Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Семья - и семейные ценности глазами моей бабушки


XIII ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ «ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ - XX век»

Работу выполнила: Матанова Оксана Владимировна
Место учебы: МБОУ Лицей №1, 11 «б» класс
Красноярский край, г. Норильск,

 Научный руководитель: Петина Ольга Викторовна.
учитель истории и обществознания.

г. Норильск 2011 г.

Введение

«Отцы, не огорчайте детей своих! Да исполним прежде сами завет Христов и тогда только разрешим спрашивать и с детей наших…».
Ф.Достоевский «Братья Карамазовы»

Взаимоотношение отцов и детей – это извечная проблема всех времён. Но правда ли, что наши бабушки и дедушки лучше, доброжелательней и заботливее относились к своим детям и родителям - как это можно часто слышать от взрослых и ещё чаще от пожилых людей?

Что же может изменить один поступок, одно брошенное слово в адрес близкого человека. Как отношения внутри одной семьи может повлиять не только на судьбу одного рода, а возможно, целого государства? Такими ли плохими являются подростки сегодняшнего дня, как мы слышим из уст сердобольных бабушек?

Несмотря на то, что проблеме взаимоотношений внутри семьи уделяется большое внимание в научной литературе (социологами, психологами, философами и другими учёными). Проблема взаимоотношений внутри современной семьи, ценностей сегодняшнего и вчерашних поколений, изменение ментальности в контексте времени - эти вопросы актуальны для меня, для нашей страны и для нашего времени. Данная актуальность научного исследования проявляется в необходимости изучения жизни людей в разные исторические эпохи, а также в сравнение традиций, представлений, принятых норм и ценностных предпочтений современной семьи.

Данные вопросы лично для меня и моей семьи стали особо значимы и актуальны, сегодня.

Цель: изучить процесс трансформации семейных ценностей и взаимоотношений внутри моей семьи. Соотнести опыт моей семьи с жизнью моих сверстников в НПР.

Задачи:
1. Узнать как можно больше о жизни своей бабушке.
2. Систематизировать собранные мной данные.
3. Изучить историю становления и развитие моей семьи в разные исторические эпохи.
4. Провести параллель меду ценностями современной семьи и ценностями семьи другого поколения на примере моей бабушки.
5. Выявить ценности в современной семье.
6. Выявить мнения социума (подростков, родителей, работников сферы образования) по данной теме в моём окружении НПР.
7. Соотнести полученные данные с официальными и сделать вывод о проблеме и её значимости в городе.

Методы изучения:
1. Беседа с бабушкой.
2. Проведение анкетирования среди подростков.
3. Исследование представлений современных подростков о семейных ценностях.
4. Отбор необходимых документов и дополнительной литературы.
5. Проанализировать предоставленные архивные материалы, дневники, письма.

Для выяснения мнения подростков по данной теме было проведено анонимное анкетирование среди учащихся 5-11классов (от 13 до 17 лет) , 75 человек. Из которых 65 учащихся Лицея №1и 10 проживающих в районе Комсомольская - Солнечный. Физико-математический Лицей был выбран нами потому, что это заведение считается элитным, и, как правило, родители и лицеисты думают о своем дальнейшем будущем. А район Комсомольская – Солнечный, т.к я там проживаю.

Основная часть

Для начала вспомним, что же такое ментальность с позиции разных авторов? Понятие “ментальность”, “менталитет” сравнительно недавно, но основательно вошло в научный оборот и сегодня широко используется в философской и культурологической литературе. Оно необходимо для выяснения ментальной настроенности разных эпох, разных народов, разных социальных групп. Этимология слова восходит к латыни: mens – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад. Пытаясь решить проблему самобытности русского народа, отечественные философы использовали понятия «русская душа», «душа общественного целого», «характер русского народа» и др. Все они могут быть использованы как синонимы национальных образов мира, своеобразных культурных укладов разных народов. Эти понятия позволяли отечественным философам исследовать то, что сегодня определяют как менталитет. Это понятие объединяет в себе многообразие смыслов и значений, ассоциирующихся с проблемой национального своеобразия, особенностей национальной культуры.

«... моя работа, – пишет Г. Гачев, – определить особые качества каждого народа, его субстанцию, характер мышления, психики и особых талантов, потому что народы – как музыкальные инструменты, один – скрипка, другой – гобой, третий – орган и т.д. Все музыканты, но тембр разный. Вот этот тембр и определяю».

В рамках русской ментальности важна проблема морального права быть счастливым. Не только проблема счастья, страдания, все аспекты нравственного сознания и поведения в центре внимания отечественной философии. Важнейшими характеристиками русской ментальности всегда было преобладание морального сознания над правовым и политическим. Так, любой акт власти оценивается русским с точки зрения его справедливости. Экономические понятия русских неотделимы от нравственных. Примером, затрагивающим все проблемы менталитета нашего государства в Советское время, может служить история жизни моей бабушки. Постараюсь дать анализ её воспоминаниям, провести параллель с нашим временем и сделать выводы.

Из воспоминаний моей бабушки Попугаевой Александры Никитичны:

«Мы жили всей семьей в деревне. Она состояла из мамы (Попугаева Любовь Григорьевна родилась в мае 1905 года в селе Рассыпное, Троицкий район, Луганской области. Работала в колхозе – передовая звеньевая), папы (Попугаев Никита Григорьевич родился в 1905 году в селе Рассыпном, Троицкий район, Луганская область. В 1941 году забрали на фронт. Вскоре было получено письмо о том, что пропал без вести) и моей родной младшей сестры Насти. Когда Настя была совсем маленькая, мама просила приглядывать за ней, и я с радостью соглашалась…»

По данным опроса, который мы провели среди учащихся в 2010 году:
45% респондентов общаются с родителями только 2-3 часа в день;
33% утверждают, что общаются с родителями только тогда, когда есть свободное время;
15% ребят видят родителей 20-30 минут в день.

К сожалению, и в пору взросления моей бабушки детям уделяли очень мало времени. Тяжелая работа в до и после военные годы не оставляла сил родителей на воспитание своих детей. Чаще всего ребенку приходилось самому познавать мир, что тоже влияло на человеческое развитие.

Вернусь к рассказам бабушки: «…Мама целыми днями работала в колхозе, а папа в районном центре. Постоянно уезжал на неделю, а то и больше. Так что мы жили практически втроем. Было очень тяжело. Мне приходилось помогать маме по хозяйству, приглядывать за Настей, пасти коров. Однажды с работы приехал папа. Он был очень задумчив и на нас с сестрой внимания не обращал. Когда домой вернулась мама, отец сообщил, что уезжает в город и хочет развестись. Это было сильнейшим ударом для матери, а для меня в особенности. Ровно через два месяца мой папа вернулся домой, собрал все свои вещи и взял с собой маму. К вечеру мне объяснили, что при разводе двоих детей поделили. И так как Настя еще совсем маленькая, то она остается с матерью, а мне в течение недели необходимо переехать к отцу в город. Он обещал, что сам меня заберет. Прошло много времени, но отец не приезжал, и даже не писал письма, короче ни слуху и ни духу. Мама тяжело заболела, и мне приходилось ходить на работу вместо нее. Прошло 2 года и она умерла. Я помню этот день, когда я вернулась со школы, а тетка Сима и соседка моют ее, и она вроде не шевелится. Помню похороны. Все плакали, а я в каком-то шоке ничего не чувствовала и не понимала, что со мной происходит. Еще мне сказали: « Настеньку мы заберем к себе, ты и так слишком много на себя взяла. Ты сама еще ребенок. А девочке полный уход нужен. Она и так очень болезненна…». Я стала жить одна. Самой на таком хозяйстве очень тяжело. Но все-таки я ждала, что приедет отец, заберет Настеньку, и мы будем жить хоть не полноценной, как раньше, но семьей…» ».

В нашей стране, как правило, оставляли детей с матерью. Такая традиция приросла к закону и в 21 веке. Ведь детей не просто так оставляют при разводе женщине. Она является символом русской культуры. На ее плечи всегда ложилось сохранение тепла и уюта в доме, воспитание детей, а в сложные времена, когда мужья и сыновья уходили на службу, обработка полей и сбор урожаев. Как говорил Н.А. Некрасов: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…».

Из воспоминаний : « …Прошел год. Отец так и не приезжал. Сарай совсем развалился, и на зиму я перевела к себе в дом корову. Однажды пришла тетка Сима, да еще не одна. За ней в дом зашел отец. При виде такой картины: « Я затапливаю печь, а рядом корова», у отца случился шок. Через несколько часов, мы с папой выходили из автобуса в деревни. После к нам подошла какая-то женщина. Она поцеловала папу и небрежно на меня посмотрела. Больше я не слышала слова ни от отца, ни от нее... Буквально через месяц жизни в новом доме и с новой семьей, я поняла, что здесь моему приезду очень удивлены и не очень рады. Так же мне была понятна одна вещь – чужих детей полюбить, как родных дано далеко не всем. Отец часто пропадал на работе. Кем работала мачеха, я не знала, она только отводила мальчика в детский садик, и то же где–то находилась до обеда. В то время как все находились на работе или по своим делам мне приходилось выполнять распоряжения мачехи. Все хозяйство по дому находилось на мне. Меня упрекали в том, что я ничего не делаю. Даже работать не хочу. Что живу за счет той зарплаты, которую она получает. Отец ругал меня. Ссоры происходили каждую неделю. И конечно, мне никто не верил. На свое День Рождение я встала очень рано, что бы управится с домашней работой. Хорошо, что оно было среди недели. Иначе, я не смогла бы сходить на автобусную остановку к тетке Симе, которая обещала приехать в район по своим делам и заодно поздравить меня с праздником. В назначенное время я уже стояла и ждала, когда приедет автобус. Выходя, моя любимая тетушка обняла меня и протянула мне в руку что-то завернутое в газету, но по весу очень легкое. Развернув, я увидела красный платочек. Это был мой первый подарок за последние два года. Мы гуляли до полудня вместе с теткой, а когда наступило время возвращаться, она дала мне свой адрес, где она переночует, а завтра она уедет домой в деревню, просила провести ее на остановке. Через час я доходила до своего – чужого дома. Зайдя во двор, я вижу отца вместе с мачехой. Далее был скандал, крики мачехи, как всегда упреки. Отец молча слушал, но немного погодя ударил меня по лицу. Конец своего праздника я просидела в комнате. На лице появился синяк, ну думать об этом не было ни сил, ни времени…».

По статистике, в каждой третей семье происходит насилие над детьми. Причина такого отношения к ребенку либо ненависть, либо временная агрессия в состоянии алкогольного опьянения. Также многие родители считают это правильным и уместным, так как их воспитывали также. Но такое унижение приводит к психологическим травмам ребенка. В результате, дети боятся общаться с родителями, доверять им свои секреты, советоваться и просить помощи, что необходимо для каждого человека.

На сегодняшний день правительство нашей страны говорит об этой проблеме открыто, а также о способах ее решения. Но, если каждый человек не задумается над этим, ничто не поможет нам «сдвинуться с места».

Воспоминания о войне: «…Следующий день был таким же, как и предыдущие дни. Я встала пораньше, сделала всю работу по дому и, как и обещала тетке, отправилась на остановку провести ее. Я встретилась с ней. У нее был шок, но она к моему удивлению даже не пожалела меня, а просто сказала: « Ты едешь в деревню, поживешь пока в своем доме. Корову я продам и отдам тебе деньги. На первое время тебе хватит. Я уехала домой без вещей, без ничего. Отец меня даже не искал и не пытался. Я прожила около двух месяцев одна, сестру я так и не видела, с того момента как приехала в деревню. Соседи сказали, что ее забрали какие-то родственники в город. Я устроилась работать в поле. Однажды днем нам сообщили: «Началась война». Никто из наших деревенских даже не представляли, что это такое, пока не начали забирать на фронт мужей, дедов, сыновей и тех, кто вообще мог двигаться и руки- ноги целы. Дальше было еще сложнее. Поля обрабатывали женщины. Собирать урожай приходилось во много раз больше, чем по ранним нормам. Отдавали практически все, сами голодали. Потом начали приходить похоронки, и извещения о пропавших без вести. Это было самое страшное, что могло произойти в жизни любой матери, жены, бабушки. Возвращались только те, кто был тяжело ранен, но долго они не жили. Надежда что кто-нибудь еще вернется, а тем более не искалеченный исчезала на глазах. Вскоре я узнала, что моего отца тоже забрали на фронт.

Несколько человек из нашей деревни, включая меня, отправились в какой-то район на Донбассе для обработки полей. Через определенное количество месяцев вдали женщины увидели танки, до этого в районе их никто не видел. Крик, шум, в общем, у всех началась паника, толком объяснить никто ничего не может, а потом и не пришлось.

- Немец пришел! - кричали все. Страх и ужас охватил весь район. Далее пролетели немецкие самолеты и сбросили снаряд. Сначала один, потом второй. Несколько улиц уже были разбомблены, на их месте уже ничего не оставалось. Женщин заставляли работать на немецкую армию. Мы собирали урожай под их надзором. Есть было нечего. Немцы не разрешили нам даже домой уходить, ночевали мы в подвалах, спали на полу. Есть давали редко, что давали - даже и едой назвать было нельзя. Работать заставляли от заката до рассвета. Затем фашисты стали приходить по ночам и забирать женщин из нашего подвала. Они не возвращали их обратно. Это было страшно. Мы работали в поле, когда к нам подошел председатель колхоза. Он то и объяснил, куда пропадают женщины и посоветовал, как не стать следующей. Для этого надо было разрезать на внутренней стороне запястья руку, растерев ее до этого чесноком. Немцы были очень брезгливы и боялись любой заразы. А это напоминало им какую-то болезнь, и они не забирали этих женщин. В поле мы украли головку чеснока на всех и сделали, как посоветовал нам председатель. И действительно, около недели к нам приходили фашисты, но увидев наши руки, никого не брали. Через некоторое время сборы возобновились. Я перестала спать и есть. Мы решили бежать из плена. Придумали план и на следующий день, во время обеда, бежали в лес. Не знаю, гнались ли за нами, но через три дня мы набрели на автобус. Нас довезли до города Константиновка, колхоз «Парники», где и приютили. Там, в «Парниках» мы встретили долгожданную победу».

Война! – как страшно слышать это слово! Как не хочется, чтобы люди забыли страшные годы Великой Отечественной! По данным анкетирования, все опрошенные знают, тех, кто в их семьях прошёл это страшное испытание временем. Тех, кто выжил и тех, кто не вернулся с фронта домой или умер от рук оккупантов.

Послевоенные годы: «В колхозе, я познакомилась со своим будущим мужем – Алексеем. Через год после знакомства мы поженились. Вскоре родилась моя первая дочка – Зина. Через три года вторая – Люба. Жили поначалу хорошо, но когда девочки начали ходить в школу, муж запил и вскоре умер…».

Пьянство, испокон веков, считается самой важной слабостью русского народа. Возможно, именно эта причина повлияла на столь позднее развитие государства, по сравнению с Европейскими странами. И опять обратимся к произведению Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Он говорил о народе: «… До смерти работает, до полусмерти пьет…». После отмены крепостного права, крестьяне не умели жить по-другому, они привыкли подчиняться своему барину, им было тяжело приспособиться к жизни. Но с течением времени данный пробел заполнился, мы стали самостоятельными и уже полностью осознаем, что именно от нас зависит судьба нашей жизни и наших детей. Однако тяга к алкоголю и современной России никуда не делась, а только усугубилась. Единственным, в те и сегодняшние времена, женщина становилась «спасательным кругом» для семьи. Она терпела все тягости и невзгоды, воспитывала детей и работала, чтобы прокормить и поставить на ноги своих детей.

«…Дети ходили в школу, ну а я работала. Они всегда во всем мне помогали и учились хорошо. А когда наступали каникулы они вместе со мной шли в колхоз. Возле «Парников» стали отстраивать дома на выдачу в частную собственность. Там я знакомлюсь с моим вторым мужем – Константином Васильевичем Капустиным (24.01.24 – 30.01.98 г, участник ВОВ, так как попал в плен в сражении на озере Балатон, Венгрия). После у нас родилась дочка – Надежда. Зина уже отучилась в училище и вышла замуж. А Люба – только поступила в торговый техникум. Она познакомилась с военным человеком и уехала в Мариуполь. Я стала бабушкой. У Зины родилось трое детей. У Любы – двое. Надюша тоже выросла, вышла замуж и родила дочку. Казалось - счастливая семья и дети, и внуки приезжают. Но смерть мужа, через три года младшей дочери, болезнь старших дочерей сахарным диабетом, потом еще и старшая внучка заболела. Все это мы переживали вместе. Никогда не было, что бы кто-то из нас не помог в трудную минуту друг другу…».

«Что имеем не храним, а, потерявши – плачем» гласит народная мудрость. И действительно, человек устроен так, что никогда не ценит то, что дает ему судьба. Мы не бережем и не заботимся о своих близких, забываем о элементарном уважении друг к другу. Все это нам кажется восполнимым. И как только в нашей жизни случаются глубокие потрясения, или потеря самых дорогих людей, мы прокручиваем нашу прежнюю жизнь, как киноленту, понимая, что ничего не вернешь. Осознавать это по-своему тяжело, и жаль того времени, когда можно было все изменить. С этими страданиями и болью, мы заново учимся любить своих ближних, делать безвозмездное добро другим людям, жертвуем себя и свое счастье для других.

Воссоединение семьи: «…После долгих лет разлуки я нашла свою сестру - Настю. Мы общаемся, я несколько раз ездила к ней в гости. Она тоже вышла замуж и родила детей. Она же мне и рассказала, что после войны наш дядя, Алексей Попугаев (Попугаев Алексей Григорьевич родился в 1923 году в январе, окончил 10 классов и в октябре 1941 г забрали на фронт. Нес отличную службу, за что его матери приходило много благодарственных писем. Был на Днепре, позже присвоили звание Героя Советского Союза посмертно в 1943 году. Похоронен, и поставлен памятник в Белоруссии, Гомельская область, Брагинский район, село Маложин, ныне школа), стал героем Советского Союза. После смерти ему поставили памятник. Сестра инвалид войны, когда немцы бомбили дома, она маленькая еще была. Стало ей интересно и хотела посмотреть в окно. Но упал снаряд, и осколок от стекла попал ей в глаз. Сейчас внуки выросли и появляются правнуки. Мы так же живем дружно, приезжаем друг к другу в гости на все праздники. Я нянчу самую младшую правнучку – Веронику. Ей всего два годика, а мне счастье на старость».
Когда, я собирала материалы для данной работы, беседовала с бабушкой и родными, то поняла, что самое главное в жизни – любовь! Любовь к родным и близким, к детям и к родителям, к тому, кто рядом и нуждается в любви, заботе и внимании! Простые человеческие истины бывают так сильно завуалированы, что мы не знаем, как быть, и как поступить в простейших жизненных ситуациях? Стоит лишь оглянуться назад и чуть – чуть подумать о будущем и всё встаёт на свои места…!

Заключение

Последние десятилетие семья, как институт общества, претерпевает серьезные негативные изменения. Можно выделить общие черты, свойственные семьям современного общества и семьи начала 20 века:

1. Родители большую часть времени – в силу объективных, причин проводят на работе. Так было раньше – в голодные годы существования колхозов и обязательной занятости населения и сейчас, когда человек сам выбирает где и сколько ему работать, и сколько времени проводить с детьми. Результат не в пользу детей.

2. Падение педагогического потенциала и значимости семейных ценностей. На примере моей семьи, могу сказать, что семейные ценности играют важную и решающую роль в воспитании детей, моих сестер и племянников. Каждый из взрослых помогает и поддерживает друг друга, дает понять, что есть к кому обратиться в трудную минуту.

3. Уменьшение рождаемости, в результате, отрицательный естественный прирост населения нашей станы. Не смотря на это, в моей семье трое детей. И у двоюродных и троюродных старших братьев и сестер есть свои дети.

4. Рост разводов и, следовательно, увеличение числа неполных семей. В Центральном районе страны в первом квартале 2010 года вступило в брак 43675 россиян, а развелось 40937. На северо-западе России зарегистрировали отношения 18833 человек, развелось 16352. Число зарегистрированных браков в южных районах страны – 15493, а разводов – 14556. На северном Кавказе на 14383 регистрации браков пришлось разводов 5389, что является единственным не удручающим показателем по РФ. Сибирский район_ 27697 зарегистрированных брачных союзов и 21730 оформленных разводов. На Дальнем Востоке – 10046 свадеб и 8499 разводов. На Урале – на 18705 свадьбу пришлось 15222 разводов. Подводя итоги статистических исследований Росстата на первый квартал 2010 года, мы видим достаточно удручающую картину: на 185969 браков 153406 разводов, что составляет более 80% всех оформленных отношений.

5. Из 75 анкетируемых знают историю своей семьи в трёх поколения 16% человек. Знают историю своей семьи в годы ВОВ 50% человек. Проводят более одного часа в день со своими родителями и делятся своими проблемами 45% чел. Все эти данные могут говорить лишь о том, что и в наше время дети до конца не осознают, как важна история своей семьи. Возможно, только став старше, мы поймем, что значит создать свою семью, что значит любить своих детей и проводить с ними время.

6. Моя семья – Я, моя мама Матанова Н.К., папа Матанов В.В., моя бабушка Капустина А.Н. и все наши близкие! Мы постараемся, чтобы никогда больше никто в нашей семье не был одинок, не страдал от боли и невнимания. Семья – ячейка общества и, если каждая ячейка будет счастливой и здоровой, то будет успешным и наша страна!

7. Каждый ребёнок должен знать, что он защищён – родителями, близкими, друзьями и государством!

8. На данном этапе развития общества существует одна из острых проблем – алкогольная зависимость. Это приводит к тому, что большинство детей живут в неблагоприятных условиях и не могут развиваться, как большинство их сверстников, получать нормальное среднее образовании. Чаще всего детей забирают в детские дома, но иногда ребенок может сбегать из дома, где ему приходится совершать преступления, чтобы себя прокормить.

Список литературы

1. Н.А.Бердяев, Москва, 1989.
2. Н.О.Лосский Характер русского народа, Условия абсолютного добра. Москва, 1991.
3. И.А.Ильин Наши задачи. Историческая судьба России 1948 – 1954 годов. Москва, 1992.
4. Г.Д.Гачев Ментальность народов мира. Москва, Эскимо, 2003.
5. Д.С.Лихачев Раздумья о России, Санкт-Петербург, издательство Логос, 2001.
6. С.И.Озегов, Н.Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва, 1997.
7. Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России) Москва: Имидж – контакт, 1997.
8. Вл.СОЛОВЬЁВ Оправдание добра, Москва, 1988.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»