Мертвая «Живая церковь» (Борьба с обновленчеством на территории Красноярского края. Деятельность Архиепископа Минусинского и Усинского Димитрия (Вологодского).

Мертвая «Живая церковь» (Борьба с обновленчеством на территории Красноярского края. Деятельность Архиепископа Минусинского и Усинского Димитрия (Вологодского).


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шушенская средняя общеобразовательная школа №3
XII ежегодный всероссийский конкурс исторических
исследовательских работ старшеклассников
«Человек в истории. Россия - XX век.
Человек и власть.»

Выполнили:
Пивсаева Полина Васильевна,
9 «А» класс, МОУ Шушенская СОШ№3,
Лапаух Ольга Владимировна,
9 «А» класс, МОУ Шушенская СОШ№3,

Адрес школы: 662710, п.Шушенское,
Ул.Победы,За
МОУ Шушенская СОШ№3,
Тел. 8 (39139)3 17 51 e-mail: school3-shush@mail.ru

Руководитель: Самсонов Сергей Александрович, учитель истории и обществознания.

п.Шушенское, 2011 год

Содержание

1. Введение
2. Упадок страны в 20-е годы. Массовый антицерковный террор
3. Создание «Живой церкви»
4. Поступок, стоивший жизни, или путь отца Димитрия к защите своей веры
5. Заключение ,
6. Список литературы.
7. Приложения

Введение

Всякий человек есть история, не похожая ни на какую другую.
Каррель Каррель

Революция.... Наступила новая эпоха роковых перемен, несущая красное знамя диктатуры пролетариата, красное в знак пролитой крови царской семьи, красное, как символ истерзанных и невиновных жертв военного коммунизма, идеологических репрессий 30-х, голода, раскулачивания, ГУЛАГа...

К власти пришёл гений-революционер В.И. Ленин, который четко сам дал понятие своей диктатуры, как власти «на насилие опирающаяся». Немаловажным для новой власти являлось воспитание «нового человека», и это воспитание осуществлялось также с помощью насилия. «Новый человек», на наш взгляд, представлял из себя личность, душа которого горела пламенем революции, классовой борьбой, ненавистью к буржуазии и другим противникам нового строя, стремлением к равенству. В этом сердце нет места Богу и религии, оно пропитано идеологией и другой верой, верой в коммунизм и победу рабочего класса. У власти в то время стояли самые настоящие атеисты. Это может подтвердить высказывание Лэндора Уолтера Сэвиджа: «Настоящие атеисты — не те, которые отрицают Бога, а те, которые присваивают себе Его атрибуты». Советская власть придумала себе сама веру, Всевышнего поменяв на Вождя мирового пролетариата, вместо православия, взяв за основу идеологию.

Религия на тот момент становится конкурентом в борьбе за духовный мир человека, целого народа. Советская власть старалась, чтобы церковь не влияла на людей путём указание на ужас, творящийся вокруг и повсеместно, так и на возможность иметь и высказывать свою точку зрения на происходящее, иметь свои убеждения, отличные от требований новой идеологии. Чтобы ослабить влияние веры, правительство приняло два радикальных решения: Декрет об отделении церкви от государства 1918 года и созданием в 1922 году «Живой церкви», движения обновленцев.
С принятием декрета в 1918 году начался период унижения православной веры большевиками, попрание её изначальных привилегий и роли. Это проявлялось в закрытии храмов, монастырей, конфискации церковного имущества, в арестах монахов и церковнослужителей. Так же наблюдались расстрелы сторонников религии.

История событий становится наиболее зримой, когда проявляется «не где-то далече», а когда касается судьбы твоих земляков, людей, проживающих на твоей земле, рядом. Среди всех этих нечеловечных мер борьбы с православием наше внимание привлекла судьба архиепископа Минусинского и Усинского Димитрия (Дмитрия Матвеевича Вологодского), жившего поблизости от Шушенского в городе Минусинске. В очень сложный период борьбы с обновленчеством у этого человека хватило мужества отстаивать свои религиозные убеждения даже на пороге смерти.
Актуальность темы, на наш взгляд, определяется тем, что во все времена были интересны отношения государства и церкви. Известно высказывание, что на ошибках учатся. Был ли ошибкой тот этап репрессий? Как сделать так, чтобы эти два объекта - государство и церковь - сосуществовали мирно? Почему «Живая церковь» не заменила православие и какую роль выполняла в годы становления советской власти? Как власть сегодня взаимодействует с церковью? Нам, поколению будущего, необходимо иногда оглядываться назад в поиске накопленного опыта, позволяющего оценить ситуацию и остановиться, спросив себя, быть может, « не многолетнее ли это дежавю?»

Исследуемая нами проблема - взаимоотношения власти и церкви. Объект исследования - биография архиепископа Минусинского и Усинского Димитрия (Вологодского) на основе документов архива Минусинского музея им. Мартьянова, статей и работ по тематике исследования.

Цель: на примере биографии архиепископа Димитрия (Вологодского) и его единомышленников рассказать о взаимодействии государства и церкви в начальный период становления советской власти и деятельности течения «Живая церковь», появившегося в двадцатые годы.

Задачи:
1. проанализировать исторические документы, сведения, литературу по данной теме;
2. сопоставив все факты, выяснить, что из себя представляла церковь в 20-е годы;
3. рассмотреть причины разногласий власти и церкви;
4. узнать, что послужило поводом для создания течения «Живая церковь»;
5. исследовать принятые реформы, осуществлённые «Живой церковью»;
6. понять мотивы борьбы людей, которые противостояли этому течению на примере деятельности Владыки Димитрия, архиепископа Минусинского и Усинского(Вологодского Д.М.);
7. сделать вывод по данной теме, в котором указать современное положение взаимоотношений власти и церкви.

Методы: сравнительный анализ, наблюдение, поиск исторических документов.

Гипотеза нашего исследования: предполагаем, что в начальный период становления советской власти были обострённые отношения власти и церкви, переросшие в конфликт, который повлёк за собой многие жертвы. Причина конфликта - видение в церкви и религии идеологического противника.

Особую благодарность за помощь в работе выражаем Г.М.Потылицыну, катехизатору храма святителя Николая г.Новокузнецка Кемеровской епархии Русской Православной Церкви.

Работа выполнена учащимися Муниципального общеобразовательного учреждения Шушенской средней общеобразовательной школы №3 Лапаух Ольгой и Пивсаевой Полиной. Руководитель: учитель истории С.А.Самсонов. В ходе проведения исследования, индивидуальный анализ статей и работ по заданной тематике, завершался общим обсуждением и оформлением выводов, рассмотрение архивных материалов осуществлялось совместно.

Мертвая «Живая церковь».

1. Упадок страны в 20-е годы. Массовый антицерковный террор.

Революция, Гражданская война разрушили экономику и сельское хозяйство России, страна регрессировала. Люди изнемогали от непосильных налогов, продразвёрстки. В довершении всех бед, обрушившихся на Россию летом 1921 года в Поволжье, Приуралье, на Кавказе, на юге Украины разразилась жестокая засуха. В тридцати четырех губерниях России царил голод, к маю 1922 года голодало уже 20 млн. человек, около миллиона скончалось, 2 млн. детей осталось сиротами. Именно в такое сложное время люди обращаются к вере, аналогичный период - годы Великой Отечественной войны, когда советская власть вынуждена была провозгласить в 1943 году возвращение к патриархии и не запрещала отправлению церковных служб.
В.И.Ленин в этом вопросе в период становления новой Советской власти был более категоричен и даже, когда церковь начала проявлять помощь, произошло то, что вызывает недоумение при ближайшем рассмотрении, но понятно с точки зрения новой власти, а именно, пренебрежение гуманитарной помощью, во имя придуманной антицерковной идеологии или использование под видом пожертвований голодающим хищения церковного имущества, террора против православной церкви.

Всё началось с того, что церковь не могла не откликнуться на людское горе. 21 июня 1921 под председательством Патриарха Тихона был организован «Всероссийский комитет помощи голодающим». Священнослужители начали сбор пожертвований среди своей паствы. Но 27 августа Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет декретом распустил этот комитет и конфисковал собранные средства. Была запрещена всякая самостоятельная деятельность служителей Церкви по сбору пожертвований. Стала действовать государственная Центральная комиссия помощи голодающим при Всесоюзном Центральном Исполнительном Комитете.

В декабре она обратилась к Патриарху с призывом к пожертвованию ценностей, принадлежащим Церкви, на нужды голодающим. Патриарх Тихон 19 февраля 1922 года писал, что «мы нашли возможным разрешить церковно-приходским общинам жертвовать на нужды голодающим драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, о чем и оповестить православное население»1. Интересно то обстоятельство, что на практике отбирались не только вышеуказанные ценности, но и предметы обихода, утвари, одежда. Представители власти на местах не гнушались даже самым примитивным - куском мыла! Об этом свидетельствуют предоставленные документы архива. Несмотря на то, что в первом послании Тихон выразил свое негативное, презрительное отношение к советской власти: «Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в русской земле... всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани... Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это дело сатанинское... Заклинаем и всех вас, верных чад Православных Церкви, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение...» 2, он не отказался от помощи страдающему народу. И все же 23 февраля 1922 года Президиум Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета издал Декрет об обязательном изъятии всех церковных ценностей. То, что акция по изъятию церковных ценностей была направлена не на спасение голодающих, теперь стало ясно.
1 Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943. Сост. Губонин М. Е. - М. 1994. - С. 188-190.
-Русская Православная церковь в советское время (1917 - 1991 гг). Документы и комментарии. М., «Возрождение». 1995 год, с.69.

По существу преследование епископов, священников и верующих мирян не прекращались с начала 1918 года, когда вступил в силу Декрет об отделении Церкви от государства. Внешне Декрет выглядел документом сравнительно мирным. Но на деле «отделение» обернулось цепью кровавых столкновений. На местах власти поняли Декрет, как право бесконтрольно грабить церковные здания, закрывать храмы и разгонять причт.

Отделив Церковь от государства, Советское правительство никогда не исполняло собственный Декрет. Никогда не признавалось за гражданами и право на свободу совести. Массовый антицерковный террор 1922-1923 годов советская пресса и лекторы- антирелигиозники объяснили провокационными действиями реакционеров-церковников, врагов Советской власти. Но полвека спустя получил широкую огласку один из тех документов, с помощью которых в действительности был запущен механизм уничтожения Церкви. В секретном письме членам Политбюро, разосланном 19 февраля 1922 года Председатель Совнаркома В.И. Ленин в следующих словах обосновал необходимость антицерковного террора: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) произвести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением, какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо во всяком случае, будет не в состоянии поддерживать сколько-нибудь ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету».’’

В свой план, кроме сугубо рациональных обоснований, Владимир Ильич внес и начало эмоциональное: «Чем больше число представителей реакционного духовенства удается нам по этому поводу расстрелять тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать» 3 4. Его точка зрения сходна с фразой Марка Твена: «Церковь тем постоянно и держится, что она - враг прогресса и ставит рогатки на его пути. Но как только прогресс побеждает, она спешит причислить это к своим заслугам. Все, что церковь проклинает, - живет; все, чему она противится, - расцветает.» Причина схожести мнений - тема для другого исследования, для нас важно, что на пути создания нового типа государства, «прогрессивного социализма», ведущему к коммунизму, формированию «нового человека», новых идеалов, на пути всего этого идеологическим врагом для новой власти становилась церковь. Интересно, что люди, призывающие к равенству, сами невольно разделяют «публику» на «достойных» и так называемый мусор, от которого очень легко избавиться, а самое главное, не имеют гуманизма, соответствующего православию. Наверно, так было проще посылать на смерть невиновных, борющихся за свое мнение и дело.
3, 4 Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943. Сост. Губонин М. Е. - М. 1994. - С. 188-190.

Патриарх Тихон не смог выдержать такие гонения на православную церковь, и поэтому наложил анафему на советскую власть: «Божьею милостив смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России всем архипастырям, пастырям и всему православному русскому народу.Благодать и милость Господа нашего Иисуса Христа да приумножится. В тяжелую годину наших испытаний, в годину торжества сатаны и власти антихриста, когда на наших глазах новыми иудами-предателями из рода нашего разрывается нетленный хитон Христов - Святая Церковь Православная, Мы по долгу своего Первосвятительского служения призываем всех верных сынов Божьих стать твердо и мужественно за веру Божию и на защиту Святой Церкви древлеправославной даже до уз, крови и смерти, если того потребуют обстоятельства жизни и запрещаем признавать Высшее Церковное Управление, как учреждение антихриста, в нем же суть сыны противления Божественной Правде и церковным святым канонам.

Сие же пишем, да ведомо будет всем вам, что властью, данной Нам от Бога, анафематствуем Высшее Церковное Управление и всех имеющих с ним какое-либо общение.

Благодать Господа да пребудет со всеми вами. Аминь. Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России.»5
5 Данилушкин М и др. история Русской православной Церкви. Новый патриарший период. Том 1. 1917 -1970.СП6., «Воскресение». 1997 г. с.847.

Чтобы усилить антирелигиозную пропаганду, был создан Союз воинствующих безбожников, стал выпускаться массовый журнал «Безбожник». Такую ересь многострадальная Россия ещё не знала.

2. Создание «Живой» церкви.

Немногие смогли устоять перед своим страхом к власти. Вот одно размышление того времени: «Правильна ли позиция церкви по отношению к народной Советской власти? Не время ли пересмотреть отношения церкви и государства и найти возможность общечеловеческого языка между этими великими стихиями русской народной жизни? Несомненно, великая ответственность за сложившиеся отношения падает на иерархию православной церкви... К церковному управлению должны подойти новые люди и найти'в себе достаточно христианского самопожертвования, христианского незлобия и прощения, чтобы протянуть руку русской Революции, геройски борющейся со всем мировым капитализмом за экономическое возрождение России, за свободную жизнь Рабоче- крестьянского государства» ( С.Калиновский), и такие взгляды были не единичны.

Неужели «самопожертвование» и «незлобие» стало движущей силой для разграбления церкви. Православие и самодержавие для части людей казались связанными с прежней империей. Масса людей, как священнослужители, так и миряне, совершенно искренне пытались представить себе в реальных формах церковную революцию. Прежде всего во-первых, ждали обнаружения её в изменении богослужения — ломают иконостасы, разрушают престолы, сочиняют новую литургию, создают новый богослужебный чин, вводят новую службу. Во-вторых, чувствуя связь основоположений самодержавия с догматами православия, ждали разрушения основных истин вероучения - отвержения учения о Божественной природе Христа Спасителя, отвержения верования в Приснодевство Божьей Матери, отвержения таинств церкви и вообще изменения православно-христианского вероучения.

В этих условиях, пользуясь ожиданиями перемен части населения, власти и нужно было показать всей церковной массе церковную революцию в церковных формах, нужно было объединить и организовать носителей церковно-революционной идеи во всероссийском церковном масштабе, нужно было доказать, что церковная революция вполне приемлема для широких масс верующего народа.
В 1923 году по убедительной «просьбе» революционных небольшой группы революционного белого духовенства Патриарх Тихон отказался от своего сана и вручил им своё отречение от патриарших прав до Поместного Собора, — и весь пережитый год прошёл в напряжённой борьбе за этот Поместный Собор. Победу на нём одержала группа обновленцев церкви - «Живая церковь».

Своё начало это течение берёт с 1922 года, когда образовалась организованная по принципу партии, обновленческая группа - «Живая церковь». Одна из .основных групп обновленчества, формально - отделившаяся от православной Церкви пресвитерская организация. Идея создания обновленцев служила альтернативой православной Церкву. Глава группы - Владимир Дмитриевич Красницкий (29 мая 1922 - март 1936). Целью группы было реформировать православную Церковь, развалить ее. Будучи независимой церковью, она начала постепенно редеть, теряя сторонников и храмы. Если в середине 20- ых в Петрограде было 3 живоцерковных храма, с 1931 остался только 1 (Серафимовская церковь), терялись храмы и в других городах. После смерти Красницкого Живая церковь фактически распалась.
Своё отношение к правительству обновленческое движение «Живая церковь» высказало на торжественном открытии второго Поместного Всероссийского Собора 1923 год: «Высшее Церковное Управление Российской Православной Церкви в единении своём со всеми собравшимися на Собор верующими и всеми предстоящими изъявляет признательность Правительству Российской Республики за разрешение чрез Собор осуществить православно-верующему народу страны свои желания внутреннего устроения религиозной жизни — души общественности и трудового быта. В. Ц. У. в декрете Государственной Власти об отделении Церкви от Государства видит благородный мотив представления Церкви инициативы, т. е. свободы духа в религиозной области, раскрепощением её от охранно-полицейских обязанностей, почин высвобождения религиозной деятельности из-под служебного подчинения изменчивым политическим течениям и временным интересам. В принципе свободы совести В. Ц. У. находит условие роста религиозного авторитета в соприкосновении с группировками разных жизнепонимании и одушевляется желанием, чтобы дальнейшая церковная жизнь направляла энергию Православного культа в Российской Республике по принципу солидарности Церкви и Государства, в общеморальных достижениях увеличения жизненного блага граждан нашего отечества.»6
7 Данилушкин М и др. история Русской православной Церкви. Новый патриарший период. Том 1. 1917 -1970.СПб., «Воскресение». 1997 г. с.851.

На этом же открытии Собора, председатель «Живой церкви» В.Д. Красницкий, пытался объяснить, почему патриарха Тихона лишили религиозного сана, позволим привести его выступление полностью: «Ровно год тому назад глубокою ночью группа Петроградских и Московских священников явилась к патриарху Тихону и предъявила ему требование жизни изменить направление церковной политики и передать Управление другому лицу. В то время грозный приговор высшей меры наказания повис над головами целого ряда священнослужителей и мирян, возбуждённых воззванием п. Тихона и доведённых им до столкновения с гражданской властью, непонявших долг спасения умиравших от голода людей. Нужна была глубокая вера в Церковь Православную, в рядовое священство и верующий народ, неповинный в контрреволюционных деяниях представителей высшей своей иерархии, чтобы в ту ночь потребовать от п. Тихона удаления со своего поста и принять на себя великий крест Церковного Управления. И жизнь нас оправдала и осудила патр. Тихона и его ближайших сподвижников. Противодействие сдаче церковных ценностей было только последним актом измены своему пастырскому долгу, своему высокому званию. Я помню те надежды, которые возлагались на патриарха широкими массами верующего народа, мы надеялись видеть в патриархе отца, которому близки, дороги и понятны нужды и страдания народные, который будет действительно пастырем народным в великое время социальной революции, но мы получили только обыкновенного дореформенного архиерея, только патриаршее обличье без патриаршей души... Вспомните страшные месяцы блокады, вспомните ту страшную нужду, от которой терзались и умирали наши семьи и наши дети, вспомните, что в это время не раздалось патриаршего голоса, обращённого к империалистическим народам, железной рукой голода и нужды давившего нашу молодую революционную Россию. Я помню ту ночь, когда в трибунале, во время суда над московскими церковниками был предложен патриарху Тихону вопрос — «имели ли право священники не исполнять его приказания или были обязаны его непременно выполнить". Он сказал: «нет... они могли не исполнить» и этими словами он предал на смерть своих подчинённых, этими словами он, подписавший своим патриаршим именем свое воззвание и отказавшись принять на себя ответ за него — он сам произнёс свой приговор. В этот момент окончилось не только патриаршество его, но и его священническое архипастырское достоинство.

Но вместе с этим встает вопрос вообще о патриаршестве. Этот институт не оправдал своих надежд. — Он не только не поднял энергии церковного народа, он её подавил. И в настоящее время, когда необходимо напряжение церковной энергии всех членов церкви, всех священнослужителей и верующих мирян — для того, чтобы восстановить жизнь церковную, чтобы восстановить утраченное влияние на жизнь общественную — этот институт вреден и не нужен.

А потому я предлагаю — институт патриаршества, как пережиток прошлого и как совершенно не оправдавший надежд и вредный для дела церковного обновления — упразднить навсегда.

Патриарха Тихона, изменившего архипастырскому долгу, употребившего свой высший церковный авторитет и народное доверие для поддержки врагов своего народа и явившегося духовной опорой гражданской войны и идейным центром контрреволюционного наступления на свой народ и свою родину — лишить звания патриарха, священного сана и монашества"7.
7 Данилушкин М и др. история Русской православной Церкви. Новый патриарший период. Том 1. 1917 -1970.СПб., «Воскресение». 1997 г. с.851.

На этом же открытии Собора 1923 года была принята резолюция, которая разделяла всё на две категории: капиталистов-эксплуататоров и пролетариат, трудом и кровью которого капиталистический мир строит свое благополучие. Собор объявляет капитализм смертным грехом, а борьбу с ним священной для христианина. В Резолюции выделяют шесть основных нововведений:

1) анафему патриарха Тихона считать недействительной, а саму деятельность патриарха и Собора до 1923 года признать контрреволюционной, опирающееся на «человеконенавистничество» ;
2) провозгласить ТИХОНА - мирянином Василием Белавиным, так как он вместо служения Богу вёл контрреволюционные заблуждения широких церковных масс;
3. ) собор благословляет мужество людей, именуемых себя обновленцами;
4) отделение церкви от государства объясняется тем, что она должна принадлежать и служить только Богу, но никак не власти. Этим Декретом Советская власть дарует церкви «долгожданную» свободу;
5) раньше, не знавшая патриаршества Древняя Церковь, управлялась соборно, так пусть отныне искоренится не оправдавшее себя патриаршество, а церковь будет управляться как раньше - Священным Собором;
6) отныне вся церковная жизнь должна быть построена на двух началах: а) в отношении к Богу - на подлинной преданности церковных людей подлинным заветам Христа Спасителя и б) в отношении к государству - на принципе отделения Церкви от государства.7

Основываясь на этих устоях, обновленческие течения верили, что Церковь станет тем, чем должна быть - любовно-трудовым объединением верующих в Бога, Его Христа и Его Правду(выделено нами).»

После первой резолюции, определившей основные направления «Живой церкви», последовала вторая, где вводились такие нововведения, как разрешения второбрачия для священнослужителей, о мощах, говорившее о том, что тело умершего должно в любом случае предаваться земле, о выборном и женатом епископате, что ранее запрещалось в православной церкви, о сокращенной литургии на русском языке, а не старославянском языке, о реформе календаря - переходе церкви на григорианский календарь, различавшийся с юлианским, об избрании прот. В.Л.Красницкого протопресвитером Православной Русской Церкви, о закрытии монастырей и благословения союзов и братств христианско - трудовых общин «в единении людей на евангельских началах свободы, любви, труда, равенства и братства» .
«Живая церковь» начала выпускать свой журнал, в котором чётко определила своё направление: «С изданием Декрета об отделении церкви от государства православная церковь получила наибольший простор свободе совести. Ряд судебных процессов церковников вскрыл всю гниль старого синодско-бюрократического строя.

(...) Довольно молчать! Наступил момент, когда православный русский народ ждет решающего голоса церкви.

По вине старого бюрократического иерархического строя взаимоотношения между православной церковью, руководимой старыми ставленниками бывших правящих классов, и советским государством стали абсолютно невозможными. Обнаружено моральное банкротство церковных ныне существующих порядков Всякий дальнозоркий сын церкви должен собственными усилиями иметь гражданское мужество и решительность, принять меры к спасению и торжеству православной церкви при помощи поместного собора, основной задачей которого должна быть выработка постановления о положении православной церкви в Советской Республике, о ее конституции и ее руководстве...

(...)К церковному управлению должны подойти новые люди и найти в себе достаточно христианского самопожертвования, христианского незлобия и прощения, чтобы протянуть руку русской Революции, геройски борющейся со всем мировым капитализмом за экономическое возрождение России, за свободную жизнь Рабоче- крестьянского государства.»

Таким образом, создание «Живой церкви» было в угоду государству, но и семена живоцерковных реформ пали в подготовленную почву, часть населения бывшей Российской империи приняли революционный характер реформирования церкви именно потому, что тесно связывали Русскую Православную Церковь с государственной машиной этой империи. Есть над чем задуматься.

3. Поступок, стоивший жизни, или путь отца Димитрия к защите своей веры.

Бернард Шоу писал: «Это и есть секрет героизма: никогда не позволять страху смерти руководить вашей жизнью». Какое удивительно точно применимое к данной теме высказывание! Поступок Димитрия Матвеевича Вологодского - истинный героизм, ведь именно мужество, преданность своему долгу, вере, собственной совести и великодушие помогают в нечеловеческих условиях остаться достойным звания Человека. Несмотря на сплетённые врагами паутины клеветы и лжи, вера его была твердая, непоколебимая, словно солнце, сияющее так ярко и величественно, что способно внушить страх людям, отказавшимся от своих мнений, чувств, убеждений из-за трепета перед властью в е’ё разных проявлениях.

В справке, выданной органами госбезопасности, значилось, что Владыка Димитрий был расстрелян на горе Лысухе за городом Минусинском. Но свидетельства людей говорят иное: старого архиерея в тюрьме замучили до смерти. Обвинения предъявляли стандартные: подтверди, что ты - член контрреволюционной церковно-монархической организации, сдай своих сотрудников. Не подтвердил. Видимо, предлагали и служить с обновленцами - отказался. По рассказам минусинцев, старца окунали в отхожее место, угрожали утопить, потом отмывали на морозе ледяной водой. Смерть не заставила себя долго ждать. Теперь вернёмся в воспоминания тех лет жизни Димитрия, которые, возможно, словно плёнка, проносились перед смертью. Его биография предстаёт перед нами на основе документов архива Минусинского музея им. Мартьянова.

Дмитрий Матвеевич Вологодский родился 23 октября (ст. ст.) 1865 года в селе Рождественском Казачинской волости Енисейского уезда Енисейской губернии. Был крещен в Православной вере с именем Димитрий, в честь Димитрия великомученика Солунского. С ранних лет мальчик был при храме пономарем и чтецом. В 1875 году держал экзамены в Духовное училище города Красноярска, но за малолетством или из-за плохой подготовки был не принят. В 1876 году поступил в первый класс Красноярского Духовного училища, которое окончил в 1881 году.

По окончании курса обучения воспитанникам Томского и Красноярского Духовных училищ предлагалось продолжить обучение в Томской Духовной семинарии. В июле 1881 года держал экзамены в первый класс Томской Духовной семинарии, который прошел для него благополучно. На основании полученных средних балов по предметам поступил по списку третьим учеником из семидесяти человек.

Это высшее учебное заведение открыто в 1858 году на базе Духовного училища в г.Томске. В семинарии было три отделения - низшее, среднее и высшее. Обучение продолжалось шесть лет. В течение 41 года у Томской семинарии не было своего здания. Занятия велись в ветхих зданиях, приписанных к архиерейскому дому, общежитие было тесным, а многие семинаристы вынуждены были снимать частные квартиры. В 1882 году семинария переводится в Алексеевский монастырь, где находится до 1899 года. Некоторые семинаристы, из числа успешно окончивших Духовную школу, не останавливались на достигнутом и обучались впоследствии в Духовных академиях. По окончании семинарии выпускникам выдавался аттестат. Все преподаватели были выпускниками духовных академий и имели ученую степень не ниже кандидата богословия.

В семинарии Димитрий учился удовлетворительно, почти всегда переходил в первом десятке, а в третий класс перешел под вторым номером.

Несмотря на скудные денежные средства, которыми располагал Димитрий, на четвертом году обучения он внес свой вклад в развитие семинарской библиотеке, пожертвовав 50 копеек.

Во все время обучения в Томской Духовной школе семинарист Дмитрий Вологодский показывал хорошие результаты и успеваемость.

27 июля 1887 года в Томской духовной Семинарии состоялся годичный акт. В заключение Его Преосвященство, епископ Томский и Семипалатинский Исаакий в трогательных словах пожелал окончившим курс семинарии «счастливо вступить в новую для них жизнь...».

Далее следовало обучение в Санкт - Петербургской Духовной академии 1891- 1896 гг.
В 1897 году - настоятель Красноярского кафедрального собора.
В 1909 году - смотритель Красноярского духовного училища.
30 октября 1914 г. - пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита и определен смотрителем Пермского духовного училища.
6 мая 1923 г. хиротонисан во епископа Минусинского, викария Енисейской епархии.

Обновленчество, поддерживаемое новой властью, активно действовало в Сибири. Это такие губернии, как Томская, Енисейская (нынешний Красноярский край), Алтайская, Иркутская. Согласно информационной справке местного отделения Секретного отдела Объединённого государственного Политического управления «О состоянии православных церковников» по губерниям Союза ССР № П - 172 от 01.01.1924г. только в Новониколаевской (Новосибирской) и Омской губерниях приверженцы Патриарха Тихона вели довольно успешную борьбу с обновленческим движением, но «в остальных губерниях положение тихоновцев плачевно»8. В Минусинске в 1923 г. три из четырёх храмов были переданы обновленцам. Уцелевший Спасский собор не вмещал и одной трети прихожан. 19 июня 1923 года обновленческий епископ Иннокентий Орфеев и Григорий Иванов, именовавший себя священником, захватили Спасский Собор. При этом они стремились выставить православных как «контрреволюционеров», распространяя клеветнические, позорящие слухи, не останавливаясь ни перед чем. Иннокентий Орфеев сообщал в уездный исполком, что «...храм нужен не для тихоновской морали, а для духовного отдыха, чтобы молиться, а не слушать проповеди о терпении Тит Титычей»9. Документы и письменные воспоминания очевидцев свидетельствуют об исчезновении йз обновленческих храмов дорогих окладов с икон, грязи в храмах. Не все священники и прихожане пошли за обновленцами, в Минусинске были столкновения верующих при попытке передать обновленцам Вознесенский храм. Инициаторы акции были подвергнуты административным взысканиям. Власть через суд всё же расторгла арендный договор с тихоновцами и передала храм обновленцам. Из 125 приходов Минусинского уезда (куда входило и Шушенское) и Усинского края 115 перешло в обновленчество. Осталось верных Патриарху Тихону 10 православных общин. В таких условиях вынужден начинать свою деятельность новопосвящённый епископ Минусинский и Усинский Димитрий (Вологодский). 29 июня 1923г. он прибыл в город, а 19 ноября 1923г. в Сретенской кладбищенской церкви Преосвященный епископ отслужил свою первую архиерейскую Литургию.
8 Г.Д.Потылицын. Роль архиепископа Минусинского и Усинского (Вологодский Д.Н.) в становлении церковной жизни Восточной Сибири. 1924 - 1937гг. Новокузнецк, 2010г. с.10.
9 Бронников А. Обновленчество в Минусинске // Пятые Рождественские образовательные чтения. Красноярск. 2004. - С. 224 -227.

Свидетельство широкого принятия обновленчества, но и противостояния ему в Енисейской губернии мы находим и в автобиографии Святителя Луки Красноярского (Войно - Ясенецкого). Противостояние обновленчеству требовало мужества. Судьба, упомянутая в автобиографии - это. жизнь отца Мартина Римши - священника из Туруханска. Он отказался от обновленчества и от присутствия при вскрытии мощей св. мч. Василия Мангазейского (действия поддерживали обновленцы). Итог - двадцать лет ссылки и лагерей. Любопытен факт его отказа от обновленчества. По воспоминанию его дочери Веры Мартиновны Савинской, когда в Туруханск приехал Владыка Лука: «Одним из первых его вопросов к моему отцу был вопрос: «Кому подчиняешься, батюшка, обновленцам или тихоновцам?» - «Те и другие мне пишут и отвечать приходится и тем, и другим.» - «Правильная вера у Патриарха Тихона, а обновленцы - подлипалы советской власти», сказал епископ.»10 Жизнь многих людей показала, чтобы сделать выбор действительно необходимо было мужество. Более того на всей территории Восточной Сибири в то время было только два епископа верных Патриарху Тихону, традициям Русской Православной Церкви и не принявших обновленчество - это Владыко Лука (Войно - Ясенецкий), сосланный на север тогдашней Енисейской губернии и Владыка Димитрий (Вологодский), чья кафедра находилась в г.Минусинске. Вот что пишет об этом Владыко Лука: «В один из праздничных дней,- вспоминает Владыка, - я вошел в гостиную, чтобы начать Литургию, и неожиданно увидел у противоположной двери незнакомого старика-монаха. Он точно остолбенел, увидев меня, и даже не поклонился. Придя в себя, он, отвечая на мой вопрос, сказал, что в Красноярске народ не хочет иметь общение с неверными священниками, и решил послать его в город Минусинск, верст за двести к югу от Красноярска, где жил православный епископ. Но не к нему поехал монах Христофор, ибо какая-то сила влекла его в Енисейск ко мне». 11
10 Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдания. - М. 1995г. с.62.
11 Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдания. - М. 1995г. с.45-46.

Вот ещё один документ. Это письмо И.П.Королёва к «протопресвитеру» В.Д.Красницкому, датированное не ранее 21 августа 1924 г.:

«Протопресвитеру о. В. Красницкому.

Многоуважаемый о. Владимир.

Второе письмо Ваше от 8 августа № 83 получил. Благодарю. С архиепископом Димитрием (Беликовым) наконец-то имею сообщение и связь. Как видите, он очень и очень осторожен, если не сказать более. Может быть, дело наладим. В крайнем случае, я побываю у него в Томске, только конечно Вам придется всё-таки его подробнее информировать. Связь со своими уездными городами наладить трудно, т. к. уезды очень черносотенцы и без прямых указаний на то, что мне поручено организовать здесь административный центр, дело застопорится (добавьте к этому мою репутацию бывшего церковного революционера).

Дело особенно портится еще следующими привходящими обстоятельствами: в северной части Енисейской губернии находится в ссылке епископ ЛУКА (ставленник, кажется Андрея Уфимского) откуда он, не знаю, кажется, именуется Ташкентским. Этот ЛУКА в Енисейске действует иногда епископски: служит, рукополагает и тому подобное. Держится реакционно и непримиримо. Священников, даже косвенно причастных к Живой Церкви, ненавидит и называет еретиками. Строгость его тяжела даже и его последователям. Запрашивают меня - как быть? Теперь он передвинут в Туруханск врачом (он бывший профессор-хирург), и, может быть, там несколько успокоится. В Минусинске имеется епископ ДИМИТРИЙ (Вологодский), работавший сначала подпольно, теперь служит там, в одной из церквей - кладбищенской открыто. К нему примкнуло до 50 южных приходов. ДИМИТРИЙ стар, вял и бездеятелен. Весь во власти темного и кулаческого элемента и беспрекословно ему повинуется. Как администратор непригоден. При переходе к нему обновленческих священников применяет особый, весьма унизительный чиноприём раскаяния в присутствии молящихся, в храме, и даже как уверяют, требует публичной шестинедельной епитимии. Церкви, конечно, предварительно освящает. Такие действия гнусно действуют на народ и укрепляют в нем непримиримую ненависть ко всякому проявлению обновленчества в Церкви. Надо что-то сделать, чтобы устранить это. Тут явная демагогия и потакательство неизменным кулаческим вкусам. С этим епископом мы пока связи официальной не держим...

Одним словом, что можно, пожалуйста, сделайте, я, кажется, пока самое нужное написал всё.

А пока всего хорошего.
Уважающий Вас Ив. Королев». 12
10 Г.Д.Потылицын. Роль архиепископа Минусинского и Усинского (Вологодский Д.Н.) в становлении церковной жизни Восточной Сибири. 1924 - 1937гг. Новокузнецк, 2010г. с.22.

Такова общественная значимость деятельности Владыки Димитрия в те годы. Было время - он являлся единственным православным архиереем Восточной Сибири, духовно руководил духовенством и прихожанами не только Минусинска, Шушенского, Курагино, но и Хакасии, Тувы, Красноярска, Иркутска, Томска. По подсчётам Е.М.Потылицына только община Сретенской церкви насчитывала в эти годы от 150 до 1500 человек, к середине 30-х годов 85 приходов отвергло обновленчество, особым чином покаяния для обновленцев принимались отказавшиеся от обновленчества священники.

Скупые строки архивных документов, комментарии к ним, за которыми судьба и жизнь одного человека и страны в целом. Сухие строки документов, часть из них, как незавершённая автобиография Владыки и его письма написаны рукой архиепископа, другие представляют письма к архиепископу духовных лиц и бланки госорганов, фотографии. Строки документов свидетельствуют о внутренней силе и уверенности в правильности выбора, свидетельствуют о мужественности. За свою деятельность епископ Димитрий, как и епископ Лука (Войно-Ясенецкий), подвергался гонениям.
В 1924 году за совершение богослужения в селе Тесь, по просьбе верующих, на Владыку Димитрия, управлявшего Минусинской епархией, было заведено уголовное дело по 77, 90 и 219 статьям Уголовного кодекса. Ему был запрещен выезд за пределы Минусинска и запрещено совершение богослужений.13
13 Г.Д.Потылицын. Роль архиепископа Минусинского и Усинского (Вологодский Д.Н.) в становлении церковной жизни Восточной Сибири. 1924 - 1937гг. Новокузнецк, 2010г. с.24.

17 сентября 1925 года обновленческий епископ Иннокентий Орфеев, узнав, что Вознесенский храм в Минусинске собираются передать православным, просил Минусинский исполком оставить храм за ними, обещая заменить бездеятельный совет. Пытаясь любым путем угодить властям, он писал: «... в условиях нашей работы приходится делать чрезвычайные напряжения для того, чтобы сохранить до поры- до времени основное ядро ценной идеи церковного обновления от стихийного засилья реакционного элемента. Передача нанесет огромный удар обновленческому делу.

Несмотря на все усилия новоявленного епископа, обновленческую Церковь стали покидать даже те, кто на первых порах открыто поддерживал еретиков. Власти, увидев бесполезность обновленцев, перестали им помогать. К концу двадцатых годах обновленцы полностью утратили влияние. Обновленчесческий епископ в 30-е годы отказался от своего сана.

Верным сподвижником и помощником Владыки был иеромонах Амфилохий (Скворцов), в июне 1924 года назначенный настоятелем минусинской Сретенской церкви. Он открыто выступил против обновленцев, обвиняя их в отступлении от Православия. Обновленцы пытались завладеть церковью и обратились за помощью в Объединенное Государственное Политическое Управление. Священник был арестован, но вскоре освобожден за отсутствием обвинительного материала. В феврале 1925 года иеромонаха Амфилохия вызывают в Москву для хиротонии во епископа. 8 марта 1925 года святителем Тихоном, Патриархом Московским и всея России, во время Божественной Литургии в сослужении митрополита Петра (Полянского), будущего Местоблюстителя и других архиереев рукоположил его во епископа Красноярского. В апреле того же года епископ Амфилохий прибыл в Красноярск, где продолжил борьбу с обновленчеством. Обновленцы не оставляли надежд переманить на свою сторону двух епископов.

В 1925 году они приглашали его и проживавшего одновременно с ним .в Красноярске епископа Димитрия принять участие в обновленческом соборе, оба епископа ответили письмом, в котором объявили собор неканоничным и самочинным и отказались от участия в переговорах, заявив, что «наше соединение с вами возможно только тогда, когда вы отречетесь от своих заблуждений и принесете всенародное покаяние». 14
14 Регельсон. Л. Трагедия Русской Церкви. - М. 1994. - С. 537.

5 октября 1927 года временно управляющим Енисейской епархией становиться епископ Никон (Дегтяренко), но уже 22 января 1928 года он без видимого предлога покидает епархию. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий и временный при нем Патриарший Священный Синод определили: поручить временное управление Енисейской епархией Преосвященному Димитрию начиная от 3 февраля 1928 года. 15 16
15 Г.Д.Потылицын. Роль архиепископа Минусинского и Усинского (Вологодский Д.Н.) в становлении церковной жизни Восточной Сибири. 1924 - 1937гг. Новокузнецк, 2010г. с.25.
16 Там же, с.27.

Такое послушание Владыка нес до 10 сентября 1928 года, когда на Енисейскую кафедру был назначен архиепископ Мелхиседек (Паевский), он стал главным управляющим, а Владыка Димитрий - викарным архиереем.

В мае 1931 года перед началом божественной Литургии в Покровской церкви города Москвы от перерождения мышц сердца умер архиепископ Мелхиседек, а временной управление Красноярской епархией 16 июня вновь поручено епископу Димитрию. Недаром временно управляющий Красноярской епархией епископ Сергий (Куминский) в своем рапорте называет Владыку «краевым архипастырем Красноярского края», и это вполне заслуженно.

4 августа 1928 года Сретенская церковь по предписанию городского Совета была закрыта по причине угрозы обвала потолочных перекрытий. Церковный Совет, получив разрешение на ремонт, выполнил укрепление потолка в виде четырехугольного рамы из толстых брусьев, подведенной под потолок на четырех крепких столбах на каменных основаниях. После ремонта с 14 октября 1928 года богослужение было разрешено. Но уже 27 апреля 1929 года комиссия городского Совета вновь произвела технический осмотр здания церкви, в результате чего были якобы выявлены трещины в стенах и провес потолка. Председатель церковного Совета А. П. Ерохин считал, что особой угрозы нет, и после заготовки материала будет произведен новый ремонт. Однако, письмом от 10 мая 1929 года административный отдел Минусинского окружкома предложил прекратить’в названном храме всякого рода как молитвенные, так и иного характера собрания. После ремонта предлагалось передать здание окружному отделу народного образования. 22 марта 1930 года появилось решение «О расторжении договора с группой верующих Кладбищенской церкви». В декабре 1931 года после многочисленных ходатайств церковь была возвращена верующим. 17
17 Мир праху. Честь имени. Минусинский некрополь. Кн. 1. Минусинск. 2009. - С. 8.

13 февраля 1930 года личное имущество Владыки описывают за недоимку в размере 1440 рублей 50 копеек, а 18 июня 1930 года лишают избирательных прав. 8 ноября 1930 года снова пришли описывать имущество за недоимку в 88 рублей. Казалось бы, нечего уже и брать, однако унесли все, что было.

В 1930-1931 годах епископ Димитрий совершил объезд православных общин Каратузского и Курагинского районов, который, как считали в ОГПУ, носил не только религиозный характер.

Множество епархиальных дел и забот стало занимать Владыку. Ведь теперь кроме Минусинской, он являлся еще управляющим и Красноярской епархией. Безусловно данное обстоятельство говорит об огромной роли в становлении и восстановлении церковной жизни в трудный период богоборчества на территории Восточной Сибири. Епископ Димитрий стал собирать вокруг себя верных священников, которые бы смогли противостоять натиску Советской власти и подрывающей деятельности обновленцев. Именно по этому в 1931 году он восстановливает Епархиальный Совет в составе протодиакона Тихона Зибаровского, священников Александра Суховского, Димитрий Дубровина, а позднее Валериана Шнырева, Всеволода Баркова.

21 марта 1933 году епископа Димитрия (Вологодского) вызывают на летнее заседание Временного Патриаршего Священного Синода. Однако же, Преосвященнейшему Димитрию не суждено было присутствовать на заседании Священного Синода. Почти как месяц Владыка был под арестом.

В 26 февраля 1933 года епископ Димитрий вместе с членами епархиального совета по необоснованному обвинению органами Объединенного Государственного Политического Управления был арестован. Основное обвинение, предъявленное епископу Димитрию, заключалось в том, что он и другие обвиняемые, проходившие по одному с ним делу (протоиерей Всеволод Барков, священник Александр Суховский, протодиакон Тихон Забаровский, священник Валериан Шнырев), якобы по обоюдному сговору между собой в 1931г. создали на территории Минусинского округа контрреволюционную повстанческую церковно-монархическую организацию. Она яко бы ставила перед собой, как конечную цель, свержение Советской власти. Под их руководством созданы ряд контрреволюционных ячеек: в Минусинском, Курагинском, Каратузском и Аскизском районах Красноярского края: которые, вербуя членов для контрреволюционной организации, вели борьбу против проводимых партией и правительством мероприятий в деревне, в особенности против колхозов. Остальные 76 человек обвинялись в том, что вступив в члены контрреволюционной организации, проводили борьбу против мероприятий, проводимых партией и правительством на селе, занимались антисоветской агитацией, направленной на подрыв колхозного строительства, сплачивали вокруг себя верующих из числа кулацко-зажиточного и антисоветского элемента, используя их как агитаторов в селах и районах, проводили подготовку кадров для контрреволюционной организации, ставившей перед собой как конечную цель подготовку вооруженного восстания для свержения Советской власти при помощи интервенции с последующим восстановлением монархического строя. Так как среди арестованных было много селян хакасских улусов, которые приняли Православие под влиянием епископа Димитрия, то ему вменялось в виду и распространение религиозных предрассудков среди местных жителей. 18
18 Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. http://www.pstbi.ru, 12. 04. 2009.

10 июля 1933 года Особая тройка Полномочного представительства при Объединенном Государственном Политическом Управлении по Западно-Сибирскому краю приговорила руководителей организации к различным срокам заключения в Байкало-Амурском исправительно-трудовом лагере. Епископ Димитрий (Вологодский) осужден по ст.58-10,58-11 УК РСФСР на 5 лет, ввиду преклонного возраста ссылка заменена на 5 лет в село Ново-Ильинка Нарымского края Томской области.19
19 Г.Д.Потылицын. Роль архиепископа Минусинского и Усинского (Вологодский Д.Н.) в становлении церковной жизни Восточной Сибири. 1924 - 1937гг. Новокузнецк, 2010г. с.30

Освобожденный от наказания ввиду тяжелой болезни 5-7 июня 1934 года. 29 июня 1934 года Заместителем Местоблюстителя Патриаршего престола митрополитом Сергием разрешен трехмесячный отпуск по болезни20. Это время было выделено и наличную встречу с митрополитом Сергием, так как в пригласительном документе отмечается, что « Его Блаженство с любовью встретит извещение о намерении Ваше прибыть лично для доклада в Патриархию».
20 Г.Д.Потылицын. Роль архиепископа Минусинского и Усинского (Вологодский Д.Н.) в становлении церковной жизни Восточной Сибири. 1924 - 1937гг. Новокузнецк, 2010г. с.29

24 июля 1935 года епископ Димитрий (Вологодский) был восстановлен правящим архиереем Минусинской епархии. 30 марта 1936 года владыка возведен в сан архиепископа. Но, имея законную духовную власть, он не мог открыто совершать богослужения ввиду гонений и был вынужден тайно священнодействовать в домах верующих.

21 апреля 1937 года начальник уголовного розыска Минусинского четвертого отдела милиции младший лейтенант Макушин, обвинив архиепископа в том, что он исправляет на квартирах верующих религиозные обряды, проводит антисоветские беседы и, получая за то подаяние, ведет «паразитический образ жизни, завел на него уголовное дело. 26 апреля 1937 года последовал новый арест органами НКВД. На допросе он, отвергнув обвинение в осуществлении публичных молений и антисоветской пропаганды, показал, что, хотя он часто находился в полуголодном состоянии, личная жизнь его не интересовала. Владыка заявил, что против Советской власти он не выступал, так как всякая власть от Бога, а при рассмотрении его прежнего дела в протоколы допросов были внесены такие записи, которые он не показывал. Из-за старости и слабого здоровья 7 мая 1937 года архиепископ Димитрий был выпущен из тюрьмы под подписку о невыезде, а 2 июня дело его прекратили. Но 28 июля уполномоченный уголовного розыска Горбунов вновь привлек его по этому же делу в качестве обвиняемого. В августе 1937 года прокурор Минусинского района Кудрявцев вернул его дело в милицию для предъявления в контрреволюционной агитации (ст.58-10 УК РСФСР). 14 сентября 1937 года владыка снова был арестован, а в ноябре его дело оказалось на расследовании в прокуратуре21. С 1937 года епархией не управлял, так как известен факт о его заключении в минусинскую тюрьму и последующих ужасающих пытках, которые привели к незаставившей себя долго ждать смерти 23 октября 1937г.
21 Мир праху. Честь имени. Минусинский некрополь. Кн. 1. Минусинск. 2009. - С. 98

Перед кончиной Владыка просил привести к нему священника исповедоваться. Начальник тюрьмы отправил к нему уборщицу, которая отказала архипастырю: «Какой тебе батюшка, тут тюрьма...».

Его могила - на старом городском кладбище, на его окраине. Здесь же разрушающийся храм где он служил службы.

По данной судимости архиепископ Димитрий реабилитирован 6 апреля 1993 года прокуратурой Красноярского края.

Заключение:

Проанализировав литературу и исторические документы по данной теме, мы постарались понять сущность событий той эпохи с её проблемами, связанными с напряженными отношениями власти и церкви, отразив их в своей работе. Также выяснили, что в то время немалое значение предавалось новой государственной идеологии, которая видела своего конкурента в духовном выборе населения в лице Русской Православной Церкви. Стоящие у власти люди создали партийную организацию «Живая церковь», которая отвечала требованиям военного коммунизма и была направлена на уничтожение Церкви, уничтожение людей, которые до конца стояли за свою веру.

Следуя второй задаче, мы определили, что православная церковь в 20-е годы ущемлялась в своих правах на существование, подвергалась гонениям советской власти. На её стороне остались лишь преданные ей люди, не боящиеся репрессий, порой и ценой собственной жизни. При этом нами сделан вывод, что одна из причин успеха обновленческого движения в первые годы становления советской власти - это тесная ассоциация деятельности Православной Церкви с существованием государственной системы бывшей Российской империи.

В третьей задаче мы установили следующие причины разногласий православия - и государства: устранение конкурента в идеологической борьбе и обеспечение государственной поддержки представителей «Живой церкви»; традиционное русское православие не приняло новые реформы, которые были приняты на Съездах открытия обновленческого Собора, поддержанных государством: переход с юлианского календаря на григорианский в церковной жизни, реформа о второбрачии священников, реформа о выборах епископов и разрешении им жениться, реформа о непризнании святых мощей, ведение церковной службы на гражданском русском языке; советская власть искала все возможные пути к материальной поддержке своего государственного строя посредством изъятия церковного имущества.

Отсюда следует, что «Живая церковь» являлось только орудием в уничтожении идеологического конкурента новой власти - Русской Православной Церкви.

Мужество человека проявляется в разных ситуациях - на полях сражений, в революционных событиях, отстаивании своих убеждений. В чём мотивы тех, кто противостоял обновленчеству? Прежде всего в убеждённости, в правоте своей деятельности. В чём урок для нас? В мужественности, так как цена противодействия - это цена собственной жизни. Ещё один урок в том, как трудно в смутное время разобраться в происходящем, понять, что есть истина, сделать собственный выбор. Можем ли мы осуждать тех, кто поддержал обновленцев? Нет, ибо цена была велика и не все мы мужественны. Но тем более восхищает мужественность и духовная сила тех, кто и при данной высокой цене - сохранение жизни и свободы - делает свой решительный выбор в защиту своих убеждений.

Современный взгляд государства на церковь состоит в том, что власть глубоко заинтересована в формировании ясной, четкой и осознанной политики по отношению к Церкви, но ее в полной мере, на наш взгляд, еще не существует. Церковь иногда хотят использовать как некую идеологическую структуру, да и она сама не прочь иногда сыграть такую роль идеологической структуры, хотя речь идет о духовном росте, о тех морально-нравственных принципах, которые она проповедует.

Государство и Церковь не должны сливаться в одно целое. В этом урок XX века, так как победа обновленческого движения в первые годы становления советской власти - это итог неудачного выстраивания взаимоотношений Русской Православной Церкви и государственной системы Российской империи, ассоциации их слитности в сознании большинства православных россиян. Необходимо помнить, что государственная система всегда потребует что - то за свою поддержку. Сила Церкви явилась тогда, когда она вернула себе роль духовного лидера.

Человеку, нации в целом всегда требуется духовные, нравственные лидеры. История современной России знает такие примеры - Д.С.Лихачёв, А.Д.Сахаров. Православная вера и Церковь выстояли в годы гонений только благодаря духовным лидерам. Среди них архиепископ Минусинский и Усинский Димитрий (Вологодский). Сколько таких лидеров было по всей Святой Руси, которые выполняли своё служение, отстаивали своё мнение, подавали пример стойкости? Имена некоторых из них возвращаются к нам только сейчас. Немаловажным является то, чтобы сегодня Православная Церковь в целом и каждый её служитель становились духовными лидерами нашего общества, имеющими свои нравственный взгляды на жизнь общества в целом и деятельность государства в том числе. Сегодня выстраивание взаимодействия государства и церкви требует учета ошибок XX века, в том числе их трагических проявлений.

Список литературы

1. Бочкарев В. История обновленческого церковного раскола в Западной Сибири. Новосибирск, 1997г.
2. Бронников А. Обновленчество в Минусинске //пятые рождественские образовательные чтения, Красноярск, 2004г.
3. Данилушкин М. и др. История Русской Православной Церкви. Новый патриарший период. Том 1. 1917 - 1970гг. СПб. «Воскресение». 1997г.
4. Круглов С. Исповедник земли минусинской //Православный Минусинск. - 2005г.№14.
5. Круглов С. Проповедь, понятная сердцу //Православный благовестник. - 2003г.№16.
6. Мир праху. Честь имени. Минусинский некрополь. Кн.1. Минусинск, 2009г.
7. Потылицын Г.Д. Роль Архиепископа Минусинского и Усинского (Вологодского Д.М.) в становлении церковной жизни Восточной Сибири. 1924 - 1937 гг. Новокузнецк, 2010г.
8. Следственное дело Патриарха Тихона, М.2000г.
9. Регельсон Л. Трагедия Русской церкви. М. 1994г.
10. Русская Православная церковь в советское время. (1917 - 1991). Документы и комментарии. М. «Возрождение», 1995г.
11. Шкаровский М.В. Обновленческое движение в РПЦ XX век. СПб., 1999г.

Приложение


Дмитрий Матвеевич и Иван Матвеевич Вологодские 


Епископ Дмитрий Вологодский


На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»

Красноярское общество «Мемориал» НЕ включено в реестр общественных организаций «иностранных агентов». Однако, поскольку наша организация входит в структуру Международного общества «Мемориал», которое включено в данный реестр, то мы в соответствии с новыми требованиями российского законодательства вынуждены маркировать нашу продукцию текстом следующего содержания:
«Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации».
Отметим также, что Международный Мемориал не согласен с этим решением Минюста РФ, и оспаривает его в суде.