У всякой истории есть своё начало

У всякой истории есть своё начало


Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Туруханский районный Центр детского творчества «Аист»

Работу выполнила:
Котиева Милана Адмовна
14 лет
Секция НОУ «Краеведение»

Научный руководитель:
Зубова Светлана Сергеевна-
Педагог высшей категории.

С. Туруханск

2011-2012 уч.г.

«Земля есть книга, где история человечества
записывается в географической номенклатуре»
Русский этнограф Н.И.Надеждин

ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ

Я по национальности ингушка. В 1991 году наша семья из-за многих обстоятельств переехала из Ингушетии на север Туруханского района. Я родилась уже в Туруханске. И сейчас я изучаю историю того, что мне близко – историю Туруханского района. 7 июля 2007 года Туруханский район отмечал юбилей – 400 лет со дня основания первых русских поселений на Енисейском Севере – Туруханского (Новой Мангазеи) и Инбацкого зимовий. Это событие положило начало освоению земель Восточной Сибири и Красноярского края.

Обьект изучения: Названия населённых пунктов и фамилии старожилов Туруханского края.

Предмет изучения: Особенности образования названий населённых пунктов и особенности заселения Туруханского края.

Цель исследования: исследовать названия туруханских населённых пунктов и фамилии старожилов как часть российской истории XVII - ХХ веков.

Задачи: 1.Определить, по какому признаку первопроходцы давали названия населённым пунктам . 2. Выяснить, какие страницы истории связаны с фамилиями старожилов Туруханского края.

В работе мы используем не фамилии известных исторических личностей, а фамилии простых людей, в судьбе которых - история Туруханского края и Туруханского района.

Методы решения: изучение районной периодической печати, переписка со школами, изучение материалов районного конкурса школьников «Моя родословная», изучение материалов районного литературно-художественного конкурса учащихся «Моя любимая бабушка», обращение к похозяйственным книгам, хранящимся в районном архиве.

В работе используются термины «станки» и «зимовье». Вот что они обозначают.

Раньше в Туруханском крае и районе было очень много деревень. Они располагались через каждые 25-40 км. Это один дневной переход на лошадях. Поэтому деревни назывались станками (от слова «становье»).

Как возникли станки? Об этом написал туруханский краевед В.Ситников: «До начала ХIХ столетия почтовая связь с Туруханским зимовьем осуществлялась периодически нарочными казаками. Поэтому решено устроить цепь зимовий вдоль реки Енисей, которые бы служили почтовыми станциями. Заселить «Туруханский тракт» предполагалось силами ссыльнопоселенцев и привезенных с заводов казенных крестьян с семьями. Началось заселение в 1812 году. Но выживание русских людей, привезенных из центральных областей европейской части России, проходило очень тяжело, и, в конце концов, остались здесь, в основном, только староверы и члены религиозных различных сект: молокане, скопцы, духоборы и прочие. Они и образовали почтовые станции вдоль реки Енисей в Туруханском крае. Эти станции, в дальнейшем получившие название «станков», сначала состояли из 2-3 жилых домов и послужили основой для будущих поселков, часть из которых жива и поныне» (Ситников, В. Национальные характеры ссылки. Транспорт. Почта. // Маяк Севера.- 1993. – 8 мая. С.3.).

Административный статус «станки» сохранился в некоторых населённых пунктах и в советское время. Только теперь он означал мелкую сельскую административно-территориальную единицу, подчинённую районному центру. Кроме станков, на территории Туруханского края были сёла – это населенные пункты с церковью.

«Зимовье» (двор) в узком смысле слова представляло собой комплекс жилых и хозяйственных построек, как правило, объединенных одной крышей. Каждое зимовье имеет покрытый двор, который служит за сени. В нем же службы, амбар, баня, собачьи гнезда, тут же дрова и снег для воды (Павлов, И. Край наш Туруханский. // Маяк Севера.- 1995.- 24 июня. С.3.). Их размеры колебались в зависимости от объемов, профиля и состава семей от 5x20 м до 22x24 м.

Приведенный в работе материал:
1. Систематизирует то, что известно из трудов истории.
2. Приводит конкретные примеры того, как исторические события преломлялись в судьбах отдельных семей.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ ПОСЕЛЕНИЙ

Сохранившиеся названия

Дата образования некоторых населённых пунктов неизвестна. В приложении 1 мы поместили карту начала XIX века. Из неё видно, как густо располагались станки вдоль Енисея на территории северной части Енисейского округа Сибирской губернии. Эти Инбатский и Дудинский участки и есть наш будущий Туруханский край.

Красивое и странное название Мангазея знают все жители нашего района. В 1601 г. на территории нынешней Тюменской области был построен город с этим названием, назван он был по названию местного племени. В летописи 15 века «Сказании о человеках незнаемых в Восточной стране» написано: «Над морем живут люди самоеды зовомые молгонзеи…». Молгонзеи (молконзеи)- это по-зарянски «народ, живущий на краю земли», «у моря». Но просуществовал город Мангазея недолго, всего полвека. Оскудение запасов пушнины, закрытие морского пути к городу были причинами упадка Мангазеи. Новые промыслы в верховьях Нижней и Подкаменной Тунгусок были очень отдалены от Мангазеи, и, чтобы сократить расстояние, промышленники перебираются в Туруханское зимовье, построенное в 1607 году на Турухане. Зимовье получает название Новая Мангазея.

Город прославился своим пушно-меховым промыслом, но не менее он был известен своей знаменитой крепостью (приложение 1). Умелые руки народных мастеров создали в XVII веке великолепное произведение деревянного зодчества. Новая Мангазея сохранила название до 1782 года, когда была переименована в город Туруханск, а позднее - в Старотуруханск, в отличие от Нового Туруханска, основанного на месте бывшего села Монастырского.

Название реки Турухан происходит от обозначения шаманского жезла. Этот жезл назывался «Туру». Если шаман обладал небольшой силой, у него был жезл небольших размеров, и назывался он «Турукан». Отсюда и название реки. Это русские потом стали говорить «Турухан» вместо «Турукан» (Беспалов, Г. Почему мы «туруханцы». // Маяк Севера. – 1995. – 29 апреля. С.3.) .

А версия о том, что название «Турухан» происходит от слов «хан по имени Туру» неправильна, потому что у северных народов не было никаких ханов. До такой степени развития государственности как ханство северные народности не развились.

В 1670 г. вокруг Свято-Троицкого монастыря, основанного иеромонахом Тихоном, выходцем из Устюга Великого, строится село Монастырское (нынешний Туруханск). По другим данным (Гапеенко, В. Откуда есть пошли посёлки туруханские? // Маяк Севера. – 2007.- 14 ноября. С.8.), основателем села считается ссыльнопоселенец Пензенской губернии Карпов (имя и отчество не известны).

Верхне-Имбатск - первое русское поселение на правом берегу Енисея при впадении в Енисей реки Верхний Имбак. История этого старинного села (1607г.) связана с первыми русскими землепроходцами. В начале XVII века было построено зимовье, к 1720 году оно стало называться селом. Петр Алексеевич Плотников и Яков Иванович Перепрыгин считаются его основателями и первыми заселенцами. Сперва это был пункт сбора ясака, затем царское правительство превратило Верхне-Имбатск в место ссылки. Название произошло, вероятно, от того, что местные племена кетов и селькупов во времена прихода на Енисей мангазейских казаков назывались ими остяками и инбаками.

Русские начали заниматься растениеводством, раскорчевали и распахали леса под поля, но урожая, как такового, не получали. Хлеб завозили купцы с Ангары (Разинкин, А. Верхнее-Имбатские встречи. // Маяк Севера. – 1984. – 2 августа. С.2.). В селе была построена каменная церковь, которая просуществовала более 300 лет, при ней школа, почтово-телеграфное отделение. Мужское население (122 человека) преобладало над женским (99 человек).

Село Ворогово ранее носило название Дубчесская слобода.

«Промышленный человек из г. Мангазеи Осип Григорьевич Цапаня испросил у Мангазейского воеводства льготную грамоту на 10 лет с обязательством «пашню распахивать и призывать вольных людей». Получив такую грамоту, Цапаня в 30-х годах XVII века вывез из Мезенского уезда на свои средства 16 дворов и построил Дубчесскую слободу. Датой основания Ворогово считается 1637 год.

Название Ворогово связано с именем ближайшего соратника Цапани Ивана Еремеева Ворогова, также считавшегося слободчиком, почему в документах Дубчесскую слободу назвали еще Вороговской заимкой. Хозяйство Ворогова на самом деле было гораздо скромнее: в 1649 году он умер несостоятельным должником. После него остались жена и женатый сын Федор, «по выбору Дубчесских крестьян» поставленный священником Дубчесской церкви.

Подобный тип слободы было обычным в Приморье, оттуда он и был занесен в Сибирь. По сей день вороговская архитектура несет черты пришлой северной - архангельской, пинежской, откуда и были родом «вольные, гуляющие люди». Большие, крытые жердями дома, где под одной крышей разместились и жилые помещения, и хозяйственные постройки. Солидные дома в северных традициях можно увидеть в приложении 7.

Такие дворы были не только в Ворогове, но и в северных сёлах, например, в Старотуруханске. Бывшая жительница этого села Л.Г.Виноградова рассказала: «Нас у матери было пятнадцать детей. До 1917 года мы жили своим хозяйством, с 1918 года родители сразу в колхоз ушли. Мы стали жить в доме попа. У нас был очень здоровый (в смысле – огромный) дом и здоровый двор, а в доме было восемь комнат. Стояла русская печь, около русской печки была железная печка. Как мама рассказывала, когда они перешли туда, то там ещё в комнатах стояли печки-голландки. Это были круглые печки. Во дворе у нас лежали широкие доски, т.е. был выстелен пол, столбы стояли. А наверху лежали жерди. На зиму туда с покосов складывали сено, закрывали эти жерди, а зимой на покос не ездили, а снимали сено прямо оттуда. Когда приезжали подводы из Туруханска с какой-то комиссией, то, как я даже помню, они постоянно почему-то к нам заезжали, и стояли в нашем дворе эти лошади и сено жевали, так как там тепло было. А летом это сено уже всё съедалось, а если что-то оставалось, то метали его на вышку. В доме было два входа, и ещё выход был во двор, а во дворе стоял огромный амбар. Амбар был очень высокий, половина его была с потолком, а другая половина без потолка, только с одной крышей. Был большой подвал – ледник, там хранили рыбу или молоко. Всё это под одной крышей. А дальше был ещё хлев большой, где можно было поместить три коровы. Сколько я помню, там всё время лёд был вместо стекла, так как стёкол не было. Ещё была баня с предбанником».

Из этого описания видно, как удобно было жить в таком подворье. Такая архитектура жилых домов была очень удобна на Севере. Она давала возможность избежать снежных заносов, свободно пройти к хозяйственным постройкам за дровами и к скоту в стайку или конюшню.

В 1651 году в Дубчесской слободе было 16 дворов. Век спустя число их измерялось уже десятками. Потом – сотнями. Добывали «мягкую рухлядь» - пушнину, красную рыбу, дичь.

«Дома крестьян были пяти- и шестистенными, у купцов – двухэтажными, с красивыми разными наличниками». Перед двухэтажным домом Попова Николая Гавриловича был небольшой тополиный парк, в средине которого стояла крытая беседка» (Протопопова, А. Село в две улицы. // Маяк Севера.- 1987. – 6 января. С.4.). На пригорках курились бани. Держали коров, овец, лошадей. Для тех, кто строился, устраивали «помочи»- всем селом приходили на выручку, подвозили лес. Денег не брали: хозяин лишь кормил работников. «Один из крестьян, что первым завел в селе занавески на окна, подвергся всеобщему осуждению: что он может скрывать?» (Раков, В. Дубчесская слобода. // Красноярский рабочий. – 1988. -).

Ребята из вороговской школы сообщили : «У нас в Ворогово в 1935-1936 годах работал летний пионерский лагерь, в котором были пионеры со всего района. Вожатый был Кузьмин Александр Васильевич. Такой же лагерь был в Ворогово в 1948 году. В 30-е годы наши пионеры вели агитацию среди населения против религии, за всеобщую грамотность. Пионеры ходили по селу и агитировали, а где и оставались нянчить детей, чтоб их матери шли на ликбез в школу. В зимнее время они брали шефство в колхозе над жеребятами: кормили, поили, чистили и выпускали их на прогулку. Дежурили звеном. В летнее время всегда помогали колхозу на прополке овощей, картофеля, ездили на сенокос. Часто с пионервожатым и учителями готовили вечера самодеятельности и выступали перед населением». Это деятельность была вообще характерна для пионеров.

Точная дата основания села Зотино неизвестна, но известно, что деревня Зотино входила в приход Дубчесской Троицкой церкви. Село расположено на левом берегу Енисея и является южной конечной точкой района. Ребята из зотинской школы нам прислали воспоминания Е. Казанцевой. Вот отрывок из этих воспоминаний: «Запомнилось, как Колчак приходил. Ох, мы тогда и напугались. Ребятишки, да и взрослые, как завидели казаков с шашками, так кто куда. И в подпол, и в погреб, и под мосты, и в курятники. Пограбили бандиты и ушли. А в Ворогово (соседнем селе), так там всех мужчин порубили. Всех. До единого. Прямо рубили и скидывали в Енисей. Этого не забудешь». Так описаны события гражданской войны, когда и красные, и белые верили, что только они правы.

С 1626 года близ устья реки Дубчес стояло мангазейское Закамное зимовье, поставленное для сбора ясака с местных племен енисейцев. Оно находилось выше Осинового порога, разрывающего скалы Енисейского кряжа - «Камня»- как называли его в старину (считая со стороны Туруханска). Затем оно было перенесено ниже порога и стало называться Подкаменное.
В 1652 году мангазейский стрелец Леонтий Васильев Заворохин (Саворохин) получил разрешение и основал слободку, которую в дальнейшем именует «новый заимкой Усть Тунгуски реки Подкаменной» (современный станок Подкаменная Тунгуска, П-Тунгуска).

Название перешло и к реке – Подкаменная Тунгуска, так как она впадала в Енисей ниже порога, то есть «под камень». Село Подкаменная Тунгуска появилось на карте Туруханского края в 1730 году. Считается, что первым поселенцем в Подкаменной Тунгуске был Тимофей Иванович Краснопеев. В селе была часовня. Население в 1918 году было 209 человек.

В августе 1933 года Восточно-Сибирским (Иркутским) управлением Гидрометеослужбы была организована метеостанция Подкаменная Тунгуска. В ее обязанности входили: круглосуточные климатические наблюдения и метеообеспечение авиалинии Красноярск-Дудинка (Вниз по Енисею. // Маяк Севера. – 2003. – 16 августа. С.7.). Это была знаменитая Енисейская трасса полярной авиации, без которой невозможно было бы успешное освоение Арктики и обширных северных территорий.

С 1946 года начинается строительство нового аэропорта и взлетной полосы на левом берегу Енисея в пяти километрах от устья Подкаменной Тунгуски (будущий поселок Бор). Строительство вели заключенные Норильлага. С вводом в строй взлетной полосы начинались постоянные полеты самолетов. В Бору – важный промежуточный аэродром на линии, связывающей Красноярск с Норильском, Диксоном, Игаркой, Туруханском. Отсюда ходят рейсовые самолеты в глубь Эвенкии – в Туру, Байкит, Ванавару. В Бору – дежурный пост санитарной авиации, крайне необходимой на обширных таежных просторах, не имеющих шоссейных и железных дорог. На территории Бора находятся зональная гидрометеообсерватория и Центрально- Сибирский заповедник.

С 1724 года ведет свое исчисление деревня Сумароково (основатель Сем. Дан. Жданов). Ниже деревни – остров, около которого на большой глубине погребен один из первых енисейских пароходов «Минусинск», затонувший во время бурного наводнения 1909 года. В ясную погоду очертания парохода видны и сейчас.

В 1918 году в Сумароково проживало 239 человек. Имелась часовня.

Бахта стала считаться деревней с 1745 года, хотя была основана в 1608 году. Название Бахта происходит от названия племени Бохтин(цы). Племя упоминается в русских исторических документах XVII века . Первым поселенцем назван Сав. Андронов. Жителей 131 (68 мужчин, 63 женщины). Ребята из бахтинской школы написали, что «основанная первоначально как заимка рыбаков и охотников, Бахта была такой до революции, изменение произошло только в том, что сам поселок был перенесен с низменного берега левого на высокий правый. И сейчас село Бахта расположено на правом берегу Енисея в 1020 км вниз по течению от города Красноярска. Вблизи поселения в Енисей впадает одна из красивейших северных рек, имеющая одноименное с поселком название – Бахта. Она берет свое начало в горах Эвенкии, а затем прокладывает себе трудный порожистый путь в 430 км к Енисею. До 1958 г. в 90 км от ущелья находилась промышленная фактория эвенков. Бахта - небольшой поселок. И после революции сельский совет находился в п. Мирное, и только в 50-х годах сельский совет перевели в Бахту. Первым председателем сельского совета п. Бахта был Хохлов Андрей Павлович. Он - ветеран Великой Отечественной войны».

Деревня Верещагино начала строиться в 1750 году и названа по имени ее основателя - Василия Ивановича Верещагина. Школьники из этого села нам сообщили: «Возникло наше село как станция (для перевозки почты). Царское правительство давало льготы тем, кто будет здесь жить, например, не брали в армию. Работала церковь в селе. Работала она только по праздникам. Жил в селе богатый купец Лукьянов. В 1918 году его утопили в проруби».

Горошиха, Канготово датированы 1760 годом. Горошиха основана мещанином Енисейской губернии Федором Дмитриевичем Петровым, Канготово – Григорием Ивановичем Шляховым.
Недалеко от Туруханска - деревня Селиваниха, она появилась в 1841 году и была основана ссыльным Василием Романовичем Березиным. И это село при основании служило местом ссылки. В селе Селиваниха отбывали наказание революционеры Я.М.Свердлов и Ф.И. Голощекин.

В Костине первым жителем был ссыльнопоселенец из Минусинского уезда Сидор Иосифович Чалкин. По словам Калисы Петровны Канаевой (Самойловой), которая происходит из рода Чалкиных, он был сослан из Казани в кандалах в Туруханский край за то, что « был большим хулиганом. Пять раз его отправляли в низовья Енисея, и каждый раз он бежал из туруханской каторги (Калиса Петровна говорит, что сосланные так называли свою ссылку, и местные жители ссыльных называли каторжными). Полицейским надоело возвращать его к месту проживания. Однажды они высадили его в Пескино прямо на плёс (мелководье). Там стояли чумы местного населения. Чалкин женился на женщине из племени кеты». Далее Калиса Петровна, по-видимому, ошибается. Она считает, что именно деревню Пескино С.И.Чалкин назвал по имени старшего сына Константина Костино. Но из документов известно, что Пескино впоследствии было переименовано в Зыряново. Видимо, С.И.Чалкин с семьёй переселился от места, где стояли чумы, и то место, где он вновь поселился, и назвал Костино. Официальной датой основания Костино считается 1810 год. Семья была многочисленной: 5 своих сыновей и шестой ребёнок – девочка Аграфена – «безродная», то есть приёмная. У каждого сына тоже было много сыновей, и род Чалкиных стал очень многочисленным. Другой сын Сидора Чалкина – Денис – стал дедушкой мамы Калисы Петровны.

В августе 1913 года в Костине отбывал ссылку Иосиф Джугашвили (Сталин) . К.П. Канаева рассказывает, что в Костине жила бабушка Любава, у неё были взрослые дочери, и Джугашвили хотел жениться на одной из них – красавице Устинье. Он просил её руку у матери девушки. Но та наотрез отказала: «Ёська, ты же каторжный».

Утраченные названия

Очень много названий станков упоминал епископ Енисейский и Красноярский Никодим (Казанцев) в своем дневнике, описывая свою поездку по Енисею летом 1862 года (Дневник епископа Никодима. // Маяк Севера. – 1994. – 3 марта. С.3-4. 12 марта. С.3.). Например, он пишет о деревнях Искуп и Мирное как о поселениях духоборов, а о Шорихе - как о деревне ясашных якутов, в ней к концу XVIII века было 9 домов. Впоследствии Шориха стала называться Якутами (Павлов, И. Край наш Туруханский. // Маяк Севера. – 1995. – 8 июня. С.5.). Вероятно, название Искуп произошло от слова «искупление» (грехов). А название Шориха происходит от слова «шор», это на языке коми означает – ручей, талая вода, поток после дождя, после обильного снеготаянья (Словарь топонимов и микротопонимов Красноярского края. – Красноярск, 2000. С.96.).

Некоторые станки меняли свое название: Дубчесское-Ворогово, Инзыревский-Лебедевский, Сургутский-Чулковский, Ямской-Верещагино, Песковский-Татарский (по другим источникам –Зыряново), Духоборы-Мирное, Новозалесинский - Сухая Тунгуска (Край наш туруханский. // Маяк Севера. – 1995. – 10 июня. С.3.). Переименованные названия обозначали уже не род занятий (Ямской), не религиозную принадлежность (Духоборы), а давались по фамилии жителей (Ворогово, Верещагино) или по названию рек (Сухая Тунгуска).

Часть из переименованных названий исчезла впоследствии вместе с исчезнувшими станками. По переписи 1926-1927 г.г. в Туруханском крае насчитывалось 47 населенных пунктов, при этом шесть позднее отошли в Игарский район - это Курейка, Денежкино, Ермаково, Полой, рудник «Курейский графит», Карасино. В 1936-1937г.г. насчитывалось 46 населенных пунктов (Павлов, И. Район не был таким безлюдным. // Маяк Севера. – 2002. – 28 марта. С.6.). А в 2001 году- 28 населенных пунктов, а также 3 без населения.

В 1966 году из-за исчезновения населенных пунктов переименовали и некоторые сельские советы: Баишенский в Фарковский, Елогуйский в Келлогский, Зыряновский в Сургутихинский, Мирновский в Бахтинский, Усть-Курейский в Серковский, Сумароковский в Борский, Чапогиро-Эвенкийский в Совреченский, Горошихо-Ангутский в Горошихинский (Марокко, Е. Календарь памятных дат Туруханского района на 2001 год. // Маяк Севера. - ).

Когда в районе стали работать геологические экспедиции, появились новые населенные пункты: п. Дьявольское (1966г.) по названию речки Дьяволёнок - притока Сухой Тунгуски, но говорят, еще раньше там была деревня, впоследствии заброшенная. И посёлка Дьявольское на карте района нет.

В настоящее время только старожилы знают названия Пакулиха, Кондиль (Черноостровский кочевой совет), Черноостровск, Конощелье, Ангутиха (Горошихинский сельсовет), Мироедиха, Якуты, Мельничное, Пупково, Татарское, Сухая Тунгуска, Марково, Усть-Тунгуска, Нижне-Имбатское, Зыряново, Чулково, Новоселово, Искуп, Бородино, Лебедь, Мирное, Осиново, Комса. Например, деревня Кондиль находилась на реке Верхней Баихе (название пришло из языка энцев: «Бай яха» переводится как «река рода Бай» (Словарь топонимов и микротопонимов Красноярского края. – Красноярск, 2000. С.6.)). В Баихе было всего несколько домов, в которых жило коренное население. Доставлять им продукты самолётом АН-2 было очень дорого, а другого пути нет. Жителей переселили в ближнюю деревню Пакулиху. Затем по той же причине закрыли Пакулиху, а жителей переселили в Бакланиху и Верещагино на Енисее. Река Пакулиха называется, возможно, от имени племени «пай», некогда проживавшего в этих местах (Словарь топонимов и микротопонимов Красноярского края. – Красноярск, 2000. С.121.).

Богатую историю имело село Мирное. На станках Искупе и Мирном были поселены в XIX веке духоборцы (духоборы). Первые русские люди здесь появились в первом десятилетии XVII века. Это были казаки и промышленники Мангазеи. Считается, что деревня Мирная заселена Семеном Тулиным и Фадемом Леонтьевичем Хохловым. Само Мирное тогда именовалось зимовьем и насчитывало всего 4 двора, в котором жили 37 человек. Судя по второму названию зимовья – Духоборы – это были высланные с юга в Сибири приверженцы этой секты. Основными занятиями населения были земледелие и охота на пушного зверя. В середине 1860-х г.г. Мирное насчитывало четыре двора, 37 человек. Через Мирное проходила телеграфная линия в 1913 году. Население в 1918 году было 175 человек с примерно равной пропорцией мужчин и женщин.

После Великой Отечественной войны началось опустение села. С фронта в Мирное почти никто не вернулся, перевели в Бахту свиноферму, лисий питомник и скотный двор. С 1969 года на территории брошенной деревни Мирное была организована биостанция (Шахин, Д. Экологической станции Мирное – 30 лет! // Маяк Севера.- Маяк Севера. – 2001. – 5 апреля. С.3.).

Одновременно с Мирным появилось на карте Туруханского края в 1730 году Алинское. В Алинском первым поселенцем был Андрей Петрович Кучеренко. Население в 1918 году было 139 человек.

Недалеко от Ворогово был такой станок Осиново. Из сочинения «Моя любимая бабушка» Тани Протопоповой из Ворогово я узнала, что ее бабушка Елена Геннадьевна Протопопова (Игнатова) «родилась в годы второй мировой войны в Осиново. В 5 класс приехала в интернат села Ворогово. Приехала одна. Окончила 10 классов». Значит, в маленьких деревнях школы были начальные, а потом нужно было ехать в большое село и весь учебный год жить в школе-интернате, только на каникулы дети ездили домой. Некоторые маленькие школы вообще закрывали. Например, Е.Г. Протопопова «помнит, когда Стрелковскую (т.е. на окраине села Ворогово) школу перевели в центр села Ворогово. Случилось это в 1957 году».

Деревня Осиновая (или станок Осиново) была основана в 1764 году. Известно, что здесь поселился Онис Петрович Лазарев. К 1918 г. она была довольно крупным селом с 234 жителями (Гапеенко, В. Откуда есть пошли посёлки туруханские? // Маяк Севера. – 2007. – 14 ноября. С.8.). В прошлом она славилась как родина плотогонов и лоцманов.

Надежный и безопасный ход в Осиновом пороге проложил местный лоцман Нестор Лазарев в 1876 году (Баженов, А. «Изюминки» района. // Маяк Севера. – 2002. – 21 февраля. С.4.). Уже тогда этот ход называли «Лазаревским», носит он это название и сегодня. В Осиновой в 1840 году умер и похоронен ссыльный декабрист Иван Борисович Аврамов. Вместе с другим декабристом Николаем Фёдоровичем Лисовским они занимались торговлей рыбой, хлебом и другими припасами и ездили из Туруханска в Енисейск. Говорят, что Аврамов был похоронен на сельском кладбище, однако могила его утрачена. Неизвестна и судьба его троих детей от гражданского брака с местной казачкой. Несколько лет назад в районной газете «Маяк Севера» была информация о том, что вороговские школьники с учителем Петуховым А.И. нашли могилу Аврамова.

Напротив деревни, ближе к левому берегу, - большая песчаная отмель и отдельные камни Фениксовой косы. Это место гибели одного из первых енисейских пароходов – «Феникса» (приложение 2).

Черноостровское основано в 1670 году одновременно с Горошихой и Канготово Михаилом Сидоровичем Сидоровым. В 1942 году в Черноостровске жили всего несколько местных семей. Туда пригнали примерно 30 ссыльных семей: немцев, финнов, латышей. Позднее туда же пригнали греков. В 50-х годах из Черноостровска всех ссыльных убрали: там обосновалась военная часть. Об этом вспоминала в 1993 году Елена Вилюсовна Арзамазова (Микайните). А её племянник Роман Романович Кирейлис со слов отца – Кирейлис Ромуальдаса Йоно – рассказал, что когда военные сломали дом Сидорова, они нашли клад золотых монет.

В 1764 году построена деревня Комса. Имя основателя Комсы неизвестно. В Комсе было жителей почти наполовину меньше, чем в Осиновой. Впоследствии построили церковь (приложение 3, лист 2), и деревня стала селом.

В 1710 году А.С.Войновым было положено начало селению Нижне-Имбатское, его население в 1918 году было 39 человек: 16 мужчин и 23 женщины. В тот же год деревня Татарская заселена Трофимом Ивановичем Еремеевым и Гавриилом Ивановичем Нестеровым. Ее жителей к 1918 году было 86 человек: 45 мужчин и 41 женщина.

1780 год стал датой рождения трех новых поселений: Марково, Пупковское, Сургутское. Основателем Марково назван Иван Чудинов, Пупковского - Епифан Иванович Липехин, Сургутского – Алексей Мурзин. В 1918 году здесь было равное количество жителей - около ста, либо сто с небольшим человек

В 1805 году ссыльнопоселенцем из Санкт-Петербурга Сидором Федоровичем Ковалевым была основана деревня Сухая Тунгуска. Спустя полтора столетия в 1971 году геологи разведают вблизи одно из крупных нефтеносных месторождений – Сухо-Тунгусское.

В 1810 году на карте Туруханского края появилась Мироедиха. В Мироедихе первым жителем был ссыльнопоселенец Черниговской губернии Мосиенко (имя и отчество не известно). Правда, Ариадна Сергеевна Эфрон, ездившая во время ссылки на уборку овощей в Мироедиху, считала, что ее основатель – купец Гавриленко.

А.С.Эфрон выразила восхищение красотой здешней природы. Деревня стояла на скалистом берегу, окруженная тайгой, каждое дерево которой, по словам Ариадны Сергеевны, - «совершенство»: «Осенью все листовые деревья по верху берега пламенели невероятными закатными красками, а узкие высокие ели казались совсем черными, и это было как свадьба деревьев, громадный молчаливый праздник». Мы сфотографировали берег реки, где стояла Мироедиха (приложение 3, лист 1). Этот берег и видела А.С.Эфрон, только теперь совсем не видна тропа, которая с берега вела к поселению. Мироедиха её глазами изображена на картине «Станок».

Ариадна Сергеевна жила в большой бывшей купеческой избе, вечерами слушала диковинные рассказы старух. Одной из них, бывшей купчихе, и принадлежала часть дома. Позже А.С. Эфрон написала повесть «Мироедиха». Сегодня Мироедиху с берега уже и не видно, всё заросло травами, на кладбище сохраняется только одна могила: Чалкины осенью ездят на лодке подновить могилы близких. Остальные могилы разрушаются (приложение 3, лист 1).

Ссыльнопоселенец Иван Петрович Тарасеев числился основателем двух деревень: в 1840 году - Конощеля и спустя пять лет (в 1845 году) – деревни Лебедь. Другой ссыльнопоселенец из Тульской губернии Степан Петрович Давыдов основал в 1844 году деревню Ангутиху.

Многие из утраченных сёл и деревень были связаны с работой в них спецпереселенцев, т.е. депортированных в годы Великой Отечественной войны немцев из республики немцев Поволжья, греков, калмыков, финнов, жителей Прибалтики. Когда их реабилитировали, они стали уезжать из Туруханского района, мало осталось жителей, некому стало работать в колхозах, и деревни стали закрываться.

У каждого селения своя судьба. Некоторые, как В - Имбатск, Ворогово, Туруханск, славятся крепкими хозяйствами, семейными династиями и сегодня. От других остались лишь записи в свидетельствах о рождении жителей района преклонного возраста, а с ними память может уйти и вообще. Раньше приметой всех сёл края были церкви. Сейчас неотъемлемая часть облика Енисейского Севера – множество лодок и гаражей для подвесных моторов на берегу, потому что в любом северном сибирском селении много рыбаков и охотников.

ФАМИЛИИ ЖИТЕЛЕЙ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ИСТОРИИ РАЙОНА

Казачьи фамилии

Самые «старые» пришлые жители Енисейской губернии - это казаки. Это они основали населенные пункты по берегам Енисея и город Туруханск на притоке Енисея – реке Турухан. Старинные туруханские казачьи фамилии - Байкаловы, Даурские, Кандины, Перепрыгины, Сотниковы, Хреновы.

Укоренившиеся фамилии ссыльных

Ссылать в Туруханский край стали сразу после его образования. Например, в 1759 году в г. Пилау арестован русскими военными прусак Иоганн Людвиг по обвинению в шпионаже в пользу Пруссии. Вина его была доказана, и Вагнер был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой навечно в Туруханск (Ситников, В. Национальные характеры ссылки. Транспорт. Почта. // Маяк Севера. – 1993. – 8 мая. С.2.). Фамилия эта в дальнейшем в туруханской истории неизвестна, а те Вагнеры, которые сейчас живут в Туруханском районе,- это депортированные из автономной республики немцев Поволжья во время Великой Отечественной войны.

Туруханскую ссылку отбывали все поколения борцов с властью. Например, после подавления польского восстания 1861 года в Туруханский край были отправлены поляки. Вот что пишет о своей родословной Борис Белинский из В-Имбатска: «Мой род тянется из польского рода Стефановских и пересекается с польским родом Белинских. Мой прадедушка был сослан в Сибирь после восстания в Польше. А моя прабабушка по папиной линии, Ульяна Ивановна, была тоже полячкой». Впоследствии фамилия Стефановские стала Степановские. Степановские живут в В-Имбатске.

О польских корнях говорит фамилия Мицкие. Полячка по прадедушке Галина Константиновна Мицкая сохранила колокол со звонницы Троицкой церкви, а впоследствии передала его в Покровский собор города Красноярска.

Не сохранились в истории фамилии религиозных еретиков, сосланных во второй половине ХIX века в Туруханский край: скопцов в Селиванихе, духоборов в Искупе и в Мирном. Здесь они активно стали заниматься сельским хозяйством. Именно у них первых в середине XIX века дали урожай посадки ячменя, огородные культуры. Они занимались и промышленным освоением природных богатств.

В Туруханске проживают семьи Мосиенко и Гавриленко, переехавшие сюда из заброшенной Мироедихи. А Мироедиху основали ссыльные донские казаки. Само село изначально называлось Донское. Эти сведения приведены в книге Г.Н.Тарасенкова (Тарасенков, Г.Н. Туруханский край: экономический обзор с историческим очерком/ Предисловие В.П.Косованова. Издание Туруханского РИКа. – Красноярск, 1930.), а Мосиенко и Гавриленко, скорее всего, были сосланными казаками. В повести А.С.Эфрон «Мироедиха» приведена версия бывшей купчихи – Елёны Ефимовны - о том, что раньше деревня называлась Марфино в честь жены купца Гавриленко. Как объяснить это противоречие в версиях – не знаю.

По метрическим книгам Дубчесской церкви можно удостовериться, что по всем зимовьям проживали, в основном, посельщики. Так, в Тонково в начале XIX века жили Городновы, Вавиловы, Пермяковы; в Осиновом зимовье - Лазаревы, Казаковы, Григорьевы, Быковы; в Инзоревом зимовье - Ивановы, Ярковы, Сургутские, Кузьмины (Баженова, Т., Соколов, Ю. Здесь мчится Енисей до Белого ключа. // Маяк Севера. – 1987. – 15 августа. С.3.).

В Туруханский край и район во времена ссылали людей, неугодных власти. Например, это были староверы (или кержаки). Они обосновались по рекам – притокам Енисея Сым и Дубчес (недалеко от Ворогово). В приложении 4 мы поместили фотографии нескольких предметов веры старообрядцев. А вот история Глазыриной Ксеньи Ивановны, она сейчас живет в Ворогове, но родилась в поселке Сым. В сочинении «Моя бабушка» Евгения Тютюкова (12 лет) написала: «В семье у них было 13 детей, жили они очень бедно. Был голод, хлеб растили сами, но его нужно было сдавать в колхозы. Потому для семьи оставалось очень мало. Несколько сестер и братьев умерли от голода еще маленькие. В 7 лет бабушку отправили в няньки в другой поселок. В 17 лет отдали её замуж за глухонемого мужчину. Из-за того, что их семья была богата, что бабушка сможет у них прокормиться. Потом бабушка от него сбежала на Ириненское плотбище по Дубчесу на сплав леса на работу. Работа была очень тяжелая. Одежды не хватало, еду давали пайком: хлеб, да на нем масло намазано один кусочек. В 22 года бабушка встретила дедушку здесь на работе, на сплаве. И родилось у них 10 детей, всех бабушка вырастила, ответственность и забота были полностью на ней, так как дедушка всегда был на работе». Из этого рассказа ясно, что раньше жизнь и детей, и взрослых была трудной.

Старые фамилии и фамилии основателей поселений

В настоящее время самые распространенные фамилии района – это, очевидно, фамилии старожилов. Можно сказать, что это – титульные фамилии района.
Место проживания Поповых (более 200 человек от 18 лет и старше) – это все населенные пункты района. В д. Мирное жил крестьянин Попов, а в д. Лебедево – десятский Попов, в Дубчесской слободе (1805г.) - мещанин Попов.

На втором месте – Ивановы, на третьем – Краснопеевы. Фамилия Краснопеевы (по метрическим книгам Дубчесской церкви - Краснопьевы) считается коренной в Ворогово с 1669 г.(Петухов, А. Наша родословная. // Маяк Севера. – 1986. – 16 декабря. С.3.)  и П-Тунгуске. Это была фамилия торговцев, которым крестьянские хозяйства сбывали продукты промыслов.

Род вороговских Краснопеевых можно проследить с XVIII века. Сначала это было два рода с одной фамилией. В одном родоначальником был Иосиф (1800 г.р.) в другом – Феоктист (1720 г.р.). В 1930 году два рода породнились. Потомки живут и в Зотино. Об этом написала в своей родословной Наталья Краснопеева из Зотино.

Фамилия Краснопеевы связана с трагической страницей туруханской истории. В 1916 году в Ворогово с севера Туруханского края, с рыбного промысла, вернулась Александра Селиверстовна Краснопеева. Приехала она с мужем - политическим ссыльным из Латвии, членом партии большевиков Депшей Эрнестом Мителевым. Он оказал большое влияние на формирование взглядов самого С.И.Краснопеева и его сыновей. Поэтому, когда в селе хозяйничали белогвардейцы, эта семья пострадала наиболее ощутимо, потеряв пятерых взрослых мужчин. Дочь Э.М.Депши – Анна Эрнестовна - вспоминала, что отец скрывался от белогвардейцев в зимовье и редко бывал дома, потому что его искали. Во время одного из посещений он принес трём дочерям кисть черемухи, а вечером его арестовали. «Вскоре арестовали и дедушку. Он помог одному товарищу, который бежал от преследования. Дед отдал ему свои лыжи. Оказалось, что за это на дедушку донесли белым. И вот когда он приехал с дровами из леса, ему даже не дали зайти в дом. Всех увезли в Енисейск. Этот страшный день мы не забудем. Бабушка ничего не говорила, а только выла от горя» (Петухов, А. Депша – звали его. // Маяк Севера. – 1987. – 28 февраля. С.4.). Все они погибли в Енисейске от рук белогвардейцев.

Не менее трагичные события произошли в том же Ворогове в семье Поповых. Мужа Анны Харитоновны Поповой убили белые, предал его родной отец Иван Гаврилович Попов. Так прямо по семьям проходила та вражда, которая разделила Россию на белых и красных.

Фамилия Чалкины – из Костино. Сами Чалкины говорят, что у них в роду есть татарская кровь, потому что основатель династии родом из Казани. Свободолюбивые характеры династии Чалкиных тоже унаследованы от него. В районе Чалкиных 90 человек. Один из внуков основателя поселения С.И. Чалкина – Захар Константинович Чалкин – был председателем колхоза в Костине (приложение 5).

Многие носят фамилию Хохловы (89 человек). Эта фамилия является коренной в Бахте и Мирном. Здесь же корни фамилии Степановы. Крестьянин Егор М.Хохлов собирал здесь деньги на церковь по благословению епископа Никодима.

Фамилия Андреевы - коренная в Искупе. Теперь династия Андреевых обосновалась в В-Имбатске. Жительница В-Имбатска Нина Сидоровна Скворцова (родилась 3 ноября 1937г.) рассказала, что один из представителей этой династии, Андреев Кирила, «умер в 96 лет. Он жил в Бородине. После его смерти в 70-е годы был найден полный сундук разных денег на чердаке. Когда бежали каторжане, у него останавливались и исчезали».

Шляховы – из Канготово (49 человек). О своей бабушке Анастасии Ефимовне Шляховой из Канготово написал Мамедов Руслан: «Родилась она в 1923 году. Бабушкино детство было тяжелым, послереволюционным. В стране жилось тяжело, и вместо игр бабушке пришлось рано работать по дому: доить коров, ловить и солить рыбу, пилить дрова. С детства ей пришлось узнать, как трудно достаётся всё в жизни. На смену детству пришла юность, которая была еще труднее - началась Великая Отечественная война. Многие односельчане ушли на фронт, ушел и брат бабушки, погиб в первые дни войны. Семья осиротела, пришлось работать еще больше, времени не хватало ни на что. Холодно, голодно. На селе остались одни женщины и дети. Они работали, не покладая рук, трудились, чтобы приблизить день победы над фашистской Германией. Именно в эти годы характер бабушки окреп и закалился. Она никогда не бросала на полпути начатое дело, говорила всегда правду, за что много всегда страдала в жизни. Бабушка была добрым человеком, мудрым. Строгая, всегда аккуратная, веселая, она была уважаемым человеком на селе. Любила гостей и охотно их угощала своими пирогами, которые никто не умел печь так, как она. Очень любила русские песни, пела сама и играла на балалайке. Бабушка работала много лет пекарем, пекла хлеб и относилась к нему, как живому существу, называла его «батюшка». Это потому, что приходилось терпеть нужду и голод. За многолетний и добросовестный труд она была награждена медалями и грамотами, была «ветераном туда» и имела три материнские медали I, II, III степеней. А детей у нее было семеро».

Фамилия Арефьевы происходит из Бородина. Их в районе 20 человек (Гольдвайн, Ю. Фамильный каркас. // Туруханская широта. – 2008. – 1 января. С.8.). Кучеренко и Ивановы - из Алинска, Шестаковы и Зырянов Павел жили в деревне Пескино. Зырянов Павел Яковлевич проживал с семьей в 10 человек.

На станке Баиха записан крестьянин Савельев с семьей. Проживающий в 1831 году в этой же Баихе крестьянин Пупков Ив.Ив. с семьей, видимо, переселился впоследствии на соседний станок., называющийся теперь Пупково. Проживающий в том же 1831 году на станке Баиха поселенец-крестьянин Ковалёв с семьей впоследствии переселился на соседний (к северу) станок, теперь носящий название Сухой Тунгуски. В списке представителей крестьянских хозяйств значится фамилия Савельев (станок Селиваниха).

Калуцкие были торгующими крестьянами в П-Тунгуске и Н-Имбатске. Упоминается в мангазейских документах XVII века фамилия Тукуреевы, отмеченная с 1697 года как фамилия мангазейских толмачей (переводчиков) – Лариона и Семена, а затем – мангазейского купца Тукуреева Герасима. В наше время эта фамилия пишется то Тукуреевы то Токуреевы.
Династия Самойловых произошла от якутского охотника, у которого было десять сыновей, а жили они в деревне Якуты. У Полины Андреевны Самойловой хранится знак первой переписи коренного населения (приложение 6). По её словам, предки Самойловых бежали от чёрной оспы в 1643 году из Якутии по Нижней Тунгуске и на месте будущего селения построили острог, а речки назвали Большая Шориха и Малая Шориха.

В Зотино в 1805 году жили мещане Нестеровы, Опарины, Кудрины, крестьяне Зотины. В Дубчесской слободе, кроме Краснопеевых и Поповых, старожилы - мещане Хромых, Угрюмовы, Зыряновы, крестьянин Протопопов, с 1669 года - Кузьмин. С 1820-х годов мещан в приходе не было, видимо, переписали их в сословие крестьян.

Фамилия Нестеровы связана с раскулачиванием в 30-х годах ХХ века. Нестеров Константин Спиридонович (приложение 7) с семьёй жил в Зотино. Он торговал продуктовыми и промышленными товарами, а товары брал у известного красноярского купца Гадалова. Нестеровы (глава семьи, жена, четверо сыновей и дочь) жили в двухэтажном деревянном доме. При доме был большой двор с несколькими амбарами. Когда в Сибири установилась советская власть, Гадалов предупредил Константина Спиридоновича: «Я уезжаю. Ты как можешь оставайся, но всё пропадёт в России». Об этом и последующих событиях семейной драмы рассказала со слов старшей сестры правнучка К.С.Нестерова – Л.Е.Марченко (Нестерова). «Пришли односельчане, забрали всё и выставили семью на улицу. В семье были музыкальные инструменты – их забрали; кто хотел – тот и бренчал на них. Выставили – в чём были. Позже сжалились и оставили им первый этаж, а на втором этаже разместилась контора колхоза. Очень часто по лестнице грохотали ноги».

Раскулаченных из района не высылали, оставляли в том же населённом пункте, но лишали имущества и дома. Нестеровым повезло, они жили в своём доме до Великой Отечественной войны. А потом дом сгорел, и они перебрались в соседнее село Ворогово.

Арендовы и Войновы- из В-Имбатска. Здесь же коренными фамилиями являются Готовкины и Плотниковы.

Фамилия Плотниковы, благодаря одному случаю, связана с такой страницей Туруханской истории как чудеса, творимые Василием Мангазейским. Василий Мангазейский – первый сибирский святой от Урала до Дальнего Востока (приложение 8). Его мощи хранились (и снова хранятся) в Свято-Троицком Туруханском мужском монастыре. Он был покровителем всех сибирских промысловиков и предпринимателей. В Красноярском краеведческом музее есть копия документов о чудесах, творимых сибирским святым. Вот вкратце рассказ крестьянина из В-Имбатска Егора Николаевича Плотникова, записано его грамотным сыном Павлом Егоровичем Плотниковым в 1904 году: лошадь из - за метели сбилась с дороги во время поездки Плотникова из В-Имбатска в Туруханск, и крестьянин просил о помощи Блаженного Василия Мангазейского. Он дал обет отдать лошадь в дар монастырю. Подумавши это, он заметил, что впереди лошади покатилось «что- то яркое, блестящее, как будто мяч, и лошадь не отсутствовала от этого ярко – блестящего предмета». Е.Н. Плотников не опоздал к закупке пушнины, успешно выполнил свое торговое дело и выполнил обет. Другой Плотников, Николай, оставил письменное свидетельство о заступничестве перед Богом за его больную жену Анну Елизарьевну Василия Мангазейского в 1894 году (Лалетина, Л. На нашей земле просиявший. // Красноярский благовестник. – 1991. – ноябрь. С. 3.).

Одна из старых фамилий района - Кожевниковы. Она является коренной в В-Имбатске. Родословное древо семьи большое и разветвлённое. Прадед династии Евграф Александрович Кожевников уже в 70- летнем возрасте участвовал в шахматном турнире в Новосибирске. В молодости он был известным на енисейском Севере купцом и промышленником, возил товары по сибирской реке (Шемякин, Ю. Из династии Кожевниковых. // Маяк Севера. – 2003. – 28 августа. С.6.). Детей у Захара было девять. Династия Кожевниковых добавила к себе фамилии Князевых, Охлопковых, Плотниковых. Все периоды российской истории отразились на этой семье. Все представители династии энергичны, жизнелюбивы и умеют позитивно смотреть на происходящее. Анна Захаровна Кожевникова живёт в Туруханске в доме ветеранов труда. Мы ходили к ней накануне 9 Мая. В её рассказах открываются многие страницы истории района. Например, о том, как жили в годы Великой Отечественной войны. Она говорит, что очень выручал огород, держали корову, ловили рыбу. Тяжелые были времена, но находили выход. “Собирали в лесу гнилушку на курево от комаров. Комар был задавной (то есть огромное количество). Тазы с дымокуром с собой носили, к корове ли идёшь или огород полоть”. После войны «работа большая, концерты готовили к праздникам, помогали ветеранам. После работы репетировали в клубе спектакли разные, а потом танцы устраивали».

На севере района в Курейке издавна живут Тарасеевы. Чаще эта фамилия известна в связи с периодом туруханской ссылки Сталина. В доме Тарасеевых поселись политические ссыльные Иосиф Джугашвили и Яков Свердлов. По словам Анфисы Степановны Тарасеевой «жили они у нас с Яковом Михайловичем недружно. Иногда сильно ругались. Ёсиф даже в суп Якову плевал, и тот есть отказывался...». Через некоторое время Я.М. Свердлов съехал в избу Кандиных, а через год добился перевода в с. Монастырское. Об И. Джугашвили А .С. Тарасеева вспомнила, что не так уж плохо ему жилось: «Да чего им тут не жить-то было. Им ведь какие деньги от казны давали! Пятнадцать рублей в месяц каждому! А ведь когда пароход осенью приходил, то на два рубля на все зиму муки-то я запасала… Ёсиф веселый парень был, плясал хорошо, песни пел, со стражником дружбу водил, и тот ему письма куда-то отправлял» (Чебуркин, А. Пантеон генералиссимуса. // Красноярский комсомолец. – 1989. – 21 декабря. С.3.). Затем И.Джугашвили посетили в семью Перепрыгиных, к семерым детям-сиротам, которые жили одни. Старшей из них, Лидии, было 16 лет. Там постояльцу выделили отдельную комнату. В 1950 году в Курейке было сооружено здание-пантеон над домиком Тарасеевых (приложение 9). Ведь суда, проплывающие мимо, по особому распоряжению в обязательном порядке останавливались в Курейке на два часа, и все пассажиры посещали пантеон. До нашего времени пантеон и изба не сохранились.

Фамилия Паньковы происходит из Старо - Туруханска. Тамара Афанасьевна Панькова родилась в Старо - Туруханске 31 января 1946 года, она собирает свою родословную. Она выяснила, что Паньковы в 1870 году уже жили в Туруханске, который сейчас называется Старотуруханск. Род Паньковых представляли четыре брата и их семьи. В 40-50-е годы ХХ века многие Паньковы уехали, потому что в селе не было школы.

Т.А. Панькова говорит, что её мама Анисия Александровна родом из Украины, а отец Афанасий Еремеевич родом из Белоруссии (приложение 10, лист 1). Неизвестно, как они оказались на севере Сибири. По исповедным росписям Туруханского Преображенского собора Паньковы были записаны как мещане. Они породнились с казаками Кандинами (приложение 10, листы 2-5). Тамара Афанасьевна поделилась с нами копиями документов о своей родословной. Дети Паньковых в начале 50-х годов ХХ века, по словам Т. А. Паньковой, уже в 6-7 лет помогали родителям на огороде. Им насыпали в бутылку семена турнепса, вставляли перо от гуся, и они бегали сеять.

Представляли старейших фамилий во многом люди известные, потому что трудолюбивые. Например Плотников Анатолий Евлампиевич (родился 15 мая 1939г. в с. В-Имбатск в трудовой семье) работал строителем. Он построил около 40 объектов, его трудовой стаж более 40 лет! В В- Имбатске много домов, которые он построил. Кучеренко Василий Николаевич. Во время войны он был призван в ФЗО в Туруханск, учился на бондаря. «Из Туруханска дошёл пешком в Алинск (примерно 350 километров)», - написала его внучка Кристина Толмачёва. В 1947 году он начал работать в колхозе, возил на большой лодке - фунгасе - лошадей и коров на летнее пастбище, работал бондарем. С 1964 года он работал бригадиром в госпромхозе, с 1972 года рыбачил на озере Топково, а зимой в тайге охотился. За свой добросовестный труд имеет очень много наград. Он – ударник всех пятилеток, имеет три бронзовые медали ВДНХ СССР (приложение 11), семь наградных знаков, очень много почетных грамот и ценных подарков. Степановский Борис Трофимович 42 года отработал в авиапредприятии. Шляхова Валентина Михайловна отстояла свою деревню Канготово, когда укрупняли колхозы: она убеждала сельчан не покидать родные места, она убеждала руководство государственного промыслового хозяйства, что надо сохранить животноводство, иначе, где же будут работать женщины, с которыми они пережила все тяготы войны. Рыбачить, конечно, они могут, но к охоте не приучены (Шемякин, Ю. На взгорке – спелая брусника. // Маяк Севера. – 1985. – 19 февраля. С.4.).

Фамилии малых народов Севера

Туруханский район – земля, которую до прихода русских, населяли кеты, селькупы, эвенки. Сейчас их называют малыми народами Севера или коренными народами Севера.

Их религией был шаманизм. Отголоски этого встречались даже в советское время. В приложении 6 мы поместили фотографию человека в костюме шамана. Это не сам шаман, но в семье хранился костюм. Проводя колонизацию Крайнего Севера, царское правительство сразу же стремилось добиться повиновения коренных жителей. Потому их стали вовлекать в христианскую веру. У малых народов появилась русские фамилии. Но всё же каждый житель района знает, какой национальности человек, потому что для каждого из малых народов Севера характерны определённые фамилии и преобладающее место поселения: в Келлоге – кеты, в Совречке – эвенки, в Фаркове – селькупы.

Фамилии малых нородов Севера:

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в Туруханском районе проживало 12.439 человек, из них кетов – 739, селькупов – 341, эвенков – 154.

До глубокой старости коренные народы занимались своими традиционными промыслами. Старожилы помнят, что в бывшей деревне Мироедихе жили две старушки – кетки Катаргины. Младшая из них – Анна Харитоновна - в 60 лет ещё активно охотилась, добыв за зиму 13 соболей и 26 горностаев.

Все семье – многодетные. У Шаталиной В.А.- десять детей, всех выучила, трое получили высшее образование. Сама Валентина Акимовна много лет работала учителем начальных классов, прививала детям чувство гордости за свою национальность – кето, пропагандировала национальную культуру.

Фамилии спецпереселенцев

В 1942 году в Туруханский район были привезены спецпереселенцы. Их везли на колёсном пароходе «Мария Ульянова» (приложение 2). Это представители нескольких национальностей, которых обвиняли в пособничестве фашистам. В ссылке многие создали свои семьи и остались в Туруханском районе. Так появилась в районе фамилии:

По записям в похозяйственных книгах, хранящихся в Туруханском архиве, в 50-е годы в Туруханске на улице Северной жил работник рыбозавода Ингефер Карл Андреевич (1894 г.р.); Боон Екатерина Каспаровна, домохозяйка (1890 г.р.); сын её был учеником столяра, а невестка работала в детском доме уборщицей; Пеналидие (наверно, должно быть Пеналидис) Фёдор Егорович (1904 г.р.); Дунис Мирдза Карловна, пианистка; Гриемар Фридрих Фридрихович (1930 г.р.); Каланджиди Константин Фёдорович (1930 г.р.); семья Франц – латыши, семья Франк немцы, семья Александровых – евреи, семья Елифтериади – греки. Все они уехали после реабилитации, и теперь таких фамилий в районе нет.

Иногда заключилась межэтнические браки. Например, в семье Гопонтюй корни финские, немецкие и китайские: Регонен, Кайзер, Го-пон-тюй. Даже фамилия стала писаться по - другому: Гопонтюй вместо Го – пон – тюй (приложение 12). В семье Пантелеевых из В – Имбатска – корни русские, немецкие, прибалтийские: Кузьмины, Пшеничные, Семилеткины, Искам, Пельтсманис (приложение 12).

Межэтнические браки чаще всего заключались, конечно, по любви. Но иногда – по нужде. Красавица Альвина Андреевна Гетц была сослана с Волги в Туруханский район. Мужа забрали в трудармию, он там погиб. Чтобы спасти своих детей от голода, в Костине она вышла замуж за местного вдовца Кирилла Чалкина. У него было своих пять детей, и он был старше Альвины Андреевны на двадцать лет. В браке родились ещё дети. Всего в семье стало тринадцать детей. Об этом рассказала нам дочь Альвины Андреевны – Августа Кирилловна Чалкина. В приложении 5 мы поместили фотографию дома в Костине, в котором жила большая семья Чалкиных.

На районный конкурс «Моя родословная» многие ребята из В – Имбатска прислали свои работы. Вот как пишет о своих корнях Лена Вальтер: «Мой прадедушка Вальтер Андрей Андреевич и прабабушка Амалия – чистокровные немцы. Они жили на Волге, занимались своим хозяйством. Они были очень богатыми людьми: имели свою мельницу, большой дом, много скота. Во время войны из–за их национальности прадедушку со своей семьёй – женой и тремя детьми – выселили на Север».

Все депортированные в годы Великой Отечественной войне работали с утра до ночи, чтобы Туруханский район внёс свой вклад в войну с фашистами. Например, Мель Амалия Фридриховна работала и конюхом, и свинаркой, и дояркой, и молоканщицей, работала в деревнях Искуп, Объединённый, В–Имбатск. За свой труд в колхозе она награждена многими грамотами и медалями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда я писала работу, я узнала, как в разные периоды протекала жизнь людей на той территории, которая стала моей малой родиной. Я узнала немало очень обычных фактов из повседневной жизни жителей Туруханского края и района. Это обычно для них. А для меня это были новые картины быта, среды, поведения людей, их лексики… Я поняла, как сложна была жизнь людей, как соседствовали в ней трагедии и радости повседневной жизни. В рассказах старожилов я ощутила историю как нечто живое. Значит, для кого-то впоследствии я тоже могу стать легендарным предком?.. И вот какие выводы по поставленным задачам я сделала.

1. В истории возникновения большинства населённых пунктов Туруханского края можно увидеть, как проходила колонизация. Территория заселялась с севера на юг, об этом говорят даты основания поселений. Первыми обживались экстремальные по условиям приполярные и северотаёжные территории. Самые первые населённые пункты были построены для обороны от «инородцев» и сбора ясака, позднее – как заимки для рыбаков и охотников, станции для перевозки почты.

2. Название населённым пунктам давалось по тому признаку, который в момент называния представляется человеку самым важным. Названия поселений в Туруханском крае относятся к группе названий по отношению к человеку. Первоначально они обозначали род занятий первопоселенцев, религиозную принадлежность ссыльных и сообщали о племенах, живших на данной территории и фамилиях первопоселенцев. Иногда названия давались по названию рек, на берегах которых строили поселения. Так в названиях хранится память и раскрывается история.
3. В начале освоения территории будущего Туруханского края формирование постоянного населения началось сравнительно поздно и шло медленно, потому что много людей здесь находилось временно – это был промышленный торговый люд. Национальный состав поселенцев уже в то время был пёстрым, потому что в этом следует «винить» ссылку. В советское время в районе прижились многие национальности по той же самой причине.

4. Мы выяснили, с какими страницами истории связаны старейшие фамилии Туруханского края и района. Они разные. Это переселение людей из Поморья и Центральной России в Сибирь, церковный раскол, христианизация коренного населения, жертвы «белого» и «красного» террора, раскулачивание местных жителей, разорение храмов, совместное переживание горя войны, освоение Арктики, ситуации трудового героизма советских времён, закрытие деревень, обучение детей в школах-интернатах… Многие населённые пункты использовались как место ссылки. С тех пор в истории района появились фамилии ссыльных периода царизма и репрессированных спецпереселенцев советского времени. Так исторические события преломлялись в судьбах отдельных людей.

Таким образом, и по названиям населённых пунктов, и по фамилиям старожилов можно изучать историю Туруханского края и Туруханского района. Цель работы достигнута.

Я очень благодарна всем, кто мне помог в создании работы: моему научному руководителю Светлане Сергеевне Зубовой, всем старожилам Туруханска, которые поделились со мной воспоминаниями.

Литература:

1. Баженов, А. «Изюминки» района. // Маяк Севера. – 2002. – 21 февраля. С.4.
2. Беспалов, Г. Почему мы «туруханцы». // Маяк Севера. – 1995. – 29 апреля. С.3.
3. Вниз по Енисею. // Маяк Севера. – 2003. – 16 августа. С.7.
4. Гапеенко, В. Откуда есть пошли посёлки туруханские? // Маяк Севера. – 2007.- 14 ноября. С.8.
5. Гольдвайн, Ю. Фамильный каркас. // Туруханская широта. – 2008. – 1 января. С.8.
6. Дневник епископа Никодима. // Маяк Севера. – 1994. – 3 марта. С.3-4. 12 марта. С.3.
7. Край наш туруханский. // Маяк Севера. – 1995. – 10 июня. С.3.
8. Лалетина, Л. На нашей земле просиявший. // Красноярский благовестник. – 1991. – ноябрь. С. 3.
9. Павлов, И. Край наш Туруханский. // Маяк Севера.- 1995.- – 8 июня. С.5. 24 июня. С.3.
10.Петухов, А. Депша – звали его. // Маяк Севера. – 1987. – 28 февраля. С.4.
11. Протопопова, А. Село в две улицы. // Маяк Севера.- 1987. – 6 января. С.4.
12. Разинкин, А. Верхне-Имбатские встречи. // Маяк Севера. – 1984. – 2 августа. С.2.
13. Раков, В. Дубчесская слобода. // Красноярский рабочий. – 1988. -
14. Ситников, В. Национальные характеры ссылки. Транспорт. Почта. // Маяк Севера.- 1993. – 8 мая. С.3.
15. Словарь топонимов и микротопонимов Красноярского края. – Красноярск, 2000. С.29, С.96.
16. Тарасенков, Г.Н. Туруханский край: экономический обзор с историческим очерком/ Предисловие В.П. Косованова. Издание Туруханского РИКа. – Красноярск, 1930
17. Чебуркин, А. Пантеон генералиссимуса. // Красноярский комсомолец. – 1989. – 21 декабря. С.3.
18. Шахин, Д. Экологической станции Мирное – 30 лет! // Маяк Севера.- Маяк Севера. – 2001. – 5 апреля. С.3.
19. Шемякин, Ю. Из династии Кожевниковых. // Маяк Севера. – 2003. – 28 августа. С.6.
20. Юрченко, С. Стойкий туруханский характер формировался веками. // Красноярский рабочий.- 2007.- 5 июля. С.3.

Источники исследования:

1.Воспоминания и интервью с привлечением материалов семейных архивов старожилов Бобровского В.Х., Виноградовой Л.Г., Канаевой К.П., Кирейлиса Р.Р., Марченко Л.Е., Паньковой Т.А., Самойловой П.А., Чалкиной А.К.
2.Материалы районных конкурсов школьников «Моя родословная» и «Моя любимая бабушка».
3. Переписка с учащимися школ.
4. Похозяйственные книги 50-х годов ХХ века из районного архива.

Приложение 1

Карта Инбатского и Дудинского участков Туруханского края начала XIX века

Источник: Туруханск. Северная вотчина государства Российского. Красноярское книжное издательство, 2004. С.56.

Карта Туруханского района Красноярского края

Источник: http://www.turuhansk – region.ru

Приложение 2

Крепость Новая Мангазея (Туруханское зимовье)
XVII век

Макет выполнен С.В. Красновым
С. Туруханск
Июнь 2007 г.

Раскопки археологической экспедиции
на месте Туруханского зимовья
пос. Старотуруханск
август 2009 г.

Источник: семейный архив Махенко Н.Н.

Приложение 3
Село Ворогово (1637 г.) Туруханского района
Руины церкви

с. Ворогово
2008 г.

Сибирская архитектура

Праздник проводов зимы в селе Ворогово
60 – е годы XX века
Источник: семейный архив Марченко (Нестеровой) Л.Е.

Приложение 4

Фениксова коса - место гибели парохода «Феникс»

Источник: фотогалерея на пассажирском теплоходе «Александр Матросов», 2011 г.

Колёсный пароход «Мария Ульянова»

На этом пароходе в 1942 году везли в ссылку в Туруханский район  спецпоселенцев.
Источник: личный архив Зубовой С. С.

Приложение 5
Лист 1

Следы утраченных деревень
Комса

Церковь и памятник ветерану Великой Отечественной войны
2011 г.


Старый дом в Комсе. 2011 г.

Приложение 5
Лист 2

Следы утраченных деревень
Мироедиха


Берег Енисея возле деревни Мироедихи
2011 г.


Репродукция картины А.С. Эфрон
«Станок»
с. Туруханск 1951 г.

Источник: ж. «Нева», 1989, №4

Могила купца Гавриленко на заброшенном кладбище
в Мироедихе
2006 г.

Источник: семейный архив Бобровских.
Фото В. Х. Бобровского.

Приложение 6
Лист 1

Сибирские казаки

1914 год
Источник: семейный архив Марченко (Нестеровой) Л. Е.

Титульные фамилии Туруханского района
Паньковы – Кандины

Панькова (Кандина) Анисья Александровна
Паньков Афанасий Еремеевич
С. Туруханск 1955 г.
Источник: семейный архив Паньковой Т. А

Лист 2

Копии исповедных росписей Туруханского Преображенского собора

Источник: семейный архив Паньковых – Кандиных.

Приложение 7

Предметы культа староверов

Подручник

Молитвенный коврик, используется для того, чтобы полагать на него руки и лестовку при земных поклонах. Набит конским волосом. Лоскуты символизируют девять ангельских чинов

Лестовка

Украшенная лента, используется для счета молитв и поклонов. Означает – «лестница» («по ней можно на небо взобраться»).

Источник: семейный архив Прудченко М. А.

Приложение 8

Титульные фамилии Туруханского района
Чалкины

Первый председатель колхоза имени Сталина на станке Костино
Захар Константинович Чалкин (крайний справа).
Источник: семейный архив Чалкиной В. А.


На переднем плане – дом семьи Чалкиных в Костино. Здесь проживали местный житель Кирилл Чалкин, его жена – спецпоселенка Альвина Андреевна Гетц и их дети
Источник: семейный архив Игнатовой (Чалкиной) А. К.

Приложение 9

Знак первой переписи коренного населения

Хранится у старожительницы с. Туруханска П.А. Самойловой

Человек в костюме шамана

На озере Мундуйском в Туруханском районе
80 –е годы XX века

Источник: Личный архив Зубовой С.С.

Приложение 10

Титульные фамилии Туруханского района
Нестеровы

Раскулаченный житель с. Зотино Туруханского района
Нестеров Константин Спиридонович
с. Зотино 1928 г.


Нестеров Кузьма Константинович - полный кавалер орденов Славы.
Сын Нестерова К.К.
1944 год.

Источник: семейный архив Марченко (Нестеровой) Л.Е.

Приложение 11

Икона святого мученика Василия Мангазейского

Просветительский труд
«Акафист святому стратотерпцу и мученику Василию Мангазейскому и Всея Сибири чудотворцу»

Издан к 350 – летию Свято – Троицкого Туруханского монастыря.
2010 г.

Приложение 12

Пантеон над домиком Тарасеевых

Пантеон – музей И.В. Сталина. Курейка.1953 г


Пантеон – музей И.В. Сталина. Курейка. 1991 г.

Источник: Туруханск. Северная вотчина государства Российского. Красноярское книжное издательство, 2004. С.86,87.

Приложение 13

Удостоверения к бронзовым медалям ВДНХ
Кучеренко Василия Николаевича

Источник: материалы районного конкурса «Моя родословная». С.В-Имбатск, 2002 г.

Приложение 14

Памятник воинам - туруханцам

Закладочный камень памятника (1975 г.) и доска с фамилиями павших (1980-е г.)
с. Туруханск 1983 г.

Памятник установлен в 1989 году. Скульптор Б. Мусат
Источник: личный архив Зубовой С.С.

Приложение 15

Родословное древо семьи Гопонтюй


Родословное древо семьи Пантелеевых

Источник: материалы районного конкурса «Моя родословная». с. В-Имбатск, 2002 г.


На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»

Красноярское общество «Мемориал» НЕ включено в реестр общественных организаций «иностранных агентов». Однако, поскольку наша организация входит в структуру Международного общества «Мемориал», которое включено в данный реестр, то мы в соответствии с новыми требованиями российского законодательства вынуждены маркировать нашу продукцию текстом следующего содержания:
«Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации».
Отметим также, что Международный Мемориал не согласен с этим решением Минюста РФ, и оспаривает его в суде.