Два народа - два мира - две культуры

Два народа - два мира - две культуры


Муниципальное общеобразовательное учреждение Балахтонская средняя
общеобразовательная школа

Номинация: Свои - чужие: другая национальность, другая религия, другие убеждения.

Автор: Первушин Владислав ученик 9 класса,.

Руководитель: Хмара Юлия Анатольевна-учитель русского языка и литературы

Введение

Данная исследовательская работа «Два народа — два мира — две культуры» является продолжением исследовательской работы 2004 года «Репрессированные немцы и их судьбы (на примере местного материала)». В предыдущей работе, был собран материал о судьбах бывших репрессированных немцев, проживающих на территории нашего села. Каким образом эти люди оказались в нашем селе? Как складывались их судьбы? Как они адаптировались к местным условиям? Каково было отношение с местными жителями? Над этими и другими вопросами мы работали в ходе предыдущего исследования.

Работа «Репрессированные немцы и их судьбы( на примере местного материала)» принимала участие в международном конкурсе исследовательских работ «Человек. Истории 20 века» и вышла во второй тур конкурса, так же она выставлена на сайте общества «Мемориал». Кроме этого работой заинтересовались представителей немецкой диаспоры г.Красноярска, которые предполагают с нами дальнейшее сотрудничество.

Все это и убедило нас в целесообразности продолжения начатой работы, но уже совсем в другом аспекте. В исследовательской работе «Два народа - два мира - две культуры», мы планируем собрать наиболее полный материал о немецкой культуре. Проблема: Немцы, проживающие на территории нашего села вот уже более 70 лет, стали настоящими сибиряками, но, не смотря на это, они сохранили свою культуру, традиции, свой язык. Мы, проживающие рядом с ними, общаясь с ними, мало, что знаем о них, об их культуре, а ведь это часть нашей родины, часть нас самих.
Своей работой мы постараемся внести определенный вклад в развитие вопроса о культуре немцев Сибири. Ценность работы в том, что она создана на воспоминаниях наших односельчан, немцев. Весь собранный материал может быть использован как ЦОР для проведения уроков НРК.

Вопрос культуры немцев Сибири был изучен исследователем Л.В Малиновским, ему принадлежит несколько работ этнографического характера: «Жилище немцев
колонистов в Сибири»; « Социально-экономическая жизнь немецкой колонистской деревни в Южной России (1769 - 1917)». Исследователь Бруль В.П. в работе «Немцы в Западной Сибири», так же рассмотрел вопрос о немецкой культуре, языке.
В ходе исследования, мы так же работали с сайтом "История и культура немцев Сибири: по материалам архивных и музейных коллекций". Сайт состоит из нескольких объемных информационных массивов. Каждый из них представляет собой совокупность определенного вида исторических источников, позволяющих всесторонне и объективно показать историю и культуру немцев Сибири.

Основная часть

Цель работы: Собрать наиболее полный достоверный материал о культуре немцев, проживающих на территории нашего села.

Задачи:
1. Изучить и обобщить имеющийся материал по данной теме, для реализации цели исследования.
2. Провести полевые работы: собрать информацию о немецкой культуре, проанализировать и сделать соответствующие выводы.

В исследовательской работе использовались следующие методы:

1 .Информационный.
• Работа в библиотеках.
• Работа с материалами архивов, музея.
• Общение с людьми, чья культура стали объектом нашего исследования.

2. Поисковый.
• Сбор, систематизация и оформление накопленного материала в виде исследовательской работы.

В Сибири, как и в России в целом, немцы появились задолго до известного Манифеста Екатерины II, призывающего переселяться немецких крестьян на неосвоенные территории Российской империи. Немцы внесли заметный вклад в развитие российской науки и культуры. Многие из них отличились, находясь на государственной и военной службе. Достаточно сказать, что Омск был основан подполковником И.Д.Бухгольцем, Омская крепость построена генерал-поручиком И.И. Шпрингером.

Однако формирование немецкой диаспоры в Сибири происходит в конце XIX - начале XX вв., в годы массового переселения немцев-колонистов из материнских колоний Европейской России.

Затем, уже в годы сталинского режима немцев насильно переселяли в Сибирь из Поволжья и других районов их компактного проживания. В результате, за Уралом после Великой Отечественной войны оказалось практически все немецкое население бывшего СССР, насчитывавшее в конце 80-х годов более 2 млн. человек, не считая детей, родившихся в смешанных браках. Сложилась уникальная этно-демографическая ситуация, при которой в далекой Сибири, за несколько тысяч километров от своей исторической родины и исторически сложившихся районов компактного проживания уже в Европейской России (Поволжье, Запорожье, Крым, Кавказ и т.д.) сформировалась этническая общность "сибирские немцы".

Несмотря на свою неоднородность, прежде всего конфессиональную, ее представители, находясь на правах репрессированного народа в тоталитарном государстве, смогли на протяжении нескольких десятилетий сохранить свою культуру, язык, традиции. Это вторая по численности, после русских, этническая группа.

Тем не менее, история и культура немцев России, и Сибири в частности, остаются малоизвестными в силу того, что на протяжении многих десятилетий советского общества этот репрессированный народ не являлся объектом специальных исследований.

На сегодняшний день на территории села Балахтон, Козульского района, Красноярского края проживает 15 человек, бывших репрессированных немцев. Это в основном люди пенсионного возраста, во время депортации им было по 10-15 лет, а некоторым и меньше, но это не стёрло из их памяти всего ужаса августа 1941 года.

Тяжелым был их путь в Сибирь. Суровый край их встретил грязью и нуждой. Им предстояло вынести холод и голод, унижения и обиды, но это не сломило в них того внутреннего стержня, что зовется человечностью. Они создали свои семьи, вырастили достойных детей и внуков. И только акцент в речи напоминает о прошлом.

Но только ли речевой акцент сохранился? Сохранили ли они свой язык, свою культуру, традиции? Оказала ли их культура влияние на элементы культуры сибирского субэтноса? Эти и другие вопросы волновали нас в ходе исследования.
Все опрошенные нами немцы осознают себя, прежде всего, частью немецкого субэтноса. Наиболее значительными общими признаками для немцев оказались язык, на втором по значимости месте находятся обряды, обычаи и религия. Второстепенное значение имеют элементы материальной культуры: жилище, пища.

Категория «родной язык» тесно связана с этническим самосознанием. Из всех опрошенных немцев больше половины владеют немецким языком на разговорном уровне, остальные понимают немецкий язык и могут объясняться.
На немецком в основном читают божественные книги, молитвы1, поют немецкие песни, пишут письма на родном языке.


(письмо Гардт Альмы Фридриховны сестре Фриде в Германию)

Так в доме Фохт Марии Кондратьевым и Шнайдер Иоганесса Иоганессовича, мы увидели целую библиотеку божественных немецких книг «Ernst Modersohn», «Der Tag ist nah!», библия на немецком языке и журнал «Brucke zur haeimat». Эти книги в основном приобретены через общество «Красный крест»2.

Художественную литературу на немецком языке, из всех опрошенных, никто не читает. Может быть, такую ситуацию можно объяснить тем, что печатной продукции в России на немецком языке выходит немного.

« Когда мои внуки изучали в школе немецкий язык, то я им всегда помогала с переводами и с составлением текстов» - говорит Гардт Альма Фридриховна.

Гардт Вальдемар Фридрихович, один из репрессированных немцев, сказал, что немецкий язык только понимает, а говорить сам не говорит.

Шаробайко ( Книпенберг)Галина Александровна, не смотря на то, что родилась здесь в, Сибири, это родителей в свое время депортировали, до сих пор понимает немецкую речь, но говорить не может.

Гейнц Ирина Александровна, в данный момент преподает в Балахтонской школе немецкий язык, хотя по специальности она учитель географии. Во время переселения ей было 4 года, но язык она выучила в семье, и теперь владеет им в совершенстве, что и позволяет ей его преподавать в школе.

Таким образом, почти все опрошенные немцы сохранили в той или иной степени свой родной язык.

Одной из наших задач в ходе исследования было изучить элементы материальной и духовной культуры немцев, а так же её влияние на элементы культуры сибирского субэтноса.

Одним из наиболее устойчивых элементов материальной культуры является жилище. «Для немцев характерны дома «крестового типа». Строительным материалам служил кирпич, срубные дома часто обшивают снаружи тесом. Для крыши используют черепицу, шифер, тес.»3


(Дом Мецкера Арнольда Андреевича)

Другой особенностью построения является наличие утепленной веранды, обязательный элемент усадьбы - летняя кухня, располагающаяся параллельно дому, часто к ней примыкают другие хозяйственные постройки: баня, сарай, задний двор у скота, за которым начинается огород4. Сегодня этот элемент построения жилища мы можем наблюдать не только у немцев, но и у многих других в нашем селе.

Шнайдер Иоганес Иоганович вспоминает « Когда мы сюда приехали, здесь все бани топились «по-черному», но мы свои бани белили, либо бревна мыли, полки скоблили». Уже спустя нескольких лет после того, как немцы поселились в нашем селе не стало ни одной бани, топящейся «по - черному».

Немцы уделяли большое внимание внешней отделке дома. Снаружи дома окрашивают масляными красками, нередко ярких, контрастных цветов. Фасад дома, заборы, калитку, наличники украшают разными орнаментами. 

В палисадниках сажают деревья и цветы, во дворах разбивают клумбы.


Фасад дома Гардта Виталия Викторовича

В настоящее время фасад почти каждого дома в селе окрашивается яркими масляными красками, узорными наличники, разбивают цветочные клумбы во дворах и палисадниках.

Своеобразен и интерьер немецкого жилища. Стены штукатурили и белили известью, потолки красили.

Одной из характерных деталей интерьера дома немцев, являлась вышивка и кружевоплетение. Вышивались узоры на наволочках, покрывалах, ночных рубашках, полотенцах и т.д.


(Вышивка Филатовой Ульяны Сергеевны)


(Вышивка на подушках Гейнц Ирина Александровна)

Наиболее устойчивый элемент культуры этноса - пища. Обычно немцы употребляют легкий завтрак (кофе с хлебом или печеньем), обед из одного блюда и плотный, состоящий из нескольких блюд ужин. Супы занимают довольно значительное место в рационе. Хотя сибирские немцы умеют готовить щи, борщи, однако предпочитают куриную лапшу (нудль), суп с клецками (ривельсуп)5.

« Когда мы сюда приехали - вспоминает Ротермелъ Екатерина Андреевна- здесь в основном из супов, русские, варили щи. В большой чугун клали мясо, капусту, картошку круглую и на долгое время ставили в русскую печь».

Одним из наиболее любимых первых блюд является шницсуп, основу, которого составляет компот из сухофруктов. Он бывает нескольких разновидностей: холодный и горячий, с рисом или хлебом, с галушками, с поджаренной мукой и сметаной. Самое популярное немецкое блюдо картофель с тушеной капустой, тушенная и маринованная фасоль.

В праздничные, да и не только дни обязательно пекли изделия из дрожжевого или пресного теста (кухе). Существует большое количество разновидностей кухе\ пирог с посыпкой (ривелькухе') пирог с яблоками (тыглькухё). Из сдобного теста стряпают всевозможные булочки, крепли, фигурное печенье и прянички. « Я каждую субботу что- нибудь да стряпала, так мои дочери даже в баню отказывались ходить, если не было чего-нибудь стряпанного. Он говорили: «Нет пирогов, так какая это суббота»» - вспоминает Верфелъ Эммилия Федоровна. А соседи говорили: « У немцев каждый день праздник, каждый день что-нибудь да стряпают».

Мясные блюда так же были обязательным атрибутом не только праздничного стола, но и в будни. В основном это было рубленное мясо (шницель), колбасы, копченое мясо и сало, рулет (штрудель), холодец из крученного мяса. «До нас здесь тоже делали холодец, но мясо рубили в специальном корытце, а мы крутили мясо, добавляя разные специи, овощи.» - говорит Фохт Мария Кондратьевна.

Сейчас многие в своем рационе используют немецкую кухню, чаще всего и, не задумываясь, что это какое-то национальное блюдо. Но в основном немецкие блюда есть в рационе их детей, внуков, соседей6.

В отличие от материальной культуры духовная культура представлена в меньшей степени. Так, например всем немцам, с кем мы работали, задавали вопрос «Каких поэтов и писателей своего народа Вы знаете?» Некоторые не смогли назвать ни одного имени. Может это можно объяснить тем, что во время переселения им было от 3 до 11лет. В Сибири, из-за языкового барьера не смогли учиться в школе, поэтому многие из них закончили толькоЗ-4 класса на своей родине. Ну и как уже отмечалось выше, литература, которая имеется в их домашних библиотеках, в основном религиозного содержания.

Существенно важной сферой духовной культуры являются обряды и традиции. Хотелось бы остановиться на свадебном обряде. Сегодняшняя деревенская свадьба в большинстве своём повторяет немецкий обряд. Отметим лишь некоторые элементы:

Как и сибиряки, немцы к смерти относятся уважительно, мудро и спокойно. Однако в отличие от сибиряков немцы поминают усопшего в день похорон, у них нет девяти, сорока дней.

« Моя мама говорила - вспоминает Верфель Эмилия Федоровна - нечего устраивать гулянки на 9-тый и 40 -ой день. Но сейчас мы живем здесь и так же поминаем, как и русские»

В основном все немцы отмечают немецкое рождество (25 декабря) и пасху. Даже их дети, которые замужем или женатые на русских, стараются соблюсти родительские традиции. Как правило, 24 декабря, в сочельник, ставят елку, готовят немецкие блюда и отмечают рождество7.

И не смотря на то, что все немцы в той или иной степени сохранили свой язык, культуру, традиции, сейчас они живут в Сибири и являются частью сибирского народа, сибирской культуры. Они не забывают свою культуру, но чтят и уважают язык и культуру того народа, с кем рядом они живут.

Литература

1. Андюсев Б.Е. Сибирское краеведенье. Красноярск, 2006.
2 Бруль В.П. .«Немцы в Западной Сибири», Топчиха, 1995.
3 .Красноярский край в истории Отечества. Книга вторая Октябрь 1917-1940. Красноярск, 1996.
б.Куртуа С., Верт Н., Панне Жан-Луи, Панковский А., Бартошен К., Марголен Ж.Л. «Черная книга коммунизма», М, 2001г..
6. Малиновский Л.В. «История Советских немцев в историографии ФРГ»// Вопросы истории. 1991.2.

7. Воспоминания немцев, проживающих в с.Балахтон.
1. Шнайдер Иоганес Иоганович
2. Фохт Мария Кондратьевна.
3. Гардт Вальдемар Фридрихович.
4. Гардт Альма Фридриховна
5. Мецкер Арнольд Андреевич.
6. Мецкер Надежда Васильевна.
7. Ротермель Екатерина Андреевна.
8. Верфель Эмилия Федоровна.
9. Форналь Светлана Арнольдовна
10. Шаробайко (Книпенберг) Галина Александровна
11. Гейнц Ирина Александровна
12. Кайль Ронгольд Ронгольдович

 


На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»

Красноярское общество «Мемориал» НЕ включено в реестр общественных организаций «иностранных агентов». Однако, поскольку наша организация входит в структуру Международного общества «Мемориал», которое включено в данный реестр, то мы в соответствии с новыми требованиями российского законодательства вынуждены маркировать нашу продукцию текстом следующего содержания:
«Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации».
Отметим также, что Международный Мемориал не согласен с этим решением Минюста РФ, и оспаривает его в суде.