Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

История одной семьи. Брюханова Евгения Александровна


Красноярский край Мотыгинский район
п.Мотыгино МОУ МСОШ №1

Учебно – исследовательская работа
«Человек в истории.Россия 20 век».

Авторы:
Учащиеся 10а класса :База Татьяна, Дюрлюкова Анна,  Потапова Инна.

Руководитель:
Жигалова Светлана Вильямовна
учитель физики.

 

Цель работы:
Содействовать формированию духовно-нравственной личности учащихся,
осознающей свои корни, историю и культуру родного поселка.

Задачи:
- Развивать потребность к познанию о жизни, истории района, поселка
- Расширить знания об интересных людях нашего поселка
- Привить любовь к родному краю, его традициям и обычаям.
- Воспитывать гордость за свой район, свой поселок

План

1. Введение.
2.Биография.
3.Из воспоминаний Евгении Александровны Брюхановой
4 . И это все о нем…(воспоминания о брате)
5.Жизнь района в 50-60 годах
6.Из воспоминаний учеников и педагогов

1.Введение.

Мы живем в Мотыгинском районе,который расположен в нижнем течении одной из красивейших рек Сибири Ангары.

История нашего района неотделима от истории нашей страны. Все что происходило в России, всегда сказывалось и отзывалось на нашей малой родине. Не исключением стали и сталинские массовые политические репрессии прошлого века.

Не прошла бесследно и Великая Отечественная война. Из Мотыгинского (Удирейского )района на фронт ушли 8359 солдат,1437 похоронок пришло в наш район.

Много в нашем районе известных людей. Известны они стали по разным причинам. Некоторые воевали и защищали Родину во время Великой Отечественной Войны, другие создавали и создают прекрасные картины.

В нашей школе на почетном месте висят портреты директоров, за все годы Мотыгинской средней общеобразовательной школы №1 . На одном из портретов изображена очаровательная женщина Брюханова Евгения Александровна. Эту милую женщину знают все в нашем посёлке и за его пределами, ее невозможно не знать потому, что всю свою жизнь она посвятила школе и детям (своим ученикам).

2.Биография

Годы Жизнь
1937-1940 Красноярское педучилище им. А.М. Горького. Аттестат отличный.
1940-1942 Ленинградский пединститут им. А.И. Герцена. Команда связи МПВО. Медаль за «Оборону Ленинграда».
III-IV-1942 Эвакуация по «Дороге жизни» в Кисловодск».
IX–1942–I–1943 Северный Кавказ, жизнь в оккупации.
VI-1943–VIII–1948 Учитель МСШ
1948-1950 Красноярский пединститут. Член общества «Знание».
1950-1954 Инспектор и заведующий Удерейским РОНО.
1954-1964 Завуч Ю.Енисейской школы. Делегат IV краевого съезда учителей.
1964-1978 Директор Мотыгинской школы №1. Депутат райсовета. Орден Трудового Красного знамени.
1978-1984 Завуч, учитель, воспитатель интерната ЧПД. Делегат II-го съезда женщин края.
1984-1991 Руководитель краеведческого музея МСШ№1. Делегат учредительной конференции краеведов.
1991-1996 Директор Мотыгинского народного музея. Секретарь районного совета ветеранов
1996… Лектор-экскурсовод Мотыгинского краеведческого музея.
2010 Похоронена в Москве.

3.Из воспоминаний Е.А.Брюхановой

Родилась Евгения Александровна в 1923 году в Богучанском районе, совсем маленькой переехала в Мотыгино. В 1937 году окончила Мотыгинскую школу и поступила в Красноярское педагогическое училище им.Горького.

В 1940 году я с отличием закончила Красноярское педучилище и была направлена для продолжения образования в Ленинградский пединститут имени А.И.Герцена. С 1940 по 1942 годы училась в Ленинградском педагогическом институте им. А.Герцена.

День 22 июня 1941 застал меня в публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова- Щедрина. В читальный зал вошел человек в морской форме и сказал, что в 12 часов дня В.М. Молотов объявил по радио начало войны.

В первые месяцы немецкого наступления всем студентам пришлось выехать на рытьё противотанковых окопов. Вместо трех дней, как обещали, нам пришлось трудится 21 день. Полуголодные ребята и девчата знали, что врага можно остановить только сообща. Когда отцы и братья стреляют по врагу, в тылу льют пули, готовят снаряды, делают танки и самолеты, а молодежь, оставшаяся в городе, тоже должна вложить силы в общее дело.

Как все Ленинградские студенты, в течение десяти месяцев я получила военную специальность связиста и до эвакуации в марте 1942,была командиром отделения связи (местной противовоздушной обороны). 9 сентября 1941 года началась блокада, которую сняли только 27 января 1944 года.

Во время воздушной тревоги ,если наше отделение было дежурным , мы поднимались на крышу главного корпуса, где был пост №1 и передавали в штаб, где упали зажигательные и фугасные бомбы, тушили или сбрасывали с крыши зажигалки.

Весь Ленинград был у них, как на ладони. Всю зиму студенты продолжали занятия, несмотря на то, что многие умирали от голода и болезней. Умер на улице ректор института, отказавшийся от первоочередной эвакуации, так как не мог бросить студентов. Умер от голода декан педагогического факультета. Какая же сила духа была у тех людей, что в немыслимых на сегодняшний день условиях они продолжали учить и учиться, верили в победу, верили в будущее. Когда замкнулось кольцо блокады, и погибли в огне Бадаевские продовольственные склады, в городе начался голод, была введена суточная норма – 125 граммов хлеба. Тем, кто принимал участие в оборонных мероприятиях, выдавали дополнительный паек- плитку жмыха и плитку столярного клея, из которого умельцы варили студень, по осени в столовой ели суп из хряпы ( листья овощей) и дуранды (жмых).Евгения Александровна говорит, что ничего вкуснее того студня в жизни она не ела.

Воду приносили из Мойки, не было света, не работала канализация, общежитие не отапливалось.

Так как я ехала из Сибири, мама положила мне (несмотря на мое сопротивление) в чемодан валенки, в которых мы по очереди стояли, чтобы отоварить карточки на хлеб, снег так за ночь на них и не растаивал. Зима была суровая, мороз -350С, теперь в это трудно даже поверить.

Несмотря на трудности, нам читали лекции в своих аудиториях. Мы сдали сессию 1942 года и стали готовиться к эвакуации. К тому времени, когда сообщили о том, что студентов будут эвакуировать, некоторые подруги Жени уже умерли с голоду. Но были и счастливые случаи. Студентку Тасю Жук, как вспоминает Евгения Александровна, посчитали умершей и оставили в общежитии, чтобы потом забрали санитары. Но первым Тасю обнаружил её друг, который вывез подругу в военный госпиталь и таким образом спас. Каково же было удивление Евгении, когда она получила от Таси письмо из Казахстана и узнала, что девушка осталась жива. При росте 1,7 метра Женя весила 41 килограммов.

18 марта 1942 года вывезли нас полуживых по Дороге жизни через Ладогу на автобусе. Начался очередной артобстрел, и идущий впереди автобус на глазах у остальных провалился под лед и затонул вместе с ребятами из медицинского вуза. В хороших теплых вагонах студентов отправили в сторону Кавказа, в Кисловодск. Ехали почти месяц, по дороге нас кормили, оказывали медицинскую помощь и снимали с поезда тех, кто заболел сыпным тифом.

Там, в санатории НКВД, стали кормить понемногу, так как при дистрофии сразу много давать пищи нельзя. У Евгении было крепкое сибирское здоровье, и она скоро поправилась. Впрочем, девчата были молоды, организм их быстро преодолевал все трудности. Чтобы как-то заработать себе на еду (уже после санатория), стали работать в колхозе. А тут пришли немцы, началась оккупация. На квартиру, где жили девочки, поселился немецкий офицер Алоис (фамилию не помнит). Вроде бы не притеснял, но однажды сказал: «В Ленинграде вы всех кошек и собак поели, вот и выжили…» Одна из девчат, Ира, закричала, что это неправда. Тогда Алоис стукнул своим стеком (плетка со свинцовым наконечником) по столу. Девочки испугались, что немец разозлился, и потом долго не пускали Иру на работу, чтобы она не показывалась фашисту на глаза. Оккупанты стали отбирать у советских жителей паспорта и обменивать их на немецкие аусвайсы. Но девчата решили ни за что не отдавать свои паспорта. Очередь к коменданту вставали в конец её, и когда подходил их черед, они не успевали сделать обмен, но им давали справку, что они на обмене были. Однажды на рынке в Кисловодске, куда девочки ходили продавать собранные в мешки сучья (на дрова), немцы сделали облаву. Построили узкий коридор и стали пропускать людей по одному, проверяя есть ли аусвайсы. Спас девчат один из кавказцев, который быстро подъехал к ним на большой телеге, крикнул, чтобы прыгали к нему, а потом на всем скаку проехал мимо поста (кавказцев немцы не проверяли).

Еще был случай, который запомнился Евгении Александровне на всю жизнь. Шли они по полю, и вдруг над головами появилась немецкая «рама» (самолет-разведчик). Девчонки бросились к ближайшему лесочку укрыться. «Рама» улетела. Они снова пошли, и снова появился самолет, как будто немецкий ас решил поиграть в «кошки-мышки». Тогда комсомолки гордо встали посреди поля, чтобы достойно встретить фашистские пули. Но удивительно, летчик отчего-то не нажал на гашетку. Покрутился над замерзшими в страхе девчатами, и им даже показалось, что качнул крылом. Самолет был так близко, что Женя успела разглядеть белокурые волнистые волосы, огромные очки летчика и краги на руках. Видимо, Бог им помог, так считает, Евгения Александровна.

Потом довелось Евгении и ее подруге встречать наши войска. Первыми, в городок где они жили, вошли советские танки. И все самое лучшее, что могло быть у ограбленных оккупантами жителей, поставили на стол для наших воинов. Девчата дали родным телеграммы и вскоре поехали домой. Конечно, то, что они были в оккупации, хоть и сохранили паспорта при строгом тогдашнем военном режиме, наложило отпечаток на их дальнейшую судьбу. Но подруга Евгении Александровны Людмила Олишевская после войны вернулась в Ленинград, окончила институт, начала работать.
В июне 1943 года я вернулась домой и начала свое педагогическую деятельность, которая продолжалась до 1999 года. Награждена орденом трудового Красного знамени, ветеран войны и труда, медалями: «За оборону Ленинграда», « 60-летия снятия блокады» и др.

4.И ЭТО ВСЕ О НЕМ…

В истории нашего государства были и такие события – как трагедия моего брата…

Известно, что заселение Нижнего Приангарья началось в 17 веке, но Ангарцев не призывали в армию: первый призыв был в 1922 году и призывниками были мой отец Пономарев Александр Дмитриевич. А брат Николай был в последнем призыве на войну юношей 1926 года рождения в мае 1944 года. Они написали экзаменационное сочинение 20 мая, а 24 мая их баржу- катер «Раздольстрой» увозил в Красноярск, в это же время ехали парни из Богучанского и Кежемского районов.

Перед глазами такая картина. Мальчишки стоят на барже и поют «Прощай, любимый город…», а на берегу, в основном женщины: «Куда же вас таких молоденьких увозят…». В Красноярске они жили в палатках, строили понтонный мост через Енисей, так и решалась судьба, куда их определить: брата определили в авиацию, о которой он мечтал с 12 лет. Как это было?

Первый гидросамолет совершил посадку весной 1938 года на Ангаре в районе Раздолинской пристани. Ученики из здания старой школы почти скатились с горы и оказались у «диковины» - самолет видели впервые и , как вспоминает брат, впервые попробовали виноград. Так зародилась мечта стать летчиком. Кстати, первый аэропорт был на месте теперешнего пляжа , на якоре была привязана бочка, к которой швартовали гидросамолет, была запруда, в которую заводили самолет, если он оставался на ночь. На берегу был выложен знак- полотенце буквой Т, на Красной горке, на столбе висел длинный мешок, который надувался ветром и указывал гидросамолету, с какой стороны заходить на посадку: контора авиапорта была на месте автобусной остановки, когда поднимаешься от «Зари» на берег, на берегу была избушка для сторожа и небольшой слад горючего. После 9 класса брат летом работал сторожем и еще больше влюбился в самолет.

После службы в авиации с 1944- 1950 годы он закончил три летных учебных заведения: Ленинградскую школу пилотов, эвакуированную в Иссык – Куль Омской области, где впервые в 18 лет самостоятельно поднял в небо самолет У- 2 , который в войну ласково называли «кукурузник» - ночной бомбардировщик. Потом было Сталинградское авиационное училище, эвакуированное в Кустанай, затем Омское авиационное училище бомбардировщиков. Здесь он освоил самолет УТ- 2; СБ (скоростной бомбардировщик) и ПЕ – 2 (конструктор Петляров) - пикирующий бомбардировщик- главный бомбардир Великой Отечественной войны.

Есть у брата фото, на котором 82 курсанта в лейтенантской форме , в центре начальник училища генерал- полковник Пристром, но звания брату не присвоили, и еще на год службы в пехоту, тогда стройбат не называли, это была страшная трагедия, спас его командир части, куда его направили дослуживать. Герой Советского союза Кибель Иван Андреевич 1922 года рождения, уроженец Иссык – Куля, он по-отечески опекал его, хотя он работал на строительстве радиостанции и рытье котлованов для прокладки кабеля.

Брат рассказывал: «Я посадил самолет, получил оценку «хорошо», подходит ко мне начальник штаба и приглашает назавтра на беседу. Всю ночь я не спал, думал, в чем же провинился? И утром разговор: «Вы скрыли свое происхождение, ваши родители, дед, дядя были раскулачены». Изумлению моему не было конца. Я никогда ни про какое раскулачивание не слышал». Старшее поколнение помнит, что в те далекие времена не только говорить об этом никто не смел, но даже думать. В Богучаны направили лейтенанта, и он, действительно, подтвердил факт раскулачивания. А брат – то тут причем?! Что по жизни он помнил и знал? В год раскулачивания ему было три года, он был с мамой на поселении в Чунаяре, потом семья оказалась на фактории Горбылек уже в Удерейском- Мотыгинском районе, помнит только, что тунгус (эвенк) возил его на олене. Затем семья оказалась в Южно- Енисейске на Конном дворе, а с 1934года наша семья жила в Мотыгино, отца перевели на сенной склад, где прессовали сено для лошадей, которые перевозили дрова к паровым драгам- фабрикам золота. С квартирами тогда в Мотыгино было туго, и мы сначала жили в прирубе у Садобоких, потом оборудовали освободившуюся стайку, у Андреевых и, когда в ней поставили второй пол, брат, восьмилетний мальчик, приплясывая, напевал: «Отжила Марусина корова, теперь мы будем жить». Так мы и жили, пока не приобрели дом на ул. Советской, один столб ворот еще жив. Так и жил он, никуда не выезжая из Мотыгино до призыва в армию. Но что самое поразительное в этой трагедии – эта формулировка причины отчисления из училища: «Курсанта Брюханова Николая Александровича 5 классного отделения 3 авиаполка отчислить по социально-политическому несоответствию! Можно это логически осмыслить? Конечно, нет! Отец- бывший «кулак», четырежды раненый, гордился. что мечта сына сбылась, а его за «сокрытие» социального происхождения отчислили от мечты.

24 мая 2009 года брату будет 83 года, но он теперь при разговоре и воспоминаниях об этой трагедии уже по-старчески плачет. Дальнейшая судьба его сложилась успешно. Москву он завоевал: живет в ней с 1950 года. Сначала закончил Московский политехнический с дипломом техник – энергетик; потом Московский энергетический институт- инженер – электрик. Работал зам. начальника производственно- технической службы «Мосэнерго». С 1969- 1676 годы – директор Московского завода «Физэлектроприбор». Когда завод освоил производство лингафонных кабинетов, то по разнарядке министерства просвещения в Красноярский край направлено 5 кабинетов, по его личной просьбе добавили еще один кабинет, который через главенпрос, был направлен через Крайоно адресно в Мотыгинскую СШ №1, в которой он учился, а я в те времена была директором.

После объединения заводов он был заместителем генерального директора Московского промышленного объединения «Мосэлектроаппарат» по кадрам и быту, Гордится: в это время был построен дом для квартир 85.

После выхода на пенсию работал в охране института им. Склифосовского. Служил России Верой и правдой с 1944 по 2006 годы-62 года. Историю делают люди- не боги, и память о них мы должны сохранять!
Наша Мудрая мама уже много лет спустя , кода в Москве у брата все сложилось: карьера, семья, квартира, машина, дача и сын, говорила: «Хорошо, что тебя из летчиков исключили, а то может теперь бы уж погиб где–нибудь». Как потом выяснилось, что именно многих выпускников училища направили служить на Курильские острова, ближе к Америке в бомбардировочную авиацию дальнего действия, и многие из них погибли. Мама утверждала, что все в воле Божьей, все, что не делается, все к лучшему, только не сразу это видно, еще она подсчитала, что он подряд учился 23 года, 10 лет- школа, 2 года- техникум, 6 лет- институт, 5 лет- летные учебные заведения.

Среди своих наград брат особенно ценит: «Медаль за победу над Германией», «800- летие Москвы», знак «Отличник народного просвещения», которую он получил в 30- летнюю годовщину завода.
Я очень люблю своего брата и благодарю Господа, что он сподобил нас вместе с сестрой в старости жить в столице нашей Родины- Москве и иметь возможность каждое утро слышать его голос, а если позволяет здоровье, и встречаться.
Москва. Май 2009 года.Е.Брюханова.

5.Воспоминания о далёких 50-60 годах…

Давно известно, что молодость живет надеждами, а старость -воспоминаниями. Мне захотелось перелистать несколько страниц истории нашего района - 50-е годы, когда в социальной сфере руководителями были женщины, вспомнить о них, что они сделали для района, что вошло в жизнь с их подачи. Им было за 30, были они молоды, красивы, умны и успешны. Сначала о том, что было в экономике? Это был период стабильного развития промышленности и сельского хозяйства в районе. 22 драги - плавучие фабрики золота - успешно пополняли золотой запас государства; единственный в стране Раздолинский комбинат, плавил сурьму – стратегическое сырье; Первомайская сплавная контора была ведущим лесным предприятием Красноярского края; геологи Ангарской экспедиции вели активную разведку полезных ископаемых не только в своем районе, крае, но и за рубежом.

Совхоз «Решающий» и приангарские колхозы сеяли пшеницу, ячмень, овёс, а на островах был высокий урожай овощей, поголовье крупного рогатого скота, птицы и свинофермы. Помощь в уборке урожая оказывали учащиеся старших классов средних школ Ю-Енисейска, Раздольного и Мотыгино. Были еще две особенности в жизни района: строительство объектов соцкультбыта и участие в жизни района ссыльных, которые прибыли на поселение без срока после тюрем и сталинских лагерей.

Они работали в здравоохранении, образовании, культуре.Руководили художественной самодеятельностью и сами выступали как артисты, а академик В. Я Вовси с девятиклассниками Ю. Енисейской школы впервые познакомил жителей посёлка с двумя видами капусты: брюссельской и кольраби, которые они вырастили на территории техснаба.

Что было построено в эти годы?

Строительство велось по большей части и методом «народной стройки», в организации которой и выступали женщины, как вдохновительницы школы: Первомайская средняя с кабинетной системой преподавания; семилетки и восьмилетки: Мотыгинская АГРЭ, Нижнеангарская(Усово), Попутнинская, Кукуйская, Подкаменная, Бельская; начальные школы: Листвяжинская, Татарская ГРП, Бурновская; школьные интернаты в Мотыгино и Ю-Енисейске, в которых в последствии проживали до 120 учащихся из поселков золотой тайги и деревень Нижнего Приангарья.

Раздолинский Дом Культуры с паркетным полом в танцевальном зале, духовым оркестром, вход в фойе украшала картина до потолка «Теркин на привале» написанная Акциновым Аркадием Всеволодовичем, выпускником Парижской академии художеств, прибывшем на поселение с семьёй, он преподавал рисование в школе и во многих семьях в районе остались картины и портреты, выполненные им и его женой, поэтессой и художницей. После реабилитации они доживали в Чебоксарах и уже оттуда передали в наш музей материалы и картины в дар, оба получили звание народных художников.

В Раздолинском Доме Культуры проходили районные смотры художественной самодеятельности. Вспомнились смотры 1954г, на котором коллектив Нижнеангарска представил оперу «Наталка-Полтавка», а Ю.С Одинокина солировала в женском ансамбле песней «Вы слыхали, как поют дрозды?»

В мартовские каникулы здесь проводились слёты десятиклассников, перед которыми выступали представители разных профессий с целью профориентации, а сами десятиклассники соревновались на лыжне, волейбольной и баскетбольной площадках, самодеятельности. В заключение-бал, обязательным танцем – вальс, чудесная картина: юноши в строгих костюмах, девушки в парадной форме тех лет: коричневое шерстяное платье и белый фартук, плыли, как лебедушки.

Спортом увлекались все, особенно любили лыжи и футбол. Были построены стадионы в Южно-Енисейске(Зенин.Г.И-начальник милиции), Раздольном( Мамелов А.В-директор комбината), Мотыгино( Каверзин Н.С-председатель поссовета) я назвала эти фамилии не только потому, что они руководили этими стройками, а потому ,что они лично подборными лопатами выровняли футбольное поле, будучи сами заядлыми футболистами. В район баскетбол впервые внедрил в Раздольном Булатов А.А, актёр из Латвии. Проводились районные соревнования школьников по зимним и летним видам спорта, районные слёты пионеров, тимуровцы помогали пенсионерам и ветеранам. На высоком берегу, красавицы Ангары был построен пионерский лагерь «Гребень», где ребята отдыхали два сезона, проводилась военно-спортивная игра «Орлёнок».

Многие женщины и те, о которых пойдет рассказ, начинали свою творчески-профессиональную деятельности в 50-е годы, много лет проработали в районе, некоторые и до пенсии и даже ушли в мир иной здесь же, они заслужили любовь и уважение, труд их был оценен и наградами.

В 1989г в районе отмечали 150 лет золотодобыче. В специальном буклете были помещены воспоминания заслуженного врача РСФСР Юлии Серафимовны Одинокой, с цитатой из этого плаката я начну свой рассказ о женщинах 50-х.

«Суровым был январь 1952года. Морозы доходили до -50градусов, я после специализации была направлена в Удерийский район врачом-окулистом. Транспорта не было, поэтому до райцентра Ю-Енисейска пришлось добираться грузовой машиной, это в -45 градусов. Меня устроили в кабину, а человек 20 ссыльных - в кузов. Коллектив районной больницы в основном состоял из ссыльных врачей, грамотные, прекрасные специалисты, они учили нас, двух врачей, только что окончивших институт,- институту жизни. Главным учителем был хирург Саид Ибрагимович Гулиев, впервые самостоятельно оперировать я стала с ним. Он дал мне скальпель в руки, говоря, что этот острый инструмент не должен ранить больных, а только лечить. И этот завет я помню всегда. Для оказания медицинской помощи выезжали на лошадях: летом верхом, зимой на санях.

Трудное было время, но молодые люди ходили в клуб, устраивали вечера, принимали активное участие в художественной самодеятельности, занимались в театральной студии. Молодость прошла среди людей смелых, творческих, трудолюбивых».

Районный педиатр Гожева Мария Андреевна была награждена Орденом Ленина за то, что в районе совсем не было детской смертности. Заслугой зав.Роно Брюхановой Е.А. признавались безусловное выполнение закона о всеобуче: все дети школьного возраста сидели за партами, а школ было 42. На базе Ю-Енисейской школы был открыт филиал Черногорского горного техникума, начал свою работу совет РОНО, методическая работа осуществилась через КМО (кустовые методические объединения) при средних школах работали университеты для родителей, проработала в просвещении и культуре 55 лет, награждена Орденом Трудового Красного знамени, почетный гражданин района.

Стеблева Анастасия Тимофеевна вместе с геологом Глазыриным Ю.А открыли Горевское свинцово-цинковое месторождение. Герой социалистического труда , почетный гражданин района.

Неверова Екатерина Семёновна – райздравотделом ,организовала выезды бригад врачей перед началом учебного года по населенным пунктам с целью диспансеризации детского и взрослого населения.

Перфильева Зоя Иннокентьевна – руководила в районе комсомолом и спортом.

Анна Александровна Шиманоковская заведовала отделом культуры.

Потапова Августа Васильевна – зубной врач, много времени проводила в командировках, по графику оказывая помощь всем, кто в ней нуждался.

Самотик Нина Сергеевна – управляющий Госбанком, всегда с пониманием относилась к просьбам и оформлению банковских документов.

Черепанова Лидия Ильинична – главный ветеринарный врач в районе, участница сталинградской битвы, по-военному организовала эту службу, объезжая объекты верхом на лошади или в санях, а иногда и пешком.

Как вспоминала Юлия Серафимовна, что пассажирского транспорта не было, поэтому в командировки по контролю и оказанию помощи работникам просвещения, здравоохранения, приходилось ездить на лошадях, ходить пешком, ездить в кузовах грузовых машин. Зимой для таких поездок выдавали специальный набор одежды и обуви. Поверх зимней одежды одевали доху из собачьих шкур или тулуп из овчины длинный до пола, с большим воротником; на валенки-тараи – стеганные на вате бахилы. Непросто было в такой амуниции забраться в кузов. Святая память и вечный покой ушедшим в мир иной ,живущим – такие стихи:

Если нет от старости лекарства
И её нельзя заговорить,
Научись и каждой каплей жизни дорожить.
Давайте освоим ещё и эту науку.
Храни вас Господь!
Москва. Февраль 2007г Е. Брюханова.

6. Из воспоминаний учеников и педагогов

В музее мы обнаружили интервью комсомольцев МОУ МСОШ №1 с Евгенией Александровной.

- Представьтесь пожалуйста.

- Брюханова Евгения Александровна секретарь партийной организации школы, ветеран труда.

- С какого кода Вы член КПСС?

- С 1967 года.

- Имеете ли Вы награды?

- Награждена орденом Красного знамени.

- Какие черты характера в человеке вы считаете определяющими?

- Доброта, принципиальность, целеустремленность, порядочность.

- Ваше представление о счастье.

- Быть нужным людям.

- Ваше любимое занятие.

- Чтение книг.

- Что вам не нравится в современной молодежи? Каким должен быть молодой человек Ваш современник?

- Равнодушие, необязательность, увлечения модной одеждой и иностранной музыкой (значение слов которых не понимают). Современник должен быть: идейно убежденным, знающим своё дело, любящим труд, заботящимся о родителях, горячо любящим свою Родину.

- Содержание каких книг, по Вашему мнению, должен обязательно знать молодой человек?

- «Овод» (Войнич); «Как закалялась сталь?» (Островский); «Война и мир» (Толстой).

- Кто является вашим идеалом? С кого Вы взяли пример в жизни?

- Моим идеалом является В.И. Ленин, примером для меня были мои учителя: Садовский Дмитрий Вениаминович, Михалковская Клавдия Францевна, - которые привили любовь профессии учителя и научили работать.

- Какие недостатки в работе комитета комсомола школы вы видите?

- Комитет и в целом комсомольцы школы не являются хозяевами школы. Для оживления комсомольской работы и самоуправления школы надо: дать каждому общественное поручение по его силам и возможностям, научить выполнять общественное поручение, отчитываться о работе перед комитетом комсомола.

- Какие пожелания пионерам и комсомольцам школы у Вас имеются?

- Пожелание: Оправдывать звание юного ленинца, работать над девизом «Революционный держим шаг». Стать достойным уважения социалистической Родины.

Совсем еще молодой девушкой Евгения Александровна вернулась в п. Мотыгино. С 1943 по 1948 годы преподавала в средней школе. Работая учителем русского языка и литературы, она сразу обратила на себя внимание. Ребята запомнили её как мастера своего дела. Своими интересными рассказами она уводила всех в страну литературных героев. Ученики так и вспоминают, что не хотелось уходить с уроков, а хотелось сидеть и слушать её ровный, мягкий голос.

С 1948 по 1950годы Евгения Александровна училась в Красноярском педагогическом институте. С 1950 по 1954 годы работала инспектором, а затем и заведующем Удирейским РОНО. С 1954 по 1964 годы Евгения Александровна была завучем Южно- Енисейской средней школы. Была делегатом краевого съезда учителей.

Вряд ли найдется такой человек, который так или иначе не был бы связан с ней. Это и коллеги по работе, общественной жизни, ученики, их родители, соседи, друзья. И все они могут вспомнить о Евгении Александровне только хорошее. Таким замечательным человеком она была.

Как человек она была талантлива, с добрым, чутким сердцем. Умела хорошо петь, знала наизусть многие поэмы, лихо плясала «Цыганочку». Сейчас многие жители нашего района вспоминают ее житейскую мудрость и нужные советы в трудной ситуации.

С 1964-1978годы Евгения Александровна была директором Мотыгинской средней школы №1. Ее отличали твердость и настойчивость, умение видеть работу каждого учителя, каждого ученика, бесконечная увлеченность работой, умение отстоять интересы коллектива, если складывалась трудная ситуация. Все ниточки школьной жизни сходились в ее руках. У нее можно было научиться многому: умению общаться с человеком, интеллигентности, материнской заботе о каждом. Для нее школа была больше, чем жизнь. Умение мыслить масштабно делало ее решения весомыми для всего поселка и района.

Это она создала в Мотыгино музей и 1991-1996годы работала директором Мотыгинского народного музея. Про каждый экспонат она могла говорить часами, так как жизнь знала не поверхностно, а изнутри. Сама садилась за ткацкий станок и свободно ткала половик. Ангарский диалект знала в совершенстве, и если надо было заговорить с земляками о прежней жизни, использовала знакомую для них речь. Это приводило в неописуемый восторг старых людей.

А сколько у нее было друзей, всех трудно перечесть. Каждому находила нужное слово, чтобы подбодрить или утвердить в каком-то решении.
Евгения Александровна за свою жизнь получила большое количество наград: орден Трудового Красного знамени, медали, Почетные грамоты. По всей стране разъехались ее бывшие ученики, которые с трогательной благодарностью вспоминают ее.

Выйдя на заслуженный отдых, Евгения Александровна уехала в Москву, но почти ежегодно она приезжала в Мотыгино. Она скучала по родным местам, по друзьям. В каждый приезд с любовью обходила дорогие сердцу уголки родного поселка, обязательно купалась в Ангаре. Два года назад в свой последний приезд в Мотыгино, как будто чувствуя, она прощалась со всеми, побывала в Южно – Енисейске, в Раздолинске, в Решающем. Обошла всех друзей , побывала в школах ,в музее и, уже отъезжая, вышла из машины на Красной горке и поклонилась на все четыре стороны.

Мы, ее коллеги, всегда чувствовали ее заботу, ее присутствие в любом начинании, и эта потеря для нас безмерна

Память о светлом Человеке, Брюхановой Евгении Александровне, останется навсегда в наших сердцах.

Коллектив Мотыгинской средней школы №1

Евгения Александровна всю свою трудовую жизнь посвятила образованию детей в Мотыгино. И работала так, что стала образцом трудолюбия, жизнестойкости для мотыгинцев.

Это очень важно, когда человек помнит историю - своей семьи, своего рода, своей страны. Не только светлые , счастливые моменты, но и печальные, порой трагические . Ведь именно на таких трагических примерах понимаешь, как много было сделано до нас, какой ценой, подчас ценою крови и жизни, достигалось величие и единство большой территории под именем Россия.

Мы можем видеть события, происходящие сейчас в стране по телевизору: это и война в Чечне, и трагедии терактов. Великая Отечественная война была давно, но это тоже незабываемая трагедия для всего народа и для каждого человека. Слезы и жалобы на судьбу тогда мало могли помочь. В то время нужно было всем советским людям встать стеной против общего врага. И люди стояли: старики, дети, женщины – в тылу, а бойцы – на фронте Мы считаем что молодежь не должна забывать о прошлом ,чтобы такое больше не повторилось.

Ученики 10 а класса МОУ МСОШ №1


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»