История развития народного образования в Ужурском районе. 1857 1940 г.г.

История развития народного образования в Ужурском районе. 1857 1940 г.г.


Реферат

Автор: Исаев Александр.
Ученик 11 класса, МОУ СОШ №1,
им.Г.С.С. А. К. Харченко.
Саманчук Антон, ученик 9 класса
МОУ СОШ №1, им.Г.С.С.А.К. Харченко

Научный руководитель: учитель истории
МОУ СОШ №1, им.Г.С.С. А.К.Харченко
Шевченко Т.А

Содержание

Аннотация
Вступление
Глава 1. История возникновения народного образования в Енисейской губернии
Глава 2. Сибирское село Ужур
Глава 3. Истоки Ужурской СОШ№1 им. Г.С.С. А.К. Харченко
Глава 4.На переломе эпох
Глава 5.Школы, выделенные из состава ужурской школы №1
6.Заключение
7. Литература

Аннотация

Актуальность темы.
История школ Ужурского района  в истории России.

Цели и задачи.
Рассмотреть историю  возникновения школ Ужурского района в аспекте развития истории России.

Хронология работы.
1857 – 1940 г.г.

Методические основы исследования.
В общеметодологическом плане работа выполняется с позиции позитивизма, диалектического, системно – структурного и стадиально-типологического подходов к изучению общественных явлений.
Комплексный подход к предмету изучения обусловлен применением традиционных исторических методов политической социологии, социальной психологии, статистики, демографии.

Научная новизна работы.
В работе впервые использованы материалы Ачинского государственного архива, архивы Ужурской СОШ №1 им. А. К. Харченко, воспоминаниями старожилов г. Ужура и деревень  Ужурского района, которые  связаны с эпизодами истории России.

Практическое значение работы.
Исследован и обработан материал по народному образованию Ужурского района, который  можно использовать на уроках истории.

Источники.
В написании реферата были использованы исследования историков Красноярского педагогического университета, Быконя Г.Ф., Андюсев Б.Е. и материал Бориса Соколова, А. Некоса, архив Ужурского РОНО, школы №1, документы Ачинского Госархива, воспоминания старожилов Ужурского района.

Вступление.

С детства мы знаем, что мы сибиряки. Но, только попав в далекие российские края, мы с гордостью осознаем, что о сибиряках везде и всегда говорили с особым почтением. Жители далеких городов глядят на нас с удивлением и любопытством – мол, как вы живете в вашем суровом краю? Не секрет, что до сих пор многие верят – по улицам сибирских городов бродят по ночам медведи.

Однако, будучи сибиряками, мы ощущаем себя россиянами, гражданами Великой страны с уникальным историческим прошлым. В наших краях переплелись Запад и Восток, их цивилизационные ценности и идеалы, героические и трагические страницы извечного стремления к воле в условиях вековой деспотии. Все мы разные в этой огромной стране, неповторимые и особенные, и принимать друг друга должны таковыми, какими есть. Наша сибирская неповторимость идет от сурового экстремального климата и природы, от взаимосогласия и обостренной честности, от твердости и стойкости в преодолении испытании.

Изучение своего края идет различными способами. Особо значима исследовательская работа ученых – историков. Их труды раскрывают наиболее сложные, глубинные вопросы политических, социальных, экономических  процессов в истории края во взаимосвязи с общероссийской историей. Работы историков – краеведов пишутся на строго документальной основе источников государственных архивов. Сейчас становится все более очевидным, что из всех гуманитарных дисциплин только краеведение совмещает в себе все направления исследований, от географии и ботаники до религиоведения и литературы. Только в комплексе возможно истинное «ведение» своего края.

Для изучения малой родины не менее, чем научные исследования, важна увлеченная работа сотен тысяч краеведов – любителей. Они записывают местные песни, сказания, сказки, воспоминания старожилов, ветеранов войн и труда, слова и выражения старинного говора. Краеведы собирают фотографии и открытки, марки и старинные книги, коллекционируют картины местных художников, пишут дневники и летописи. Так само общество пытается отразить и увековечить себя, обращаясь к прошлому и настоящему. Не затухает поисково-краеведческая работа, связанная с событиями гражданской и Великой Отечественной войн. Сотни школьных и студенческих поисковых групп работают над восстановлением имен воинов, без вести пропавших на полях сражений, перезахоронением их останков.

По статистике, до революции народное образование Енисейской губернии, было более развито, чем в Центральной России. Мы узнали, что школа №1 г. Ужура была основана в 1857 году.

Цели работы:

Методы исследования:

эмпирический – получение информации путем работы с архивным материалом
получение информации путем опроса , беседы, сбора вещественных источников
теоретический или интеллектуальный – анализ, синтез, моделирование, сопоставление фактов.

Глава 1. История возникновения и развития народного образования в Енисейской губернии

Грамотность, как и зажиточность, были весьма почитаемы и уважае­мы сибирскими крестьянами. Однако, следует заметить, что в отношении к государ­ственному просвещению со стороны старожилов долгое время наблюдалось пассивно-негативное отношение, как и к властям и их политике. Неоднок­ратно встречались также оценки: «...там (т. е. в школе) ребята более балуют и ничему полезному не научаются». «Научившиеся... читать и писать в виду нашем... все без изъятия не имеют уже усердствующей способности в упражнениях сельской рабо­ты, наиболее прикрепляются к снисканию легких упражнениев, совсем не приносящих ни им самим, ни обществу пользы».

Особенно отвращало от государственной школы многих крестьян то, что окончившие их ученики часто становились писарями «в волости или уезде» и характеризовались обществом как «вымогатели, пьяницы, мирое­ды, алчники»: «Отца родного продадут и деньги хоть с кого возьмут и на вине пропьют». Во-вторых, многие крестьяне, отдавая детей в школу, «не желали лишиться необходимой в домообзаводствах помощи».

Состоявшийся в 1863 г. учительский съезд школ Восточной Сибири вынес решение, в котором, в частности, говорилось: «Крестьянин опытом должен убедиться, что школа дает ему детей, не только умеющих писать, читать и считать, но могущих ремеслом, трудом рук своих и знаниями прак­тически приносит ему пользу и в старости кормить его».

Крестьянские общества во второй половине XIX в. активно включа­ются в процесс развития просвещения, повсеместно принимаются реше­ния сходов об открытии школ и содержании их за счет «мира», приобрете­нии учебных пособий Достаточно отметить, что в 80-е гг. 67,5% всех учащихся Енисейской губернии составляли лица крестьянского сословия, 12,3% — казачьего 4 ^% - мещанского и т. д. Большая часть обучаемых учащихся имела возраст 8-11 лет.

Согласно Указам 1839 и 1884 гг. ведущими сельской местности были определены церковно-приходские школы. Школы были как одно — так и двухклассные. Двухклассных приходских школ (училищ) во второй половине XIX в. в Енисейской губернии было 2 - в Минусинске и Канске. В Минусинском училище обучалось 137, в Канском — 57 учащихся. В Минусинске работал учителем выдающийся просветитель Енисейской губернии Сайлотов. Наряду с предметами начального цикла учащиеся учили географию, историю.

В Положении об одноклассных церковно-приходских училищах гово­рилось: «Школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные сведения». Программа обучения предусматривала следующие учеб­ные предметы: молитвы, Ветхий и Новый Завет, историю церкви, церковно-славянский язык, духовное пение, чтение, письмо, счисление (ариф­метика). Таким образом, учащихся учили писать, читать, считать, петь мо­литвы, песнопения, начальным знаниям Закона Божьего. Данные школы частично содержались за счет местных обществ.

Разновидностью церковно-приходских одноклассных школ были шко­лы грамотности. Обучение в них было краткосрочным, не более пяти или десяти учебных месяцев.

Вторым и все более превалирующим к началу XX в, типом школ являлись училища Министерства народного просвещения. Начальник училищ в Енисейской губернии с 1894 по 1910 гг. стало больше на 89,6%, т. е. количество их выросло с 193 до 366. Содержание их было государственное с небольшими отчислениями из местных обществ. Дети учились выразительно читать, ясно пересказывать прочитанное, считать устно и решать задачи. В данных учебных заведениях учили также Закону Божьему, чистописанию, пению, а при условии открытия четвертого отделения вводились география и история. В двухклассных училищах дополнительно преподавались естествознание, гео­графия и история России, геометрия, физика.

Были в губернии школы, в которых обучали ремеслам, столярному, кузнечному, слесарному. Преобладающими являлись школы с трехлетним обучением. Таких школ (училищ) Министерства народного просвещения было 80%, остальные были училищами с четырех-, пяти- и шестигодичным курсом обучения.

В училищах Министерства просвещения обучались как мальчики, так и девочки (примерно 65% и 35% соответственно). Почти все школы данного типа открывались в старожильческих селениях. В начале XX вв., в отличие от старожильческих, в переселенческих селениях школы почти не было. Вот выдержки из документов: «В Шалинской волости 7 переселенческих поселков. Ни в одном из таких поселков школ нет», «В Сухобузимской волости 24 переселенческих поселка; школы в них нет».

Учителями в церковно-приходских школах и училищах Министерства просвещения работали в основном окончившие учительские и духовные семинарии. В Сибири учительские семинарии появились впервые в 70-е годы XIX в.; Восточной Сибири к концу века их засчитывалось 17. К 1911 г. в Восточной Сибири работало 2 565 учителей. Материальное положение учителя было следующим: средним годовой оклад учителя в Енисейской губернии состав­лял в начале XX в 536 рублей, учительницы — 509 рублей.

Исключительную роль в развитии народного просвещения в Сибири сыграли декабристы. Практически все они занимались обучением детей. Большинство ссыльных — поселенцев также у себя или на дому учили грамоте крестьян. На дому детей обучали чаще всего грамотные крестьяне, родители, родственники, отставные солдаты, нанятые в крестьянские семьи грамотные люди со стороны.

Бурное развитие народного образования в губернии выразилось и в том. что в школах появляется достаточно таблиц по ботанике, зоологии, геологии коллекции по обработке льна, бумаги, конопли, шелка, стекла, дерева Имелись географические карты 2—3 наименований, классные сче­ты. картины по библейской истории, картины по ботанике, истории и др. В начале XX в. в школах часто можно было встретить глобусы, некоторые физические приборы, компасы, «волшебные фонари» (современные эпи­диаскопы), коллекции минералов. О развитии школ говорит и то, что в 67% всех школ Восточной Сибири имелись школьные библиотеки с 430—450 книгами в среднем, но в отдаленных школах было по 20—30 книг — учеб­ников, находящихся на руках учеников. Всего было около 20 наименований учебников для учащихся.

Обучение начиналось с 1 декабря, в день пророка Наума, который считался «помощником умственных занятий». Существовала по­словица «Один пророк Наум наводит на ум». В течение всего XIX в. поведение и успеваемость учащихся учитывалось посредством оценок «отлично», «очень хорошо», «хорошо», «изрядно», «средственно», в конце века перешли к цифровым оценкам: «слабо» — 1, «посредственно» — 2, «удовлетворительно» — 3, «хорошо» — 4, «отлично» — 5. Поведение оценивалось как «дурное», «заслуживающее строгого порицания», «не заслуживающее строгого порицания», «хорошее», «отличное» и определялось в соответствующих цифровых оценках.

В условиях бурного развития экономики и общественной жизни в 1910— 1914 гг. правительство приняло решение о переходе России ко всеобщему начальному образованию (в Сибири с 1915 г.). В Енисейской губернии со­ставили подробный план развития образования, рассчитанный на 10 лет с 1919 по 1929 год. Согласно данному плану, к этому времени переход к всеобщему начальному образованию в губернии должен быть завершен. План учитывал все нюансы по финансированию, кадровому обеспечению, по строительству новых школ и др.

С целью реализации плана в Минусинске была открыта учительская семинария, а всего в губернии было открыто 12 новых учительских семинарий. В с. Каратузском при поддержке общества открылось городское училище. Ачинская, Канская и Минусинская гимназии для пополнения педагогических кадров открыли педагогические классы. Уча­щиеся учительских семинарий обучались по 17 предметам, овладевали «искусствами и ремеслами», учились играть на музыкальных инструментах.

Особенностью Сибири по сравнению с Европейской Россией был более высокий уровень грамотности крестьянского населения. Немаловажную, если не ведущую роль в этом играло обучение грамоте на дому. Так, в старообрядческих селениях отмечали в 80-е гг. XIX в., что «почти все умеют читать и писать. На воспита­ние детей, на их образование обращается несравненно большее внимание, чем в среде православной».

Развитие рыночных, товаро-денежных отношений стало в Енисейской губернии основным дви­гателем образования в начале XX в. В целом весь сибирский край стал, по выражению современников», наиболее обучаемой территорией России».

Глава 2. Сибирское село Ужур.

Родина она у каждого своя. Большой город или маленькая деревня, поселок, село. Там где родился, где прошло твое детство, где пошел в школу, где впервые влюбился. Так важно знать, а что было раньше, до меня, кто жил на этой земле, как жил, где начало моей малой Родины? Ужурская земля начало- начал для многих поколений живущих здесь людей Разве не интересно узнать , как начинался Ужур, почему так называется?

Историей Красноярского края занимаются ведущие ученые педагогического университета им. АстафьеваВ.П. Быконя Г.Ф АндюсевВА. Славина Л.Н. Ужурской  волостью в основном любители-краеведы, такие как Драничкина В. А . Некос А.С. Шевченко Т. А. из их исследований и сложилась история нашего района 

Историк Хакасского университета Кызласов считает, что хакасы как народ состояли из четырех крупных племенных обьединения, одно из них называлось- кыргызы Это было не самое многочисленное, но самое богатое племя. Как и все они были кочевниками, но основной ореал их миграции это был современные Ужурский, Дзержинский, Шарыповский районы. Тот же Кызласов считает, было место которое называлось Хучур – Тура,  это главное кочевье кыргызов. Хучур в переводе с хакасского-солончак, Тура- поселение.

Красноярск образовался в 1628 году, Ачинск в 1683, Ужур в 1760 году. Как известно русские поселенцы от Красноярска передвигались на юг в поисках боле удобных земель для земледелия. От Ачинска до Ужура всего 150 км., а продвигались наши предки 77 лет. Почему?

Именно кыргызы били наиболее воинственными племенами, и если русские поселенцы почти не встречали сопротивления местных племен и народов, то кыргызы как раз его и оказывали.   Россия в это время вела Северную войну и очень нуждалась в поставках пушнины из Сибири, которая была затруднена воинственными действиями кыргызов. В 1704 году по приказу Петра Первого был совершен поход четырех воевод: Красноярского, Томского, Кузнецкого, Алтайского. В результате этого похода кыргызы были оттеснены  в предгорья Тянь-Шаня. Лишь только после этого продвижение русских продолжилось дальше на юг. Первыми русскими семьями, которые поселились в Ужуре были Ананьины, Бобровы, Голощаповы, Злотниковы. Переселение в основном шло с русского Севера. Уходили в Сибирь чтобы обустроить свое хозяйство, иметь как можно больше земли. В Сибири действовало «Захватное право», кто сколько хотел, сколько мог, столько и брал земли. Место для поселения искали по нескольким признакам: чтобы обязательно была вода, удобная для обработки земля, хорошие луга и пастбища, и место для храма. Все это переселенцы нашли в Хучур- Туре. Как -то постепенно поселение свое русские стали называть- Ужур. Бытует мнение, что Ужур в переводе с хакасского означает – яма. В хакасском языке четыре наречия, и ни в одном из них нет такого слова. Данных в архиве о первых годах жизни ужурцев почти нет. Русские начинали обустройство своего поселения всегда со строительства храма.

История образования церквей хорошо представлена документами в архивах Красноярской и Тобольской духовных консисторий. Инициатива строительства храмов исходила не от рядовых прихожан, а от верхушки общества «князцы Янгулов, Курчаков, Арыпкаев по согласованию с общинами  деревень Андроновой, Усть-Изыкчульской, Байтатской, Усть-Сосновской, Васильевской и Лопатинской» подали прошение Тобольскому и Сибирскому митрополиту Павлу о постройке церкви возле реки Ужур. Для сравнения: прошения жителей  девяти деревень Караульно-Острожского прихода (2 марта 1777 г.) о возведении церкви. В 1796 г. жители села Минусинского «учинили согласной приговор, чтоб построить в оном селе вместо ветхой деревянной вновь Спасскую церковь с приделом, на что и подписали более тысячи рублей»; прошение жителей с. Шушенского (1791 г.).

В 1760 г. разрешение на строительство Ужурской Петропавловской церкви было получено, при условии, что строительство будет осуществлено на средства прихожан «собственным коштом». Средства на церковь дал кызыльский князь Г. Ульчугачев: когда строительство затянулось, он, ставший к тому времени депутатом Уложенной комиссии от «ясачных инородцев», лично ходатайствовал перед Тобольским епископом Варлаамом. Храм был заложен в 1770 г. и освящен 28 января 1775 г.

Население в приходах новокрещеных было сложным по этническому и социальному составу. В Ужурском приходе это: крестьяне, мещане, подворники, ясачные. Официальные данные не совпадают с фактическим количеством, число новокрещенных явно завышено за счет двойного и даже тройного учета. Приход Ужурской церкви состоял из ясачных уезда г. Красноярска Колыванского наместничества Качинской землицы улуса Мунгатова, во главе с князцом Ербягиным (203 чел), качинцев, приписанных Тобольского наместничества округа г. Кузнецка, во главе с князцом Михаилом Соломачевым (740 чел), ясачных Басаргинской волости первой половины, приписанных к Тобольской губернии Ачинского уезда (119 чел), Басаргинской волости второй половины (450 чел), всего ясачных - 1809 человек. Новокрещенные кочевали в значительном отдалении от церкви, и поэтому иногда записывались в другие приходы. Как они объясняли сами «ездили на промыслы в дальние расстояния» и, им было неудобно в Ужурском и Боготольском приходах. В исповедных росписях за 1788 г. род князца Соломачева числился в двух приходах: Ужурском и Подсосненском.

Церковь была названа в честь святых Петра и Павла .Интересно было ее архитектурное решение, левый приход был построен в форме хакасской юрты, правый- в русском шатровом    стиле. Ясачные которые добровольно принимали крещение освобождались на 5 лет от налогов, получали комплект русской летней и зимней одежды бесплатно.

Ужур оказался на пересечении торговых дорог, в Ачинске были медные рудники, ближе к Сарале много добывали золота. Люди, работающие там нуждались в продуктах питания. В основном ужурцы работали на рынок, сеяли много хлеба, разводили скот. Семья имеющая 17- 18 дойных коров не считалась  богатой. Именно в Ужуре, во второй половине xix века, начале июля каждого года проходила конно- сырьевая ярмарка. Товаров привозилось почти на 90 тысяч, сюда приезжали волонтеры из царской армии, закупали лошадей. Привозили свои товары купцы Востротины и Гадаловы, хакасские баи пригоняли отары овец и табуны лошадей

Кроме Петровской ярмарки в Ужурской волости были еще  две: Казанская и Введенская, они были не большими, създа купцов не было. Одна из них проходила в Ужуре, другая в Солгоне, просто жители волостей обменивались недостающими товарами. Корниловцы привозили cушеную, соленую, копченую, вяленную рыбу Солгонцы в избытке поставляли кедровый орех, кедровое масло, не превзойденными мастерами они были по изготовлению саней. Ужуркие мастерицы делали прекрасные шабуры (Женская и мужская одежда , тканая из грубой нити, для работы, обычно без пуговиц, подвязывалась специальными опоясками). Опояски ткали тоже из нескольких цветных нитей с замысловатыми узорами. Их так же продавали на местных ярмарках

Название селения Наименование ярмарки Время открытия Обороты ярмарок «в рублях»
Ужурское. Ужурской волости Петропавловская 28 июня-3июля Привезено товаров-90800 руб; продано 60576руб.
Ужурское Казанская 22 сентября-7октября Съезда торговцев нет
Солгонское Введенская 21-26 ноября Съезда торговцев нет

 
Фото 1. Казанская ярмарка в Ужуре.

 
Фото 2. Центральная  улица села – Пановская. ( ныне Кирова)
Конец 19 века.

_____________________________________________________________________________
Материалы Ужурского краеведческого музея

Глава 3.  Истоки Ужурской СОШ №1 им. Г.С. С. А. К. Харченко.

В 1854 году ужурцы обратились в Енисейскую губернию с просьбой открыть в селе церковно – приходскую школу Дело в том что, если село работало на рынок, нужны были грамотные люди Лишь в 1857 году было принято решение об открытии школы. Ее открыли 15 ноября и назвали Екатеринославским церковно-приходским  двухклассным училищем. 15 ноября день Святой Великомученицы Екатерины, потому и такое название. Исполняющим должность учителя был Аким Базилевич, законоучителем Константин Любутской

Таблица 1. Количество учеников обучающихся в Екатерино – Ужурском приходском училище 1857 -1891 г.г. (1)

Год Количество учеников
1857 23
1862 14
1863 16
1867 11
1868 11
1869 6
1870 17
1871 14
1872 18
1873 35
1874 21
1875 26
1878 15
1879 15
1881 24
1882 43
1884 65
1886 76
1887 45
1888 46
1889 47
1889 46
1890 55
1891 53

_____________________________________________________________________________
( 1)В. В.Некос. История православия земли Ужурской. Красноярск 2009г. стр.36

Место под школу отвели в небольшом домике по улице Пановской ( слайд №1), через год перевели в здание волостной управы, а в 1861 году построили новый дом по улице Красной, сейчас улица Сурова. Дом сохранился (слайд №2). При школе была библиотека состоящая из 509 томов. Первым отличником школы, которого мы установили был Федор Курбатов. ( слайд №  2)

В газете «Победа социализма» за 1961год мы нашли небольшую заметку «Земледельческая коммуна в Кулуне». Кулун – село в 1 км от Ужура.

«В конце прошлого века по улице Анашенской (ныне Партизанская)жили ссыльные народники: Валерий Николаевич Кудряшов, П.Пешекеров и Алексей Алексеевич Макаренко. Они образовали коммуну, сделали первую в Ужуре конную молотилку с приводом. Артель стала привлекать внимание крестьян. По доносу исправника коммуна была разгромлена полицией. Пешекерова сослали в Якутию,  Макаренко на Ангару, а Кудряшова в Красноярск, где он получил еще 2 года прибавки к ссылке. Жил на этой улице еще один народоволец Сергей Иванович Мельников, он был сослан в Ужур на 3 года. По воспоминаниям Прокопия Борисовича Ананьина, он обучал ужурских ребятишек на дому»

Алексей Алексеевич МАКАРЕНКО (1860-1942), народник, этнограф. В 1886 г. выслан в Восточную Сибирь, где жил до 1899 г. В ссылке начал изучать быт и обычаи сибиряков, как русских, так и представителей коренного населения, его статьи печатались в "Восточном Обозрении", других сибирских газетах. В 1913 г. появилось первое издание главной его книги - "Сибирский народный календарь в этнографическом отношении". Которая была написана на материалах Ужурской волости, особенно много он подчерпнул у ужурской целительнице Парасковьи Ананьиной, в книге приводятся ее рецепты.

К 1895 году школа стала не вмещать всех желающих учиться. На сходе ужурские крестьяне решили «миром» строить новую школу .Строительство продолжалось 2 года. Школа находилась в этом здании  до 1967 года. ( слайд № 3 )

1898 – 1902 г.г.
В Ужуре заведовал школой Максимов, работал он вместе с женой.

1902 - 1904 год.
В Ужурской начальной школе работал учителем Степан Афиногенович Коротков, он обучал ежегодно 30 детей

1904 год.
Заведующим школой №1 назначен Георгий Игнатьевич Итыгин, хакас по национальности. Его жена Калерия Семеновна была практиканткой при учителе первого класса. С Итыгиным работал учителем Николай Григорьевич Плесовских. Очень интересна судьба и жизнь Итыгина.

«Георгий Игнатьевич Итыгин окончил Красноярскую учительскую семинарию, был видным общественно-политическим деятелем, он работал учителем с 1892 года. Будучи старшим учителем Ужурской школы, он вместе с политическими ссыльными знакомился с событиями, происходившими 9 января 1905 года в Петербурге, с прокламациями Красноярского Комитета РСДРП(б). «В 1905 году, - писал Г.И. Итыгин, я жил в селе Ужур, Ачинского уезда, Енисейской губернии. Весь год проходил под лозунгом «9 января 1905 года». Волны революции катились в глухую провинцию. Хотя и редко, но до нас доходили листовки, прокломации Красноярского Комитета РСДРП (б)» (Цит. ПО: Желудев Д.Г. Краткая история школ Красноярского края стр. 65). Вскоре Г.И. Итыгин переехал в Красноярск. Он работал заведующим Железнодорожной школы и близко познакомился с большевиками. 10 марта 1917 г. вступил в члены РСДРП(б), участвовал в революционных событиях в Красноярске. После победы Великого Октября работал в аппарате Енисейского губисполкома, возглавлял комиссию по ликвидации бандитизма на юге губернии, в 1924 году назначен председателем Хакасского уездного революционного комитета, потом избран первым председателем уездного исполнительного комитета, затем – окружного исполнительного комитета» (4). Из материалов интернета «Красивая мечта Георгия Итыгина» видно, что «В 1913 году его как опытного педагога назначили заведующим первой железнодорожной школой в Красноярске. За годы учительства опубликовал целую серию статей в сибирских газетах о школьных проблемах, жизни крестьян, событиях местной жизни. За свой многолетний учительский труд был награжден серебряной медалью «За усердие»… В марте 1925-го на II съезде исполкома он выступил с докладом об объединении Хакасии с Ойротией (Горный Алтай), отметив, что об объединении уже давно «размышляли передовые люди своего времени. О нем писали в газетах и делали доклады на собраниях»… Очень многое в истории Хакасии того времени связано с Г. Итыгиным. Он возглавил работу комиссии по созданию хакасского алфавита и составлению первых учебников на хакасском языке, организовал трехмесячные курсы для подготовки национальных учительских кадров. В национальных школах началось преподавание на родном языке. С 1 июля 1927 года стала выходить газета на хакасском языке «Хызыл аал» (ныне «Хакас чирi») Все это закладывало солидную основу для развития хакасского литературного языка, хакасской литературы и в целом для социально-экономического развития Хакасии. В марте 1927 года Г.Итыгина отозвали в Новосибирск в краевой отдел народного образования, где он возглавил совет по просвещению национальных меньшинств. А в 1928 году его не стало».

В этом же 1904 году в Ужуре жили политические ссыльные. Отбыв срок ссылки, до получения разрешения на выезд, работали учителями в школе Николай Арсентьевич Скворцов и Варвара Николаевна Уварова.

В 1905 году не дождавшись разрешения на выезд Иван Иванович Андрякин застрелился 9 мая 1905 года, а вскоре 19 июля 1905 года умерла и Варвара Николаевна Уварова. Похоронили их на старом кладбище, но так как оно не сохранилось, их могилы найти нет возможности.

Каких либо сведений с 1905 по 1917 год найти не удалось. Смогли установить по отрывочным данным, что к 1917 году на территориях Ужурской. Корниловской, Солгонской и Мало – Имышских  волостях работало13 школ. В них обучалось 218 учащихся.

Таблица 2.  Школы района в 1917 году.

Поселение Количество школ
Ужур 1
Солгон 1
Тарханка 1
Новая Кузурба 1
Яга 1
Лопатка 1
Корнилово 1
Локшино 1
Васидьевка 1
Усть - Сосновка 1
Михайловка 1
Малый - Имыш 1
Старая Кузурба 1

Глава 4. На переломе эпох.

25 октября 1917 в Российской империи произошла революция. 30 ноября СНКпринял постановление о реформе средней школы.11 декабря принят декрет РСФСР « О свободе совести, церковных и религиозных обществах» школа отделялась от церкви.

Ужурская школа №1 с 1857года ни на один день не прекращала своей работы В Ачинском государственном архиве найден список учителей работающих в 1918 году в школе. (слайд № 4 )

Мария Ковригина
Зинаида Миронова
Агния Савина ( А. Т. А. Ф – 9. опись 1 и 2. дело 12 и 86).

1 января 1922 года в газете «Красноярский рабочий» была опубликована заметка  «Сбор за учение».

«В селе Ужуре Ачинского уезда имеется школа с 240 учениками. Учительским персоналом школа обеспечена.Производится взимание платы за учение с каждого в год в следующих размерах:

Муки – 1 пуд
Мяса – 8 фунтов
Яиц – 20 штук
Сала – 1 фунт
Дров – 1 воз
Шерсти – одна четверть фунта
Молока – 5 кринок
Картофеля – 2 ведра».

В этом же году к школе было пристроено ряд классов, и  открыта первая семилетняя школа.

На основании постановления Президиума ВЦИК от 4 февраля 1924 года, Сибревкома от 19марта 1924 года и приказа Енисейского губисполкома за №50 от 4 апреля1924 года волостное деление Енисейской губернии было упразднено и образованы районы, в том числе и Ужурский.

В этом же году при Ужурской школе была создана пионерская организация. Первыми пионерами стали Саша Логунов и Сережа Кудрявцев.( слайд № )

1927 год.
Ужурская семилетняя школа была переименована в школу крестьянской молодежи. Директором был назначен Александр Васильевич Петров. Его жена Наталья Николаевна преподавала географию, учителем русского языка и литературы работала Сима Давидовна Кизельштейн. При школе работало два агронома: Иван Александрович Быков и Николай Сергеевич Кононов, он же преподавал биологию. ( слайд № 5 )

1930 год.
25 июля принято постановление ЦК ВКП (б) «О всеобщем обязательном начальном образовании» ( учащиеся Ужурской школы  Слайд № 6)

По воспоминаниям Н.Н. Петровой мы узнали, что школа состояла членом коммуны «Сибирский партизан». При школе было опытное хозяйство

1935 год.
В районе работало 53школы, в них обучалось 7000 учеников. Рост объясняется в сравнении с 1930г. введением обязательного начального образования

После Великой Октябрьской социалистической революции, когда надо было укреплять Советскую власть и восстанавливать разрушенную экономику страны, строить заново систему народного образования, не было возможности сразу ставить вопрос даже о введении всеобщего обязательного начального образования. Прежде всего, нужно было ликвидировать массовую неграмотность. В этот период молодая и набирающая силы Советская республика выделяла большие средства на развитие просвещения, и к 40-м гг. неграмотность населения в возрасте до 50 лет была полностью ликвидирована.

По мере реализации курса на индустриализацию и развитие народного хозяйства потребность в повышении уровня образования населения стала ощущаться все острее, и в 1930 г., когда были созданы необходимые экономические условия, в СССР вводится всеобщее обязательное начальное четырехклассное обучение (с восьми лет). На это потребовалось три года.

К концу 30-х гг. в городах в основном было осуществлено семилетнее образование, а в 1939 г. на XVIII съезде партии была выдвинута задача введения всеобщего семилетнего обучения и постепенной подготовки к всеобщему, среднему образованию. Однако нападение на нашу страну фашистской Германии помешало претворению в жизнь намеченных планов.

1937год.
Ужурская семилетняя школа крестьянской молодежи стала средней школой.
( Слайд № 7 комсомольцы школы№1 )

Учащиеся школ района привлекались к большим политическим мероприятиям, коллективизации,  ликвидации неграмотности, осуществлению культурной революции.

К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтенных школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных. К концу 30-х годов неграмотность утратила характер острой социальной проблемы. По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90%. К началу 40-х годов задача ликвидации неграмотности была в основном решена. К началу 50-х годов СССР стал страной практически сплошной грамотности. Исторические уроки ликвидации неграмотности в СССР свидетельствуют, что повышение общеобразовательного и культурного уровня народа в сочетании с расширением политического кругозора является одним из существенных принципов социального переустройства, перехода к новому качеству общества.

В 1932 г. для подготовки учительских кадров со специальным высшим образованием был открыт педагогический институт с социально-экономическим отделением, математическим, северным по специальности язык и литература. Перед институтом ставилась задача подготовки учительских кадров для школ Восточно-Сибирского края. Красноярский пединститут был одним из двух вузов страны, где готовились учительские кадры для северных национальных школ. В первом наборе было принято 118 студентов, в их числе 22 учителя школ Красноярска. Учебные занятия начались с 1 октября 1932 г. В первые годы деятельности института его возглавил В. Д. Медведев, а позднее С. А. Попов.

В 1935 г. в Красноярске был открыт двухгодичный учительский институт, в котором обучалось 135 человек. Он должен был готовить учителей для неполной средней школы. Первоначально в нем имелось два отделения - физико-математическое и естественно-географическое. В июне 1937 г. был произведен первый выпуск учителей: на физико-математическом - 32 человека, на естественном - 20. Институт просуществовал до 1953 г., полностью выполнив свою задачу.

1938 год. (слайд № 8 ) 
По видимому этого количества учителей для края было не достаточно, поэтому на базе Ужурской школы №1 проводились краевые 8- ми месячные курсы учителей математики, руководил которыми учитель средней школы №1 Александр Михайлович Потехин

1939 год.
Учительские 4 –х месячные курсы ( слайд № 9)

1940год.
Первый выпуск 10-ти классников Ужурской школы №1.
1. Александр Гаврилович Иванцов.
2. Анатолий ВикторовичКардович
3. Евгений Данилович Клименко
4. Клавдия Антоновна Кульпина
5. Николай Кононович Остыловский.
6. Александра Петровна Селянина
7. Виктор Тимофеевич Трубников
8. Николай Максимович Шилохвостов
9. Екатерина Павловна Кукушкина
10. Надежда Васильевна Пилипенко.

В Советском Союзе Золотой медалью за отличия в учебе стали награждать с 1945 года. До этого периода отличники получали Похвальный лист. Вторым, известным нам отличником после Федора Курбатова (1861 год) был выпускник 1940 года  Федор Григорьевич Зуев.

Глава 5. Школы, выделенные из состава Ужурской школы №1.

Характерной чертой аграрного строя «досоветской» Сибири было отсутствие в ней помещичьего землевладения. В связи с этим капитализм в основных земледельческих районах региона развивался в предреволюционные годы быстрее, чем в центре страны. На ускорение существенно повлияли следующие два фактора: бурный рост населения в связи с наплывом переселенцев и проведение Транссибирской железнодорожной магистрали, которая «открывала» Сибирь для капитала. С 1897 пи 1914 г. сельское население четырех губерний (Тобольской, Томской, Енисейской, Иркутской) и двух областей (Акмолинской и Забайкальской) края увеличилось на 72% — с 5,3 млн. до 9,1 млн. чел., на две трети благодаря переселенцам. Переселенцы хозяйственно освоили 16,5 млн. дес. новых земель, в том числе распахали около 8 млн. дес.3 Посевные площади в регионе выросли в 3,5 раза. С их ростом увеличивались и валовые сборы хлебов. Сибирское зерновое производство отличалось высокой (до 30%) товарностью. В 1906-1917 гг. ежегодно из региона вывозилось от 30 млн. до 80 млн. пудов (в основном пшеницы).

В начале XX в. в Сибири быстро развивается животноводство, особенно молочное скотоводство. За два десятилетия (с 1897 по 1917 г.) общее поголовье скота в крае (в переводе на крупный) возросло на 56,1%, в том числе лошадей — на 39%, крупного рогатого скота — на 69%4. Сибирское животноводство также отличалось высокой товарностью. Особенно большое значение в предвоенные годы приобрело маслоделие. Уже в начале века Сибирь по производству масла намного обогнала старые маслодельческие центры страны. Резко возросла доля Сибири в экспорте масла из России: в 1896-1900 гг. она составляла 49%, в 1901-1905 гг. — 69%, в 1906-1910 гг. — 91,9%.5 Бурный рост торгового маслоделия отражал развитие капиталистического предпринимательства.

Важным показателем развития капитализма явилось также применение машин. В Сибири крестьянство было лучше обеспечено машинами, чем в Европейской России. По переписи 1910 г., на каждые 100 крестьянских дворов в Сибири приходилось 225 машин и орудий, а в центральных губерниях — только 175. При этом из каждых 100 машин и орудий усовершенствованных было у сибирских крестьян 77, а у крестьян Европейской России — 57.6

Для развития капитализма требуются грамотные люди. В Сибири и рост школ был более выше, чем в Центральной России.

«Церковно – приходская школа в селе Солгон была открыта в 1867 году. Помещалась в нанимаемом доме, обучением занимался диакон Иоан Никитович Хворов. Обучалось всего 5 мальчиков. Школу закрыли, и вновь открыли в 1885 г. Обучалось уже 40 мальчиков и 20 девочек. Учителями служили Мария Алексиевич и диакон Владимир Онисимович Фокин» (1)

_____________________________________________________________________________
(1) В. В. Некос. История православия земли Ужурской. Красноярск. 20009г.стр 77 -78.

В1918 году в школе Солгона работала Манефа Климовская, Анастасия Лубакова, Мария Сорванель ( А.Т. Ф. Ф – 9. опись1 и 2.дело 12 и 86) ( слайд № 10 )

В 1901 году были открыты школы в селе Яга и Тарханка. В Ягинской школе учительницей была Мария Хохрякова, в Тарханской – Андрей Тальшив.

В 1918г. учителями в д. Яга были Валентин Головин и Александра Кузнецова.

В деревне Тарханка  - Иван Перчиков, София Кудряшова, Марфа Давыдова. ( А. Т. Ф. Ф -9. опись 1 и 2.дело 12 и 86)

1910 год.
 В деревне Лопатка открыта начальная школа.

Корниловская школа.
Открыта  в 1868 году священником Иоаном Бриллиантовым, в 1872 г.он умирает ,школа прекращает свое существование. Вновь открывается в 1889 году. В 1905 году детей обучает Клавдия Васильевна Юрьева. В

1912 г. открывается 4- х классное министерское училище

Михайловская школа.
Свой отсчет ведет с 1915 года.

1926 г. построено здание под 4 –х классную школу.

1933 год. Открыта семилетняя школа.

Ново – Кузурбинская школа.
Министерская 2-х классная школа открыта была в 1910, в том же году была открыта школа и в Лопатке.

Локшинская школа.
 1920 г.располагалась в большом доме Макара Лебедева.
  1928 г. построено здание под школу. Учителями работали: Фаина Афанасьевна и Зинон Андреевич Тихонравовы.

1931 год.
Открыта ШКМ с семилетним сроком обучения. Учителя: Анна Михайловна и Петр Васильевич Алексеевы, Виктор Федорович Винокуров.

1922 г. 
Ст. Ужур. Открыта железнодорожная начальная школа. Учитель: Л.И. Лобанова. (АТФ. Ф52. опись1, дело 25)

1924 год.
В районе работало 47 школ, учащихся было 1254 человека (данные Крайгосархива)

1926 год.
В деревне Васильевка была открыта начальная школа. Учитель: Дарья Дмитриевна Телинская.

1929 год.
Открыта Ильинская начальная школа

1936 год Школа в Ильинке стала семилетней

1935 год. Открыта начальная школа на ст.Крутояр. Выпускница Локшинской школы Анна Винокурова стала там первой учительницей.

1937 год.
 Неполная средняя школа. Директор- Агеева.

Мало- Имышская школа. Год основания не установили. В 1927 году была 4-х классная.

1937год
Открыта семилетняя школа. Директором назначена Екатерина Семеновна Казионова. 

1940 год.
В районе было 62 школы. В них обучалось 8643 ученика.

Напрашивается вывод, что период бурного развития народного образования в нашем районе приходится на период Советской власти. Конечно, можно подвести под это идеологическую основу, чтобы донести до народа свои идей, воспитать человека преданного власти, нужно дать этому человеку соответствующее образование. А какая власть в истории всего человеческого развития к этому не стремилась?

 Советский Союз был цивилизованным государством, стремящийся к техническому прогрессу, развитию культуры, науки, обороноспособности своей страны, чтобы этого достичь, нужно развивать в первую очередь школу. К чести государства Союз Советских Социалистических республик, оно справилось с этой задачей. Конечно, не все было так безоблачно, были и репрессии в учительской среде, и лишняя  идеологизация, но было воспитано несколько поколений умных, образованных, достойных людей.

Главное деревня по своей образованности встала вровень с городом. Именно при Советской власти, практически каждому стало доступно высшее образование. Советское образование, было одним из лучших в мире.

Заключение.

Таким образом, целью своей работы мы ставили проследить хронологию возникновения школ в Ужурском районе, восстановить по мере возможности  имена первых учителей. .В основном с этой задачей справились
В ходе работы стали возникать целые пласты интереснейшего материала. Так или иначе возникали имена учеников, выпускников школ района, которые прославили своим делами не только район, но и страну.

Выпускники периода 1941- 1945 г.г. Это материал на несколько рефератов. Послевоенное поколение, великие учителя и ученики.

Страшно становится от того, что это знаем теперь мы, и не знают ученики наших школ. Сегодняшние реалии в современном мире показывают, что мы постепенно превращаемся в нацию «Иванов, не помнящих родства». Старшеклассники с трудом могут вспомнить имена бабушек и дедушек, не говоря уже о прадедах. А уж такая проблема, как история школы, этапы ее развития, поставит в тупик не только наших ровесников, но и их родителей.

Если мы говорим о построении гражданского общества в России, то первым шагом должно стать создание музея Ужурской средней школы №1.Тот материал, фотографии, копии документов, которые мы собрал, может стать точкой отсчета для начала этого дела.

Если нас поддержат более взрослые люди, это задача выполнима.

Знать и гордиться не только историей своей страны, но и историей своей семь, своей школы, есть дело достойное гражданина своего Отечества.

Используемая литература:

Материалы Ачинского государственного архива.
Материалы архива Ужурского РОНО.
Архив газеты «Сибирский хлебороб»
Материалы Ужурского краеведческого музея.
Воспоминания старожилов Ужурского района.
АндюсевВ. Е. Сибирское краеведение. Красноярск. 1999 г.
Некос.В.В. История православия земли Ужурской. Красноярск 2009г

Приложение

Презентация


На главную страницу Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»

Красноярское общество «Мемориал» НЕ включено в реестр общественных организаций «иностранных агентов». Однако, поскольку наша организация входит в структуру Международного общества «Мемориал», которое включено в данный реестр, то мы в соответствии с новыми требованиями российского законодательства вынуждены маркировать нашу продукцию текстом следующего содержания:
«Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации».
Отметим также, что Международный Мемориал не согласен с этим решением Минюста РФ, и оспаривает его в суде.