Есть женщины в русских селеньях. Жизненный путь Мамаевой Ревы Филипповны

Есть женщины в русских селеньях. Жизненный путь Мамаевой Ревы Филипповны


Исследовательская работа

Выполнили
Кристина Мещанова,
Александр Харченко.

Руководитель:
учитель истории
Оксана Сергеевна Мещанова

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1 ТАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
2 СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ ИЗМЕНИЛА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ
3 ВОЕННЫЕ ГОДЫ
4 ВОЗРАЖДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Авторы данной работы ученики 8 класса: Мещанова Кристина и Харченко Александр. Руководитель: учитель истории Мещанова Оксана Сергеевна.
В данной исследовательской работе будет проанализирован жизненный путь Мамаевой Ревы Филипповны коренной сибирячки, обыкновенной женщины, жительницы с.Ивановка Ермаковского района. Уникальная память этой женщины хранит множество деталей жизни сибиряков в XX веке.

Все кардинальные изменения, происходившие в XX веке, находили отражение в судьбах людей, они становились частью истории: строили государство, проводили индустриализацию, ковали победу в годы Великой Отечественной войны в 1941-1945, поднимали страну из руин в послевоенные годы. У нас есть уникальная возможность узнать о нашей малой Родине из уст женщины, которая прожила в нашем селе 83 года и сама участвовала во многих событиях.

Актуальность темы: изучая проблему воздействия крупных исторических явлений на повседневную жизнь людей, мы извлекаем опыт предыдущих поколений, и имеем возможность строить наше современное общество с учетом данного опыта.

Объект исследования: История России XX в.

Предмет исследования: Жизненный путь Мамаевой Ревы (Революции) Филипповны 1929 г. рождения.

Цель исследования: проанализировать, воздействие исторических событий XX в. на жизнь среднестатистического человека.

Задачи:
1.Изучить историю семьи Мамаевых.
2.Проанализировать изменения в жизни сибиряков в период становления советской власти в 20-е, 30-е годы XX в.
3.Изучить особенности сельской жизни в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
4. Выявить характерные черты жизни ивановцев в послевоенный период.

Хронологические рамки исследования: XX в.

Географические рамки: Юг Сибири

Источниковая база:
Воспоминания Мамаевой Ревы Филипповны.
Фотографии из личного архива семьи Мамаевых помогают точнее представить быт и уклад сельской жизни исследуемого периода.
Материалы школьного музея подтверждают факты изложенные Мамаевой Р.Ф.
Методическое пособие 1927 г. знакомит нас с методикой проведения клубных мероприятий 20-х годов XX в. Автор Данилевский М.

1 ТАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

Мамаева Рева Филипповна старожительница села Ивановка, Ермаковского района, Красноярского края. Родилась 7 ноября 1929г. Страна отмечала большой праздник: 12-ю годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции. Отец являясь ярым идеологом советской власти назвал дочь - Ревой, сокращенным вариантом слова Революция, несколько раз Рева Филипповна хотела сменить имя, но отец, не смотря на то что пострадал от советской власти, уговаривал дочь не менять имя. Родители нашей собеседницы местные, но родители отца латыши оказались здесь после Гражданской войны.

Отец: Филипп Иванович Леер, латыш.
Мать: Катерина Петровна Саутина, русская (Прилож. 4).

Родители поженились в 1926 г. Происхождение отца всю жизнь давало, о себе знать. Первый раз отца арестовали в 1937 году. Из Ивановки забрали 16 человек, назад вернулись 2 человека, в том числе отец Ревы Филипповны. Остальных расстреляли в ту же ночь в Минусинске. Причина ареста заключалась в том, что двое латышей проживавших в Знаменке, были обвинены в воровстве, их арестовали и силой заставили дать показание на других латышей, проживавших в Ивановке. Филипп Иванович был в местах заключения 10 лет, но на советскую власть не озлобился. Он умер в 1971г.

Дед Ревы Филипповны Никифоров Михаил Гаврилович (Прилож. 3) прославил наше село тем, что первый основал сад в Сибири, и стал выращивать яблоки (Надежды сибирского садоводства. / http://vodospad.kiev.ua/books/book32/sibirskoe_sadovodstvo_4.html/дата обращ.13.12.11). Зимой деревья удавалось сохранить, благодаря уникальному способу, их садили, под наклоном, а на зиму прикапывали. Дед был знаком с Мичуриным (Мичурин И.В. /http://www.allbiograf.ru/nauka/38/michurin./дата. Обращ.10.11.11.), они вели переписку, Мичурин высылал ему посылки, а дед бочонками посылал ему семена сибирских яблок.

В 1949 году Рева Филипповна вышла замуж.

Муж Мамаев Алексей.. 1929 года рождения был уважаемым человеком в селе, потому как очень хорошо освоил технику.

Он работал в Ивановке от Ермаковского МТС, был бригадиром, следил за техникой, его ценили как хорошего специалиста (Прилож. 9)

Свекровь Ревы Филипповны, она называет ее «мамаша» прожила с ней 44 года. (Прилож. 2)

Образование Рева Филипповна получила в Ивановке 4 класса. (Прилож. 4)

Жизнь была трудной, много работали, мало отдыхали. У Ревы Филипповны родилось 6 детей, в живых осталось 3 сына. Смертность детей была очень высокой.

В разговоре с Ревой Филипповной пытаемся выяснить, что ей известно, о нашей Ивановке, селе в котором мы родились и живем.

«Ивановку в 1983 году основал купец предприниматель Гусев Иван Гаврилович, он построил здесь сахарный завод, дела шли хорошо. Село было богатым, в конце XIX в. здесь была больница на 20 коек, в начале XX в. завод освещался электричеством», со слов родителей запомнила Рева Филипповна.

Подтверждение этой информации находим в школьном музее. (Фото сахарного завода 1893г. № 7069 . Материалы школьного музея.) (Прилож. 1)

После смерти Гусева дела на заводе пошли плохо, завод законсервировали, оборудование продали в Америку, завод помаленьку стали растаскивать и примерно в 1906 году завод сгорел.

До революции люди жили своим хозяйством. Семьи были большие. Земли на всех хватало.

2 СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ ИЗМЕНИЛА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ

Советская власть устанавливалась долго и мучительно. Особенно трудно было в годы Гражданской войны. Из рассказа своей мамы Рева Филипповна вспомнила историю, как солдат приехал к ним на кляче и обменял ее на молодого жеребца. Мы спросили: « а из какой армии был солдат из белой или из красной?», об этом история умалчивает, беды было много с обеих сторон.

Люди разделились на белых и красных.

После того как в селе установилась советская власть стали образовывать колхозы (Индустриализация в СССР./ http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/. Дата обращ.25.11.11.). В Ивановке их было два. Первый образовался примерно в 1929 году, он назывался «Колхоз им.9 Райсъезда», позже в 1931 году образовался второй колхоз «14 лет Октября» (см. приложение 13), по какой причине в Ивановке было два колхоза, Рева Филипповна не знает. Образовывались они так: людей раскулачивали, забирали у них весь скот, сельхоз инвентарь и делали все колхозным. Много историй рассказала наша собеседница, о том, как раскулачивали людей, особенно запомнилась одна: женщина чтобы уберечь шаль спрятала ее в котел с поилом, для скота. Забрали все, уцелела одна шаль. « Про дальнюю родственницу сохранился такой рассказ: женщина жила одна с малыми ребятишками, она как увидит что к ней идут раскулачивать, выпивала настойку из напаренного табака, ее начинали бить припадки, это ее и спасло от разорения».

Кто жил в богатых домах их переселяли в маленькие избушки, а дома делали колхозными. По началу, не было помещений для колхозного скота и животных на время приводили в дома колхозников, «к моей мамаше (свекрови) привели корову и сказали ее доить и ухаживать за ней, а все молоко сдавать»-вспоминает Рева Филипповна. Когда все обустроилось, построили фермы, свинарники. В Ивановке разводили скот, выращивали картофель и сдавали его на Знаменский спиртовой завод. Техника появилась после войны, пахали на лошадях, родителей своих дети не видели, дом держался на старших детях, во чтобы то не стало, нужно было сделать план, иначе тебя назовут «врагом народа».

Многое зависело от председателя колхоза, особенно было трудно, когда председатель был пришлым человеком, не щадил никого. За малейшую провинность отправлял в ссылку.

Все старались делать все правильно, чтобы не стать врагом советской власти. Очень боялись осуждения общества.

Изменились не только трудовые будни, но и праздники сибиряков.

Церковные праздники отмечать стало нельзя, праздновали только советские. Мероприятия проводили в сельском клубе.

«Рабочий клуб является одним из средств обобществления быта. Хорошо оборудованный, с правильно поставленной работой клуб влияет и на изменение семейного быта рабочего. Клуб заменяет рабочему старый «семейный очаг», расширяет узкий круг знакомых и друзей. Встречающихся с ним в квартире за традиционным самоварчиком. И приобщает его к коллективу сотоварищей по производству» (Данилевский М.Праздники общественного быта. Организация, методика, практика. Долой неграмотность. М. 1927.Ленинград.Минусинский музей им Мартьянова).

Человек постоянно находился на виду: на работе, в клубе, обязательно участвовал в художественной самодеятельности. В советское время постоянно проводились смотры художественной самодеятельности, много времени занимали репетиции. О тематике известно что, это в репертуар входили в основном юмористические сценки на тему деревенской жизни, критика старых порядков. Осуждения человеческих слабостей: жадности, трусости, лени. Власть в сценках не критиковали. На концертах пели частушки, песни о счастливом будущем, о любви, прославляли труд хлеборобов и пахарей.

Еще вспоминает Рева Филипповна что, люди после тяжелого физического труда вынуждены были часами присутствовать на собраниях по самым разным поводам.

3 ВОЕННЫЕ ГОДЫ

После объявления по радио 22 июня 1941 года (на всю Ивановку был один радиоприемник) началась всеобщая мобилизация, все трудоспособное население было призвано на фронт. Сложнейшей задачей для оставшихся селян было снабжение фронта всем необходимым, прежде всего продуктами питания.

С потерей плодородных территорий на Украине и северном Кавказе в Сибирь переместилось основное производство сельскохозяйственных продуктов (Учебное пособие по краеведенью. Красноярье пять веков истории. Часть 2.: - Красноярск. Группа компаний «Платина» 2006. С-84.). Можно себе представить, какая ответственность легла на плечи детей и женщин. Война – это не только бои, но и героический труд. Каждый человек Ивановки в военные годы каждый день совершал свой трудовой подвиг. Работы были разные: срезали и складывали в суслоны коноплю (из нее делали веревки и конопляное масло), серпами срезали пшеницу, молотили зерно цепами. Тяжело было косить траву, на косе устанавливался специальный отвал, чтобы трава укладывалась в ровные волки.

Колхозники работали за трудодни, один трудодень стоил один рубль, но государство ввело систему «государственного займа» т.е. крестьянам выдавали двадцать копеек от рубля, остальные планировали выплатить после войны, к сожалению это не произошло до сих пор.

Но, о деньгах тогда и не думали, все работали, ради общей цели: разбить врага и освободить Родину.

В городах была введена карточная система на продукты питания и товары первой необходимости, но при этом колхозникам карточки не полагались, они должны были всем этим обеспечить, и фронт, и город и себя.

При всем старании на себя времени не хватало, поэтому жили впроголодь. Не хватало белья, обуви, мыла, стирали каустической содой, белье отстирывалось, но руки разъедало до костей.

Трудно себе представить: люди производившие молоко, мясо, овощи, зерновые культуры « пухли с голоду».

Колхозный повар ходил на мельницу обметал веником мучную пыль со стен (бус) и заваривали ее кипятком, получалась заваруха, эта еда предназначалась мужчинам, которые пахали землю.

Реве Филипповне было 12 лет, когда началась война. В 13лет подростки официально становились колхозниками. Работала наравне со всеми, иначе было нельзя.

Подсобное хозяйство иметь разрешали, но времени на него не хватало.

Ребятишки бегали в лес на «подножный корм», питались дикоросами: травы, ягоды, грибы, черемша. Ягоду впрок не заготавливали, сахара не было, варенья не варили. У взрослых времени и на это не было. Уходили когда было еще темно, приходили когда было уже темно.

Вот так много лет назад, наши односельчане всем селом ковали для нас победу.

4 ВОЗРОЖДЕНИЕ

В мае 1945 закончилась Великая Отечественна война. Народ был счастлив. Но трудные времена для страны еще не закончились. Предстояло возродить страну из пепла. Тысячи разрушенных объектов ждали помощи по всей стране. Нужно было восстанавливать заводы, фабрики, административные центры, строить жилье, заново прокладывать дороги. И хотя военные действия в Сибири не велись, и она не пострадала от бомбежек, послевоенные годы старожилы называют самыми тяжелыми.

Рева Филипповна продолжала работать в колхозе. Она занималась животноводством, поила маленьких телят. В 1949 году произошел конфликт между ней и председателем колхоза, из-за того что маленьким телятам совсем не оставляли обрата, высказав свое недовольство, телятница ушла с работы. Состоялся товарищеский суд в Сельском клубе, Реву Филипповну всем селом заставляли признать свою вину и попросить прощения, она вины не признавала. «Все кричали, объяснить мне ничего не давали, только требовали: проси прощения!» вспоминает Рева Филипповна.

Ссылки избежать удалось чудом, вступился муж, он к тому времени окончил курсы механиков в Красноярске, и лихо управлялся с колхозной техникой. Узнав о происходящем, он немедленно примчался в клуб и заявил: «Ссылайте и меня!». Конфликт разрешился на месте. Но многим другим людям избежать ссылки не удалось. Куда ссылали , Рева Филипповна не знает, назад люди не возвращались, видимо оставались на обжитых местах.

Подсобное хозяйство в послевоенные годы держать разрешалось (Прилож. 8), но государству нужно было выплачивать продовольственный налог, за право держать 1 курицу государству нужно было сдать 100 яиц, за1 свинью 1,5 шкуры, за 1 корову 2 т. литров молока, за 1 овцу 2 кг. шерсти. Голод в деревне по-прежнему был обычным явлением. По-прежнему была высокая смертность детей, из лекарств одна хина и травы, не было должного догляда со стороны взрослых, врача в Ивановке не было.

Зарплата в послевоенные годы по прежнему не выплачивалась, работали за трудодни, практиковались «государственные займы», государство планировало выплатить деньги колхозникам, когда экономика страны восстановится, но к сожалению этого так и не произошло.

«Полегче стало примерно в 60-е годы, колхозникам выдали паспорта, стали выплачивать зарплату»- вспоминает Рева Филипповна. Она в это время работала в магазине от Ермаковского сельпо (Прилож. 10).

Магазин располагался в доме купца Савина, там же где он находится и сейчас.

Жизнь становилась легче появилось время для праздников (Прилож. 12), женщины стали наряжаться в красивые платья. В 70-х годах у людей появляется техника в основном мотоциклы. Появилось время заняться своими любимыми делами. Мамаевы развели сад, держали пасеку.

«Настроение у людей было отличное: все знали, что мы живем в самой лучшей стране, и чувство гордости за свою Родину было постоянным»-рассказывает Рева Филипповна. Росли дети, получали образование, создавали семьи, это радовало.

Сегодня у Ревы Филипповны 8 внуков, она уважаемый человек в селе, а это значит, жизнь не прошла зря. Анатолий Алексеевич младший сын Ревы Филипповны продолжает дело семьи Мамаевых, в его саду более 50 сортов яблок. Сад самой Ревы Филипповны славиться виноградом, видимо их предок Никифоров Михаил Гаврилович передал по наследству не только тягу к садоводству, но и любовь к своей земле иначе нечего бы не получилось.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении XX века на людей выпало немало испытаний, революции, голод, война. И все эти события отразились на судьбе каждого человека.

Изучив историю жизни Ревы Филипповны Мамаевой, можно сделать вывод, что старшее поколение наших земляков, заплатили слишком высокую цену за наше счастливое время.

Мы должны относиться к этим людям, с большим уважением и благодарностью.

Перед современным поколением открыты все дороги, но не нужно забывать, что эти дороги строили бабушки и дедушки, которым и в наше время, живется нелегко. Многие из них больны, всю свою жизнь они работали не щадя себя и расплатились за это своим здоровьем. Старшему поколению нужна наша забота и внимание.

Наш долг сберечь и приумножить, те богатства, которые они передали нам по наследству, а в наследство досталась Великая Россия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Неопубликованные

Опубликованные


На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»

Красноярское общество «Мемориал» НЕ включено в реестр общественных организаций «иностранных агентов». Однако, поскольку наша организация входит в структуру Международного общества «Мемориал», которое включено в данный реестр, то мы в соответствии с новыми требованиями российского законодательства вынуждены маркировать нашу продукцию текстом следующего содержания:
«Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации».
Отметим также, что Международный Мемориал не согласен с этим решением Минюста РФ, и оспаривает его в суде.