Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Билет в один конец


Исследовательская работа старшеклассников

Выполнили:

ученики 9 класса, М-Арбатская средняя школа № 8

Учитель: Артонова Людмила Ивановна

2004 г.

Пришла война, пришла беда
Нас всех изгнали навсегда,
Отняв и Родину, и дом,
И все нажитое с трудом...

Всем без разбору в тот же миг
Приклеили один ярлык.
Пускай как стеклышко ты чист,
Но раз ты немец - ты фашист.

В.Эстерле

В настоящей статье на основе архивных источников и рассказов очевидцев тех событий (бабушки - Амалии Готлибовны Келлер, Елизаветы Вильгельмовны Айхгорн) будет раскрыта тема репрессий во время Великой Отечественной войны.

В этом году отмечается 60-летие Победы над фашисткой Германией. За эту победу советский народ заплатил неимоверно высокую цену. Сюда относятся не только прямые людские потери на полях сражений и на оккупированных территориях, в цену этой Победы вошли также страдания многих народов, насильственно переселенных сталинским режимом в 40-ые годы с мест их исторического проживания.

Тысячи и десятки тысяч их погибли в дороге во время переселения, умерли от лишений, болезней и непосильного труда в новых местах расселения.

По данным переписи 1939 г. немцев в Хакасской автономной области насчитывалось лишь 0,3 тыс. чел. или лишь 0,1% от общей численности населения.1

По переписи 1959 г. в Хакасии уже проживало 10,5 тыс. чел. или 2,6% всего населения, и они уже были четвертой по численности этнической группы в области.2

При анализе состава документов по истории немцев Хакасии можно выделить следующие их группы:

- указы, постановления высших органов власти Советского государства, которые определяли правовое, политическое и социальное положение немцев в качестве спецпереселенцев;

- документы местных партийных и советских органов, раскрывающие механизм исполнения этих указов;

Первым документом, круто изменившим судьбу всего немецкого народа, стал Указ Президиума Верховного Совета СССР № 21-160 за подписью М.М.Калинина от 28 августа 1941 г. «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья и ликвидации АССР Н.П.»3. В нем говорилось, что «...среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы. Немецкое население скрывает в своей среде врагов Советского народа и Советской власти».

В связи с этим Указом немецкое население, проживающее в районах Поволжья, было переселено в Казахстан, Киргизию и районов Сибири, среди которых была и Хакасия.

Моя бабушка Келлер Амалия Готлибовна вспоминает: «Родилась 4 августа 1935 года, село Швед, Саратовской области, по национальности немка, девичья фамилия Альтергот, по мужу Келлер. Родилась далеко от Сибири на Волге-матушке реке». Кроме нее было четверо братьев: Готлиб (1933 г.р.), Давыд (1937 г.р.), Андрей (1939 г.р.), Иван (1941 г.р.). Мои прабабушка и прадедушка были оба с 1909 г.р. Прабабушку звали так же, как бабу Амалия, а прадедушку Готлиб так же, как старшего сына. Был дом, держали лошадь, корову, кур, свиней. Бабушка вспоминает, как она со старшим братом ходила на реку ловить раков.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а 28 августа 1941 года в соответствии с указом П.В.С. СССР семья Альтергот, так же как и другие немецкие семьи были высланы в сентябре 1941 года из Саратовской области. Основание - репрессия по политическим мотивам. Бабушке было 5 лет, но, несмотря на это, она помнит тот страшный год, прожитый на чужой земле и последующие, которые пришлись на их семью. Ехали они долго в товарных вагонах набитых до отказа людьми, у каждого в руках была котомка с какими-то вещами и едой. Маленькие братья все время плакали, просили пить и есть, а в вагонах было жарко, куда делась их корова и лошадь, никто не знал, и за что этих людей выгнали из домов, она до сих пор не понимает.

Что могли сделать ее отец и мать, безграмотные люди, которым было всего по 32 года. В чем была виновата она, ее братья, младшему из которых было всего 2 месяца, но жизнь продолжалась и как-то надо было жить и выживать в той суровой сибирской местности куда они приехали. Так они попали в Назаровский район Красноярского края, в глухую деревню под названием Сахапта, что в 60 км от города Назарово. Осень, грязь, бездорожье - добирались на подводах, а в основном пешком.

До места их сопровождала охрана, т.к. их семья была объявлена врагом народа. Баба считает, что Сталин опасался того, что люди немецкой национальности встанут на сторону Гитлера. Русские, т.е. жители деревни Сахапта встретили переселенцев с опаской, но неприязненного отношения никогда не выражали. Война, голод, разруха - у каждого было много своего горя, поэтому на них особо никто не обращал внимания.

Расселение и хозяйственное обустройство спецпереселенцев было возложено на местные органы власти. На заседании бюро Хакасского обкома ВКП(б) 8 сентября 1941 г. был обсужден вопрос «О создании тройки по приему и размещению переселенцев, прибывших из республики немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей».4 Для практической работы, связанной с приемом и размещением переселенцев была создана тройка в составе секретаря обкома ВКП(б) по кадрам Колпакова В.Н., начальника облуправления НКВД Якубсон З.М., зам. председателя облсовета Генер М.И.5

20 сентября 1941 г. бюро Хакасского обкома ВКП(б) рассмотрело вопрос «о расходах по переселению прибывающих в область переселенцев из республики немцев Поволжья».6

Был утвержден план распределения средств по районам Хакасии на расходы по приему немецких спецпереселенцев. Установлено также, что семьям переселенцев из Поволжья, которым не предоставлены в местах вселения дома, должны были выдаваться кредиты Сельхозбанка на постройку и ремонт домов в размере 2 тыс. рублей сроком на 5 лет из расчета 3% годовых с погашением полученного кредита. Со 2-го года после получения рассматривались также и другие меры по приему спецпереселенцев. При этом Постановление ЦИК и СНК СССР от 17.11.1937 г. «О льготах по сельскохозяйственному переселению» не распространялась на переселенцев из Поволжья.

Были ли готовы к встрече на местах?

По сводкам, поступающим из районов, в Хакасии из 2550 домов (предполагалось выделить 1 дом на семью) на 20 сентября 1941 г. было подготовлено 204 дома или 8% от требуемого количества.7 Потребная сумма сельхозкредита на обустройство спецпереселенцев выражалась в 4285,0 тыс.руб.8

Прибывших переселенцев расселяли в пустующих заброшенных дощатых домиках, бараках, мало пригодных для жилья. Многие семьи спецпереселенцев оставались без крова, продовольствия, не хватало одежды, обуви и других предметов первой необходимости.

Особенно страдали и тяжело переносили лишения дети. Все это сказывалось на состоянии здоровья немецких переселенцев. Среди немцев-переселенцев в основном были сельские жители и, несмотря на трудности быта, они включались в производственную деятельность, вступали в колхозы.

По воспоминаниям бабушки люди день и ночь работали в колхозе и немцы и русские бок о бок. Семью Альтергот поселили в небольшом доме, который называли «Бригада» он находился на скотном дворе, это была одна комната, в которой находились колхозные седла, сбруи, хомуты и были нары, на которых они спали. Каждое утро этот инвентарь забирали и каждый вечер приносили, так что за день было много народу. Ровно через месяц как бабушка приехала в Сахапту, пришли за отцом и забрали его в трудармию, т.е. в лагерь.

Согласно Постановлению ГКО от 14 февраля 1942 года. Все немцы-мужчины в возрасте от 17 до 50 лет были мобилизованы в рабочие колонны. В октябре 1942 года была проведена дополнительная мобилизация женщин-немок, не имеющих детей в возрасте до трех лет.

Рабочие колонны НКВД входили в систему ГУЛАГа и условия жизни в них не отличались от сталинских концлагерей.

Бабушка вспоминает: «...как сейчас помню, отец посадил всех нас на колени и сказал маме: «Все что можешь, продай, но детей сбереги». Больше отца своего мы не видели. На протяжении пятидесяти лет мы не знали где наш отец, только в 1992 году узнали, что отец погиб спустя два месяца после того, как его забрали в трудармию и похоронен в братской могиле в 1941 году в Пермской области. Запомнился мне он молодым и красивым, ему было всего 32 года, а ростом он был 192 см. На протяжении всей жизни перед моими глазами стоит тот день, когда мы прощались с отцом».

Все оставшееся немецкое население находилось под надзором спецкомендатур НКВД. Немцы должны были постоянно отмечаться у комендантов закрепленных участков, не имели права отлучаться за пределы района расселения даже на 1 день. Режим поселения был еще более усилен с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1948 года «Об уголовной ответственности за побеги из мест расселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Великой Отечественной войны», в котором сообщается, что переселение немцев проведено навечно, без права возврата к прежним местам жительства.

Тяжелые времена были, как в морально-психологическом, так и материальном плане.

Маму свою бабушка видела редко, потому что она уходила очень рано и приходила очень поздно, она работала в колхозе. А они со старшим братом Готлибом нянчились с младшими братьями. Зимой 1941 года они чуть не умерли все с голоду, есть было нечего, просили милостыню, попрошайничали, у них опухали руки и ноги. У местных жителей была хоть картошка, а у них ничего. Все те продукты, которые они привезли с собой, они съели, а есть всегда хотелось, и братья всегда просили есть. Летом было проще, ели петушки, копали саранку. Один раз Ваня и Андрей наелись белены и чуть не умерли, еле отвадились.

Постоянного жилья не было, скитались из угла в угол. С 1941 года по 1953 год сменили более 10 горниц, а горница - это своего рода аренда одной комнаты в доме. Даже жили на кладбище, там стояла небольшая сторожка, размером 3x4 метра. Спали на нарах, была железная печка, вместо матрацев - солома, печку топили хворостом, который приносили с братьями из леса. По ночам ходили на помойки, собирали картофельные очистки, прилепляли их к железной печке, жарили и ели. За горницы, в которые их пускали люди, отрабатывали. Бабушка мыла, белила, натирала добела полы теркой и песком в домах хозяев. Чтобы не умереть летом с голоду нанимались и пасли коров. В 1942 году было жить полегче, потому что уже была своя картошка и каждый год встречали с надеждой, что вот-вот придут и скажут, собирайтесь, поедете обратно домой, но этого, увы, не произошло. Жизнь продолжалась, братья подрастали, с 9 лет начали работать в колхозе и дети. Бабушка работала в курятнике, ухаживала за курицами, на зернотоке, крутили клетон вручную, по 2 человека, очищали пшеницу, на стогах пшеницу лопатили, выращивали турнепс, а по ночам его охраняли. Тяжелая работа была и в сушилке, но там хоть можно было поесть жареной пшеницы. В совках жарили ее, там же наедались, насыпали в сапоги, в карманы и несли домой. С 13 лет баба начала косить сено в колхозе.

В 10 лет, когда младшему брату исполнилось 4 года, мама повела ее в школу, но там сказали, что она уже большая для первого класса, а вечерней школы не было. Так и осталась моя бабушка по велению судьбы не грамотной, так же как и ее старший брат Готлиб. Младшие братья получили кто 4, кто 7 классов образования.

Надежда возвратиться домой в Саратовскую область таяла из года в год. Вот уже закончилась война, но все равно они оставались врагами народа и находились под комендатурой, под контролем карательных органов.

4 августа 1951 года бабушке исполнилось 16 лет, а 15 августа 1951 года умерла ее мать, ей был 41 год. Она простыла в колхозе, работая день и ночь, заболела менингитом. Пролежала в больнице ровно неделю и умерла, младшему брату было всего 10 лет. 15 октября этого же года спецкомендатурой МВД № 63 Назаровского района Красноярского края Альтергот Амалия Готлибовна была взята на учет в спецкомендатуре. Бабушка вспоминает: «Окружающие нас люди с пониманием относились к нам, жалели, освобождали от работы в ночное время, на прицепах пахали день и ночь, я работала только днем, бригадир меня жалел, потому что мне надо было ухаживать за младшими братьями».

В 1953 году комендатуру сняли, приехал в Сахапту бабушкин дядя, который находился в ссылке на севере, и с ним они переехали в Таштып. В 19 лет она надела первые в своей жизни валенки. Жизнь в Таштыпе оказалась еще сложнее, чем в Сахапте. Жили в землянке на берегу реки. В час ночи занимали очередь в магазин за ржаным хлебом.

У каждого из этой семьи жизнь пошла своим чередом. Младшие братья окончили ремесленное училище, отслужили в армии, а потом женились. Старший и средний братья уехали в Киргизию и там устроили свою жизнь. 1 мая 1957 года моя бабушка вышла замуж за моего деда Келлер Вильгельма Вильгельмовича, немца, сосланного на станцию Сон Красноярского края. Познакомились они в п.Малые Арбаты, куда дедушка переехал, когда образовывался новый леспромхоз, его родители строили этот поселок. С 1 мая 1957 года бабушка проживает в поселке Малые Арбаты. В селе Таштып она работала: помощником пекаря, швеей, уборщицей в столовой. В п.М-Арбаты колола дрова на станции, где она еще могла работать, не имея ни одного класса образования. После рождения детей, их у нее трое: моя мама, дядя Саша и дядя Витя, на работу она больше не пошла, главным для нее стало: дети, ее семья, домашний очаг.

С началом перестройки у российских немцев появляется надежда возврата в родное Поволжье.

14 ноября 1989 года Верховный Совет СССР на сессии принимает Декларацию: «О признании незаконными и преступными репрессивные акты против народов, подвергнутых насильственному переселению и обеспечению их прав».

Еще в 1988 году в Москву было отправлено 5 делегаций немцев для встречи с руководителями государства, среди них были и жители Хакасии Ф.Г.Шеллер, Г.Ф.Кайзер. За их деятельностью в Хакасии велся гласный и негласный надзор органами госбезопасности, что подтверждается многочисленными справками, информациями органов КГБ. Большое количество документов по вопросу о восстановлении немецкой автономии собрано одним из инициаторов создания общества немцев «Возрождение» в Хакасии А.И.Вагнером.

Несмотря на все усилия, вопрос о восстановлении немецкой автономии на Волге так и не был решен, и в настоящее время местные отделения общества немцев ставят своими задачами лишь сохранение языка, культуры, обычаев и истории немецкого народа.

Свою работу я бы хотела закончить словами английского философа Ф.Бэкона: «Один несправедливый приговор влечет большие бедствия, чем многие преступления, совершенные частными людьми; последние портят только ручки, только одинокие струи воды, тогда как несправедливый судья порочит самый источник - а ведь источник - это жизнь».

____________________________

1Хакасской автономной области 50 лет. Абакан, 1980 с.6.

2Там же, с.6.

3Цит. по: Бугай Н.Ф. 40-ые гг. «Автономию немцев Поволжья ликвидировать...» История СССР, 1991. № 2, с.173.

4Филиал ЦГАРХ, ф.2, оп.1, д.798, л.162.

5Там же.

6Филиал ЦГАРХ, ф.2, оп.1, д.798, л.190.

7Филиал ЦГАРХ, ф.2, оп.1, д.798, л.207.

8Филиал ЦГАРХ, ф.2, оп.1, д.798, л.207

История жизни моей бабушки Айхгорн Елизаветы Вильгельмовны. История немцев Поволжья

Депортация немцев Поволжья - очень ужасное и жестокое событие в жизни немцев. Моя бабушка, Айхгорн Елизавета Вильгельмовна, родилась в Поволжье, в Саратовской области, в деревне Деньгоф. Жила она с родителями, братом и сестрами довольно хорошо. Но приказ от 28 августа 1941 года резко изменил их жизнь. Согласно приказу среди немецкого населения находились диверсанты и шпионы, т.е. Советская власть считала немцев предателями. Немцам дали 24 часа, в течение которых они должны были выехать с места проживания. Таким образом, немцев сослали в Сибирь и разбросали по разным районам Сибири. Моя бабушка попала в Хакасию, в Боградский район - колхоз Сарагаш. Жизнь в Сарагаше была просто адом для сосланных немцев. Поселили их в бараках по несколько семей, без средств к существованию. Одежды приличной не было, ходили в рванье. Питались чем придется: ходили по полю, собирали гнилую картошку, колоски пшеницы, бродили по мусоркам, попрошайничали. Многие люди не выдерживали подобной жизни и умирали от голода и холода. Вскоре мою бабушку с другими немцами отправили на ст.Сон того же района.

Жизнь на ст.Сон ничем не отличалась от Сарагаша. Также был и голод и холод. Мужчин забрали в трудармию, поэтому работать приходилось одним женщинам. Обрабатывали деревья, сдирали с них кору, носили горбыль, в общем, выполняли очень тяжелую работу. В 1949 г. с трудармии возвращаются мужчины, и жизнь становится немного легче. В начале 1950 г. немцев отправляют в Таштыпский район в поселок Малые Арбаты, но отправляют сначала мужчин, т.к. в это время в поселке стояли несколько бараков, а остальная территория стояла в зарослях черемухи и смородины. Нужно было строить дома и все необходимое для жизни. Таким образом, в конце 1950-х годов идет интенсивное строительство поселка, строятся дома, магазины. Больница, школа, функционирует кирпичный завод, лесозаготовительные участки, леспромхоз. И постепенно жизнь налаживается. Моя бабушка до сих пор проживает в Малых Арбатах и со слезами на глазах и с болью в сердце вспоминает те ужасные годы и тяжелые испытания, которые выпали на долю немцев Поволжья.

Ученик 9 класса - Айхгорн Александр

Сценарий на видеоматериал «Билет в один конец»

Пришла война, пришла беда.
Нас всех изгнали навсегда, отняв и Родину, и дом
и все нажитое с трудом...
И сразу в тот же миг, нам всем приклеили
Один ярлык.
Пускай как стеклышко ты чист,
но раз ты немец, ты - фашист.
(В.Эстерм)

Эпизод I. Саша: Говорят, что у войны разные лица, по-разному она затронула судьбы людей. Из официальной литературы и уроков истории мы знаем о событиях на фронтах, о сражениях, о наступательных операциях, но очень мало о том, какие трагедии и драмы она принесла ни в чем не повинным людям, а ведь именно война стала причиной их трагической судьбы.

Сегодня мы, т.е. я, Айхгорн Саша и Александрова Марианна, хотим рассказать о судьбе наших самых близких людей - наших бабушек: Келлер Амалии Готлибовне и Айхгорн Елизавете Вильгельмовне, которые к 1941 г. проживали в Поволжье, и в 1941 г. они будут высланы в Сибирь. Попали они в Хакасию на станцию Сон, а затем в 1950 г., когда лесозаготовительный участок на станции Сон был расформирован, их выслали сюда - в М-Арбат, т.к. здесь было решено открыть новый лесозаготовительный участок. И здесь они живут по сегодняшний день. Наш поселок находится на самом юге Хакасии и был основан в 1950 г.

Эпизод 2 (за кадром): По решению властей в 1950 г. сюда стали переводить немцев-переселенцев со станции Сон.

И здесь основывался новый участок, который позже был переименован в леспромхоз. Как рассказывала бабушка, поначалу здесь ничего не было - только болото, черемуха, кустарники. И переселенные сюда под конвоем комендатуры немцы-переселенцы, калмыки должны были основывать здесь лесозаготовительный участок.

В нашем поселке есть одна улица, в народе ее так и называют - «немецкая», т.к. здесь раньше, да и до сих пор живут только немецкие семьи.

Вот сейчас мы проезжаем по этой улице, именно эти дома были построены тогда, в начале 50-х годов нашими дедами, а пристройки делали уже позже в 70-ые годы.

Как рассказывают, в одном доме проживало по 3 семьи.

Жилищные условия были самыми худшими: спали на нарах покрытыми соломой, посуда была общая, все предметы быта и орудия труда находились в одном помещении.

Сегодня 25-ое декабря, Рождество, у католиков это главный праздник, который отмечают наши бабушки, по своей вере они - католики-лютеране.

Эпизод 2 (в кадре): Квартира Елизаветы Вильгельмовны. На столе лежат церковные книги, текст катехизисов М.Лютера, Библия (католическая), слышен разговор на немецком языке, песни на немецком языке.

За кадром - комментарии: Бабушки по вере – католики (лютеране), в советское время им запрещалось вместе собираться и читать молитвы, держать дома Библию, но несмотря на эти запреты они тайком продолжали исповедовать свою религию.

Эпизод 3. Саша: За победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне, 60-летие которой отмечается в этом году, советский народ заплатил неимоверно высокую цену. Сюда относятся не только людские потери на полях сражений и на оккупированных врагом территориях, разрушенная экономика и тяжелый труд в тылу. В цену этой победы вошли также страдания и трагические судьбы многих народов, насильственно переселенных сталинским режимом в 40-ые годы с мест их исторического проживания. Тысячи и десятки тысяч их погибли в дороге во время переселения, умерли от лишений, болезней и непосильного труда в новых местах расселения.

Марианна: И сегодня. Наш рассказ будет о тех в судьбе которых война и послевоенное время оставила свой особый и беспощадный отпечаток. Сегодня наш рассказ о судьбе наших бабушек: Елизавете Вильгельмовне Айхгорн и Амалии Готлибовне Келлер (Альтергот).

В первые месяцы войны, когда фашистские армии рвались к Москве, 28-го авг. 1941 г. был опубликован Указ Президиума Верховного совета СССР под № 21-160 за подписью М.И.Калинина «О переселении немцев, проживающих в районе Поволжья». В нем необоснованно указывалось, что «среди них имеются десятки тысяч диверсантов и шпионов…» В связи с этим указом немецкое население, проживавшее в районе Поволжья, было переселено в Казахстан, Киргизию, районы Сибири, среди которых была и Хакасия.

Эпизод 3: Елизавета Вильгельмовна и Фрида Васильевна рассказывают о жизни в Поволжье: хозяйство, дом, образ жизни, чем занимались. Далее рассказывают как их переселяли - сколько времени дали на подготовку, что разрешили с собой брать, об оставленном хозяйстве, как ехали в Сибирь и о приезде на станцию Сон (Хакасия).

Эпизод 4. Марианна: Согласно протоколам бюро Хакасского обкома ВКП(б) работа по приему и размещению переселенцев началась 8 сен. 1941 г. с создания областной тройки из числа представителей обкома ВКП(б) , облуправления НКВД, исполкома облсовета. Планировалось принять для расселения на территории области 10,5 тыс. немцев. Для обустройства на новом месте для них предусматривалась выдача кредитов в размере до 2-х тыс. рублей по линии сельхозбанка сроком на 5 лет. Кроме того, при выселении немцев должен был производиться учет сданного ими скота и хлеба с тем, чтобы на новых местах они могли получить скот. Но в условиях военного времени это оказалось невозможным.

Были ли готовы к встрече на местах? По сводкам, поступающим из районов, в Хакасии из 2550 домов (предполагалось выделить 1 дом на семью) на 20 сен. 1941 г. было подготовлено 204 дома или 8% от требуемого количества. В сентябре-октябре 1941 г. в Хакасию стали прибывать первые эшелоны со спецпереселенцами.

Эпизод 5: Рассказ Амалии Готлибовны о жизни в Сахапте (Хакасия) - как прибыли, как жили и что испытывали, о жизненных лишениях (в кадре фотографии из семейного архива).

Марианна: Из информационной записки в Хакасский обком ВКП(б) инструкторский отдел, сектор информатики, инструктора-информатора Ширинского РК ВКП(б) Макеевой: «В окт. 1941 г. в наш район прибыло 2.160 чел. немцев Поволжья, из них спецов 175 чел., в. т.ч. членов ВКП(б) - 18 чел., комсомольцев - 11 чел. Все они распределены по колхозам, совхозам района, где заранее были приготовлены помещения. Расселены переселенцы в квартирном отношении удовлетворительно, продовольствие колхозы переселенцам выдают...» В подобных информациях низовых партийных органов в вышестоящие прослеживается стремление их приукрасить действительность. Какая речь может идти об удовлетворительном положении с продовольствием, если народ голодал.

Эпизод 6. Саша: Согласно Постановлению ГКО от 14 фев. 1942 г. все немцы-мужчины в возрасте от 17 до 50 лет были мобилизованы в рабочие колонны, т.е. в трудармию. В октябре 1942 г. была проведена дополнительная мобилизация женщин-немок, не имеющих детей до 3-х лет.

Рабочие колонны НКВД входили в систему ГУЛАГа и условия жизни в них не отличались от сталинских концлагерей.

Спецпереселенцы находились под надзором комендатур НКВД. Немцы и другие переселенцы должны были постоянно отмечаться у комендантов закрепленных участков, не имели права отлучаться за пределы района проживания даже на 1 день. Режим поселения был еще более усилен с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 г. «Об уголовной ответственности за побеги из мест поселения лиц, выселенных в отдаленные районы СССР в период войны», в котором сообщалось, что переселение немцев поведено навечно, без права возврата к прежним местам жительства. За самовольный выезд (который приравнивался к побегу) из мест обязательного поселения устанавливалась уголовная ответственность - 20 лет каторжных работ.

Далее следует рассказ бабушки о жизни на ст.Сон и в Сахапте.

Саша: На заседании бюро обкома, райкомов ВКП(б) руководители предприятий были предупреждены о недопустимости направления выселенцев за пределы районов поселения. В случаях побегов выселенцев эти руководители объявлялись пособниками и подлежали суду с осуждением на 5 лет лишения свободы.

Среди документов личных фондов филиала ЦГАРХа имеется разрешение коменданта спецкомендатуры Управления МВД г.Абакана на выезд семье Эмиха в пригород Абакана сроком на 2 дня для уборки картофеля, которое наглядно характеризует режим спецпоселения для немцев, но несмотря на все принимаемые меры, полностью остановить миграцию среди немецкого населения не удавалось. По информации Управления МВД Красноярского края в 1948 г. в крае было совершено более 1000 побегов выселенцев, в том числе из Таштыпского района бежало 43 чел, из Боградского - 27 чел., из Ширинского - 36.

Как правило, это были попытки отдельных семей воссоединиться с родственниками.

В фондах ЦГАРХа имеется ряд архивно-следственных дел по обвинению спецпоселенцев за побеги...

Далее следует рассказ бабушки.

Саша: Снятие с учета спецпоселения и освобождение из-под административного надзора органов МВД немцев и членов их семей произошло только после принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 дек. 1955 г.

Эпизод 6: Рассказ Елизаветы Вильгельмовны о том, как им власти запрещали нести богослужение, отбирали тексты Библий и других церковных книг; доносительства на властей, угрозы (на столе лежат тексты Библий на немецком языке, текст катехизисов М.Лютера, а также фотографии 50-х годов - периода основания п.М-Арбат).

Эпизод 7. Марианна: Сегодня тяжело поверить в то, что все это могло происходить, что государство могло себе позволить так обходиться с человеком, попрать все его права и свободы, даже свободу мысли и слова. А мы, сегодняшнее поколение, должны знать это и помнить, ведь история имеет свойство повторяться».


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»