Красноярский финн

Красноярский финн


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
 «Семенниковская средняя общеобразовательная школа»

Автор: Ефременко Евгений 8 класс
МОУ «Семенниковская СОШ» Красноярский край
 Ермаковский район с. Семенниково

Руководитель Мальцева Марина Анатольевна учитель истории
МОУ «Семенниковская СОШ»

Семенниково 2011г

План.

1.Введение
2.Глава 1. Детство
3.Глава 2. Юность
4.Глава 3.Зрелые годы
5.Глава 4.Его картины
6.Заключение
4.Используемая литература

Леонардо да Винчи: «Счастье дается тем, кто много трудится».

«Я сибиряк, рожден в России,
Отмеченный в ее судьбе,
Но предков зов могучей силой
Перетянул меня к себе.
Оставил Ангару и Лену
И богатырский Енисей
Ничуть не чувствуя измены
Перед самой Россией всей.
Веселый гражданин Вселенной
Без малой родины моей
Большой планеты вечный пленник
Приговорен любовью к ней...».

Своё исследование я направил на изучение жизни и творчества красноярско – финского художника Тойво Васильевича Ряннеля.

Глава 1 Детство.

Тойво Васильевич Ряннель родился в 1921 году в деревне Тозерово под Петроградом, в семье крестьянина-финна.

Не по доброй воле оказался маленький Тойво далеко от земли предков, но так уж сложилась его судьба, что Сибирь стала для него не только второй родиной, но и неиссякаемым источником творческого вдохновения. Какие бы драмы не подстерегали его, он никогда не терял оптимизма, не терял надежды. Не случайно, наверное, имя «Тойво» в переводе на русский язык означает «надежда». А ведь так легко было прийти в отчаяние!

Высылка русских финнов из Ленинградской области проводилась в несколько этапов. Первые наглухо закрытые поезда ушли на Кольский полуостров в 1930 году. Когда Тойво исполнилось десять лет, в апреле 1931 года, семья Ряннелей была с корнями оторвана от родной земли и под надзором конвоиров покатила в сторону Сибири в товарных вагонах. Восемнадцать суток до Красноярска. Дальше — баржами по Енисею, а затем по Ангаре в Удерейский район Красноярского края до Мотыгино. Там, в таёжном краю, “где золото роют в горах”, Тойво начал свой нелёгкий путь как в жизни, так и в искусстве. С этого времени вся его жизнь, а затем и творчество связаны с Сибирью. Как говорит сам Тойво Васильевич, за три-четыре года пересадили и расстреляли местную интеллигенцию, разрушению подвергли не только церкви, но и кладбища, были сожжены учебники и рассеяны библиотеки.

Депортирована была семья в Красноярский край в наш Мотыгинский (тогда Удерейский) район. Тойво учился в Южно-Енисейской политехнической школе. Тойво ходил в школу, которая находилась в шести километрах от поселка. В "актированные дни", то есть когда столбик термометра опускался ниже отметки — 45°С и рабочих не выводили на строительные объекты, он рисовал много портретов по просьбам переселенцев. К рисованию приобщил его старший брат Эйко, который неплохо рисовал сам. Он показал младшему брату несколько приемов. Портреты были, конечно, детскими, часто даже шаржированными, но накапливался опыт. И эти навыки очень пригодились ему в будущем, особенно когда Тойво перешел на творческую работу.

Такое, конечно, не забывается. Но душа будущего художника не озлобилась, не ожесточилась. Во многом, как он сам вспоминал, из-за того, что ему встречались в основном люди хорошие. Он полюбил Сибирь. Полюбил суровую красоту ее природы и постепенно сам начал чувствовать себя настоящим сибиряком.

Глава 2 Юность.

На фронт не попал по пятому пункту. Дважды просился на фронт, но получал отказы. Вернувшись, домой, стал преподавать в школе, в которой учился. Детям спецпереселенцев разрешалось работать только в организациях, не имеющих военного значения. Хотя унизительный статус спецпереселенца очень долго мешал ему быть полноправным гражданином. Так, в 1945 году из-за этого не удалось поступить в Ленинградскую академию художеств. Только творчество спасло от обид и унижений. Он был верен призванию, которое ощутил в себе с ранних лет.

До сих пор хранятся в душе художника воспоминания о самых ранних впечатлениях пробудивших в нем жажду творчества: морозный вечер на лесной заимке на берегу Ладоги, заяц заглядывает в окно, и пятилетний Тойво торопливо рисует этого зайца… Позднее, уже в Удерейской тайге, живя в рабочем бараке, юный художник. Чтоб порадовать работяг, нарисовал серию их портретов и развесил эти рисунки по стенам. Это была первая его выставка. После этой «выставки» мальчик заметил, что соседи по бараку признали его талант и даже матерится, стали меньше…

Мечта стать настоящим художником его преследовала, не давала спать. На школьном конкурсе рисунков по мотивам пушкинских стихотворений Ряннель получил первую премию – однотомник великого поэта. А на краевой выставке детского творчества он был удостоен первой премии за картину «Папанинская льдина».

Бывая в Красноярске, Тойво жадно всматривался в картины Сурикова, выставленные в музеях. Неизгладимое впечатление на него произвело посещение Третьяковской галереи во время первой поездки в Москву в 1937 году. Этой поездкой он был награжден за отличную учебу.

Кроме таланта живописца открылся талант поэта. В 1937 году юноша Ряннель писал о судьбе своего народа вот такие стихи, которые не то что печатать, но даже показывать было нельзя.

Позднее, когда Ряннель учился в Омском художественном училище и когда уже стал профессиональным художником и был принят в творческий сою, ему не раз еще приходилось страдать от своей «второсортности». Закончив в Южно-Енисейске среднюю школу, Ряннель поступил в 1939 году в Омское художественное училище. Во время войны он оставляет учебу и уезжает к родителям на Север. Преподает рисование в школе, а затем уходит в геологическую партию техником-геодезистом. Начались таежные будни. И здесь опять пригодились навыки рисования — участвовал в составлении карт золотоносных районов Сибири. В течение многих месяцев, складывавшихся в годы, шагал он по таежным увалам, помня, что он не только геодезист, а и художник, и, быть может, в первую очередь художник. В его рюкзаке всегда были краски, карандаши, бумага, множество зарисовок и акварельных этюдов. Развиваясь, меняясь с годами, художник остался верен реализму, который многим сегодня кажется устаревшим. Его упорное следование традициям русской реалистической живописи всегда было искренним и органичным. И ныне, несмотря ни на что, он по-прежнему остается реалистом.

Глава 3 Зрелые годы.

В 1947 году Тойво Васильевич Ряннель становится членом Союза художников. Важным и памятным для Ряннеля был год 1948-й. Его активное выступление на межобластной выставке и на очередной краевой, посвященной 100-летию В. И. Сурикова, было высоко оценено зрителями и художественной общественностью. Ряннель был принят в члены Союза художников СССР. А в 1959 г. состоялась персональная выставка более 200 работ художника. Творческие успехи, которых достиг Т. В. Ряннель впервые же годы, не снизили энергии поисков, не “усыпили” его. Чтобы шире познакомиться с краем, его природой, людьми, он едет в Игарку, в низовья Енисея, в Саяны, в Туву, а позднее в Хакасию, Кузнецкий Алатау, на Таймыр”. В месте своего рождения Енисей напоминает водопад, который, разбиваясь в брызги о порожистые камни, стремительно несет свои воды меж скалистых берегов.

В 1950 – 1960-е годы Тойво Ряннель сложился как яркий, оригинальный художник. В эти годы он создает свои самые знаменитые эпические полотна: «Рождение Енисея», «Тропа великанов», «Сердце Саян», «Горные кедры». Растет и ширится его слава, он становится известным далеко за пределами края.

В 1960 году состоялась первая, настоящая персональная выставка художника.

Ряннеля называют «певцом Сибири», «мастером сибирского пейзажа», картины его восхищают зрителей и искусствоведов своей поэтичностью, красочностью, монументальностью. Его романтические «Кедры» стали своеобразным символом красноярской школы пейзажа. Многие из его работ воспринимаются как живописные поэмы, легенды.

В 1993 году состоялась гражданская реабилитация художника. В 1995 году по приглашению президента Финляндии, Тойво Васильевич переезжает туда на постоянное место жительства.

Художник не забывает воспетую им Сибирь. Так, в октябре 1996 года он приезжал в Красноярск. Чтобы отметить свое 75-летие. А к 80-летнему юбилею им был выпущен большой альбом и проведена серия выставок по краю. В Красноярске регулярно проводит он выставки, встречи с друзьями, творческие отчеты, издает свои книги. Несмотря на возраст, Ряннель и не думает уходить на покой. Он продолжает развиваться как художник, растет его живописное мастерство. Бывает в Саянах, где все напоминает о его молодости, когда с красноярским художником Руйгой протаптывали первые тропы на горные озера, поднимались на вершины. В свое время Тойво Васильевич даже дал название горному пику - «Птица».

Тойво Васильевич Ряннель - народный художник России, а совсем недавно Петровская Академия наук и искусств оценила его заслуги, удостоив звания академика.

Глава 4 Его картины.

На его картинах можно увидеть пейзажи разных стран – и Сибири, и Швеции, и Финляндии. Появились и итальянские и немецкие пейзажи. В Финляндии у Ряннеля было уже несколько выставок, которые пользовались большим успехом. В Финляндии он не только занимается живописью, участвует в выставках, но и издает книги, является членом финского ПЕН-клуба. Там же участвует в издании журнала на русском языке «Иные берега». Ряннель не только художник, признанный во всем мире, но интересный поэт и своеобразный писатель, хотя и не считает себя таковым. О своей трудной и вместе с тем полной приключений жизни, наполненной встречами с интересными людьми и творческими взлетами, Тойво Васильевич написал очень любопытные воспоминания: "Мой черный ангел" (Красноярск, 1996), "Незваный гость" (Красноярск, 1998). В его душе живопись и поэзия жили всегда рядом ". В авторской редакции в Красноярске опубликовано несколько сборников его стихов: "Капля в море" (1996), "Сверкнула пламенем жар-птица" (1997), "Рождение Енисея" (1998). В 1999 вышла в свет своеобразная антология, названная "Круг посвящений", где собраны "под одной крышей" статьи о художнике, стихи, посвященные Ряннелю и его творчеству Завершают антологию стихи, посвященные художником своим добрым друзьям. В 1970 году издан альбом акварелей Тойво Васильевича "Улуг-Хем, Енисей, Ионесси". В 1991 году в городе Любляна (Словения) на русском языке была издана большая, богато иллюстрированная цветными репродукциями картин и акварелей монография о его творчестве Тойво Васильевич много поколесил по белу свету с выставками своих работ, мольбертом и блокнотом. И везде оставил добрую память о великолепии сибирской природы.

В голосе Тойво Ряннеля звучат нотки национальной гордости, когда он рассказывает о том, какая Финляндия богатая, чистая и благоустроенная страна, как там борются за экологию, как бережно расходуют природные ресурсы. В его генах тоже заложено это любовное, бережное отношение к земле, к природе, ко всему живому.

С болью и горечью говорит он о захлестнувшем Финляндию и Россию мутном потоке вульгарной «попсы», дешевого китча, об американизации мировой культуры. Он считает, что нравственное состояние общества сейчас находится в упадке. Это касается и культуры и искусства.

В описаниях природы всегда присутствует настроение автора. Как и в живописи его пейзажи свежи, зримы. « ..Туман поднялся к плоским вершинам невысоких гор, солнце, еще по-летнему ласковое, деликатно пыталось вернуть нам состояние теплой безмятежности первых дней похода. Но все же была осень: по зеленым прядям берез пробежали первые золотые искры, наш плот обогнал бледно-красный осиновый лист, гонимый еле заметным, но холодным ветром...» (Из повести «Пороги Катанги»).

Надо учитывать, что автор в биографических произведениях ограничен в построении сюжета, у него нет беспредельной свободы творчества: фабульные нити внезапно обрываются, люди неожиданно расстаются навечно. Так продиктовано судьбой: смертельная болезнь, несчастный случай, расстрел. Читатель ясно ощущает черные времена, неуверенность в завтрашнем дне, страх, робкие надежды на лучшую долю и волю всей семьи Ряннеля сохранить человеческое достоинство. Кто же он, Черный ангел? Тойво Васильевич объясняет, что это его ангел-хранитель, которому он в молодости обещал отдать душу за чистый паспорт (что означало – свободу) и всемирную славу. Мистика? Не знаю, не знаю... Работы Тойво Васильевича Ряннеля сегодня хранятся не только в Третьяковке, но и во многих музеях мира, частных коллекциях. В жизни масса необъяснимых явлений и событий. После многолетних поисков ему удалось разыскать убийцу своего репрессированного брата в городе Сортавала. При виде Ряннеля отставной майор, расстрельных дел мастер, потерял сознание и скончался. Вот как об этом написано в книге: «Я никогда никого не пугал своим сходством с братом. Возможно, он от страха увидел за моими плечами вздыбленные черные крылья».

Первое ощущение от картин - они живые. В каждой картине свое особое настроение: вот вечно юная сибирская весна, спокойное озеро и два белых лебедя, горная река несется вскачь, чуткая ночь с ясным месяцем и светлыми блестками звезд. Сразу захотелось побывать в Сибири, увидеть места, где творил мастер, но вряд ли я увижу это глазами художника. Возникнут совсем др. ассоциации, чувства. Когда вижу картину «Горные кедры», то невольно думаю о судьбе ингермаландских финнов. Самые талантливые и трудолюбивые его представители всем смертям и лишениям назло известны далеко за пределами России. Они, как эти богатыри-кедры, стойко стоят на горной вершине, обдуваемой свирепыми ветрами и приходят на ум финские фамилии: Армас Мишин, Тойво Ряннель, Роберт Винонен, Леонид Гильди...

Тойво Ряннель, показывая картины, сказал, что одну уже несколько лет не может закончить, не нашел верного решения. Повторял, что природа в Сибири мужественная. Я не понял: ведь такое определение более уместно по отношению к человеку, потом осенило – природа для мастера живая.

Рисовал он также портреты современников, людей простых и широко известных, таких как Виктор Астафьев.

Заключение.

Ряннеля называют «певцом Сибири», «мастером сибирского пейзажа», картины его восхищают зрителей и искусствоведов своей поэтичностью, красочностью, монументальностью. Его романтические «Кедры» стали своеобразным символом красноярской школы пейзажа. Многие из его работ воспринимаются как живописные поэмы, легенды.

Известные работы: «Рождение Енисея» (1958); «Горные кедры» (1959) (Красноярский государственный художественный музей им. В.И. Сурикова); «Тропа великана»; «Портрет матери» (1959); «Сердце Саян»; «Портрет гидролога В.Винокурова» (1963); «Перекрытие Енисея в Саянах» (1976).

Произведения Т. В. Ряннеля находятся в собраниях художественных музеев России, частных коллекциях Японии, Китая, США, Франции, Германии, ЮАР, Швеции, Финляндии. Более ста картин хранится в Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова

Рождение Енисея
В таежной дали непролазной,
Где сказкой кажется заря,
В кругу богов мы правим праздник
Рождения богатыря.
Салют! И троекратный выстрел
Встречает громом водопад,
Гудит, гудит на горной выси
Лавинным грохотом раскат.
Вот так, торжественно и просто,
Бросая брызги в облака,
Здесь набирается упорства
В борьбе рожденная река.
В каком порыве постоянном,
С какою собранностью всей
Штурмует гордые Саяны
Неукротимый Енисей!
Я сибиряк, рожден в России,
Привязан я к ее судьбе,
Но предков край земною силой
Перетянул меня к себе.
И вот я гражданин Вселенной
Без малой родины моей –
Большой планеты
Вечный пленник,
Приговорен любовью к ней…

Использованная литература.

1. Памятники истории и культуры Красноярского края. Выпуск 1. Под ред. РукшаГ.Л. К., 1989.
2. Памятники истории и культуры Красноярского края. Выпуск З. Сост. Быконя Г.Ф. К., 1995.
3. Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края. Книга 1. К.«Издательские проекты», 2004.
4. Материалы Мотыгинского краеведческого музея.
5. «Красноярье: пять веков истории». Красноярск «Платина» 2006
6. К. Попов «Виновным себя не признал». К., «Амальгама» 2001
7. Cто знаменитых красноярцев. К., «Издательские проекты» 2005 


На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»

Красноярское общество «Мемориал» НЕ включено в реестр общественных организаций «иностранных агентов». Однако, поскольку наша организация входит в структуру Международного общества «Мемориал», которое включено в данный реестр, то мы в соответствии с новыми требованиями российского законодательства вынуждены маркировать нашу продукцию текстом следующего содержания:
«Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации».
Отметим также, что Международный Мемориал не согласен с этим решением Минюста РФ, и оспаривает его в суде.