Лендел Йожеф

Лендел Йожеф


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №8
660095, г. Красноярск, ул. Коммунальная, 12 Факс 8(391)201-19-01

Выполнили ученицы 11 Б класса
МБОУ СОШ№8
Юлина Элеонора
Абасова Айгюнь

Руководитель работы:
учитель истории
Коваленко Валентина Анатольевна

Аннотация

Данная работа излагает основные этапы жизни Ленделf Йожефf от детства до последних дней, а также отражает суровые и тяжкие времена его жизни.
Показан сложный путь его жизни.
Рассказывается о нелегкой судьбе заключеyного Лендела . Пишется об его творческой жизни на свободе.
Работа выполнена в программе OpenOffice.org.
Объём работы составляет 10 листов, 1 портрет сделанный Жаком, 1 фотография Лендела Йожефа, 1 фотография заключенных ГУЛАГа,3 использованных источников литературы.

Содержание

Аннотация 2
Содержание 3
Цель 4
Этапы жизни 4
«Начало новой жизни» 6
«О памяти...» 8
Заключение 9
Используемая литература 10

Цель

Цель - рассказать о нелегкой судьбе заключенного в ГУЛАГ, Лендела Йожефа.

Этапы жизни

Известный венгерский писатель Йожеф Лендел (1896-1975), один из создателей венгерской коммунистической партии, участник венгерской пролетарской революции 1919 г., 25 лет своей жизни провел в Советской России, из них 17 лет - в тюрьмах, лагерях, ссылке. По возвращении на родину в 1955 году он много писал о пережитом, делился с читателями выстраданным и понятым, рассказывал об удивительных простых людях, встречавшихся на его трудном пути.

Из этих произведений Лендела в настоящий сборник вошли повести "Очная ставка", "И вновь сначала", "Исповедь Рихарда Тренда" и рассказы.

Йожеф Лендел - венгерский писатель (в 1915 г. опубликовал первые стихи), один из основателей Венгерской компартии, активный участник революции 1919 года. После её поражения эмигрировал в Австрию, затем в Германию, а в 1930 году - в Москву. С 1932 г. публиковался в эмиграционных венгерских изданиях. Арестован в 1938 г. по политическим мотивам. В 1939 г. этапом доставлен в Дудинку. В советское время, в предвоенные и, особенно, в военные годы Таймыр стал местом ссылки десятков тысяч людей. Дудинский порт, город и сам Норильский комбинат строились руками ссыльных, политзаключенных Норильлага, одного из самых северных и крупных лагерей Гулага. Стройка обходилась без автомашин, кранов, бульдозеров и другой техники, и приходилось таскать все на себе. Тяжелый и изнурительный был труд строителей железной дороги. Много заключенных полегло в таймырскую землю. Люди умирали от тяжелого физического труда, от голода, антисанитарных условий и болезней. Даже в холода, когда каждый думает только о том,  как бы выжить, Лендел в нелегких условиях жизни, а это голод, нищета, мороз, изнеможение, не забывает о своей семье и о ее благополучии, не теряет свою гуманность и даже находит место юмору! В письме (примерно 1940 г.) он шутит, что курит “исключительно махорку, т.к. дорогие папиросы не в моде”. Просит жену не посылать ему предметы не первой необходимости, а лучше купить детям бантики, краски, игрушки. И почти в конце письма слова: “Хочется еще много-много писать о суровости и также красоте здешней природы”.

Лагеря с формой труда, подобной рабской, переживали немногие люди. Даже выносливые, приспособленные к тяжелому труду рабочие и крестьяне сгибались под влиянием интенсивного труда и недоедания. Люди же творческих профессий, интеллектуального труда часто из лагерей возвращались инвалидами. Многие погибали в застенках от пыток или кончали с собой, не выдержав унижений и издевательств. Многих заключение довело до отчаяния, и человек, подававший большие надежды, не видя смысла продолжать начатое творческое дело, смирялся с участью ничтожества. Йожеф, не смотря на суровость природы, жестокость конвоя, обладал даром видеть прекрасное во всем что его окружает.

О суровости и красоте Таймыра напишет еще в своих книгах, а вот к людям, с которыми довелось познакомиться и выживать в Норильлаге, будет возвращаться в “Записных книжках”, узнавая об их послелагерной жизни. В его произведениях нет ничего выдуманного. На страницах повестей и рассказов встречаются имена известных норильлаговских интеллигентов: астронома Козырева, академика медицины Баева, писателя Жака Росси и других. После поражения Венгерской советской республики в 1930 году приехал в Москву, в 1938-м был арестован. Вместе с Жаком Росси уже в Норильлаге они участвовали в строительстве овощехранилища. После того как Жака Росси выпустили из Советского Союза, он приезжал в 1964 году к Ленделу в Будапешт и там нарисовал портрет Лендела на крышке конфетной коробки. Этот рисунок сохранился.

Цитата о Жаке из рассказа Лендела «Песни» о Росси:«Жак худощав, глаза карие, глаза бедуина. Отец его был корсиканским итальянцем, а мать арабкой.»

В книге "Вышеградская улица” (1932), романе ’’Беспокойная жизнь Ференца Пренна" (1958) — осмысление событий 1-й мировой войны 1914—18в Венгерской советской республике 1919- Психологические повести ’’Волшебник" (1961), "Чего человек не вынесет?” (1965) оморальной стойкости и верности идеалам.

Об интеллектуальной деятельности в лагере он рассуждает на примере Козырева: "... Он открыл две новые звезды в крымской обсерватории... Козырев раньше был директором большой пултавской (Пулковской - Д.В.) обсерватории, а потом вместе со мной грузил бревна в вагоны в Дудинке и между делом объяснял нам “тайны” возникновения северного сияния. Потом в Дудинке он руководил лабораторией, которая занимается проблемой вечной мерзлоты.

1943 г. из 3 л/о Норильлага его переводят в Канский лагерь. В 1946 г. - ссылка в Александров Владимирской области. В 1949 г. - повторный арест, этап к берегам Енисея в дер. Макарово, в Красноярский край. С 1949 по 1955 год он жил в деревне Макарово Дзержинского района Красноярского края. Звали его тогда: Иосиф Павлович Ленгиель. Осенью 1949 года к нему приехала его гражданская жена Ольга Сергеевна Анципо-Чекунская.

В лагерях, по отношению к заключённым, активно применялись пытки и унижения самого разнообразного толка. Среди них, заключённых заставляли:

• Перетаскивать камни или брёвна с места на место,
• Считать чаек,
• Громко кричать интернационал по много часов подряд. Если заключённый не кричал, то двух-трех убивали, после чего люди стоя орали, пока не начинали падать от изнеможения. Это могло проводиться ночью, на морозе.

Министерством внутренних дел СССР установлено, что в следственной работе органов МГБ имели место грубейшие извращения советских законов, аресты невинных советских граждан, разнузданная фальсификация следственных материалов, широкое применение различных способов пыток — жестокие избиения арестованных, круглосуточное применение наручников на вывернутые за спину руки, продолжавшееся в отдельных случаях в течение нескольких месяцев, длительное лишение сна, заключение арестованных в раздетом виде в холодный карцер и др. Такие изуверские „методы допроса приводили к тому, что многие из невинно арестованных доводились следователями до состояния упадка физических сил, моральной депрессии, а отдельные из них до потери человеческого облика.

От караульных помещений, так же как и от бывших конюшен, в которых размещены военнопленные, исходит тошнотворный запах. Пленные зябко жмутся вокруг импровизированной печки, где горят несколько поленьев, — единственный способ обогрева. Ночью, укрываясь от первых холодов, они тесными рядами укладываются группами по 300 человек в плохо освещенных и плохо проветриваемых бараках, на досках, без матрасов и одеял. Пленные большей частью одеты в лохмотья... из-за скученности помещений, не пригодных для жилья; совместного тесного проживания здоровых военнопленных и заразных больных, многие из которых тут же и умирали; недостаточности питания, о чем свидетельствуют многочисленные случаи истощения. Действие одной из его самых известных повестей «Ведун» происходит в с. Макарове. Эта повесть была первые опубликована в Венгрии в i960 году. В 1970 году по ней был поставлен телевизионный фильм. Повесть переведена на многие языки, в 1990 году - на русский (в книгах Йожеф Ленд ел. «Очная ставка. Повести и рассказы». М., «Радуга», 1990 и Иожеф Лендел «Незабудки». М” «Известия», 1990. серия «Библиотека журнала «Иностранная литература»).

В 1950-1960-е гг. издание рассказа “Ведун”, повести “От начала до конца” - лагерный цикл произведений. В 1968 г. подавлено восстание в Чехословакии. Лендел запишет: “Я больше не считаю себя членом партии!” В 1970 г. - подведения итога пережитому, “Записные книжки”, “Я пишу то, в чем убежден...” Он был едва ли не первым из зарубежных писателей, открыто заговоривших языком художественной литературы о жертвах сталинских репрессий, о многонациональном составе лагерников и поселенцев. Рассказ “Желтые маки”, как и рассказы “Все ближе и ближе”, “Незабудки” и другие, о Норильском лагере.

Он фатально страшился февраля. Почти в один и тот же день в разные годы в феврале умерли отец и мать, в феврале арестован венгерской полицией, арест НКВД тоже 21 февраля 1938 г. “Я часто бываю болен в феврале и часто испытываю страх”. Пережив тревожный февраль 1975 г., Лендел Й. скончался в июле. На Родине.

«Начало новой жизни»

3 апреля 1954 г. Лендел направляет Суслову письмо с просьбой о пересмотре дела и возвращении на родину. В 1954 г. - освобождение из^ ссылки. В 1955 г. - реабилитация, возвращение в Венгрию. Только через 17 лет Йожеф Лендел вернулся в Венгрию, где и посвятил свою жизнь литературному труду: он писал о жертвах сталинских репрессий и художественные и документальные книги. В ходе репрессий для получения признательных показаний в широких масштабах применялись пытки, санкционированные лично Сталиным. Его работы, в целом, носят мемуарный, описательный характер, содержат элементы анализа политического режима. Эти работы, применительно к теме “Культура Норильлага”, играют косвенную роль, поскольку большей частью не содержат даже упоминаний о Норильлаге. Они носят обобщенный характер, рассматривающих творческую жизнь заключенных в целом. В них собраны образцы тюремной, лагерной поэтики, письма, рассказы бывших заключенных, касающиеся этих мест лишения свободы. Сборник рассказов Лендела «Незабудки» был выпущен издательством «Известия» в 1990 году, и в норильский музей его принес доктор Серафим Васильевич Знаменский, который в свое время был арестован за то, что в его фронтовом рюкзачке находилась книжка на немецком языке. В документах 1930-1950 гг. не употреблялся термин «иностранцы» — в них писалось «иноподданные», и это обозначало тех, кто не были советскими гражданами, но, оказавшись в поле революционной законности чекистов, имели иностранные паспорта и наши визы. Лендел описал лагерный быт, расстрелы и кладбище на Норильске втором, жизнь людей, с кем писателя свела судьба в Норильлаге, в СССР. Сам Лендел работал санитаром у лагерного профессора Александра Александровича Баева, прибывшего в Норильск этапом из Соловков, на лагпункте «Кирпичный завод». Он знал Тру Ран-Чена, Жака Росси, Рене Мольнара и др.Он был одним из первых писателей, рассказавших о сталинских репрессиях, о советских лагерях.

«О памяти...»

Первый музей в постсоветской России, основанный общественным фондом в 1990 г. Фонд музея М.И. Цветаевой был открыт в 1988 г. в Александрове и за два года собрал, благодаря проведению благотворительных марафонов, спектаклей, концертов, сумму, достаточную для приобретения помещений и организации в них экспозиции. Являясь единственным литературным музеем в регионе, музей не ограничивается цветаевской темой: Аделаида и Евгения Герцыки, Анатолий Марченко, Сергей Елпатьевский, Александр Солженицын, граф Дмитрий Хвостов, венгерский классик Йожеф Лендел, история и культура ioi-го километра. Музей проводит три крупных фестиваля. При музее открыт зал камерной музыки.

Заключение

Для поэтов и писателей заключение в Норильлаге стало процессом интеллектуального взросления, глубокого осмысления жизни, приобретения художественных образов героев своих произведений, осознания места человека в административно-командной системе. Несмотря на опасность повторного ареста они находили точные слова для изображения подлинного лица своих палачей. Перед лицом расстрела главным орудием писателя стало перо и ответное слово. Стихи, написанные в заключении, лучше всего создают картину эмоциональных переживаний заключения. Норильск со своей своеобразной природой был прекрасным источником вдохновения. У многих поэтов и писателей в дальнейшем целые творческие этапы были посвящены Северу. Они в результате общения с интереснейшими людьми расширяли пределы фантазии и кругозора.

Поэзия Лендела Йожефа отражает не только красоту Сибири, но и суровость лагерей, жестокость людей! Но при всем при этом Лендел оставался Человеком, думая не только о выживании, но и о благополучии своей семьи.

В моменты, когда казалось что смысл жизни утерян, что конец уже близок, со стограммовым куском хлеба на весь день в руках, истощенный от тяжкой работы, Йожеф жил ради свободы ради того, чтобы поделиться со всем миром о жестокости, истязании, суровых условиях жизни сталинской репрессии.

Используемая литература и ссылки:

• Лендел. Й. Очная ставка : повести и рассказы / Й. Лендел. - М. : Радуга, 1990.- 542 с.
• http://www.memorial.krsk.ru/
• http://www.babelmatrix.org/index.php?
page=work&auth id=637&work id=2463&tran id=3347&tr id=910

 


На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»

Красноярское общество «Мемориал» НЕ включено в реестр общественных организаций «иностранных агентов». Однако, поскольку наша организация входит в структуру Международного общества «Мемориал», которое включено в данный реестр, то мы в соответствии с новыми требованиями российского законодательства вынуждены маркировать нашу продукцию текстом следующего содержания:
«Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации».
Отметим также, что Международный Мемориал не согласен с этим решением Минюста РФ, и оспаривает его в суде.