Политические репрессии против священнослужителей и церкви на территории Ермаковского района

Политические репрессии против священнослужителей и церкви на территории Ермаковского района


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнесуэтукская средняя общеобразовательная школа»

исследовательская работа
Выполнила: Стрелкова Нина ученица 7 класса Нижнесуэтукской СОШ Ермаковского Района Красноярского края

Руководитель: Логинов А. В. Учитель высшей категории

Нижний Суэтук
2011 год

Оглавление:

1. Введение
2. Из истории Ермаковской конфессии
3. Роковая судьба священнослужителя
4. Заключение
5. Библиография

О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал — истратил слишком много.
Неистощима только синева
Небесная и милосердие Бога.
А. Ахматова

Введение.

Политические репрессии 20-50 годов XX века наложили большой отпечаток на Российскую историю. Из книг, из рассказов людей, свидетелей этих явлений, мы узнали, что это были годы произвола, беззаконного насилия.

Само понятие «репрессии» в переводе с латинского означает «подавление, карательная мера, наказание». Иными словами — подавление путем наказания.

На сегодняшний день тема политических репрессий является одной из актуальных тем, так как она коснулась почти каждого жителя нашей страны.

В 1917 году произошел октябрьский переворот, в результате которого к власти в стране пришло коммунистическое правительство.

Сильнее всего репрессии в стране задели Русскую Православную церковь, как доминирующую на территории России.

Несчастья и беды, обрушившееся на православное духовенство и верующих в период двух революций и гражданской войны (как, впрочем, и в последующие затем годы) были во многом подобны сошедшему с гор оползневому потоку, погребающему под собой все и вся.

Духовное состояние страны напрямую зависело от состояния церкви.

В моем исследовании я хочу узнать, на сколько политические репрессии в стране задели Русскую Православную Церковь и изменили судьбы священнослужителей на территории Ермаковского района.

Цель: Рассмотреть историческую особенность репрессий по отношению к Русской Православной Церкви на примере Ермаковского района.

Задачи:

Предмет исследования: Рассмотреть по мере возможности (на основании фактического материала) судьбы церквей и их служителей.

Методы исследования:


Я часто думаю, что годы истории все дальше уходят от нас, и только порой нам кажется, что мы знаем много о тех событиях прошлых лет.

Чем больше я начинала работать над данной темой, тем больше убеждалась, что о своем Ермаковском районе я знаю мало, это вызывало во мне интерес к истории моей малой родины. Я поняла, что своим исследованием я не смогу освятить весь период репрессий, так как эта деятельность носит многогранный и плановый характер. Больше всего меня удивило, что многие люди до сих пор с неохотой и осторожностью говорят о том времени, и я их не осуждаю, а даже в чем-то понимаю и осознаю их подсознательный страх.

В своей поисково-исследовательской работе как бы приоткрываю завесу тайны не только для себя, но и для тех, кто будет интересоваться данной работой. Получая консультации из различных источников, я попыталась связать воедино звенья событий, которые носили различный характер и не укладывались в рамки учебника по истории. События и судьбы не просто переплетались, а носили какой-то хаотический, а с другой стороны закономерный характер. Многие факты оказалось проверить невозможно из-за отсутствия архивных документов и прочей информации. Поэтому мои исследования носят аккуратный характер, так как со временем возможно появятся другие исследователи, которые смогут внести новые факты.

В своей работе я хочу поблагодарить за предоставленные документы краеведов Ермаковского района Носова Владимира Ивановича и Носову Светлану Александровну.

I глава. Из истории Ермаковской конфессии

«С неимоверным трудом, буквально по крупицам, приходиться ныне восстанавливать картину поистине беспрецедентных в истории Церкви гонений на христиан, бывших в России после 1917 года.
Многие документы исчезли или подверглись тенденциозной идеологической обработке. Тем не менее работа продолжается.»
Алексий II, патриарх Московский и Всея Руси

В XX веке Церковь в России подверглась самым страшным гонениям, которые когда-либо обрушивались на крестьян. Советской власти было необходимо уничтожить Православную Церковь.

Уничтожение Русской Православной Церкви было важнейшей идеологической задачей богоборческой власти. Тот факт, что Церковь выстояла и победила в этой борьбе, можно объяснить лишь с учетом Промысла Божия.

Помимо больших и известных храмов России полоса репрессий коснулась и небольших провинциальных храмов, например, Храм Трех Святителей в селе Ермаковское. Именно этот храм привлек мое внимание, и поэтому я решила узнать о нем побольше.

Храм строился с 1849 по 1856 год.

С открытием храма Трех Святителей духовная хизнь ермаковцев значительно активизировалась.

К концу 1856 года были решены основные организационные и финансовые вопросы, касающиеся строительства новой церкви.

После строительства храма в селе Ермаковское поднялись храмы в соседних селах: Салбе, Мигне, Разъежем, Верхнеусинском и Нижнеусинском.

Большая церковь Михаила Архангела была построена в селе Нижний Суэтук, строила её всем миром крепкая казачья община. В престольные праздники собирался сюда народ из Ермаковского, Николаевки, Салбы, Павловки, Новополтавки, Ивановки.

Но к сожалению российская история хранит не только славные, но и жестокие, неприятные страницы. С приходом советской власти отношения общества к религии резко изменилось. Осквернение и разрушение Церквей стали обычным явлением. После октябрьской революции Церковь была отделена от государства.
Храм Трех Святителей в Ермаковском простоял до 1936 года, а затем был разрушен до основания. На его месте остались несколько могил священнослужителей, вековые березы, ямы от подвалов.

Странно, что в то время молодое поколение, строя новую жизнь, создавая идеалы, не хранило то, что было сделано и создано до них. Уничтожая веру, и, воздвигая идеологию атеизма, они не задумывались, что ведут борьбу с вековой русской культурой.

Листая страницы истории Храма Трех Святителей, Троицкой церкви Солбинского прихода в селе Солба и Никольской церкви в селе Верхнеусинское, я убеждалась, как богата Ермаковская земля историей.

Особый интерес вызывает Тройцкая церковь, которая в 1910 году выделилась из Ермаковского прихода с. Солба. В приход вошли шесть деревень: Верхний Кебеж, Григорьевка, Черная Речка, Новополтавка, Новосаянская, Монзалык. Население прихода составило 4013 душ, из них 10 раскольников.

После октябрьской революции в 1934 году службу в церкви закрыли и сделали зерносклад. Иконы вывезли, сняли купола и колокола, здание покрыли по амбарному — на две стороны. Кресты положили на чердак, там они пролежали до пожара. После Великой Отечественной Войны склад перенесли в клуб. Он простоял до 1964 года, и в результате пожара сгорел.


Бывшая Троицкая церковь в с. Солба ( 1934 год)

Особый интерес в исследовательской работе хочется уделить Усинской церкви, которая была построена по инициативе московского мещанина Николая Путилова.
15 марта 1881 г. совершилась торжественная закладка храма во имя святого Николая Чудотворца, а 27 июня началась постройка церкви.

Весной 1882 г. Путилов едет в Красноярск, где 30 мая принимает сан священника.

В 1882 году в газете "Восточное Обозрение" в №№ 37 и 38 вышла статья известного красноярского археолога, этнографа и краеведа А. Адрианова "Раскольничьи общины в Сибири", в которой очень критично оценивается деятельность усинского миссионера и в которой наиболее полно отражены все обвинения в его адрес: "Неведомый ни для кого, не имеющий ничего общего со староверами, здесь поселился некий Путилов. Познакомившись с некоторыми монахами, а затем и с самим архиереем Антонием, бывшим в то время в Красноярске, он рассказал им о мало кому известной тогда колонии староверов на реке Усе, сумел внушить им мысль о развращающем влиянии старообрядцев на православный мир и даже китайских подданных сойотов и проч. Духовенство поддержало нового подвижника - добровольца на поселение в среде старообрядцев для борьбы с расколом, дало ему полномочия и звание миссионера.

Статья получила большую известность. Именно после ее выхода владыка Исаакий решает не ехать на Ус для освящения церкви, и только горячее оправдательное письмо Путилова спасает положение и заставляет владыку передумать.

Статья получила большую известность. Именно после ее выхода владыка Исаакий решает не ехать на Ус для освящения церкви, и только горячее оправдательное письмо Путилова спасает положение и заставляет владыку передумать.

31 января 1884 года закончилось строительство церкви.

3 февраля 1884 года началось освящение церкви, и уже освященная церковь получила название Никольской

Более того, после его отъезда церковь в Верхнеусинском действовала почти полвека и была разрушена в середине 30-х годов XX века, как и многие другие храмы.

Благодаря Путилову в этом диком крае появился очаг просвещения и культуры, что благоприятно сказалось на его развитии. Это был умный, грамотный, разносторонний человек и роль его в истории Усинского края нельзя недооценивать.

II глава. Роковая судьба священнослужителя.

За годы советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические, социальные, национальные и религиозные убеждения.

Гонения на церковь, начавшиеся по инициативе В. И. Ленина в 20-е годы, продолжались и в 30-е.

Как «социально — чуждые» элементы, не вписывающиеся в новую структуру общества, как носители враждебной большевикам идеологии, священнослужители по определению подлежали ликвидации.

21 ноября 1937 года измученным на допросах людям тройкой УНКВД КК был вынесен приговор: 11 священнослужителей были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу, 3 человека — к 10 годам исправительно-трудового лагеря.

Сведения о людях, проходивших по этому делу, очень скупы — ограничиваются анкетами арестованных, узнать какие-либо подробности их жизни за давностью лет оказалось непросто. Но все-таки мне удалось кое-что узнать о Турском Александре Антоновиче, который родился в 1886 г. в деревне Седельниково Сухобузимской волости Красноярского округа. В 1907 г., после окончания учительской семинарии, был направлен на работу в село, недалеко от Большой Мурты. Женился на молоденькой учительнице Елене Абросимовне Санковской. Ей в ту пору было всего 15 лет. 1908—1913 годы оба работали в школе село Даурское.

В 1910 г. у них родился сын Александр, в 1914 г.— Виктор.

В 1915 г. Турский закончил духовную семинарию, мечтал поступить в духовную академию, но был направлен в Урянхайский край. Служба была не простой, так как в Туве в то время было мало православных, в основном староверы. Жил с семьей в Белоцарске (Кызыл), в сане протоиерея был благочинным Урянхайского края.

В 1919 г. в Туве начались межнациональные конфликты, местное население вырезало целые русские семьи от мала до велика. Елена Абросимовна, ждавшая в это время ребенка, вынуждена была одна, с маленькими детьми (мужа не было дома), через лес бежать в поселок Туран, где преждевременно родила дочь Наталью. Потом пешком с грудной дочерью и сыновьями лесом, через горы перебралась в село Ермаковское, там у них с мужем были знакомые учителя. Лишь через полгода встретилась она с мужем, когда он с двумя священниками приплыл на плотах.

Это был сложный период в жизни Турского. Время было смутное: колчаковщина, партизанское движение, бандитизм, все углубляющийся раскол в православной церкви, рост антицерковных настроений, гонения церкви властями.

В 1922—1924 годах Александр Антонович был протоиереем церкви села Ермаковское, затем с семьей переехал в Минусинск, где прослужил более 10 лет, сначала в сане протоиерея, затем был рукоположен в епископы Минусинско-Хакасской епархии .

В эти годы в православной церкви начался раскол. Возникло новое течение - обновленчество (Живая церковь), его сторонники появились во многих городах России, в т.ч. и в Минусинске. Обновленцы предлагали изменить Устав церкви, вести службы на современном русском языке, сократить их по времени и многое другое. Пик их активности пришелся на 20—30-е годы. Власть относилась к обновленцам довольно лояльно, что явилось, видимо, одной из причин, вызвавших к ним недоверие со стороны верующих.

С 1924 г. Турский становится сторонником обновленческой церкви. Что толкнуло его на этот путь, трудно судить.

В 1927 г. он организовал в Минусинске свечное производство, доходы от которого использовались на содержание церкви.

В 1934 г. семья Турских переехала в Красноярск, поселилась в 3-комнатной квартире по адресу: Школьный переулок, 13—4.

В марте 1935 г. из Москвы пришел Указ первоиерарха Виталия о назначении Турского епископом Красноярской епархии.

Недолгой была служба Турского в Красноярске. 04.10.1937 г. он был арестован органами НКВД. Епископа обвинили в том, что он является руководителем повстанческо-контрреволюционной организации церковников, ведущих активную антисоветскую агитацию, призывающих к террору и свержению советской власти. Сбор различной информации и передачу ее японской разведке якобы осуществлял через бродячих монахов. Якобы сам вербовал и новых членов, осуществлял связь с первоиерархом Виталием, являвшимся главой всех контрреволюционных организаций церковников страны.

26 ноября 1937 года Турский А.А. был расстрелян.


На фотографии Турский А.А.

Заключение.

В своей поисково-исследовательской работе я попыталась на примере одной автобиографии и истории образования конфессии в Ермаковском районе показать механизм репрессий 30-х годов.

Работа позволила получить не только конкретные знания, но и дала глубокое понимание того сложного периода в жизни людей.

На этом этапе я не хочу завершать свою исследовательскую деятельность, которая предусматривает дальнейший сбор архивного материала о периодах того времени. В настоящее время я убедилась, что тема мало изучена. В результате появились «белые пятна», которые еще предстоит раскрыть через систему методологических исследовании.

Данная работа показывает только на нескольких примерах, как уничтожалась культурное наследие многих поколений. Старые уклады носили контрреволюционный характер, а новые приживались с большим трудом.

Поэтому многие священнослужители, пытаясь сохранить коренные истоки православия, шли в обновленческое движение. В сознании этим людям приходилось очень трудно, так как они были уже устоявшиеся личности.

Моя работа носит практический характер, так как ее можно использовать на уроках истории, классных часах, беседах и школьных конференциях.

Библиография:

1. Архивный материал семьи Носовых.
2. Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края:
Кн. 2 — Красноярск: Издательские проекты, 2005.
3. Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края:
Кн. 9 — Красноярск: ПИК «Офест», 2010.


На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»

Красноярское общество «Мемориал» НЕ включено в реестр общественных организаций «иностранных агентов». Однако, поскольку наша организация входит в структуру Международного общества «Мемориал», которое включено в данный реестр, то мы в соответствии с новыми требованиями российского законодательства вынуждены маркировать нашу продукцию текстом следующего содержания:
«Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации».
Отметим также, что Международный Мемориал не согласен с этим решением Минюста РФ, и оспаривает его в суде.