Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Дорога длиною в жизнь" (история семьи Моршнёвых)


XII ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

«ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – ХХ ВЕК»

Направление исследовательской работы:

«Судьба человека в российской истории XX века»
- «История семьи»

 Красноярский край, Каратузский район, с. Верхний Кужебар

МБОУ «Верхнекужебарская  средняя общеобразовательная
школа имени В. П. Астафьева»

Лиханова Инна, 11 класс -

Руководители исследовательской работы:
Моршнёв Александр Михайлович, учитель истории,
Селина Елена Владимировна учитель технологии, педагог ДО

с. Верхний Кужебар
2011 год

Библиография

1. Воспоминания членов семьи.
2. Семейный фотоархив.
3. «Красноярский край в истории отечества», книга третья 1941-1943гг.; книга 4 1954-1985гг. А.А. Григорьев и др., Красноярское книжное издательство, 2000г.
4. «Амыльские перекаты» - приложение к районной газете «Знамя труда», №12, май 1999 г.
5. Районная газета «Знамя труда», от 21 июня 1990 г.
6. Районная газета «Знамя труда», от 6 декабря 2008 г.

План

1. «Чтобы помнили…»
2. Юность.
3. Годы войны.
4. Жизнь после войны.
5. Неразрывная нить поколений.

ВВЕДЕНИЕ

Любовь к родному краю, знание его истории – основа,
на которой только и может осуществляться рост
 духовной культуры всего общества.
Д. С. Лихачев.

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»- так звучат, ставшие уже крылатыми, слова о бурной и драматичной, а порой и страшной, истории моей страны XX века. Судьба любого человека старшего поколения очень сходна с судьбами тысяч и тысяч россиян, чей жизненный путь был пересечен либо социальными потрясениями, либо, что не менее страшно, Великой Отечественной войной. Главной целью моей работы стала попытка рассказать о конкретном человеке, желавшем жить. Что было в жизни моей героини, и как она прожила свой век, в основном позже стало понятно. Но трудно представить даже, как в те времена было тяжело и страшно просто жить. Никак не накладывается тот мир на кальку современности. Но, все же, события шли своим чередом, человек радовался каждому дню, надеялся, строил планы на будущее. Все как всегда у всех людей.

Назвав работу «Дорога длиною в жизнь», я поставила перед собой цель: раскрыть малоизученные стороны жизни семьи Марии Андреевны Моршнёвой (Лучинкиной). Я стремилась зафиксировать внимание на некоторых этапах жизненного пути моей героини, исследовать отдельные стороны духовного мира, в котором она жила и шло становление личности. В данной работе я делаю попытку определить особенности осмысления темы Родины простым русским человеком. Чтобы достичь поставленной цели, поисковую работу проводила по трём направлениям:

1. изучение краеведческой литературы и источников. (Работа с архивами редакции районной газеты «Знамя труда», домашнего «архива» и «фотоархива»;
2. беседы с участницей моего повествования, с сыном – Моршнёвым Александром Михайловичем;
3. сборник стихов «Амыльские зори», А. Моршнёв, 2010г. «Абакан-Диалог-Сибирь».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Судьба Моршнёвой Марии Андреевны (в девичестве Лучинкиной) лежит в основе моего повествования – её устные рассказы. Бумаги и фотографии (семейный мини-архив), как подтверждение правдивости её слов. А ещё одним источником, лирическим, будут стихи её сына Моршнёва А.М. Это мой учитель истории.

Знакомясь с фотографиями и документами, я ещё раз убедилась в справедливости утверждения о том, что и среди самых обычных семейных бумаг могут находиться такие, которые не только касаются отдельных людей, но и как маленькое зеркало отражают грани жизни нашей страны XX века. Так жила не только семья Лучинкиных, так жила почти вся страна, во всяком случае, большая её часть. Члены этой семьи не проявляли чудеса героизма трудового и боевого, они просто жили…

Родилась Мария Андреевна 7 ноября 1928 года в деревне Андреевка Каратузского района в крестьянской семье Лучинкиных Андрея Акимовича и Ксении Андреевны. Отец, по характеру спокойный, уравновешенный, был, что называется, мастер на все руки. Прекрасный кузнец, отличный бондарь, шил сапоги, подшивал валенки и многое другое. Крестьянская жизнь и быт очень специфичны, многое нужно было уметь и знать, чтобы обеспечить себя, семью свою хотя бы «по – минимуму». Ещё он был отличным гармонистом – ни один деревенский праздник не обходился без его гармошки. Очень добрый и отзывчивый человек, чуткий, мягкий по характеру; любил маленьких – это чувствовалось буквально во всем. Жене своей, по характеру человеку властному, во всем уступал. Была она совершенно неграмотна, но труженица с большой буквы: косила, стога метала, корчевала – работала с утра до ночи.

А вообще, трудиться Андреевские жители умели все, никакой работы не чурались. Ведь сама - то деревня и начиналась с глухомани, тёмных лесов, обилия зверя и рыбы. Первые поселенцы, приехавшие в Сибирь за землёй, в одиночку, только своей семьёй, не смогли бы раскорчевать тайгу и отвоевать у леса пашни. А тайга стояла – неба не видно, дикая глухомань. Вот и приходилось собираться по 15 – 20 человек – артелями, с тем, чтобы раскорчевать деляны, ну, а лес шёл на строительство домов и хозяйственных построек.

Отвоёванное пространство шло под пашни, а позже и под покосы. Историю свою Андреевка ведёт с 1907 года (времена столыпинской аграрной реформы). Первым ходоком в тайгу для выбора места поселения был Андрей, по прозвищу Губастов. От него и пошло название деревни. Но есть и другая версия, по которой название своё деревня взяла от землемера Андрея, жившего в Верхнем Кужебаре (приисковое село в 9 км. от Андреевки вниз по реке Амыл).

Пашни носили названия фамилий деревенских: Русова пашня, Дикарёва, Захарова, Штаны, луга Верхние и Нижнее. А какой богатой была тайга, сколько было там зверя, ягод, ореха. Всё это требовало упорного, кропотливого труда и в основном вся работа выполнялась вручную. Работать приходилось много, поэтому и детей сызмала к труду приучали. Оттого люди крепкие вырастали – жизнь заставляла, и не боялись никакого деревенского труда.

В 1930 – м году в семье Лучинкиных родился второй ребенок – мальчик Саша. С детства Мария была очень скромным, послушным ребёнком. В 1937 году она пошла в первый класс Андреевской начальной школы, а в 1941 году, 27 мая закончила четыре класса на «отлично». Продолжать обучение нужно было в Верхнем Кужебаре, но у семьи не было такой возможности. А тут ещё и война началась. Отца забрали на фронт, на руках у матери было трое детей (младшая, Катя, родилась в 1941 году). Так и осталась девочка, как впрочем и многие дети военного лихолетья, с начальным образованием.

Во время войны вся трудоёмкая работа лежала на плечах женщин, которые ждали Дня Победы и возвращения своих мужей, братьев, сынов. Работали на быках, даже коровах (лошадей было мало - они требовались фронту): возили дрова, сено. Именно тогда, в годы войны, родилась горькая поговорка о женской доле в тылу: « Я – корова, я и бык, я и баба, и мужик». Все это испытали они на своих плечах, а также и их малолетние дети, чьи плечи ещё не окрепли, сами они не возмужали, а работали наравне со взрослыми.

С четырнадцати лет пришлось испытать это и Марии. Вместе со взрослыми работала она в артели « Таёжный труженик» без выходных и отпусков – время было суровое, военное.

Заготавливали дрова и пихтовую лапку для производства масла и смолы. В зимнее время пилили, а потом весной и летом сплавляли по речке Красной лес. В войну для военных лыж берёзу готовили – чтоб ни одного чёрного кружочка, ни одного сучочка не было. В страдную пору жали серпами хлеб, возили снопы на лошадях. Одни бабы, мужики – на фронте. Изредка оттуда приходили письма – на душе становилось легче – живы, значит.

У каждой – семья, дети малые. Да и своё хозяйство требовало много сил и упорства: держали коров, свиней, овец, пчёл, огороды были соток по 30. а иначе нельзя – не выживешь.

В 1944 году пришла похоронка– пропал без вести муж и кормилец – Лучинкин Андрей Акимович. Чёрным крылом горе накрыло семью.

Моему деду Лучинкину Андрею Акимовичу и всем, пропавшим без вести на полях сражений Великой Отечественной войны, посвящается.

Память

Мой дед сгорел в огне войны.
Крестьянин, пахарь встал под пулю.
Своею кровью он тушил
Той круговерти страшной бурю.

Простой, бесхитростный мужик
Пошёл туда, где страшно было.
Война - без края и конца –
Там смерть подряд людей косила.

Всегда так было на Руси,
Когда в страну вступало лихо,
Вставал народ, вставал солдат
И гнал врага, чтоб было тихо.

Чтоб мирно жизнь везде текла,
Цвели сады, рождались дети.
Вершились славные дела.
Фашизму - НЕТ на белом свете.

Нет — крови, горю и страданью,
Нет - изуверству палачей.
Дорогу - счастью, созиданью
И радости планеты всей.

За всё за это безоглядно
Он жизнь отдал, чтоб жили мы.
И помня жуть ту безотрадно,
Заветам павших все верны.

Уже минуло много лет
С тех пор, как не вернулся дед.
Ушёл мой пращур в никуда…,
Он в памяти моей всегда.
апрель 2005 год

Много мужчин не вернулись тогда в родную деревню, почти каждый дом потерял хозяина, оставив вдов, сирот, как и вся матушка – Русь.

Письмо с фронта

В руках – солдатское письмо,
Что с фронта дед прислал когда- то.
Он не дожил, но жизнь его –
В Победе нашей в сорок пятом.

Все мысли, чувства и дела
Простого русского солдата-
Страничка – весточка, смогла
Из Польши прилететь к Багдату.

Речушка, дом на берегу,
Жена и дети в ожиданье.
Святая ненависть к врагу,
Что в мир принёс лишь поруганье.

Надежда – стон, мольба и вера,
Что будет жив, придёт домой.
Всё оказалось лишь химерой –
Пропал без вести рядовой.

Нет, не дошли, господь, немного
Молитвы бабушки моей,
Когда горячим русским слогом
Взывала к милости твоей.

Привет последний- то письмо,
Мне дед его прислал когда-то,
Сгорел, исчез, но жизнь его –
В Победе нашей в сорок пятом.

май 2009 год

Но люди не пали духом, продолжали растить хлеб, косить, пилить лес, строить, ловить рыбу, заниматься охотой, гнать пихтовое масло и дёготь, жить, рожать детей, учить их.

Жизнь брала своё и продолжалась. Шло время, менялись люди. Выросла и превратилась в завидную невесту Маша. Молодые люди оказывали ей знаки внимания, но она как-то всерьёз не думала о замужестве. В 1950 – м году нежданно-негаданно в их доме появились сваты. Оказывается, парень из Красносельска был безумно влюблён в неё, он и заслал их.

Маша противилась, но сваты были очень настойчивы, да и мать с ноткой требовательности в голосе просила дать согласие. И девушка не смогла пойти против воли матери.

Семейная жизнь как-то сразу не заладилась, и после полутора лет замужества молодая женщина вернулась в родительский дом с восьмимесячной дочкой.
Работа, забота о ребёнке отодвинула мысли о личной жизни на задний план. Восемь лет проработала она почтальоном. Каждый день, в дождь и слякоть, пургу и мороз, на лошади верхом, в телеге или на санях ездила она на лошадях за 9 км. в Верхний Кужебар, чтобы доставить односельчанам корреспонденцию, посылки и бандероли.

Тяжело приходилось и здесь. Одна, а дорога тайгой, да и в период половодья очень опасно было, когда деревню топило вешними водами. Зимой тоже не сахар: дорога по замёрзшей реке, запросто и в полынью можно было ухнуть. В самой деревне тоже, подчас, бывало не лучше. Однажды зимой, разнося почту, нос к носу столкнулась в улице с медведем – шатуном. Отощавшего зверя выгнал из тайги голод, вот и пришёл в деревню «промышлять» пропитание. Спасла калитка ограды, куда заскочила молодая почтальон, сама себя не помня от страха, да собаки, которые были в ограде.

Медведя этого мужики деревенские сразу «взяли в оборот», благо ружья в каждом доме были (жили – то в тайге, к ружью здесь сызмальства ребятишек приучали). Шатуна убили, но ещё долго Марию мучили кошмарные сны по ночам – так испугалась.

В 1957 году судьба свела с Моршнёвым Михаилом Алексеевичем – создали семью, стали жить. В 1958 году родился второй ребёнок – сын Саша, позже, в 1961, ещё одна дочь, Татьяна.

В 50-х годах деревня обновилась. Многие семьи построили себе к тому времени хорошие дома, собираясь жить в них долго и счастливо. Построила себе дом и семья Моршнёвых – жили у речушки Багдат, дом стоял на поляне, рядом начинались сосняки. Невдалеке – кедрачи на Хохлацкой горе, под боком Красная речка и река Амыл. Жить бы да жить, но…

В 60-е годы Андреевка, как и тысячи деревень по стране, была объявлена неперспективной. Хотя в ней была начальная школа, клуб, библиотека, лесопилка, два магазина (магазин Ермаковского ОРСа и В-Кужебарского сельпо), конный двор, пасека, в личном подсобном хозяйстве держали много скота.
Сначала закрыли магазины. Необходимые продукты стали привозить из Верхнего Кужебара. Люди ещё как-то терпели. Затем не дали учителя в школу… Так и разъехалась деревня: в Кужебар, Каратуз и т.д.

Там, где жители Андреевки вручную отвоёвывали у тайги поля, корчуя деревья, всё оказалось брошено, запущено.

Покинутый дом

Заброшенный дом - нет на свете печальней
Картины из жизни деревни любой.
В тоскливости серой и многострадальной
Являет унынье и жалость собой.

Стол слепы и тусклы безликие окна,
Посунулась крыша, вкось набок пошла.
Ушла радость-счастье и песня замолкла,
Печаль-безнадёга приют свой нашла.

Так смотрятся жалко цветы под окошком,
Не спас георгин здесь семью и покой.
Склоняясь к земле многоцветьем-лукошком,
Как молят судьбу: «Приласкай и укрой».

На улице сельской, где тихо и грустно,
Печать отчужденья земного стоит.
Пронзительный мир, простотой безыскусной
Он болью своею с тобой говорит.

И годы ползут вязко-серою тучей,
Тяжёлая поступь их давит, гнетёт.
Деревня родная бедой неминучей
О помощи просит, кричит и зовёт.

Покинутый дом, как ты смотришь печально,
Картина из жизни деревни любой.
Заброшенный, серый и многострадальный,
Являешь унынье и жалость собой.

Март 2010 год

Переехала в 1969 году в Верхний Кужебар и семья Моршнёвых. Постепенно перевезли дом, затем хозяйство. Начинали жить по-новому. Но ещё долгое время Мария Андреевна не могла привыкнуть к новой жизни. Почти год было стойкое ощущение, что она не дома. Очень скучала по своей родной деревне. Ведь родилась и сорок с небольшим лет прожила там.

Исчезнувшая деревня

Запомнилась гибель родной деревеньки,
Свидетелем был лет последних, глухих.
Как будто вчера, а точнее – давненько,
В ней замерла жизнь, людской гомон затих.

В заброшенных избах хозяином – ветер,
И в улице бродит тоска, да печаль.
Похоже, печатью господь здесь отметил,
Что людям не жить, только искренне жаль.

Ничто не отменит ту память из детства,
С рождения помню тайгу за окном.
Святое и чистое жизни наследство –
Взгрустнешь иногда о хорошем былом.

Здесь травы косились, и дети рождались,
Заботливо пчёлы мёд в ульи несли.
Затянуты лесом луга оказались,
И мать-деревеньку сыны не спасли.

Полвека почти миновало, изрядно.
Успеть позабыть можно много чего.
Но, помня то прошлое, детство отрадное,
Скажу: «Счастлив был, сам не зная того».

Я вижу её, небольшую, таёжную,
Бурлящую жизнью как будто вчера.
Свидетелем был лет глухих, безнадёжных,
Деревню судьба в никуда увела.

- // - // - //- // - // - //- // - // - //- // - // - //
Ты не вписалась в современность.
Тоску и грусть в душе тая,
Давно исчезнувшую, помню.
Андреевка – печаль моя.

Апрель 2010 год

А впереди было страшное испытание. В сорок с небольшим она тяжело заболела. Почти полтора года находилась в больницах – районной, краевой. На 9 месяцев неутешительный диагноз приковал её к постели – лежала в гипсе. Казалось, нет выхода из этого замкнутого круга. В одну из ночей, борясь с физической болью, то ли в бреду, то ли в полудрёме она увидела лица и глаза детей, которые молили выжить и вернуться домой. Тогда Мария приняла решение бороться за жизнь и выздоровление. Болезнь не отступала, и в минуты отчаяния хотелось смириться с ней. Но мысли о судьбе детей заставляли собрать последние силы и продолжать борьбу с недугом.

Наконец, болезнь отступила и она встала… на костыли. От напряжения болели руки и спина, кровоточили ноги от «хождения» в спецобуви, но Мария Андреевна жила по принципу «надо».

Когда она появилась дома, радости близких не было предела. Их любовь и тепло родного очага сделали своё благое дело. Она вновь стала ходить. После болезни более десяти лет проработала продавцом в книжном магазине до выхода на пенсию в апреле 1981 года.

Годы шли, дети выросли и разлетелись из родительского гнезда. Судьба разбросала их по бывшему СССР. Младшая, Татьяна, живет в Донецке, раз в пять лет навещает маму, часто звонит. Старшая – ближе, в Абакане; здесь проще – и приезжает чаще, да и звонок в любую минуту можно сделать. Сын, Александр, живёт здесь, в этом же селе, бывает ежедневно, а то и не один раз в день. У Марии Андреевны шестеро внуков. Жить бы да радоваться, но время неумолимо…

27 июля 2010 года у неё случился инфаркт, а 30 – го июля она умерла. Не выдержало изношенное сердце, дало сбой и в 5 часов утра остановилось. Оплакали и похоронили бабушку Машу (так её звали на нашей улице) на сельском кладбище под высокими старыми берёзами на солнцевосходной стороне рядом с матерью.

«Целуйте руки матери своей….»

Целуйте руки матери своей,
Те руки, что вскормили и взрастили.
И нет по жизни никого родней,
О ком бы так заботились, грустили.

Повсюду вместе в мыслях, как в делах,
Отлично помним всю заботу, ласку,
Тепло души, улыбку на устах,
Любовь великую, похожую на сказку.

Тем чутким облаком окутаны, крылом
Родительским прикрыты от несчастья,
Как застрахованы: любой судьбы излом
Излечится уз родственных участьем.

Надежный материнский оберег
Вряд ли всегда серьезно понимаем,
Но коли жизнь рывком идет «вразбег»,
Все инстинктивно маму вспоминаем.

Целуйте руки матери своей,
Те руки, что вскормили и взрастили.
Давайте будем славить матерей,
Поклон вам низкий, женщины России. ноябрь 2008 год

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Действительна фраза: «Жизнь прожить – не поле перейти». Своё жизненное поле Мария Андреевна перешла с большими трудностями, но достойно. Она не дожила трёх месяцев до 82-х лет. Правду говорят: «Жив человек, пока жива память о нём».

Не каждому суждено прожить жизнь достойно. Человек в просторах мироздания всего лишь беззащитная песчинка, и для того чтобы оставить о себе память, нужно прожить жизнь так, чтобы не было мучительно и больно за бесцельно прожитые годы. Именно такой принцип был по жизни у Марии Андреевны, и не на словах, а на деле. Она посвятила свою жизнь служению Родине, отдавая себя без остатка и в мирное и в военное время. Любовь к родной земле стала созидающей доброй силой к окружающему миру и себе. Какой великий нравственный урок преподала нам эта, как принято говорить, простая женщина.

Память о Марии Андреевне на долгие годы останется в наших сердцах.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»