Дочку назовите Диной!

Дочку назовите Диной!


Выполнила: ученица 11 «А»класса КСОШ №4 Тиханович Татьяна

Проверила: Сизых Надежда Ивановна, учитель КСОШ №4 г Кодииск 2005.

ПЛАН.
1.ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛА ЭТУ ТЕМУ.
2.РАСКУЛАЧИВАНИЕ И РЕПРЕССИИ В КЕЖЕМСКОМ РАЙОНЕ.
3.ИСТОРИЯ СЕМЬИ БУДАНОВЫХ.
4.МЫ БУДЕМ ПОМНИТЬ О НИХ ВСЕГДА

 

Люди старшего поколения всегда интересовали меня. В наш стремительный век они живут в другом временном измерении. Их глаза выражают усвоенный опыт прожитых лет, надежду на то, что их дети и внуки не столкнуться с той не справедливостью ,что пришлось пережить им.И еще, в их глазах память о любимых близких и родных людей, с которыми их развела судьба. Некоторые из них помнят своих отцов очень смутно, другие не видели их никогда, но любили и ждали всю свою жизнь. Мне захотелось изучить историю первой половины двадцатого века, откуда родом были наши дедушки и бабушки, и понять трагедию жизни целого поколения. Так же хотелось разобраться в том, а в праве ли было государство так жестоко обойтись со своими гражданами, какую вину оно ставило им в упрек? были ли они в чем-то виноваты? чтобы ответь на эти вопросы я изучала дополнительную литературу по истории нашего государства в ХХ веке, встречалась с жителями нашего города, работала в архивах, брала интервью. Мне повезло, люди охотно делились со мной своими знаниями, рассказывали историю своей семьи. Наш Кежемский район Красноярского края и в годы царизма был местом ссылки, а в годы советской власти сюда были сосланы семьи кулаков, представители репрессированных народов (немцы, латыши, литовцы, грузины, эстонцы, и т.д)

Вот раскулачиванию и судьбах земляков, пострадавших в дальнейшем от репрессий, я и посвятила свое исследование. Это семья Алешкиных, семья Сизых, семья Будановых.

В судьбе любого человека отражается судьба страны. Как живется человеку и его семье, хорошо или плохо, такова его страна и ее законы. На заре века возникает образ простого русского крестьянина-труженика, каких в России миллионы. Судьбы их повторяются, т.к. Россия у нас одна.

 

Первой волной репрессивных мер государства стало раскулачивание. Наш поселок - Кодинская Заимка появилась в 1930 году, как место обитания спецпереселенцев. В своем произведении «Дети Арбата» Анатолий Рыбаков пишет о том, как спецпереселенцы в районе Кодинской Заимки зимой были высажены в необжитом месте, как пытаясь спастись от холода рыли землянки. У многих в эту зиму, а сосланы были семьями, умерли дети. Вспоминает Екатерина Павловна Алешкина: «Сначала жили в землянках, затем построили из сырого леса бараки. Отец никого из детей не оставил родственникам. Сказал, что если умрем, то умрем все вмести. У нас умерло две девочки, у других тоже умирали дети». Так же на голом месте возник другой «кулацкий» поселок в районе Косой Бык. Надо сказать, что в это время горя было так много у всех, что люди помогали друг другу, поддерживали морально, не выдавали на растерзание властям так называемых кулаков из односельчан, говорили, что у нас таких нет. Но план нужно было выполнятъ, и беднота, которая ходила в активистах заносила в списки наиболее трудолюбивых и зажиточных. В д.Алешкино проживало три брата: Степан Васильевич, Гаврила Васильевич и Иван Васильевич Сизых. Отняв их имущество: три новых срубленных дома, скот, землю, веши - заложили основу Алешкинскому колхозу, а их с семьями выслали на место поселка Косой Бык, на песок. Но и там не пропали труженики. Вырос поселок и крепкий колхоз. И как затем говорила дочь Степана Васильевича, Надежда Степановна Гималетдинова: «Мы снова все нажили, а те кто нас оговаривал, наше сносили и наше съели, и снова стали бедными».Раскулачивались труженики. Лица, занятые в годы НЭПа в частном секторе, кулаки и их дети лишались гражданских прав, становились «лишенцам». Одной записи в документах «сын кулака» и тому подобное было достаточно, чтоб подвергнуться репрессиям. Такую запись имел Алешкин Трофим Павлович. Пытаясь устроить свою жизнь выехал из Кежемского района к родственникам в Читинскую область; кулаком был признан не он, а его отец; но был арестован, направлен на строительство города Магадана. В одном письме, полученном от него родственникам он писал: «На строительство города пригнали нас 10 тысяч человек, все мужчина», а на углах конверта, с внутренней стороны написал: «Осужден на 10 лет». Так и не вернулся он с этой стройки.

Число лишенцев в 1932 году составило порядком 3 миллионов человек. Они лишались не только права голоса, но и жилплощади, медицинского обслуживания, продовольственных карточек, подвергались конфискации имущества.

Вторая волна захватила простых тружеников, не желавшим подчиняться суровым казарменным требованиям.

Кульминация этой волны для деревни пришлась на 1932-1933 г., а городе на 1939-1940 годы (7 августа 1932 г. был принят закон «Об охране имущества»,или «О 3-х колосках»-где за незначительное хищение имущества полагался расстрел.

Третья волна захватила народнохозяйственные, государственные, военные, научно-технические кадры и остатки старой творческой интеллигенции. Обвинения им предъявлялись в основном по пунктам статьи 58 Уголовного кодекса (преступления против государства).По той статье люди могли получить от 5 до 25 лет лагерного заключения, а каждый десятый осужденный в 1936-1938 годах приговаривался к смертной казни.

Количество заключенных в СССР на конец 30-х годов практически не поддается точному исчислению. Большинство исследователей склоняется к цифре 35 миллионов человек. 2166 жителей Кежемского  района ушло на Великую Отечественную войну, из них 932 не вернулось. А по статье 58 «враг народа» было осуждено в районе больше зрелых мужчин-труженников, в расцвете сил, чем взято на войну, не вернулся никто. Сколько жизней и судеб мирных, ни в чем не виноватых людей погубила эта статья. Я внимательно ее изучала и поняла, что в стране существовала крепкая власть и стойкий тоталитарный режим. Контрреволюционные и государственные преступления строго карались законом. Но многие пункты этой статьи были не справедливы. Например, все совершеннолетние члены семьи подлежат лишению избирательных прав и ссылки в отдаленные районы Сибири на 5 лет (ст.58 1в).Но бывали и случаи, когда вся семья арестованного репрессировалась, на этот счет существовали подробнейшие инструкции. В одной из таких инструкций был такой пункт .'аресту не подлежат: беременные женщины, жены с грудными детъми, заразно больные. Но тут же существует поправка. Жены изменников Родины имеющие грудных детей после вынесения приговора немедленно подвергаются аресту. Если они больны, то по выздоровлении также подвергаются аресту. И, кстати, не брезговали и детьми :у головная ответственность за «политические преступления» наступала (вплоть до расстрела) с 12 лет. Какое же преступление мог совершить ребенок в 12 лет? Это только сейчас мы знаем, что эти люди не виноваты, но тогда «клеймо» ставилось очень просто. Это происходило так: Начальник лагерей посылали сведения о необходимом количестве рабочей силы, сведения суммировались в ГУЛАГе, затем областные НКВД ловили столько «врагов народа»,сколько нужно было для плана. Дело доходило до того, что делали заявку на инженера-металлурга, и она выполнялась.

Все это выполнялось крайне выгодно для государства, но страдали невинные люди.

По статье 58 la строго наказывалось недонесение. Миллионы людей пострадали из-за прихоти государства. Вот судьба семьи Будановых.

Буданов Василий Матвеевич он родился 25 марта 1904 г. в далекой деревне в Иркутской области. Сибирские таежные просторы, воспитали паренька трудолюбивым, выносливым, отец обучил его ремеслу плотника, учил, работая не покладая рук, чтобы бал в семье достаток. В семье всегда был кусок хлеба, благодаря их труду. Но как это часто ведется в Истории России спокойная жизнь народа длится очень недолго. Наступило лето 1914 г. и отец Василий ушел на войну, осталось семья без кормильца и все заботы отца достались подрастающему сыну. Пришлось Васе помогать матери кормить семью. С утра до ночи работал он, как мог, помогал матери на сплаве леса и дома по хозяйству. Еле сводили концы с концами, чтобы как-то выжить. Мать женила Василия на девушке из зажиточной семьи. Отец с войны не верну лея, Василий помогал своей матери поднимать брата и сестру. Грянула революция. Многое изменилось в их жизни. Василий окончивший всего 2 класса церковно-приходской школы не мог понять сути происшедшего. Как без царя? что теперь будет? хорошо это или плохо? Сосед Иван Ершов объяснял ему, что теперь лучше жить будем у всех все поровну будет. Как же это? - думал Василий. Вот Петька Игнотенко всегда был нищий, т.к. он работать не любил, поле у него травой заросло и теперь мы с ним хлеб делить станем поровну, долго длилось эта суета, многое не нравилось Василию, не принимала его душа; что с церкви снесен купол и там сейчас местная власть размещается. А тут стали в колхозы сгонять народ, хлеб забирать, весь подчистую. Сложный период коллективизации в стране повлек за собой волнения народа, резулътат этого-репрессии.

Василий присоединился к группе односельчан и они выразили свое возмущение образованной советской властью. За это пятерых извели в Иркутск, в тюрьму, среди них Василий после отбывания наказания Василия вроде смирился. Работал по-прежнему за двоих, излишки хлеба делила с матерью, братом, росла и своя семья. Времена менялись, порядки ужесточались. Страшные времена измены, предательства, доносов. В стране орудует тройка НКВД. Начали массовые аресты неугодных. В 1937 г. осенью снова пришла беда в семью Василия Буданова пришел участковый инспектор Создаев с группой и начал обыску Василия к тому времени было уже двое детей и ожидали третьего. Забрали все, а в протоколе обыска записали: изъяты фотографии, облигации, трудовой договор. Дом, который Василий построил своими руками - раскидали по бревнушку. Восьмилетний сын Степан плакал, кричал когда отцу связывали руки. Василий крикнул жене: если родится дочь, то назови ее Дина. Один уз солдат сильно ударил Степана прикладом, мальчик упал и долго не мог встать.

Разоренной семье пришлось идти в другую деревню за 20 км. к родственникам т.к. дети и жена врага народа не имели права оставаться проживать на прежнем месте. Жизнь стала еще тяжелее. Пришлось пережить неопределенностъ, тревогу об участи мужа, постоянные недоедания, тяжелые труд членов семьи. В 1938 родилась еще одна дочь, а Василий так и не увидел и не разу, потому что 19.02.38. его расстреляли. Только сначала го безвинного мучили и пытали в застенках НКВД. Как должно правительство ненавидеть своей народ, чтоб так жестоко расправляться с ним, уничтожая под корень талантливый трудолюбивый народ. Никто не ответил за те лишения которые довелось вынести семье Марии Будановой, жене Василия, оставшейся с тремя детьми без средств, существуя без жилья, жена кулака, оставшейся с узелком на проселочной дороге. Жить пришлось и в палатке и в под вале, испытали голод и нужду, эти лишения были искусственного созданы властью. Только для чего? кому нужны страдания тысяч семей разлученных и разоренных? Они хотели запугать народ, чтоб беспрепятственно им управлять. Цель Сталиным была достигнута, обществе произошло расслоение: рабочий класс гегемон, крестьянство и интеллигенция. Народ был запуган, семья - ячейка общества, бала разрушена. Народом, собранным в коммунистические бригады и колхозы - легче управлять. Безликое общество маршем шло строить коммунистическое светлое будущее.Для народа была создана красивая сказка о коммунизме, а миллионы невинных людей умные и талантливые были уничтожены в лагерях, стерты с лица земли. Прошли годы, из семьи Будановых осталось только две сестры Евгения и Дина. Мария Буданова умерла от тяжелого непосильного труда на заготовках леса, сын Степан, прожил до 30 лет, будучи инвалидом. А младшая Дина всегда ждала своего отца которого она никогда не видела. В 1957 г. Буданов В.М. был реабилитирован, а 18 октября 1991 года был издан закон Р.Ф о реабилитации жертв политических репрессий. Много пришлось бумаги в разные инстанции Дине Васильевне чтобы ее признали жертвой репрессий, через 10 лет получила она соответствующее свидетельство и 98 рублей к пенсии от государства вместо отца.

А конфискованное имущество вернуть не у далось, т.к. свидетели тех событий почти все умерли. Для большей части репрессированных этот закон вышел посмертно. Большая часть нашего народа это унижение и несчастные семъи, которые несут из поколения в поколение то горе, которое доставила им власть.

Сегодня в нашем городе живут только внуки тех, с кем так несправедливо обошлось государство. Дети тоже уже покинули этот мир, но внуки берегут память о близких. Раны их матерей были так глубоки, и сиротство их было таким горьким, что становится ясно, что эту трагедию они будут помнить всегда, а память близких чтить пока живы сами, а потом пока живы их дети, их внуки. От всех нас зависит, удастся ли России избежать «великий потрясений», удастся ли создать общество, сочетающее свободу и порядок, развитие и стабильность, открытость миру и уважение к себе и своим традициям. Но ничто не приходит само по себе. Мы надеемся, что история, ее верно осмысление помогут всем нам найти пути, ведущие страну к подлинному величию.

Используемая литература:

1. Обществознание пособие для поступающих в вузы РФ/под редакцией доктора юридических наук, профессора М.Н. Марченко.

2. Энциклопедия история России и ее ближайший соседний. 4.3 ххвек.

3. Статья 58 Уголовного кодекса РСФСР.


На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»