Енисейского и Красноярского Антония. Архиепископом был назначен исполняющим обязанности настоятеля строящегося храма благо -чинный Канского округа священник Вячеслав Бачин. Поддержку благому делу оказали также глава Браженской сельской администрации Качаев А.И. и директор Канской Государственной Сортоиспытательной Станции Саповский Николавй Петрович.

Как сложится судьба нового храма покажет будущее, а как она складывалась в прошлом проследить можно. Остается надеяться, что дальнейшая его судьба будет более удачной.

Использованная литература и источники:

  1. Канский городской государственный архив (КГГА) ф. р-3 оп. 1 д. 330
  2. Краткое описание приходов Енисейской епархии К. 1916г.
  3. Троицкий листок, издание Свято-Троицкого собора г. Канска, 2000г. №3
  4. Краткое описание приходов Енисейской епархии К. 1916г.
  5. Енисейские Епархиальные ведомости 1894г., №5
  6. Красноярский рабочий 1991г., 9 октября
  7. Троицкий листок, издание Свято-Троицкого Собора г. Канска, 2000г. № 3
  8. Енисейские Епархиальные ведомости 1894г., №5
  9. Енисейские Епархиальные ведомости 1892г. № 7
  10. Енисейские Епархиальные ведомости 1895г. № 11 с. 11
  11. Енисейская церковная нива Еженедельный церковно-общественный журнал Издание Енисейской епархии Братство Св. Иннокентия г. Красноярск 1917г. январь № 1 с. 19
  12. Енисейский церковный вестник четверг 15 февраля 1907г. № 7 с. 8, четверг 13 сентября, четверг 27 декабря 1907г. с. 6
  13. КГГА ф. р-630 оп. 1 д. 28
  14. КГГА ф. р-630 оп. 1 д. 17

На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»/Работы, присланные на 5 конкурс (2003/2004 г.)