С думой о просвещении народа

С думой о просвещении народа


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каптыревская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

Выполнили:
ученица 10 класса Семенова Екатерина
ученица 11 класса Тюнина Ксения

Руководители:
учитель истории Богуцкий Алексей Евгеньевич
учитель истории Горлова Ольга Михайловна

Введение

Сегодня в нашей стране проводятся важные политические и социально-экономические реформы, в том числе и в сфере образования – школа должна соответствовать современным требованиям информационной эпохи. Чтобы уверенно двигаться в будущее, по-нашему мнению, важно знать историю развития образования в нашей стране.

Наше исследование посвящено двум учителям Шушенской и Каптыревской волостей Василию Яковлевичу Абаимову и Владимиру Петровичу Стародубцеву, жившим и работавшим в переломную для нашего государства эпоху, в годы правления последних российских императоров, революций, гражданской войны и утверждения нового социалистического строя. Актуальность темы нашего исследования возрастает в связи с реализацией в последние годы приоритетного национального проекта «Образование» и проведенным в России в 2010 г. «Года учителя». По-нашему мнению, жизнь подобных людей, их деятельность является ярким примером сущности профессии «учитель» в прошлом и настоящем.

Цель работы – изучить биографию учителей В.Я. Абаимова и В.П. Стародубцева.

Задачи: – провести анализ и систематизацию имеющихся источников по теме (опубликованных и неопубликованных), литературы по теме исследования;

– выявить особенности жизни и деятельности учителей конца XIX – начала XX вв. на примере учителей В.Я. Абаимова и В.П. Стародубцева;
– дать оценку вклада учителей В.Я. Абаимова и В.П. Стародубцева в социально-культурное развитие региона.

Объект исследования – история народного образования Шушенского района.

Предмет исследования – история жизни и деятельности учителей В.Я. Абаимова и В.П. Стародубцева.

Источники. Источниковую базу исследования составили опубликованные и неопубликованные архивные материалы (документы и фотоматериалы) Государственного историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское», собранные Е.В. Абаимовой и включающие в себя воспоминания детей педагогов, их учеников, старожилов п. Шушенское и с. Каптырево.

Методы исследования. При исследовании проблемы за основу взят сравнительно-исторический метод.

Научная новизна исследования. Обобщающих работ по истории жизни и деятельности В.Я. Абаимова и В.П. Стародубцева нет. Исключением можно считать работу младшей дочери В.Я. Абаимова – Елены, в которой собраны уникальные свидетельства современников, бывших учеников, родственников, выписки из газет тех лет, статьи педагогов, посвященные им некрологи, опубликованные в местной печати, фотографии и т.д. (Абаимова Е.В. Материалы к биографии политического ссыльного с. Шушенского В.П. Стародубцева (1877-1924 гг.). В 3-т. Минусинск, 1974-1975.) Ряд статей о жизни своего отца Елена Васильевна Абаимова опубликовала в газетах «Ленинская искра», «Заполярная правда» и других в 1970-х – 1990-х гг. Упоминания о В.Я. Абаимове и В.П. Стародубцеве имеются в работах посвященных истории образования на территории Енисейской губернии и Минусинского уезда – В. Бибиковой и Т. Кикиловой. Краткие сведения о В.П. Стародубцеве содержатся во втором томе сборника «Памятники Красноярского края». (Абаимова Е.В. Материалы к биографии политического ссыльного с. Шушенского В.П. Стародубцева (1877-1924 гг.). В 3-т. Минусинск, 1974-1975; Она же. Завещание отца // Ленинская искра. – 1993. – 24 июня; Она же. С думой о народном просвещении // Заполярная правда. – 1976. – 24 октября и др.; Бибикова В.В. Роль частной и общественной инициативы в развитии образования в Енисейской губернии в XIX – начале XX века. Красноярск, 2004; Кикилова Т. Сельские и церковно-приходские школы в Шушенской волости // Ленинская искра. – 2000.– 20 марта; Терентьева В. Из истории народного образования в Шушенском // Ленинская искра. – 1999. – 17 декабря; Она же. В далёком 1913-м // Ленинская искра. – 2000. – 19 января; памятники истории и культуры Красноярского края / Отв. ред. Г.Ф. Быконя. – Вып. 3. – Красноярск, 1995. )

В целом стоит отметить, что комплексного исследования по истории жизни и деятельности этих двух педагогов нет. Данная работа является первой попыткой частично восполнить некоторые «белые пятна» предыдущих исследований и с помощью сравнительно-исторического метода в комплексе рассмотреть биографии двух замечательных педагогов, являвшихся к тому же родственниками.

Практическая значимость работы. Материалы исследования, практические выводы могут быть использованы при создании школьного курса краеведения, уроков по истории России с использованием местного краеведческого материала, при создании выставок в музеях школ района, Государственном историко-этнографическом музее-заповеднике «Шушенское», музее образования Шушенского района, при написании обобщающих работ по истории народного просвещения в Приенисейском крае, Минусинском уезде, Шушенском районе.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, примечания и приложений (копии фотоматериалов).

Василий Яковлевич Абаимов.

Василий Яковлевич Абаимов родился в семье предпринимателя- золотопромышленника в 1858 г. в г. Енисейске. Отец вскоре разорился и умер. На руках его вдовы осталось два сына и дочь. Жили Абаимовы настолько бедно, что мать часто не могла позволить купить своим детям самого необходимого. В начале 1870-х гг. Василий Абаимов поступил в Красноярскую учительскую семинарию. Из-за отсутствия средств он был вынужден ходить на учебу в заштопанных брюках, но такая бедность не помешала ему закончить семинарию в числе лучших выпускников в 1877 г. По распределению он был назначен учителем и классным наставником в прогимназию г. Енисейска где проработал несколько лет. Из прогимназии ему пришлось уйти в начальную школу из-за отказа принести присягу на верность царю (Воспоминания об учителе Шушенской школы Василии Яковлевиче Абаимове его дочери Елизав. Васил. Абаимовой-Ивановой // Архив Государственного историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» (далее – АГИЭМЗШ), НВ 4073. – С. 1 – 4.). По воспоминаниям дочери В.Я. Абаимова, Елизаветы Васильевны Абаимовой-Ивановой, её отец не любил царей, самодержавие и несмотря на то, что учителя гимназии лучше обеспечивались материально он перешел в начальную школу где присяги от учителей не требовалось (Воспоминания об учителе Шушенской школы Василии Яковлевиче Абаимове его дочери Елизав. Васил. Абаимовой-Ивановой // Архив Государственного историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» (далее – АГИЭМЗШ), НВ 4073. – С. 4.). В 1885 г. он переехал в г. Минусинск, а через год в с. Шушенское где устроился на работу в местную школу. Работая в школе Шушенского, В.Я. Абаимов много сил отдавал просвещению местного населения. Он много читал, выписывал журналы, газеты и книги, которыми пользовались учащиеся школы и некоторые грамотные крестьяне. Абаимов подружился с создателем Минусинского музея Н.М. Мартьяновым с помощью которого ему удавалось получать в библиотеку Шушенского училища необходимые книги, учебные пособия и принадлежности. Н. Мартьянов, являясь членом Общества попечения о начальном образовании, старался не оставлять без внимания просьбы шушенского учителя. (Абаимова Е. С думой о народном просвещении // Заполярная правда. – 1976. – 24 октября)

При отсутствии медицинской помощи люди часто шли за советом к учителю. В своих статьях в газете «Енисей» он рисовал страшные картины вымирания жителей деревень от отсутствия квалифицированной медицинской помощи. Так, однажды, к нему обратилась крестьянка с просьбой помочь её сыну, поранившемуся на покосе. Перед взором учителя предстала картина запущенной раны руки. У четырнадцатилетнего мальчика верхняя часть кости была пересечена, жилы торчали на виду. Поехавший за фельдшером в соседнюю волость отец сообщил, что фельдшер была чем-то раздражена и не захотела ехать в Шушенское. В. Абаимов, понимая, что он бессилен помочь, всё же посоветовал некоторые лекарства, которые могли спасти мальчику руку. Рана была заживлена, но пальцы навсегда остались неподвижными. Возможно, если бы фельдшер оказала мальчику помощь, удалось спасти и пальцы руки. Подобных фактов получения инвалидности и смертности среди крестьян, вследствие отсутствия медицинской помощи, Абаимов приводит регулярно в своих статьях. (Абаимова Е. У истоков // Ленинская искра. – 1994. – 11 января)

Несмотря на занятость и смерть молодой жены от туберкулеза, от которой у него осталась дочь, В. Абаимов сотрудничал с губернской газетой «Енисей». Его многочисленные статьи и рассказы рисуют жизнь с. Шушенского конца XIX в., показывают положение безграмотного крестьянства, в т.ч. их отношение к образованию. В конце XIX в., как и в наше время, в печати обсуждался вопрос о проведении реформы образования. В воспоминаниях об отце, Е.В. Абаимова-Иванова писала, что Василий Яковлевич считал, что не нужно, особенно, увлекаться проектами взятыми из-за рубежа, «нужно жить своим собственным умом – он у нас не хуже чужого» (Воспоминания об учителе Шушенской школы Василии Яковлевиче Абаимове его дочери Елизав. Васил. Абаимовой-Ивановой // АГИЭМЗШ, НВ 4073. – С. 4). По его мнению, необходимо было увеличить средства на содержание школ и жалованье учителей, «грошевые суммы» отпускаемые царским правительством на народное образование «ставили школу и учителя в нищенское положение» (Воспоминания об учителе Шушенской школы Василии Яковлевиче Абаимове его дочери Елизав. Васил. Абаимовой-Ивановой // АГИЭМЗШ, НВ 4073. – С. 4). Как эти мысли и идеи учителя конца XIX в., схожи с нашим временем, эпохой реформ и социальных перемен.

Тернистым был путь молодого учителя. Сельские крестьянские общества считали, что школа отвлекает их детей от работ по крестьянскому хозяйству и ничего хорошего она им не принесёт, поэтому средства, выделяемые ими на её содержание, были очень маленькие. В своём письме создателю Минусинского музея Н. Мартьянову учитель писал, что «… доверенные от Шушенской волости при раскладке на 1887 г. совсем не ассигновали ничего ни на Шушенское, ни на Каптыревское училище» (Абаимова Е. Письма из Шушенского // Ленинская искра. – 1976. – 19 октября.).

В 1892 г. Виктор Яковлевич женился на 17-летней Агафье Федоровне Москалёвой, старшей дочери шушенского купца Ф. Москалёва. Несмотря на разницу в возрасте в 17 лет, брак оказался удачным. В их семье было пятеро детей. Старшая дочь Абаимова от первого брака, не пожелала жить в новой семье с мачехой, которая была ее старше лишь на несколько лет и уехала к бабушке по матери в г. Енисейск (Воспоминания об учителе Шушенской школы Василии Яковлевиче Абаимове его дочери Елизав. Васил. Абаимовой-Ивановой // АГИЭМЗШ, НВ 4073. – С. 2.).

За свою педагогическую деятельность В.Я. Абаимов был награжден серебряной медалью «За усердие». Прослужив учителем девятнадцать лет, он был вынужден выйти в отставку в конце 1896 г., не дослужив одного года до пенсии. Причиной отставки была потеря им слуха. Этот недуг преследовал его с детства, но он не помешал Василию Яковлевичу безупречно прослужить на ниве просвещения почти два десятилетия. Начальством было возбуждено ходатайство о присуждении ему пенсии как за выслугу двадцати лет, но в этом учителю было отказано. Он и его семья остались без средств существования. Семья Абаимова переехала в г. Красноярск. Бывший сельский учитель стал смотрителем Синельниковского приюта, где воспитывались мальчики разных возрастов. Усилившаяся глухота заставила его уйти и из приюта. Некоторое время он был редактором газеты «Православный Сибиряк» (Воспоминания об учителе Шушенской школы Василии Яковлевиче Абаимове его дочери Елизав. Васил. Абаимовой-Ивановой // АГИЭМЗШ, НВ 4073. – С. 7 – 9). Позже, самостоятельно изучив бухгалтерское дело, вместе с семьей переехал в село Новоселово, где поступил на работу к своему зятю, мужу старшей дочери от первого брака, купцу В.И. Бобину. У него он проработал счетоводом шесть или семь лет. Все это время Бобин платил ему мизерную зарплату, а ведь в семье Абаимовых было пять детей. По воспоминаниям детей учителя купец считал, что «человек человеку – волк». Людям он не доверял и когда однажды дочь В. Абаимова Елизавета высказала купцу свое неодобрение по этому поводу, Бобин, повернувшись к иконам, сказал: «Людям доверять! Да я самому господу Иисусу Христу не доверяю!» (Воспоминания об учителе Шушенской школы Василии Яковлевиче Абаимове его дочери Елизав. Васил. Абаимовой-Ивановой // АГИЭМЗШ, НВ 4073. – С. 16.)

В 1917 г. Абаимовы вернулись в Минусинск. Некоторое время перед переездом В.Я. Абаимов проработал архивариусом в городской Управе г. Красноярска, одновременно сотрудничал с газетой «Енисейские епархиальные ведомости», в которой были напечатаны его статьи «Размышления о Боге, о Мире, о войне», «Потерял ключи» и т.д. В Минусинске Василий Яковлевич устроился счетоводом в типографию, где проработал до конца жизни. В 1922 г. он познакомился с техническим редактором газеты «Власть труда» Василием Янчевецким (В. Ян), будущим известным советским писателем. В. Янчевецкий неоднократно посещал убогую, располагавшуюся в полуподвальном помещении квартиру Абаимовых, стараясь чем-то помочь их семье. (Там же. – С. 17, 20; Абаимова Е. Завещание отца // Ленинская искра. – 1993. – 24 июня.)

В 1922 г. Абаимов тяжело заболел. Родным он жаловался на боль в груди и что ему тяжело глотать пищу. Позже выяснилось, что у него рак пищевода. 23 февраля 1923 г. Виктор Яковлевич Абаимов умер. (Там же. – С. 20; Абаимова Е. Завещание отца // Ленинская искра. – 1993. – 24 июня.)

По нашему мнению, учитель Василий Яковлевич Абаимов, своей жизнью доказал и показал, что значит быть учителем. Он не стал пассивным наблюдателем, равнодушным к проблемам и горестям людей. Всей душой, до конца дней он болел за народное просвещение, ликвидацию безграмотности и улучшение жизни народа. Несмотря на полунищенское существование, постоянные переезды, вместе со своей супругой Агафьей Федоровной он сумел воспитать прекрасных детей.

В заключение хочется сказать несколько слов и о детях Василия и Агафьи Абаимовых. К сожалению, мы не смогли установить даты их смерти, но некоторые биографические данные характеризующие их жизнь нам найти удалось. Жизнь разбросала их по всей стране. Самые младшие две сестры Абаимовы Александра и Елена остались в Минусинске.

Александра (1904 г. рожд.) закончила в годы советской власти школу II ступени. Работала учителем в сельской школе. После перенесенного туберкулеза работала в горкоме партии г. Черногорска Хакасской автономной области, позже в горсовете г. Минусинска и в редакции местной газеты.

Самая младшая в семье – Елена (1915 г. рожд.), единственная в семье получила высшее образование – окончила медицинский институт. Вся её трудовая деятельность связана со здравоохранением г. Минусинска. Двадцать лет на общественных началах она возглавляла районный комитет общества Красного креста. Ею получена высшая награда центра комитета Красного креста «Знак Почета». Являлась отличником здравоохранения. Была награждена Орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Продолжала трудиться и после выхода на пенсию.

Мария Абаимова (1896 г. рожд.) в 1915 г. окончила Красноярскую женскую гимназию, учительница, преподаватель математики. Стаж педагогической работы более 40 лет. Была награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», значком «Отличник народного образования». В последние годы жизни проживала в Башкирии.

Старшая сестра Елизавета (1894 г. рожд.) в 1913 г. окончила Красноярскую женскую гимназию с золотой медалью. Почти всю свою трудовую деятельность проработала учительницей литературы в Туве. Награждена Орденом Трудового Красного Знамени. В последние годы жизни проживала в г. Смоленске.

Брат Николай Абаимов (1909 г. рожд.), единственный в семье не получил даже среднего образования по причине глухоты после перенесенной в детстве скарлатины. Окончил ремесленное училище. Строитель. Был бригадиром. Проживал в городе Хабаровске. (Воспоминания о В.Я. Абаимове одной из его дочерей М.В. Абаимовой, 1972 г., февраль, г. Салават // АГИЭМЗШ, НВ 4072. – С. 1 – 2.)

Несмотря на то, что не все дети получили высшее образование, главное, что во всех них заложили родители: трудолюбие, принципиальность, честное отношение к любому делу – производственному и общественному позволило им, по-нашему мнению, состояться как личностям, о чем свидетельствуют многочисленные награды. Особо хочется отметить, что все дети Абаимовых получили медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»  (Воспоминания о В.Я. Абаимове одной из его дочерей М.В. Абаимовой, 1972 г., февраль, г. Салават. // АГИЭМЗШ, НВ 4072. – С. 2.)

Владимир Петрович Стародубцев.

Владимир Петрович Стародубцев родился в 1877 г. в г. Туруханске в семье почтового служащего. За растрату казённых денег его отец был посажен в тюрьму, где вскоре умер. Мать Александра Яковлевна Стародубцева, чтобы прокормить семью, занималась шитьём. Окончив городское училище, в 16 лет Владимир Стародубцев поступил в Красноярскую учительскую семинарию, которую закончил в 1896 г. Чтобы помочь матери прокормить полуголодную семью он подрабатывал перепиской и уроками, постоянно обращаясь в дирекцию училища за помощью, о чем свидетельствуют архивные документы (Абаимова Е.В. Материалы к биографии политического ссыльного с. Шушенского В.П. Стародубцева (1877-1924 гг.). В 3-т. – Т. I. – Минусинск, 1974. – С. 7, 9 – 10.). В эти тяжёлые для него и его семьи полуголодные годы во Владимире Стародубцеве развились такие нравственные качества как: трудолюбие, прилежание, скромность, любовь к ближнему и т.д. Так, будучи семинаристом, он и его семья некоторое время содержали подобную им полуголодную семью, делясь с ней последним куском хлеба. Характеристика данная Владимиру Петровичу по окончании семинарии позволяет нам представить образ честного, порядочного человека, который, по мнению его преподавателей, «должен быть выдающимся» учителем. (Там же. – С. 9 – 10. )

Получив звание учителя начального училища, он был направлен в с. Шушенское на должность учителя приходского училища. На этом посту он сменил потерявшего слух В.Я. Абаимова. Во второй половине 1890-х гг. в училище было от двадцати до тридцати учащихся. Состав классов был непостоянным, так как многие дети, особенно из бедных семей, часто оставляли школу, чтобы идти подрабатывать для своей семьи. Разным был и возраст учеников. Рядом с восьмилетними сидели дети тринадцати-четырнадцати лет. Все они полюбили молодого учителя (Там же. – С. 11 – 12.). По воспоминаниям его учеников: О.Н. Попковой, Г.Я. Блохина, А.Н. Штромило, «… Владимир Петрович был человек во всех отношениях примечательный… Это был человек высокой культуры, всегда внешне опрятный, он был прост в отношении с людьми. Учитель умело и интересно преподносил уроки, умел развлечь детей... За чуткость, человечность его глубоко уважали, считали первым человеком на селе» (Абаимова Е.В. Материалы к биографии политического ссыльного с. Шушенского В.П. Стародубцева (1877-1924 гг.). В 3-т. – Т. I. – Минусинск, 1974. – С. 11 – 12.).

В Шушенском В.П. Стародубцев дружил с политическими ссыльными, в том числе и с В.И. Лениным, который находился в ссылке в 1897 – 1900 гг. Вместе они играли в шахматы, шашки, ходили на охоту, беседовали на разные темы. (Там же. – С. 13.)

В 1899 г. В. Стародубцев женился на младшей дочери купца Москалёва – Елене. Её старшая сестра была замужем за учителем В. Абаимовым. Таким образом, оба учителя стали родственниками. Почти сразу же, не имея ещё своих собственных детей, супруги удочерили оставшуюся без родителей деревенскую девочку Женю Бугаеву. В 1901 г. у Стародубцевых родился сын Александр, в 1905 г. второй сын – Михаил. В 1915 г. у супругов родился младший сын – Анатолий. В 1910 г. Стародубцев взял к себе на воспитание из Красноярска племянника Серёжу Иванова. (Там же. – С. 7 – 8.)

В 1907 г. у В.П. Стародубцева, при обыске жандармами, была найдена запрещённая литература. В марте он был арестован, лишён права заниматься педагогической деятельностью и вместе с семьёй сослан в село Рыбное Енисейского уезда на Ангаре за политическую неблагонадежность. В ссылке, чтобы прокормить семью Стародубцев занимался распиловкой леса, рыбной ловлей. В нарушение правил о надзоре, тайком обучал местных ребятишек грамоте. (Там же. – С. 18 – 22.)

В мае 1909 г. Стародубцев вернулся из ссылки и некоторое время с семьёй жил в Красноярске и Минусинске. В конце октября 1909 г. ему были возвращены учительские права, после чего он учительствовал в сёлах: Табате, Таштыпе, Абаканском. В 1912 г. он вернулся в Шушенское. Здесь он стал активным пропагандистом социалистических идей. Детям и их родителям он часто давал читать книги запрещённых поэтов, писателей, за что вновь мог быть отправлен в ссылку. Стародубцев был атеистом и выступал против церковных обрядов. Даже водить детей на молитву он препоручал другому учителю (Абаимова Е.В. Материалы к биографии политического ссыльного с. Шушенского В.П. Стародубцева (1877-1924 гг.). В 3-т. – Т. I. – Минусинск, 1974. – С. 28 – 30, 33 – 35.).

В 1915 г. он был водворён на поселение в село Каптырево. Здесь, как и в Шушенском, он оставался активным пропагандистом социалистических идей среди населения. Собрав прекрасную библиотеку, разрешил пользоваться книгами ученикам, их родителям. Вместе со школьниками он собирал гербарии и коллекцию археологических находок, коллекции насекомых, которые передал в Минусинский музей. Создал музей и в Каптыревской школе.

Из-за нехватки средств, учитель и его семья были вынуждены иметь небольшое подсобное хозяйство, которое, несмотря на своё подорванное в ссылке здоровье, он обрабатывал с сыновьями. Иногда его сыновьям приходилось батрачить в хозяйствах зажиточных крестьян. Это свидетельствует нам о низкой оплате труда царским правительством. Учителю часто приходилось ходить полуголодным, в рваных, стоптанных сапогах. (Там же. – С. 34)

После свержения самодержавия, летом 1917 г. В. Стародубцев принял участие в работе второго съезда учителей Минусинского уезда. Как писала его племянница Е. Абаимова, этот съезд воодушевил Владимира Петровича, «влил новые силы в его борьбе с темнотой, невежеством, пережитками прошлого». (Абаимова Е.В. Материалы к биографии политического ссыльного с. Шушенского В.П. Стародубцева (1877-1924 гг.). В 3-т. – Т. II. – Минусинск, 1975 – С. 8 – 9.)

В 1920 – 1921 гг. у него в сильной степени стали проявляться: болезнь горла и сердца, ревматизм. По воспоминаниям его родных и друзей, учеников ухудшение здоровья учителя в эти годы было очень сильно подорвано не только ссылкой, но и постоянными заботами о материальном достатке семьи. На просьбы его родных взять отпуск, чтобы отдохнуть В.П. Стародубцев как-то ответил: «Солдат умирает на своём посту и я должен умереть за работой в школе» (Там же. – С. 9.). До конца своих дней он все свои силы отдавал на борьбу с невежеством, темнотой, безграмотностью принимая активное участие в жизни села и уезда.

22 июня 1924 г. на работе в школе Владимира Петровича Стародубцева разбил паралич. Через несколько дней он умер. Проститься с учителем пришли не только каптыревцы, но и жители других населённых пунктов Минусинского уезда, знавших Владимира Петровича. О его смерти были напечатан некролог в газете Минусинского уезда «Власть труда» (Абаимова Е.В. Материалы к биографии политического ссыльного с. Шушенского В.П. Стародубцева (1877-1924 гг.). В 3-т. – Т. II. – Минусинск, 1975 – С. 9.). К сожалению, сейчас, даже старожилы с. Каптырево не смогут указать место захоронения учителя.

Заключение.

В своей работе мы рассмотрели биографии двух замечательных, на наш взгляд людей – учителей В.Я. Абаимова и В.П. Стародубцева, живших и работавших на рубеже XIX – XX вв. Эти учителя оставили заметный след не только в истории Шушенского района, но и бывшего Минусинского уезда, где им приходилось работать. Среди их детей и учеников выросли учителя, которые продолжили «сеять разумное, доброе, вечное» среди людей. Другие, став строителями, врачами, представителями других профессий, стали честными, порядочными людьми. Пожалуй, именно жизнь таких личностей как В.Я. Абаимов, В.П. Стародубцев является ярким примером сущности профессии «учитель» в прошлом, настоящем и будущем и служит символом бескорыстного служения людям и Отечеству.

В заключении следует отметить и такие факты: многие проблемы, с которыми сталкивались учителя тех лет, актуальны и в наше время. Зарплата у современных учителей, как и их предшественников, по-прежнему низкая, часто в школах нет необходимых принадлежностей, пособий и т.д. В последние годы изменился и статус учителя. Это заметно и у нас в селе. Если раньше отношение к учителю со стороны населения было почтительным, его уважали, несмотря на небольшую оплату труда, то сейчас мы этого сказать не можем. Надеемся, что в будущем социальный статус учителя изменится в положительную сторону. Профессия вновь станет уважаемой и престижной.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ИСТОЧНИКИ

неопубликованные
Воспоминания о В.Я. Абаимове одной из его дочерей М.В. Абаимовой, 1972 г., февраль, г. Салават // Архив государственного историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» – НВ 4072
Первые учителя села Шушенского // Архив государственного историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» – НВ 4100

Опубликованные
Абаимова Е.В. Материалы к биографии политического ссыльного с. Шушенского В.П. Стародубцева (1877 – 1924 гг.). В 3-х т. Минусинск: Б.и., 1974 – 1975.

ЛИТЕРАТУРА

Абаимова Е. Завещание отца // Ленинская искра. – 1993. – 24 июня.
Абаимова Е. Письма из Шушенского // Ленинская искра. – 1976. – 19 октября.
Абаимова Е. С думой о народном просвещении // Заполярная правда. – 1976. – 24 октября.
Абаимова Е. У истоков // Ленинская искра. – 1994. – 11 января.
Бибикова В.В. Роль частной и общественной инициативы в развитии образования Енисейской губернии в XIX – начале XX века. – Красноярск: Б.и., 2004. – 206 с.
Кикилова Т. Сельские и церковно-приходские школы в Шушенской волости // Ленинская искра. – 2000. – 20 марта.
Памятники истории и культуры Красноярского края / Отв. ред. Г.Ф. Быконя. – Вып. 3. – Красноярск: Красноярское кн. издательство, 1995. – 430 с.
Терентьева В. В далёком 1913-м // Ленинская искра. – 2000. – 19 января.
Терентьева В. Из истории народного образования в Шушенском // Ленинская искра. – 1999. – 17 декабря.

приложение 1


Василий Яковлевич Абаимов. 15 августа 1880 г.


Агафья и Елена Фёдоровны Абаимова и Стародубцева. г. Минусинск, 1904 г.


В верхнем углу стоят: 2-й с права – Абаимов Василий Яковлевич, г. Красноярск, 1876 г.
Учительская семинария.

приложение 2


Красноярская семинария. На задней парте слева В.П. Стародубцев.


Елена Фёдоровна и Владимир Петрович
Стародубцевы. г. Минусинск.


В.П. Стародубцев. 5 января 1910 г.

приложение 3


Учитель В.П. Стародубцев с учащимися и учителями шушенской школы. Фото начала 1910-х гг.


Второй учительский съезд Минусинского уезда. г. Минусинск,1917 г. Съезд проходил 22-26 июля.

приложение 4


Село Шалаболино, Курагинский район, Минусинский округ. 1.10.1924 г. Школа - учащиеся и учителя.
 В центре слева - Никулина Елизавета, справа - Абаимова Александра, дочь В.Я. Абаимова.

приложение 5


Супруги Москалёвы – родители сестер Агафьи и Елены Фёдоровны Москалевых,
жён учителей В.Я. Абаимова и В.П. Стародубцева. 


На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»

Красноярское общество «Мемориал» НЕ включено в реестр общественных организаций «иностранных агентов». Однако, поскольку наша организация входит в структуру Международного общества «Мемориал», которое включено в данный реестр, то мы в соответствии с новыми требованиями российского законодательства вынуждены маркировать нашу продукцию текстом следующего содержания:
«Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации».
Отметим также, что Международный Мемориал не согласен с этим решением Минюста РФ, и оспаривает его в суде.