Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Откуда мы родом?


Муниципальное образовательное учреждение
Табатская средняя общеобразовательная школа
Бейского района Республики Хакасия.
 

Выполнила: Рыскина Алевтина
Викторовна

Табат, 2010 г.

Актуальность: работа воспитывает уважение и любовь к родному краю, родной культуре, селу, отечеству. Начиная с малого - с любви к своей семье, к своей школе; с интереса к окружающим людям.

Объект изучения: люди села, их исторические корни.

Цель работы: привлечь внимание подрастающего поколения к людям, живущим рядом, к истории своего села.

Задачи:
• изучение материалов книг, журналов, газетных статей;
• знакомство с людьми и описание их жизненного пути;
• использование методов анализа, сравнения, описания, исследования, наблюдения и общения.

Предков наших историю ты полистай,
Как невесту, любили они этот край.
Если нам суждено на земле этой жить,
Мы, как деды, должны эту землю любить.
(«Славься, Бейский район!» Слова и музыка М. Борисова)

1. Что было до нас?

У каждого человека есть свой путь на Земле. Мы видим только то, что  происходит с нами сегодня. Но в каждом из нас течет кровь людей, живущих десятки и сотни лет назад. Стремительно летит время. Нужно иногда остановиться, осмотреться вокруг, вспомнить: «А что было до нас? Откуда мы родом?». У Анатолия Афанасьевича Кайлачакова есть замечательные слова: «Самое дорогое, священное, что отец передает сыну, дед - внуку, одно поколение людей - другому, - это память, память о прошлом, о людях, чьи дела и подвиги украшали и умножали славу Бейского района, прославляли , Хакасию».1
Копытов А. Г. «Бейская земля глазами современников». Историко-публицистическое эссе в двух частях. 4.1. Абакан. 2006 год. Стр. 12

Богата хакасская земля полезными ископаемыми, горами, лесами, чистым воздухом, животными. Но самое главное богатство нашего края - люди. Они защищали землю от монгольских ханов и выстояли, не отдали им свою территорию, они победили в борьбе со стужей, научились жить и преумножать свои богатства, помогать ближнему, дали кров и накормили путешественников.

Впервые о наших краях в России заговорили при царе Алексее Михайловиче, в 1660-е годы. Предполагалось, что земля эта богата золотом, « серебром и другими металлами. В XVIII веке состоялись первые открытия.

Богатый и чистый край привлекал природными богатствами. В 1717 году Петром I из Данцига был приглашен доктор наук Даниил Готлиб Мессершмидт. Сначала он был отправлен в Москву, а затем в Тобольск. Указ о сибирской экспедиции был издан Петром I 15 ноября 1718 г. В нем было сказано, что экспедиция посылается «Для изыскания всяких раритетов и аптекарских вещей» с тем, чтобы присылать в «Санкт-Петербург в Главнейшую аптеку».

Шесть лет в трудных условиях путешествовал Мессершмидт по Сибири, блестяще выполнил возложенные на него поручения. В августе 1721 года в долине Хакасской речки Уйбат было сделано уникальное открытие. Экспедиция встретила в Сибири не дикие и неосвоенные, как думалось, земли, а страну древней цивилизации. С той экспедиции прошло почти 300 лет. Мы постоянно находим в земле Хакасии доказательства деятельности наших предков. То плуг выпашет кинжал воина, тысячи лет назад защищавшего нашу землю, то в старой пещере в тайге обнаружат кувшин или горшок из глины, дававший глоток воды сотни лет назад уставшему охотнику.

Но кто же мы, живущие сегодня? Кем были наши предки? Кто встречал яркие рассветы, пахал эту землю? Я захотела ответить на этот вопрос и начала свое расследование.

2. Родное село.

Мы живем в селе Табат.
Где купается в реках
Трава луговая,
Где на зорьке речушка,
Сверкая, бежит —
Там кровинка моя,
Мать-сторонка родная.
Там поныне моя
Деревенька стоит.
(Г. Пасько «Деревенька моя»)

Оно появилось на карте в XVIII веке. Для охраны Кузнецких заводов нужны были сторожевые посты, препятствующие проникновению джунгарских ханов. В связи с подписанием в 1727 году Буринского договора с Китаем и установлением государственной границы в Сибири возникают караульные посты: Таштыпский, Арбатский, Табатский и др.

По преданию, на берегах таежных речек уже существовали хакасские стойбища. К ним-то и присоединились пришлые казаки. В нашей местности первым было стойбище хакаса Табатки. От него, наверное, и пошло название села и реки.

После гибели джунгарского ханства пограничная жизнь год от года становилась спокойнее. Казачество все больше занималось хозяйственными делами, выполняя по службе полицейские функции и все теснее сливаясь с местным населением в жизни, труде, обычаях.

К казакам приехали семьи, их наделили землей и разрешили хозяйствовать. Затем приходят ходоки из Европы, которым нравятся эти места, где нет крепостного права.
Сейчас не трудно представить какой была моя Родина. Деревня или заимка, но в ней было много лошадей, скота, обширные поля были засеяны пшеницей, рожью, овсом. В тайге много зверя, рыбы, ягод, кедровых шишек. Спокойные, рассудительные люди, которые умели и любили трудиться.

Селом Табат стал в конце XIX века, в 1870 году, когда была построена первая церковь. Школа открыла свои двери в 1898 году.

Все исторические события село переживало так же, как и вся Россия - с радостью и скорбью, улыбками и слезами, теряя и приобретая на жизненном пути друзей, родных, соратников и врагов.

3. Мои предки.

Моим предком по маминой линии является Медведев Леонид Федорович. Жили они небогато. Раньше его семья жила в Арбатах. Совсем юный Леонид лишился матери, ему тогда было всего три года. После этого он воспитывался в доме старшей сестры.

Леонид Леонидович является участником войны с Японией. В 1939 году его призвали на срочную службу во Владивосток. Началась война и он был назначен шофером, развозил снаряды на позиции. Прадедушка рассказывал, что перед собой он видел очень страшную картину: «Везде стреляли, и казалось, что эта война никогда не закончится...» Тем не менее он не сдавался и боролся за будущее Родины! Он награжден орденами «Отечественной войны 1 и 2 степени», медалью «За победу над Японией», многими юбилейными медалями. В 1946 году демобилизовался, отслужил в целом семь лет. В этом же году он переехал в Красноярский край Рыбинского района и устроился на работу, на ТЭЦ - теплоэлектроцентраль, машинистом энергоустановки. Там он познакомился и женился на моей прабабушке Огиенко Ольге Иосифовне. В то время она работала учителем младших классов. После закрытия Сорского Молибденового комбината в 1952 году он переехал с семьей в поселок Дзержинский, где строилась ТЭЦ Сорского Молибденового комбината. После запуска турбин на ТЭЦ он начал работать в должности старшего машиниста турбогенераторов, и остался там до 1975 года до выхода на пенсию. За время работы был награжден многими медалями, почетными грамотами, ему было присвоено звание «Почетный горняк цветной металлургии». В 1975 году вышел на пенсию и сейчас живет в городе Минусинске.

Медведева Ольга Иосифовна - моя прабабушка по маминой линии. После переезда в Сорск вместе со своим супругом Леонидом Федоровичем работала на Тэц Сорского Молибденового комбината на щите управления станциями. И так же как и муж вышла на пенсию в 1975 году уехала в город Минусинск. В семье Медведевых трое детей. Сейчас Ольги Иосифовны нет в живых, она похоронена в г. Минусонске.

Самым старшим сыном в семье Медведевых является Медведев Леонид Леонидович - мой дедушка. Родился в Рыбинском районе Красноярского края. В 1952 году вместе с родителями переехал в город Сорск. Мой дедушка по окончании 8 классов поступил в Красноярский механический техникум. После окончания работал на Красноярском машиностроительном заводе. В 1967 году был призван на Тихоокеанский флот, где служил три года на эсминце. После службы в армии вернулся в город Сорск, так же как и его родители устроился на ТЭЦ, мастером по ремонту и накладке контрольно - измерительных приборов, продолжая династию семьи Медведевых. Начинал свою трудовую деятельность слесарем, а затем в течении 30 лет работал старшим мастером КИПиА. Рабочий стаж моего дедушки на Теплоэлектроцентрали составляет 37 лет. Награжден многими грамотами и дипломами, имеет правительственную награду от министра цветной металлургии. С 2008 года находится на заслуженном отдыхе и имеет почетное звание «Ветеран труда».

Хабаров Григорий Семенович - мой прапрадедушка. Его имя занесено в « Книгу памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия».

«1903 года рождения, с. Табат Бейского района, русский, проживающий с. Табат. Арестован 11.1930. Приговорен 21.04.1931. «тройкой» ПП.ОГПУ, 3 года условно, обвинение - контрреволюционная агитация. Постановлением Прокурора РХ от 13.03.1998 реабилитирован. Умер в лагере».2
2 « Книга памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия».Издательство Хакасского Республиканского общества организации жертв политических репрессий «Мемориал». 2000 г. Т. 2, с. 218

Его сын - Хабаров Геннадий Григорьевич - мой прадедушка. Остался без отца в 8 лет, его воспитывала одна мать - Хабарова Екатерина Матвеевна. В 1950 году начинал работать учетчиком. Далее стал бригадиром полеводческой бригады, выращивал хлеб на полях. Ему присвоили награду «За освоение целинных земель». В начале 1970 года стал управляющим Первого отделения Табатского зерносовхоза. И от имени Президиума верховного совета СССР награжден юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменования 100 - летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» Также в 1977 году награжден «Орденом дружбы народов», медалью «Ветеран труда за долголетний добросовестный труд». В 1988 году ушел на пенсию. Умер в 2005 году. Многие жители села с уважением вспоминают о нём.

Хабарова Евдокия Егоровна - моя прабабушка. Так как ее муж занимался выращиванием хлеба, она очень любила печь домашний хлеб. Была домохозяйкой и занималась домашним хозяйством. Очень любила порядок в доме, вышивала красивые узоры, вязала кружки на пол, носки, варежки и много других теплых и красивых вещей. В то время, когда в совхозе не хватало работников, временно работала на заправке, стригла овец. От работы никогда не отказывалась. Все хозяйство было на плечах моей прабабушки. Она очень гордилась своим мужем. Ушла из жизни в 2004 году.

В семье Хабаровых есть дочь- Медведева Фаина Геннадьевна. В 1971 году окончила Табатскую среднюю школу. В этом же году вышла замуж за Медведева Леонида Леонидовича и переехала в город Сорск. Начинала трудовую деятельность на ТЭЦ машинисткой, обходчиком питательных насосов. После рождения сына в 1972 году, пошла на курсы поваров и работала шеф - поваром в рабочей столовой на промплощадке Молибденового комбината. Имеет квалификацию шеф - повара 5 разряда. В столовой работала по 1995 год. После моего рождения стала домохозяйкой. Сейчас мы живем в Табате. Я учусь в Табатской школе. Бабушка с дедушкой занимаются домашним хозяйством.

4. Династия лесников.

Кроме пришлых людей в Табате, конечно, есть и коренные жители. Живет здесь семья Арчимаева Семена Степановича. Прадед его, Арчимаев Владимир по прозвищу «Тюк-тюк», жил в тайге, по Коромколу. Там был тюктюшкин стан, где он пас коней. Он переехал сюда из Горной ТТТории в голодный год и женился на хакаске, прожил сто двадцать пять лет. За долгую жизнь многое повидал, многое испытал. Он всю жизнь отдал тайге: добывал дичь, соболей, белок. Убил 99 медведей, а сотую медведицу не стал убивать - говорят, побоялся, поверье было у хакасов: если убьешь сотого хозяина тайги - преследовать будет.

Дед его, также Владимир, по молодости был ямщиком. Один раз в год возил петербургского помещика Пермигина через Табатскую тайгу, Большие Арбаты в Абазу, где у того был свой рудник. «Лошади были лихие, только сосны мелькали», - говорил дед.3
3. Пряткина И.А. «Листая страницы истории». Республика Хакасия, с. Бея. 2004 год.

Родителями Семена Степановича были простые рабочие люди. Отец с детства привил любовь к тайге, где сам с малого возраста охотился. С трех лет он остался без матери. Скитался порой, то у тетки жил, то у дяди. Учиться пошел уже большим и закончил всего три класса. Кроме него у отца было еще два сына - Сергей и Василий. Отец учил их строить дома, плотничать, бондарничать.

С молодых лет пришлось работать парню в тайге - в военное лихолетье гнул сани для фронта, затем на маральнике.

В 1965 году пошел работать лесником и отдал этому делу тридцать лет. По его стопам пошла одна из четырех дочерей - Люба, а теперь и внучка Аня.
Сильны кони шорца «Тюк-Тюк». Через душу его потомков тянется ниточка любви к лесу, к природе, к родному краю.

5. Из Новгородской губернии в Абазу в кандалах.

Иногда бывает так, что живешь рядом с человеком и не знаешь о нем ничего. Есть в Табате усадьба Ивана Артемьевича Антропова. Прадед Ивана Артемьевича сжег в Новгородской губернии усадьбу помещика, за что был сослан в Сибирь в кандалах приблизительно в 1880 г. До Ачинска доехали в поезде. Здесь их встретил и взял 16 человек на железный рудник владелец завода из Абазы Пермигин . От Ачинска до Абазы кандальники шли пешком, а семья ехала в телеге. Это были жена и четверо детей. Одним из детей был двенадцатилетний Тимофей.

Прадед отработал свой срок на руднике, поставил добротный дом, а через некоторое время умер. Дед Тимофей Ефимович разобрал дом в 1904 году и сплавил его плотом по реке Абакан в Большой Монок, поставил дом. Начал в Моноке кузнечить. За 5 лет оковал в Моноке все сани и телеги и уехал в Иудино. Семь лет там работал. Семья большая, вырастил 9 детей. Один из них - Артемий - 1905 года рождения. В 1917 г. снова уехал в Монок и до коллективизации жил там, работал в сплавной конторе.

В 1941 началась война. Трое его детей сложили головы на дорогах войны, сам он дожил до 81 года, все время занимался кузнечным делом. Артемий воевал на востоке, вернулся из армии в свою семью. 31 декабря 1946 года выехал в Табат по каким-то обстоятельствам. В его семье родились 11 детей. Сейчас в живых остались двое. Двоюродных братьев и сестер у Ивана Артемьевича около 70.

Артемий работал в колхозе кузнецом 11 лет, затем на разных работах. Его жена, мать Ивана Артемьевича за труд во время войны награждена медалью.

А теперь уже и сам Иван Артемьевич на заслуженном отдыхе, стаж его трудовой деятельности 45 лет.

В его семье свято хранят имена предков, помнят рассказы стариков о нашем Селе. Род его продолжают два сына - водитель и летчик и четверо внуков.

6. «Я славлю женщину, чье имя - мать».

Действительно, достойна признания мать-героиня Бадаева Евдокия Михайловна. Ее отец Тинников Михаил Маркович родился в Табате в 1890 г. Был плотником, очень честным человеком, пользовался уважением односельчан.

Евдокия осталась без матери в 11 лет. В семье было еще три брата. На плечи девочки легла забота о семье. Училась она хорошо, особенно по математике. Но после 4 класса школу пришлось бросить. Учительница хотела устроить девочку в национальную школу - отец не пустил. Всю жизнь жалела женщина, что не упросила отца разрешить ей уехать. Начала работать на сакмане, смотрела за ягнятами, кормила птицу, ухаживала за лошадьми. Работа была очень тяжелая. В 20 лет ее укарамчил молодой человек. У хакасов был обычай - парень должен своровать себе невесту. После этого их замыкали в пустом доме на всю ночь. Если утром девушка уйдет, то считалась опозоренной. Она не ушла, и пришлось жить с нелюбимым, очень жестоким человеком. Родила 10 детей, потому что считала, что если Бог дал ребенка - его нужно вырастить. Награждена орденом материнской славы I, II, III степеней и 24 января 1979 года орденом Золотая звезда «Мать-героиня» I степени и Почетной грамотой с подписью Л.И. Брежнева. После рождения третьего ребенка вышла на работу чабаном и работала до пенсии. Дети зачастую были рядом.
Умерла младшая сестра, и Евдокия Михайловна взяла ее пятерых детей к себе. Мужу не нужны были чужие дети, и он бил женщину за это. Не выдержала и троих маленьких отдала в детский дом. Затем двое сыновей брата остались у нее жить. В один год у нее было в доме 17 детей. Когда младшей дочери исполнилось 2 года, муж выгнал семью из дома. Ио и это горе не сломило ее. В это время она получила премию за работу - 5 тысяч рублей (в 1979 году это были большие деньги) и сразу купила большой, просторный дом. Долго ждала, что муж образумится и позовет семью, но он этого не сделал. Мужественная женщина вычеркнула его из своей жизни и каждую каплю себя посвятила детям. Она всем дала образование. В семье есть профессиональный строитель, веттехник, водитель, музыкальный работник, кулинар, юрист (младшая дочь окончила Томский университет). Рассказывая о старшей дочери, Евдокия Михайловна говорит: «Мария всю жизнь печет печенье для людей». Счастлива мать, которая может так говорить о своих детях. Уже нет в живых двух сыновей и дочери, но есть их дети - продолжение рода. Всего у нее двадцать семь внуков и два правнука. А муж окончил свою жизнь несколько лет назад тяжелобольным у одной из дочерей. Дети его не бросили в трудную минуту. Мать сумела привить им лучшие человеческие качества: доброту, трудолюбие, сострадание, всепрощение.

Тяжелую жизнь прожила эта женщина. Одолевают болезни, жалуется, что уже два года не может ездить верхом на лошади (ей 70 лет). Она выполнила свое земное предназначение с честью, продолжила род коренных жителей Хакасии.
Есть в природе знак святой и вещий, Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин - Женщина с ребенком на руках.

От любой напасти заклиная (Ей-то уж добра не занимать!), Нет, не Богоматерь, а земная, Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан, Так вот и стоит она в веках: Самая прекрасная из женщин - Женщина с ребенком на руках. Все на свете метится следами, Сколько бы не вышагал путей, Яблоня -украшена плодами, Женщина — судьбой своих детей. Пусть ей вечно солнце рукоплещет, Так оно и будет жить в веках, Самая прекрасная из женщин - Женщина с ребенком на руках.

7. Заключение.

Материал взят из Бейского архива, из воспоминаний односельчан и
книг нашего бейского лесника Анатолия Гавриловича Копытова «Бейская земля глазами современников» и «Лесоводы присаянья». Эти книги бесценны. В них автор рассказывает об истории края, о его людях. Перелистывая страницы книги, можно увидеть не какие-то вымышленные персонажи, а своих соседей, односельчан, родственников.

Каждый из нас должен помнить свою родословную, свою историю. Не менее важно сохранение памяти о близких людях, о встречах и событиях и т. д. Эта память помогает понять и осмыслить прожитое, поставить цель на будущее. Алексей Козловский говорит:

Пусть же здравствуют Уты, Табат и Кирба,
Пусть гордятся историей Монок и Бея,
И пускай благосклоннее будет судьба
К тем, кто доброе здесь пожинает и сеет!
А пока мы еще в неоплатных долгах
Перед малою родиной — Бейским районом,
Перед селами в тучных хакасских степях
И бескрайней тайгой на заснеженных склонах.

Наши предки пришли на эту землю со всех концов страны и передали ее нам богатую, чистую, светлую. Наш долг перед Родиной - продолжить дело дедов и отцов.

Литература

1. Копытов А.Г. «Бейская земля глазами современников». Историко-публицистическое эссе в двух частях. Ч. 1. Абакан. 2006 год.
2. «Лесоводы присаянья». Очерки и воспоминания под ред. Копытова А.Г. г. Абакан, издательство ХГУ, 1999 год.
3. Пряткина И.А. «Листая страницы истории». Республика Хакасия, с. Бея. 2004 год.
4. «Саяногорск означенный». Под ред. Олеся Грека, г. Новосибирск 2000 год.
5. « Книга памяти жертв политических репрессий Республики
Хакасия».Издательство Хакасского Республиканского общества организации жертв политических репрессий «Мемориал». 2000 г. Т. 2, с. 218.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»