Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

История одного портрета


Красноярский край Ачинский район,
пос. Ключи,
МОУ Ключинская средняя общеобразовательная школа

Исследовательская работа по теме:
«История одного портрета»

Выполнила: Корх Светлана Валерьевна
ученица 9 класса

Руководитель: Легких Моника Викторовна, учитель истории и обществознания Ключинской СОШ

Ачинский район, 2010

Содержание

1.1 История первая «Владелец портрета»
1.2 История вторая «Место создания портрета»
1.3 История третья «Автор портрета»
1.4 История четвертая «Лицо на портрете»
Заключение
Список литературы

Введение

В семейном альбоме моей прабабушки Эммилии я обнаружила необычную находку. Это портрет ребенка, выполненный на холсте, настоящими маслеными красками по всем правилам. Эта находка породила у меня массу вопросов:

Задача мне показалась трудной, ведь прабабушки уже давно нет в живых, но вдвойне интересной, т.к. это касалось моей семьи.

Эта тема не просто заинтересовала меня, и я решила посвятить своё исследование «тайне семейного портрета».

Никто в моей семье ответить на мои вопросы не смог, и я обратилась за помощью к своему сродному деду Маркгердт Виктору Фридриховичу. Он в данное время самый старший из моих родственников. К тому же, он сын Эммилии.

Целью исследования: через историю одной вещи (портрета) показать историю семьи и целого народа.

Задачи:

- выяснение происхождения предмета исследования (время и место) – портрета.
- установить автора портрета
- выяснить – кто изображен на портрете
- проследить хронологию событий в истории данной вещи
- установить связь портрета и моей семьи

Объект исследования судьба семьи Маргерт

Предмет исследования: история портрета

Методы исследования:
• Конкретно-исторический метод
• Интервьюирование
• Проведение аналогий

Источниковую базу работы составляет материалы личного происхождения, в основном это воспоминания членов моей семьи.

В семейном альбоме моей прабабушки Эмилии я обнаружила необычную находку. Это портрет ребенка, выполненный на холсте, настоящими маслеными красками по всем правилам. Эта находка породила у меня массу вопросов. Если это портрет, то почему он не в рамочке и не висит на стене, а хранится в семейном альбоме? Кто изображен на этом портрете? Кто автор этого произведения искусства?

Никто в моей семье ответить на мои вопросы не смог, и я обратилась за помощью к своему сродному деду Маркгердт Виктору Фридриховичу. Он в данное время самый старший из родственников. К тому же, он сын Эмилии.

Здесь меня ждал сюрприз. Дедушка поведал мне, что на портрете изображен он. Более того, он нашел фото, с которого был нарисован этот портрет, и фото автора портрета.

Мне не терпелось узнать историю этого портрета… Но то, что я узнала, поразило меня до глубины души.

История первая «Владелец портрета»

Владелицей портрета оказалась моя прабабушка Маркгердт Эммилия Генриховна (23 июня 1914 года рождения).

Детство и юность ее прошли на берегу красавицы Волги, в селе Красный Яр, Саратовской области, где мои предки проживали в течение нескольких веков (Приложение 2 Воспоминания Бережной (Маргерт) И.Г.).
Согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 г. немецкое население Поволжья и других регионов обвинялось в пособничестве врагу и укрывательстве германских шпионов и высылалось из Поволжья за Урал. «На сборы нашей семье дали 15-20 минут. Взять с собой разрешили только самое необходимое: еду и одежду. Разрешалось 30-36 килограммов на человека. Все остальное имущество, нажитое с таким трудом, погреб с только что собранным богатым урожаем, орудия труда, родная скотинка, осталось в родном доме» (Приложение 2 Воспоминания Бережной (Маргерт) И.Г.).

На имущество и дом им была выдана расписка на клочке бумаги, написанная карандашом, без подписей и печатей, она до сих пор хранится в нашей семье (Акт о конфискации имущества семьи Маргерт 21 сентября 1941г.
Село Красный Яр, Поволжье.
). Со слезами на глазах, с семьей среднего брата, сестрой, больной матерью и годовалым сыном на руках, с узелками в руках, Эммилия отправилась в Сибирь.

«Семья наша попала в деревню Каменка. Поселили нас в бараке 14-16 человек. Местные жители встретили нас как фашистов, за людей не считали, но были и те, кто помогал прокормиться первое время. Было очень трудно, а главное обидно и унизительно. Без разрешения нельзя было никуда отлучиться, всех поставили на учет в комендатуре г. Ачинска. Попасть в город можно было только по увольнительной»  (Приложение 1 Воспоминания Маркгердт В.Ф) - вспоминает Маргерт В.Ф.

Весной 1943 года, когда сыну Виктору исполнилось 3 года, прабабушке пришлось расстаться с семьей: ее забрали в трудармию. Ей ничего не удалось взять с собой кроме маленькой фотографии, на которой была изображена она с сыном. Под городом Стерлитамаком она вместе с другими женщинами работала на лесоповале. И здесь случилась беда. Когда грузили лес в вагон, огромное бревно упало на ногу прабабушке и сильно поранило ее. Она долго лечилась и затем свой срок дорабатывала на кухне поварихой (Приложение 1 Воспоминания Маркгердт В.Ф).

Фото, с которого нарисован портрет. Эммилия и сын ВикторКогда вернулась домой, то уже не застала в живых маму, с трудом узнала сына, которого оставила десятилетней сестре Марии.

История вторая «Место создания портрета»

Почему прабабушка оказалась в трудармии?

10 января 1942 г Государственный Комитет обороны принял Постановление о мобилизации в рабочие колонии всего мужского населения в возрасте с 17 до 50 лет и женского с 16 до 50 лет из числа депортированных немцев. Женщины, имевшие детей в возрасте до 3 лет, имели отсрочку (Указ о мобилизации в трудармию ). Всего за годы войны в эти лагеря было согнано около полу миллиона мужчин и четверть миллиона женщин. Около полумиллиона из них погибло. В этих концентрационных трудовых лагерях их вначале «убили морально», объявив врагами советского народа, а потом методично убивали физически. Все работы выполнялись вручную. Основными инструментами были лопата, кайло, двуручная пила, лом, тачка или носилки. Официальный рабочий день длился 12 часов, фактически – 13-14.

Суточное питание, при условии выполнения нормы, состояло из 600гр. хлеба, больше похожего на глину, и поллитра баланды с рыбьими головами. Сил при таком режиме хватало на 3-4 месяца. Люди гибли, как мухи. Похоронные лагерные команды не успевали зарывать трупы. Фронт работы: - лесоповал, урановые и никелевые рудники, угольные и соляные шахты, строительство железных дорог. По окончанию войны (до 50-х г.) немцы долгое время оставались в лагерях, так как власти трудно было оказаться без «дармовой рабочей силы» («Гулаг для российских немцев», газета «Земляки» август 2001 г. ).

Ни в одном лагере огромного ГУЛАГа не было столь скудного питания, столь бесчеловечного отношения, столь беспощадной эксплуатации подневольного труда, столь оскорбляющего человеческое достоинство унижения, как в трудармиях для «немцев».

Удивительно, что в условиях войны Москва выделяет огромные средства на дополнительное производства колючей проволоки и на содержание огромной армию охранников для своих новых рабов, так как трудармейцы содержались в зонах лагерного типа под вооруженной до зубов охраной с собаками.

Где же находится место «бабушкиной трудармии», и этот город Стерлитамак?

Стерлитамак – город в Башкиртостане, крупный производитель и поставщик химической и нефтяной продукции, металлорежущих станков и оборудования, строительной техники и материалов. Численность населения 264 950 тыс. человек. В старину на месте нынешнего Старлитамака была лишь почтовая станция «Ашкадарский ям», построенная на землях башкир. Она была построена в 1735 году у деревни Ашкадаровой, где р.Стерля впадает в Ашкадар. Вел этот ям на Уфу. В 70-е гг. 18в. в этом месте началось строительство Стерлитамакской соляной пристани. После губернской реформы 1781 года учреждается Уфимское наместничество. Среди восьми городов губернии был и Стерлитамак, получивший статус города и свой герб. В 20 век Стерлитамак вступил типичным уездным городом. В 1917 г. провозглашается автономия Башкирии и образуется Башкирская Советская Социалистическая Республика, столицей которой до 1922 г. был г. Стерлитамак. Начало 30-х гг. не сулило городу ни размаха в строительстве, ни расцвета в культуре. Но все изменилось в 40-е гг. после открытия ишимбаевской нефти и начавшегося в связи с этим строительством железной дороги «Уфа – Ишимбай». На строительстве этой дороги и трудилась моя прабабушка как и многие другие трудармейцы (Большая Российская энциклопедия. – М. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2007, с.556.).

История третья «Автор портрета»

«Там, в трудармии, прабабушка познакомилась с одним мужчиной и при разговоре упомянула об этой фотокарточке. Мужчина оказался «почти художником», и он предложил нарисовать портрет сына по фотографии. Прабабушка была так рада этому» (Приложение 1 Воспоминания Маркгердт В.Ф.).. Когда Эммилии было совсем плохо, она брала этот портрет, и он ей напоминал о доме. Художник этот – Гольштейн Кондрат Иванович. Его имя и фамилию дед Витя знает точно. Почему? Дело в том, что между Эммилией и Кондратом вспыхнула любовь. По окончанию срока трудармии она вернулась домой ( привезя с собой и фото и портрет, которые я и обнаружила в семейном альбоме), а «через два года к нам в село приехал и Кондрат. Кондрат устроился работать бухгалтером. Дело шло к свадьбе, у них родилась дочь Лидия, но «дорогу перешла» красавица литовка, с которой он уехал» (Приложение 1 Воспоминания Маркгердт В.Ф.).

Таким образом, Гольштейн Кондрат Иванович является не только автором портрета, но и отцом дочери Эммилии - Лидии.

История четвертая «Лицо на портрете»

На портрете изображен мой дедушка Маркгердт Виктор Фридрихович (1940 года рождения).

В 1941 году он годовалым ребенком в составе семьи Маркгердт был сослан в Сибирь. В начале они оказались в д.Каменка Ачинского района Красноярского края. В 1943 году, когда ему исполнилось 3 года, маму забрали в трудармию, он остался с теткой Марией. Ей самой-то было 10 лет.

Трудно пришлось деду в эти годы. Есть нечего, лебеда, крапива, да мерзлая картошка. Приходилось побираться, работать в семьях местных жителей за отходы со стола. «Бывало со сверстниками бегали на совхозные поля собирать колоски после уборочной компании. Но объездчики топтали нас лошадьми, били бичами. Одежды не было её шили сами из мешков или перешивали из взрослой в детскую. Школа была за семь километров от дома. В школе почти не учился, образование 4 класса.

Во - первых не в чем было ходить в школу, одни валенки на всю семью, во вторых он был «единственным мужчиной в доме», надо было помогать семье. В школе тетради делали из бумажных мешков, их вырезали и сшивали, ручек тоже не было, дети просто перо привязывали к палочке. Чернила делали из сажи. Когда мама чистила картофель, мы подбирали шкурки и жарили их на печи и ели. Мылись и стирали дождевой водой, мыло варили сами из кишок животных или пропускали воду через древесную золу» – вспоминает мой дед.- «Уезжая на фронт в 1943 г. Игнат, сын хозяйки дома, у которых мы жили на подселении, оставил мне свою гармошку. Играть на ней он меня научил намного раньше. И теперь на все деревенские праздники, свадьбы, танцы в клубе звали меня и деда Мельниченко, который играл на балалайке» (Приложение 1 Воспоминания Маркгердт В.Ф.).

В 1950 году семья перебралась в Ключи Ачинского района. С 12 лет дедушка уже ездил со взрослыми в лес готовить бревна, помогал по дому. Затем работал на лошадях при ферме (Приложение 2 Воспоминания Бережной (Маргерт) И.Г.).

Как и все Виктор отслужил почти четыре года в армии. Вернувшись в село, устроился на работу теперь уже шофером. Был личным водителем у всех директоров нашего хозяйства. В настоящее время мой дедушка на пенсии и занимается своим любимым делом – столярничает.

Военное детство моего деда – ссыльного немца Поволжья во многом схоже с судьбой всех детей военного лихолетья. Жизнь ребенка должна начинаться с игр и праздников, книг и тетрадей. Детям предназначено жить в мире. Война на время разрушила этот закон: помешала им учиться, многих вырвала из родных мест, выбросила из детства сразу во взрослую нелегкую жизнь.

Но у детства есть счастливое преимущество: оно привыкает ко всему, многое принимает без раздумий. «Детство у нас было тяжелое полуголодное, но мы тогда не понимали, что детство должно быть другим, нам казалось, все так и должно быть и не жаловались. Бывало, играли, ходили на стрельбища, конечно у нас не было красивых игрушек, да мы и не знали, что они вообще, где- то есть» (Приложение 1 Воспоминания Маркгердт В.Ф.) - отзывается о своем «украденном детстве мой дедушка.

Заключение

В ходе данного исследования:

• выяснено происхождения предмета исследования (время и место) – портрета;
• установлен владелец портрета;
• установлен автор портрета;
• выяснена личность лица, изображенного на портрете;
• прослежена хронология событий в истории данной вещи;
• установлена связь портрета и истории моей семьи;
• проанализирована научно-популярная и специальная литература, свидетельства и воспоминания очевидцев событий;
• проведены аналогии судьбы семьи Маркгердт с судьбой немецкого народа (населения Поволжья)

На основе результатов исследования я формулирую следующие выводы:

• Владелицей портрета является Маргерт Эммилия Генриховна, моя прабабушка
• Написан портрет в 1943-1946 гг. в период нахождения в трудармии под г.Стерлитамаком в Башкирии.
• На портрете изображен мой дедушка Маркгердт Виктор Фридрихович.
• Портрет является нашей семейной реликвией. Хранится он в альбоме, а не в рамке на почетном месте, потому что не особо приятно деду каждый день вспоминать эти события своего детства.
• Судьба семьи Маркгердт аналогична судьбе депортированных немцев Поволжья.

История портрета - это судьба моей прабабушки и деда, во многом схожая с судьбами людей ее поколения. Это судьба всех немцев Поволжья. Ее жизнь – это трагедия человека, не сумевшего в силу внешних обстоятельств, пройти тот путь, который он хотел. А это портрет – живое свидетельство этой трагедии.

Список литературы

1. Большая Российская энциклопедия. – М. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2007, с.556.
2. «Гулаг для российских немцев» Alexandr Priev, газета «Земляки», август 2001 г.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»