Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Судьбы братьев Твардовских в трагические моменты истории нашей страны


Авторы: Загайнова Ольга, ученица 10 класса, Перец Олеся, ученица 8 класса,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Танзыбейская средняя общеобразовательная школа»
администрации Ермаковского района, Красноярского края
п.Танзыбей

Руководитель: Цедрик Валентина Васильевна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «Танзыбейская СОШ»

2005 год

Оглавление

1. Введение
2. Судьбы братьев Твардовских в трагические моменты истории нашей страны.
2.1. Воспоминания о встречах с И.Т.Твардовским, братом великого русского поэта XX века Александра Трифоновича Твардовского в п.Танзыбей.
2.2 Виноватые без вины.
2.3. «Далеко не семейная в своем существе - драма» (Ю.Буртин).
2.4. «О том не пели наши оды» (А.Твардовский).
3. Заключение
4. Литература

Введение

История поселка Танзыбей и прилегающих к ней территорий всегда в центре исследовательской, в том числе и краеведческой, работы в школе. Как и всякое заселение земель, поселок возник в 1947 году вдоль Усинского тракта. Видимо, было кому-то угодно, что с конца 18 века юг края стал постоянным местом ссылки сначала колодников (государственных преступников), которые в основном построили Усинский тракт, затем местом Государственной политической ссылки. И наш поселок стал строиться тогда, когда в 1948 году сюда привезли сначала 133 семьи литовцев (спецконтингент), чтобы валить лес, а затем спецпереселенцев других национальностей: эстонцев, немцев, украинцев, белорусов. Как сложно переплетаются судьбы людей с судьбой страны! О муках спецпереселенцев мы очень мало знаем. Эта область жизни была закрыта, неведома долгое время. Мы встречаемся с жителями, записываем их рассказы о судьбах семей и видим, как тяжело им употреблять такие слова, как «барак», «репрессированные», статья 56, 57»... Поэтому, когда на уроке литературы мы прочитали краткую биографическую справку об А.Т.Твардовском, то обратили внимание на сноску: «Отец Твардовского был незаконно раскулачен и выслан с семьей в Сибирь».

Иван Трифонович ТвардовскийМы слышали, что брат поэта, Иван Трифонович Твардовский, жил в нашем поселке, а учитель показал книгу его воспоминаний «На хуторе Загорье», которая была написана здесь. После издания книга была подарена Твардовским нашим учителям.

Сразу возникло много вопросов:

- Почему семья незаконно была раскулачена?

- Как Иван Трифонович Твардовский оказался в Танзыбее?

- Встречались ли здесь братья?

Нам стало интересно самим подробнее узнать о семье Твардовских, об истоках таланта А.Т.Твардовского, о трагических мотивах в творчестве великого русского поэта, в котором отразилась трагедия нашего народа.

Цель:

Изучение биографии А.Т.Твардовского, развитие интереса к творчеству великого поэта. Знакомство с воспоминаниями И.Т.Твардовского, младшего брата поэта, и аналитической литературой, чтобы попытаться понять «не семейную» драму Твардовских.

Задачи:

Познакомиться с произведениями поэта и критической литературой о творчестве А.Т.Твардовского. Попытаться выявить взаимосвязи творчества поэта и его судьбы. Научиться применять исследовательские навыки и умения в литературоведческой и краеведческой работе.

Методы:

- изучение произведений А.Т.Твардовского на уроках литературы, факультативных занятиях, через самостоятельное чтение;
- изучение биографического и аналитического материала о жизни и творчестве А.Т.Твардовского;
- встречи с людьми, знавшими И.Т.Твардовского и его семью, когда они жили в п.Танзыбее Ермаковского района (1975-1986)

Глава 1.

Воспоминания о встречах с И.Т.Твардовским, братом великого русского поэта XX века Александра Трифоновича Твардовского, в п.Танзыбей

И.Т.Твардовский с семьей, женой Марией Васильевной и внучкой Мариной прожил в Сибири двадцать лет, из них в нашем поселке одиннадцать (с 1975 по 1986 гг.).

Об Иване Трифоновиче Твардовском учителя школы узнали из районной газеты «На Ленинском пути» от 3 ноября 1979 года, где он начал печатать «Воспоминания о брате». Цедрик В.В. пригласила Ивана Трифоновича Твардовского на урок литературы. Подготовили вопросы. Иван Трифонович рассказывал о хуторе Загорье, о поэме «За далью даль», особенно о главе «Две кузницы», сказал также, что пишет воспоминания о родителях, о детстве, о брате.

Ребята интересовались, приезжал ли Александр Трифонович Твардовский сюда в Сибирь, и получили ответ, что Твардовский «был очень занятой человек». Еще вопросы: «Почему Вы живете здесь?» - «Привыкли жить в Сибири...» Ответы не удовлетворяют, потому что рассказывается о брате как-то скупо, чувствуется даже какая-то обида. Потом Иван Трифонович был постоянно занят, и встреч в школе с ним не случилось. В 1983 году в издательстве «Современник» в Москве выходит книга «На хуторе Загорье», которую Иван Трифонович подарил учителям литературы. Правда, ни слова не было сказано о том, что 170 машинописных листов не было разрешено к печатанию. Но времена менялись. И в 1988 году в журнале «Юность» № 3 мы прочитали эти страницы - «Страницы пережитого». Здесь были почти все ответы на те вопросы, которые возникали при встречах с И.Т.Твардовским. В октябре 1986 года «наши» Твардовские уехали в Смоленскую область, чтобы возродить родной хутор Загорье.

Иван Трифонович и Мария Васильевна много работали на своем приусадебном участке - выращивали облепиху (она была у нас в огороде в диковинку), крыжовник, смородину, очень хорошо плодоносили у них помидоры. Иван Трифонович даже делился своим опытом выращивания помидор в местной газете. Растили внучку. Приемная дочь жила в Красноярске. О своей трагедии - из-за несчастного случая погибли двое родных детей - Мария Васильевна немного рассказала первой учительнице внучки - Шиколовой Надежде Николаевне. О горькой участи семьи Твардовских поэт писал в своих произведениях, например, в стихотворении «Братья» (1933 г.):

Как ты, брат?
Где ж ты, брат?
Что ж ты, брат?
На каком Беломорском канале?

Это и о старшем брате Константине, и обо всех людях-братьях, которые как враги народа были согнаны на строительство Беломорского канала.

А эти строчки относятся, наверное, и к младшему брату Ивану из поэмы «По праву памяти», напечатанной только в 1987 году, после 18 лет запрета:

Одна была страшна судьбина:
В сраженье без вести пропасть.

И, до конца в живых изведав
Тот крестный путь, полуживы –
Из плена в плен - под гром победы
С клеймом проследовать двойным.

Нет, ты вовеки не гадала
В судьбе своей, отчизна-мать
Собрать под небом Магадана
Своих сынов такую рать

Глава 2.  Виноватые без вины

Тема «Судьбы братьев Твардовских в трагические моменты истории нашей страны» возникла тогда, когда мы прочитали книгу воспоминаний И.Т.Твардовского «На хуторе Загорье».

С интересом читаешь о роде Твардовских, о годах детства братьев, где в семье было 7 человек детей. С душевной теплотой Иван Трифонович пишет об отце, подчеркивая в то же время сложный характер его, о матери, всю жизнь ждущей, когда же семья соберется под крышей родного дома, горюющей о непростых судьбах своих детей, особенно о любимом сыне - Александре, как говорит автор. Такое уж сердце Матери! И то, что семья выстояла, выжила в тяжелые годы скитаний - это подвиг Матери.

У Александра Трифоновича Твардовского матери посвящен целый цикл стихов, некоторые из них приведены в книге воспоминаний. По хронологической таблице, составленной по повести «На хуторе Загорье», видно, что до определенного времени братья в семье жили близкими интересами, учились, работали по хозяйству, интересовались успехами друг друга. Брат Александр заставлял читать Ивана книги, вышедшие в те годы: «Разгром», «Железный поток»... И И.Т.Твардовский постоянно подчеркивает, что Александр отличался от других детей в семье стремлением учиться, активным участием в общественной работе, мало бывал дома, как комсомолец, помогал какой-то вдове на покосе, а дома работу за него делал старший брат Константин, помогал отцу в кузнице... «На этой почве отец сердился на Александра: «Ну пишешь ты, пиши! Пиши! Сочиняй! Но и работай!»

Мать тяжело переживала этот разлад в семье. И настал момент, когда Александр ушел из дома. Но во второй части повести «На хуторе Загорье», озаглавленной «Дороги и встречи», тон повести меняется: «Началось все с момента коллективизации, весной 1930 года». Более подробно о раскулачивании семьи рассказывается И.Т.Твардовским в повести «Страницы пережитого», которая была напечатана позднее.

1943 год. Александр Трифонович Твардовский с отцом Трифоном Гордеевичем на родном пепелище Загорье.

Много мытарств, обид, унижений перенесла семья Твардовских, но в воспоминаниях брата А.Т.Твардовский оставался как бы в стороне от репрессий, будто даже не хотел знать, что происходит с его семьей. Но это не так. О несправедливости таких упреков, о несуществующей вине поэта говорит в своем послесловии Юрий Буртин, известный литературный критик, автор ряда статей об А.Т.Твардовском. Статьи Сергея Залыгина, Валерия Прищепы, Кирилла Ковальджи и другие помогли понять, что можно давать разные, иногда взаимоисключающие друг друга характеристики человеку, но вряд ли можно понять «глубинные причины его поведения без учета исторических условий, формировавших такого поэта, как А.Т.Твардовский» (В.Прищепа).

Время 30-х годов. Твардовский - комсомолец. Мир расколот. Трещина проходит через семью, через родственные связи. Не нужно забывать и о юношеском максимализме будущего знаменитого поэта...

«Я глубоко убежден, - пишет Ю.Буртин, - что источник поведения А.Твардовского по отношению к отцу и родительской семье в 1931-1936 гг. нужно искать не столько в его характере и личной нравственности как таковой, сколько на пересечении его личности и общей нашей истории...

Это далеко не семейная в своем существе драма»

Краткая хронология жизни братьев Твардовских по воспоминаниям  Ивана Трифоновича Твардовского «На хуторе Загорье»

Иван Трифонович Твардовский Александр Трифонович Твардовский
1914 -2003 гг. - годы жизни.

1925-1927 гг. - окончил четырехклассную школу.

1925-1931 гг. - Загорье. Помощь родителям.

Февраль 1931 г. - 6 класс, исключен из школы как сын кулака.

19 марта 1931 г. 5 часов вечера - день и час изгнания семьи из Загорья.

1932-1934 гг. - Москва. Работа на стройке. У родителей в Русском Туреке. Встреча с Александром в Смоленске: «Свиданьем с братом я остался недоволен».

Июнь 1936 г. - Смоленск вся большая семья: «Подобной встречи нашей семьи не было».

1965 г. Москва - последняя встреча братьев: «Быть братом совсем не значит быть другом: братьев не выбирают».

1971 г. Прилетал на похороны брата из Танзыбея в Москву.

 1910-1971 гг. - годы жизни.

1923-1924 гг. - учеба в школе-девятилетке.

1925-1927 гг. - Загорье. Учеба.

Активное участие в общественной работе: комсомол. Осоавиахим, селькор. Печатается первое стихотворение.

1928 г. - покинул Загорье. Жил и работал в Смоленске, писал стихи.

31 января 1931 г. - письмо поэта к
А.К.Тарасенкову: «...был у секретаря обкома, он расследовал
дело насчет обложения налогом хозяйства моих родителей. Обложению подлежит... Мне предложили отказаться от родителей.

1934-1935 гг. Встреча с Иваном: «Я
должен жить там, где меня знают». В эти годы особенно подвергался яростным нападкам за «неверную» идеологию. Никогда не посвящал родных в тайны своих тягот и душевных страданий.

Апрель 1936 г. Встреча с семьей в Русском Туреке: «Вот оно как бывает папа! Не надо вспоминать». Перевозит в семью в Смоленск. семья собралась в доме родителей. уже никогда больше не случилось.

Глава 3.  «Далеко не семейная в своем существе - драма...» (Ю.Буртин)

Вам –
Из другого поколенья
Едва ль постичь до глубины
Тех слов коротких откровенье
Для виноватых без вины

Может быть, нам действительно никогда бы до конца не узнать о драме в семье великого русского поэта А.Т.Твардовского, не понять его произведений, если бы брат Иван Трифонович Твардовский первым из многочисленной родни не задумался о том, что надо оставить и воспоминания, и зримую память о родном хуторе Загорье.

Есть воспоминания, есть родной дом, восстановленный по точному макету своей родовой усадьбы. Макет, кстати, тоже выполнен в нашем поселке.

Но в настоящее время мы не совсем согласны с Виктором Смирновым, когда он в своей статье к 80-летию со дня рождения А.Твардовского, написал о нашем поселке такие слова: «У снеговых Саянских гор, в пыльном, безвестном миру поселке Танзыбей сотворил...макет...»

Мы уже известны и думаем, что посланные нами книги «Земля Ермаковская» и «Природа Ермаковского района» (последняя написана учителями и учащимися нашей школы), изменит это представление о наших местах.

В книге «На хуторе Загорье» как-то глухо говорится о том, что Александр лишь догадывался о горькой участи родных, чувствуется обида на брата, это видно даже из описаний встреч: «свиданьем с братом остался недоволен...»

А уже позднее, в «Страницах пережитого», в разных интервью, Иван Трифонович оправдывает брата. Мы думаем, он вырывает свою обиду из души: «Я был не прав: вызволил он нас из беды. Согласитесь, сделать это в роковые 30-е годы было не просто. Шаг, прямо скажу, мужественный» («Не отрекаются, любя...», «Учительская газета» № 25, 1990 г.). А ранее было чуть ли не обвинение в трусости. Но Юрий Буртин, очень хорошо знакомый с подробностями жизни А.Твардовского, приводит пример: 30 июля 1934 года в Смоленске был «декадник» по обсуждению (или лучше сказать осуждению) творчества поэта. Большинство выступавших говорило о том, что Твардовский - кулацкий сын и кулацкий поэт, чуть ли не контрреволюционер. А на это - короткий, исполненный достоинства ответ: «Спасибо... за высказанные критические замечания...» Много заступался поэт за преступно оклеветанных писателей, хотя сам был на волоске от гибели. Иван Трифонович сам признает, что как бы трудно ни было Александру, он никогда не жаловался родным. И они не знали многого о его судьбе. Только мать находила для него самые ласковые слова: «Знаю, чувствую, верю, видно, сыночку моему нельзя было... по-другому... Карусель в жизни такая...».

Можно понять и Трифона Гордеевича, когда он рассказывал сыну Ивану о своей встрече с Александром в Смоленске в 1932 году. Отец пришел просить у сына защиты от несправедливости.

А сын «...стоит и смотрит на нас молча». А потом: «Как вы здесь оказались? Помочь могу только в том, чтобы бесплатно доставили вас туда, где были!» (т.е. в ссылку).

Трифон Гордеевич Твардовский был лишь одним из миллионов жертв этой грандиозной несправедливости. Но мог ли молодой Александр Твардовский посмотреть на это с таких позиций? Скорее всего, не мог. Поступи он как сын, осуди раскулачивание родителей, он был бы тоже выброшен из жизни. Это человек, оказавшийся перед страшным выбором, до конца, наверное, терзаемый раскаянием, но и много сделавший для семьи.

Молодые годы братьев Твардовских - Александра и Ивана... И нельзя не увидеть в их судьбах, очень разных, некоего единства, далеко выходящего за семейные рамки. Это не семейная трагедия, а трагическая история нашей страны, которую надо знать и изучать.

...А вдоль изгороди вокруг зеленого домика, где жил Иван Трифонович Твардовский в Танзыбее, и сейчас растут березки, посаженные им в память о родных березах Загорья.

Глава 4. «О том не пели наши оды» (А.Твардовский)

История России отражается как в капле воды в судьбах жителей нашего поселка Танзыбей.

Мы думаем, надо как можно больше записать и оставить в памяти поколений воспоминания людей, которые приехали одними из первых осваивать наши таёжные, болотистые места, рассказать об их судьбах, и простых, и трагических одновременно.

И пусть эти бесхитростные рассказы людей, записанные нами, будут как память и покаяние перед жившими и живущими.

Рассказывает Лескова Мария Ивановна, пенсионерка, проработавшая в Танзыбейской средней школе учителем математики.

Родилась Мария Ивановна в Мордовии, в селе Отяшево: «У деда была мельница (мельница как перст судьбы!) конечно, попали под раскулачивание. Повезли нас на Шилку, там еще река Аргунь течет. Стояли сильные морозы, а у родителей 6 детей, мал мала да меньше. В 60-ти километрах китайская граница. Отец стал работать на лесоповале, но отец из раскулаченных, ненадежный, вдруг за кордон убежит. Приказано было отправить нас на Север - в Северо-Енисейский район. Сильно голодали, хлеб выдавали по карточкам - 250-300 граммов на человека. Мама свою картошку нам в интернат отдавала, потому что «дома оставалась». В школу ходили за 20 км, в субботу - домой, в понедельник - в школу, т. к. с обеда учились, в интернат. И так 5-й, 6-й, 7-й классы.

На всю жизнь запомнила я такой случай. С ребятами постарше шли мы, двое пятиклашек, в субботу домой. Голодные, конечно, потому что уже в четверг у всех съестные припасы заканчивались. Дошли мы двое самых маленьких до половины пути, а дальше идти - силы нет. Так ребята постарше развязали свои котомки, вытрясли из них крошки, разделили нам на ладошки. Мы их буквально слизали, и - удивительно - у нас прибавилось сил, до дома дошли. Вспоминая это, я думаю, что вот она - настоящая доброта, доброта людская.

И другое было. Тоже до смерти не забыть. Все ведь были под надзором. Летом можно было подкрепиться ягодами. Старшие сестры тайком наберут ягоду и пробираются домой, чтобы не попасть на глаза коменданту. Ну, а если комендант увидит, высыплет все из посудины да еще растопчет сапогами».

Да, действительно, «линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями - она проходит через каждое человеческое сердце и через все человеческие сердца», как сказал А.Солженицын в р.«Архипелаг ГУЛАГ».

«Кроме налогов заставляли подписываться на государственный займ под зарплату.

В очередной раз отцу нужно было подписаться, но он не стал, отказался. Состряпали дело, объявили врагом народа и увезли в неизвестном направлении...

В Великую Отечественную войну старший брат защищал Родину от фашизма, дошел до Будапешта. Там был тяжело ранен в живот. Награжден медалью «За отвагу», но получить награду сам не успел, прожил после войны только один год. От тяжелой работы послеоперационные швы не выдержали...»

В 1950 году выехали в п.Танзыбей по набору в новый леспромхоз. Мария Ивановна получила высшее педагогическое образование.

Почему это происходило? Как великий народ дал ввергнуть себя в «кошмар взаимоистребления»? Это трудно объяснить. Но пытливые умы хотят знать истину. «Нет, все былые недомолвки домолвить ныне долг велит», - сказал русский поэт А.Т.Твардовский.

Заключение

Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущем в ладу

Всегда хочется понять: почему? Почему так случилось?

Эта попытка осмысления биографических фактов из жизни А.Т. и И.Т. Твардовских позволяет нам глубже понять творчество поэта, почувствовать, какая «трещина мира» (по словам Гейне) прошла через сердце поэта. Горестные впечатления о временах 30-х годов навсегда останутся у нас и от воспоминаний жителей нашего маленького поселка. Сын за отца не отвечает...

А какую на самом деле долю «отец народов» уготовил их детям?! Последняя поэма А.Т.Твардовского «По праву памяти» адресована нам, молодежи. «Вам из другого поколения, - взывал поэт, - необходимо помнить, что история не делится на отрезки, события ее не распределяются по чинам и званиям: каждый отвечает за все, что было, есть и будет»:

Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца!

Эти мысли Александра Трифоновича Твардовского актуальны и сегодня.
Александра Трифоновича Твардовского можно по праву назвать летописцем 20 века, т.к. он писал правду о времени и о себе.

В дальнейшем мы планируем исследовать тему «Твардовские и Сибирь», продолжить переписку с музеем «Загорье». Мы постараемся помнить напутствие поэта:

Если доброй ты души,
Ты на меня не ополчайся
И суд свой править не спеши

Литература:

1. Зальгин Сергей. В слове - душа народа. // Правда, 17.06.1990 г.
2. Пеньков Я. Не отрекаются, любя. // Учительская газета, № 25, 1990 г.
3. Первое сентября. Литература, № 12, 2004 г.
4. Твардовский А.Т. По праву памяти. За далью - даль. Стихи разных лет.
5. Твардовский И. На хуторе Загорье. // М.: Современник, 1983 г.
6. Твардовский И. Страницы пережитого. // Юность, № 3, 1988 г.
7. Чернова Ирина. Этюды к портрету великого поэта. // Первое сентября. Литература, № 11, 2001 г.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»