Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

«Большой Ошар»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №8
660095, г. Красноярск, ул. Коммунальная 12, Факс 8(391)201-19-01
Реферат на тему:

Выполнили:
Ученицы 11-го класса
МБОУ СОШ №8
Разногузова Маргарита Андреевна 1994г рождения
Селезнёва Ольга Романовна

Научный руководитель:
Коваленко Валентина Анатольевна
Учитель истории и обществознания

Красноярск, 2011г. 

История политических репрессий уходит своими корнями в древность. Борьба с инакомыслием шла в мире в разных проявлениях на протяжении веков. Однако, мы берём определённый отрезок времени, конец 1920х до 1950х годов. Это сталинские репрессии, массовые репрессии, связанные с именем И.В. Сталина, фактического руководителя государства в этот период. Это кампания самых жестоких и кровавых убийств в отечественной истории.

Политические репрессии 20-50-х гг. XX века отложили большой отпечаток на Российскую историю. Это были годы произвола, беззаконного насилия. Этот период Сталинского главенства историки оценивают по-разному. Одни из них называют это «чёрным пятном в истории», другие - необходимой мерой для укрепления и возрастания могущества Советского государства.

Само понятие репрессия в переводе с латинского означает подавление, карательная мера, наказание. Иными словами, подавление путём наказания. На сегодняшний момент политические репрессии являются одной из актуальных тем, так как они коснулись почти каждого жителя нашей страны. Каждый неразрывно связан с этой трагедией. В последнее время очень часто всплывают страшные тайны того времени, увеличивая тем самым важность этой проблемы.

Тяжёлым наследием прошлого явились массовые репрессии, произвол и беззаконие, которые совершались Сталинским руководством от имени ре¬волюции, партии, народа.

Начатая середина 20-х гг. надругательство над честью и самой жизнью соотечественников продолжалась с жесточайшей последовательностью несколько десятилетий. Тысячи людей были подвергнуты моральным и физическим истязаниям, многие из них истреблены. Жизнь их семей и близких была превращена в беспросветную полосу унижения и страданий. Сталин и его окружение присвоили практически неограниченную власть, лишив советский народ свобод, которые были дарованы ему в годы революции. Массовые репрессии осуществлялись большей частью путём внесудебных расправ через так называемые особые совещания, коллегии, «тройки» и «двойки». Однако и в судах попирались элементарной нормой судопроизводства.

Сегодня ещё не подняты тысячи судебных дел. Пятно несправедливости до сих пор не снято с советских людей, невинно пострадавших во время насильственной коллективизации, подвергнутых заключению, выселенных с семьями в отдалённые районы без средств к существованию, без права голоса, даже без объявления срока лишения свободы.

И нам наверное никогда не понять того, для чего же всё-таки это делалось? А в каких целях?! Приходится лишь догадываться, и смотреть в будущее, и думать, что такого ужасы мы и наши дети никогда не испытают.

Ошаров - один из миллионов жертв преступного режима репрессированных во времена большевистского и коммунистического террора в СССР.

Он родился 21 ноября 1894 года, в селе Лебяжье Минусинского уезда Красноярского края, в семье сибирского казака. До 1911 года жил в деревне. С 13 лет начал работать. Занимался крестьянским трудом, был молотобойцем в кузнеце, нанимался батраком. При помощи старшего брата, работающего на золото руднике, самостоятельно подготовившись поступил сразу в 4-й класс Канского реального училища. В 1916 году поступил в Московский коммерческий институт на экономический факультет, одновременно учился на вечернем факультете Народного университета имени Шанявского.

В 1917 году мобилизован на царскую службу, где окончил школу прапорщиков, после служил в качестве младшего офицера. В боях под Красноярском перешел на сторону Красной Армии. В 1919 году принимал участие в восстании против Колчака в Красноярске.

В 1919 году откомандирован Губернским революционным комитетом для работы в Енгубсоюзе кооперативов в качестве инструктора-кооператора, где проработал до 1927 года.

С 1927-го по 1931 года работал в Туруханском союзе кооперативов инструктором, зав. Орготделом колхозного сектора, консультантом орготодела.

В 1919 - 1932 годах жил и трудился на енисейском Севере - в районах Приангарья и бассейна Подкаменной тунгуски среди эвенков.

Когда Михаил Ошаров впервые в 1919 году попал на север, на факторию Байкит, в качестве инструктора потребкооперации, он оказался практически подготовленным для многостороннего изучения жизни, быта и культуры кочевых народов.

Русский советский писатель - один из первых организаторов кооперации на Севере и исследователей природы Севера. С 1932 года начал заниматься литературной деятельностью. Будущий автор романа «Большой ар- гиш» без устали собирает богатейший фольклор, сотрудничает с журналами Красноярска, Иркутска, Новосибирска.

Писатель органично вошел в жизнь северных народов, тщательно изучил его. И, самое важное, он не был его сторонним наблюдателем, его деятельная, активная натура не могла мириться с пассивным наблюдением. Он терпеливо и настойчиво учил северян, вмешивался в их жизни, добивался решительных изменений. В своих романах он описывал жизнь и быт коренного населения Севера. Большой Ошар - так уважительно называли его эвенки.

В 1925 году опубликовал первый рассказ «Конпас». Печатался в журналах «Охотник и пушник Сибири», «Сельская кооперация», «Земля советская», «Сибирские огни», «Будущая Сибирь».

Основной труд - роман «Большой аргиш», который задумывался, как трилогия:

• «Звено могил»
• «Бали»
• «Сауд»

С 1924 по 1928 год работал над первой частью романа - повестью «Звено могил». В 1933 году завершена вторая часть романа - «Бали». Третья часть романа - «Сауд» была завершена, однако рукопись пропала в 1937 году.

Роман «Большой аргиш» - первое в советское время крупное и значительное полотно о малых народностях Сибири.

В 1928 году окончена повесть «Бегут воды Кимчу». С 1933 года - член Союза писателей СССР. В 1934 году - участник съезда писателей России, где познакомился с Максимом Горьким, который, прочитав повести Ошарова, тепло отозвался о них.

В 1936году окончил роман «Большой аргиш», посвященный Северу и его людям. В 1937 году повесть «Сауд», которая была уничтожена во время ареста писателя, так как в этом же году его арестовали и затем расстреляли по ложному обвинению. Творчество Михаила Ошарова неразрывно связано с жизнью малых народов Севера, с их нелегким трудом, с их борьбой за существование, за лучшее будущее.

Из письма Байкитского краеведческого музея от 17 августа 1990 года:

«15 декабря 1937 года он был арестован по клеветническому доносу, по необоснованному обвинению в причастности к «контрреволюционной, кадетско-монархической организации» и постановлением тройки УНКВД Новосибирской области от 22 декабря 1937 года осужден по ст.ст. 58-2-7-9-11 УК РСФСР к ВМН к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 24 декабря 1937 года в Новосибирске».

В 1956 году Михаил Иванович Ошаров был посмертно реабилитирован за отсутствие состава преступления. В 1962 году эвенкийский поселок, носивший имя «вождя народа» - Сталино , был переименован в Ошарово.

Роман «Большой Аргиш»

С 1924 по 1928 год он много и упорно работал над повестью «Звено могил». Трогательная любовь двух молодых эвенков- Микпанчи и Шиктолок и трагическая гибель составляет сюжетную основу произведения. Два юных существа, горячо полюбивших друг друга, не пожалели жить порознь, без радости и счастья, и жизни в разлуке предпочли смерть. Это первая часть романа «Большой аргиш».

Вторая часть романа «Бали», по имени слепого старика, одного из центральных и удачнейших образов романа. Бали - прозвище героя первой части юноши Чабуна, человека трудолюбивого, скромного и проницательного. На его глазах развернулась трагедия близких ему людей, и она, конечно, отразилась на его сознании, на отношении его к людям, к родовым обычаям.

Сауд из известной нам третьей части романа «Большой аргиш» - тоже Микпанча по складу характера, по сметливости, живости, любознательности. «Звено могил», «Бали» и «Сауд» наиболее прочно связаны в единое целое их идейным содержанием. Судьба народа в том и другом случае кровно интересовала М. Ошарова, причем народа отнюдь не «дикого», как когда-то уверяли, а талантливого, ищущего и столь же сложного и тонкого в своих переживаниях, связях и борениях, как и всякого другого народа, пусть стоящего на более высокой ступени своего общественного развития.

Из его многолетних жизненных наблюдений, из глубокого изучения поэтического творчества народов Севера родился замечательный роман «Большой аргиш». Это реалистический роман глубоко и верно раскрывающий характер и нравы народов Севера, показывающий бесправие, забитость этих народов в дореволюционное время, их борьбу с реакционными силами и силами природы. Первейшее достоинство романа - его народность. И потому, что ведущие герои - рядовые представители одной весьма отсталой этнографической группы Российского государства, и потому, что от начала до конца произведение пронизано уважением и любовью к этим людям, и , наконец, потому, что глубокую гуманистическую заинтересованность в их судьбах писатель выразил средствами очень простыми, почерпнутыми из оригинальной подлинно народной поэзии, ранее нам известными.

Автор рассказывает, как и чем жили три семейства эвенков, согласившиеся кочевать вместе, какие взаимоотношения возникли между ними, в особенности, как складывалось общение их с русскими купцами, скупщиками пушнины. Собственно, движущей пружиной романа можно считать конфликт между эвенками и русскими купцами - покрутчиками. А главное в его содержании - показ духовного роста молодых эвенков под влиянием лучших традиций народа, поэтических преданий о красоте и силе человека. Суровая таежная жизнь кочевников во всем ее своеобразии проходит перед глазами читателя. Мы узнаем не только о том, как готовят эвенки пищу, шьют одежду, делают хозяйственную утварь, какие у них приемы охоты на зверя, на птицу, в какой мере развито рыболовство. Узнаем и о культуре народа, о его  знании родной природы, знакомимся с его песнями и сказками, бесчисленными пословицами и поговорками, с приметами и преданиями. Автор собрал исключительный по богатству этнографический материал. Но самое важное, - он обобщил и осмыслил его как художник.

Самое привлекательное свойство поэтического таланта М. Ошарова - полнота и обстоятельность, с которой он рисует людей, предметы, явления природы. Вначале даже кажется что ничего примечательного он о людях и вещах не сообщает. Все выглядит просто и обыденно.

В образе жизни героев романа, в их поступках и убеждениях много не понятно или чуждо нам. Тем не менее они по-человечески, каждый по- своему, хороши. Не потому, что мы испытываем нечто вроде сострадания к их внешне скудной жизни, - М. Ошаров правильно поступал, когда, рисуя их со всеми печалями, радостями, не оставлял места для жалости и сострадания, - а потому, что мы увидели в них людей с замечательным богатством душевных качеств.

Книги имеют свою судьбу. Часто она бывает тесно связана с судьбою их автора. Михаил Иванович Ошаров успел написать немного. Но о чём бы он не писал, о чём бы не рассказывал своему читателю - всё у него непременно было посвящено людям и природе сибирского Севера. Он хорошо знал жителей суровой тайги, любил их и весь жар своей души отдавал им.

Он был там проводником национальной политики Советской власти, был в числе организаторов первых культурных баз и кооперативов на Севере, поднимавших культуру народа и вытеснявших экономически всякого рода торгашей, грабивших народ беззастенчиво и нагло.

Михаил Ошаров жил вместе с эвенками в их чумах, нёс им знания, помогал осваивать первые ступени культуры. До сих пор о нём, о его сердечном отношении к людям ходят по тундре рассказы.

В своём романе Ошаров пишет: «Олень бежит от выжженных мест. Не может человек не уходить от несчастий. Смерть сильна, но не сильнее жизни...». Вера в торжество жизни над смертью, вера в победу правды явственно звучит в романе и заставляет читателя поверить в лучшее будущее.

Творчество Михаила Ивановича было неразрывно связано с жизнью малых народов Севера, с их нелёгким трудом, с их борьбой за существование, за лучшее будущее. Пафос всей писательской деятельности Ошарова - в неиссякаемой любви к людям, в неистребимой жажде социалистических преобразований, в жгучей ненависти к старому уродливому капиталистическому строю. Он вошёл в нашу богатую и разнообразную литературу певцом Севера, певцом и пропагандистом дружбы и равноправия народов.

Источники:

1. Роман «Большой аргиш» красноярское книжное издательство, 1977г.
2. Свободная энциклопедия Википедия - HTTPS://ru.wikipedia.org
3. Жертвы политического террора в СССР - HTTPS://lists.memo.ru/


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»