Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Я твой, Россия, сын!


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Козульская средняя общеобразовательная школа №1»

Выполнила: Лучихина Яна
Красноярский край, Козульский район,
воинская часть 54630, 1-85
МОУ КСОШ №1, 9 класс.

МОУ Козульская средняя
общеобразовательная школа №1.

Руководитель:
Конюкова Татьяна Семеновна,
учитель истории

Козулька. 2013.

Оглавление

1. Введение
2. Трудная судьба
2.1 Военные годы
2.2 Тихая реабилитация
2.3 «Жить не по лжи»
3. Заключение
4. Список литературы
5. Приложения

Я- твой, Россия, сын.
Не лучший и не первый,
Но я родством с тобой
гордился и горжусь.
Иван Панкрац

1. Введение

На уроках истории мы знакомимся с именами людей, чьи мысли и действия оказали огромное влияние на судьбы народов и стран. Некоторые вызывают у меня восхищение, другие оставили равнодушной, но есть и такие чьи поступки нельзя ни понять, ни простить. Мне всегда были интересны люди, чьи имена не встретишь в школьных учебниках. Я считаю, что повседневная жизнь простых людей с их радостями, горестями- это важная часть истории.

В своей работе я бы хотела рассказать о судьбе моего односельчанина, Герлейна Владимира Антоновича, ставшего участником исторических событий прошлого века. Я считаю, что воспоминания очевидцев - это самый ценный и подробный материал, который может лечь в основу моего исследования и исследования других ребят, интересующихся историей.

Цель работы: доказать через изучение литературы, через воспоминания Владимира Антоновича, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1. Изучить условия жизни немцев Поволжья, переселенных в Сибирь.
2. Показать, как отразилась сталинская политика на судьбах людей, в послевоенный период.
3. На примере жизни Владимира Антоновича доказать, что принципиальная и честная позиция возможна при любой власти.

Методы исследования.
Главным методом моего исследования стали встречи и беседы с моим героем. Кроме этого я изучала художественную и научную литературу, работала в районном архиве.

Исходя из вышеизложенного, определились этапы работы:
1. Знакомство и встречи с Герлейном Владимиром Антоновичем.
2. Изучение литературы.
3. Работа с архивными материалами.
4. Оформление работы.3

2. Трудная судьба

2.1. Военные годы

На берегу реки Еруслан, притока Волги, есть маленький город- Красный Курт. До войны это был рабочий поселок, который входил в состав Республики немцев Поволжья. Здесь в 1935 году и родился Владимир Антонович. В семье было пятеро детей, но тогда такие семьи не считались многодетными. Жили небогато, как и большинство их соседей, но всегда были готовы поделится с теми, кому было еще тяжелее.

Началась Великая Отечественная война. Советский народ в едином порыве встал на защиту Родины. В докладной записке секретаря обкома ВКП (б) немцев Поволжья С. Милюкова от 01.07.1941 года «О ходе мобилизации в Немецкой республике» говорится о стопроцентной и организованной явке людей на сборные пункты, росте качественной и в срок поставке материальных ресурсов. «…Коренное население республики (немцы) выражают недовольство тем, что их не призывают наряду со всеми в ряды Красной армии. …В числе подавших заявления о вступлении добровольцами 40% составляют немцы».

Однако Сталин и его окружение видели врага не только по другую линию фронта, но и внутри страны. Среди огромного количества постановлений и директив указ от 26 августа 1941 года воспринимался многими как должное.

По достоверным сведениям, полученными военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья.

… Немецкое население районов Поволжья скрывает в своей среде врагов Советского народа и Советской власти.

Писатель Илья Эренбург заявлял в «Правде», что, поселив на лучших землях России немцев, русский народ пустил за пазуху и согрел змею.
Как стало возможно говорить о предательстве целого народа, включая и детей, и стариков?! Я считаю, что огульное обвинение всего немецкого населения, проживавшего в СССР, в сотрудничестве с врагом на деле представляло собой не более чем повод к насильственной расправе. Настоящая же причина состояла в постоянном «создании образа врага» сталинским режимом.

Поэтому предписывалось переселить немцев в Сибирь и Казахстан. Только в течении одних суток «эвакуировали» 367 тысяч поволжских немцев. Указ касался и тех, кто жил в других районах страны. Немцев увольняли из армии. Всего таких спецпоселенцев к началу 50-х годов насчитывалось не менее 1,2 миллиона человек. После войны в германских архивах не обнаружено ни одного документа, свидетельствующего о контактах Третьего рейха с советскими немцами.

Указ от 26 августа 1941 года позволял переселяемым брать с собой личное имущество, мелкий сельскохозяйственный и бытовой инвентарь, продовольствие. На практике же люди покидали родные дома без самого необходимого. Семья Владимира Антоновича разделила участь других поволжских немцев. В 1941 году ему было всего шесть лет. Он плохо запомнил эту дорогу и мог рассказать только со слов матери. Добирались больше месяца. В душных тесных вагонах спали по очереди, голодали. Многие дети болели. В каждом вагоне насчитывалось со стариками и детьми по полсотни человек. Очень неудобно было справлять естественные нужды: здесь же и женщины, и молодежь, и дети. В пути пытались выменять вещи на продукты, но сделать это было трудно, так как многие говорили только на немецком. Свою роль сыграла и сталинская пропаганда, люди видели в немцах «врагов народа» и не спешили оказывать помощь переселяемым.

Наконец, прибыли в Хатангу. Но это оказалось лишь началом страданий, выпавших на долю семьи Герлейнов. Прибывших вместе со скудным скарбом выбросили на голый берег и забыли. Лишь через несколько дней их наскоро разместили в деревне Фактор, это еще севернее Хатанги. Владимир Антонович вспоминает, как было трудно первое время. Главное, что запомнилось- это постоянный, изнуряющий голод. Были люди, которые отнеслись к чужакам враждебно, называли «фашистами». Сознание этого незаслуженного унижения тяжким камнем давило на душу, сердце. Тем дороже было каждое доброе слово, поддержка, помощь. Переселенцам разрешалось работать только на самой тяжелой, физической работе. Большинство взрослых были направлены на работу в рыболовецкий колхоз. Дети тоже работали- чинили сети.


Хатанга. 1940-е годы

В годы войны Хатанга стала местом ссылки советских немцев, латышей, литовцев. Все эти люди, незаслуженно обиженные, трудились не из страха, им уже нечего было боятся, трудились во имя Победы. Со всем советским народом они разделили тяготы военного времени, внесли свой вклад в разгром общего врага.

2.2.Тихая реабилитация

Наступил победный 1945 год. В возрасте десяти лет, Владимир Антонович пошел в школу. В семье говорили на немецком языке. Вначале было очень трудно, немецкие дети едва могли объяснится на русском языке. Но все очень старались. Владимир Антонович за год освоил программу трех классов и догнал своих ровесников. Самыми любимыми были предметы: математика и физика. Семь классов окончил на отлично. Учебу в школе пришлось совмещать с работой. Из мальчиков 14-15 лет создали отдельную рыболовецкую бригаду. В 1951 году школу пришлось оставить совсем. Мать тяжело заболела, надо было кормить семью. В этом же году семья переехала в деревню Жданиха. Владимир Антонович начал работать в рыболовецком колхозе. В 1952 году смышленому парню предложили проучиться на бухгалтера. О высшем образовании даже и не мечтал. Высшие учебные заведения находились за пределами зон спецпоселений, а выезд из зон запрещался. Да и материальной возможности учится не было. Он разделил судьбу своего поколения. Тогда многие способные юноши и девушки не смогли получить образования, их таланты так и остались не реализованными.

Герлейн Владимир Антонович фото 1954 года26 ноября 1948 года Президиум Верховного Совета СССР издал под грифом «Совершенно секретно» Указ «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной войны. В Указе прямо устанавливалось, что немцы и другие переселенные народы переселены туда «навечно, без права возврата их к прежним местам жительства». Весть об Указе стала для спецпоселенцев тяжелым ударом. Большинство из них питало надежду, что после окончания войны режим спецпоселения будет отменен или, по крайней мере, смягчен. Теперь надеяться было не на что. Все пятнадцать лет существования спецпоселений немецкое население было лишено возможности сохранять свою национальную  идентичность. Особенно отрицательно это  сказалось на молодом поколении. Вынужденные адаптироваться к окружающим условиям, они постепенно теряли национальные корни.

В 1956 году на XX съезде КПСС были признаны ошибки, допущенные в отношении к некоторым народностям. Им было позволено вернутся в места исторического проживания, но не немцам. Российские немцы должны были находится за Уралом. Здоровье матери не позволяло семье Герлейнов дальше находиться на Севере.

2.3. "Жить не по лжи"

В 1958 году семья переехала в поселок Козулька. Работа в бухгалтерии казалась скучной. И когда Владимир Антонович первый раз увидел машину-грузовик, сразу решил, что будет шофером. Получив водительские права, устроился на работу в леспромхоз. Женился, родились дети. Руководство леспромхоза ценило его как надежного, ответственного работника. Владимир Антонович неоднократно становился победителем социалистического соревнования, был одним из лучших шоферов леспромхоза. Задачей водителей было вывозить лес на нижний склад. Здесь его грузили в вагоны и отправляли в разные части страны и за рубеж. Наибольшую ценность представляли хвойные деревья, особенно лиственница. Лес не жалели. Вокруг нижнего склада образовались огромные отвалы, где гнили бревна. Такая бесхозяйственность раздражала многих, но высказывали свое мнение единицы. Владимир Антонович просто не мог молчать, видя как разбазаривается главное богатство Сибири. Руководство леспромхоза интересовало только выполнение плана. После многих лет безупречной работы Владимир Антонович перешел на работу в лесхоз. Теперь его задачей было восстанавливать лес. Зарплата стала меньше, но осознание того, что твоя работа нужна не только тебе, но и твоим потомкам, было намного важнее.

Владимир Антонович был и остается сейчас приветливым, разговорчивым человеком. Однако в общественной формальной работе участие старался не принимать. Несмотря на предложения, в КПСС заявление так и не написал. Объясняя свое решение, Владимир Антонович говорит о том, что не мог сознательно принимать участие в том, что шло в разрез с его принципами. Тогда от человека требовалось только согласие со всеми действиями и решениями власти. Обсуждать их, и тем более критиковать было невозможно. Кто-то приспособился и сделал карьеру. Я думаю, что были люди, которые искренне разделяли точку зрения партии. Владимир Антонович выбрал другой путь - «личное неучастие во лжи».

12 февраля 1974 года А. И. Солженицын опубликовал обращение к интеллигенции, к молодежи, ко всем соотечественникам, в котором он призывал бороться с насилием в Советском Союзе. Обращаясь к своей аудитории, писатель предлагал наиболее доступный, по его мнению, способ борьбы с режимом: «...Самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, всем владеет, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня!» Великий писатель смог выразить мысли многих тысяч своих соотечественников. Владимир Антонович тогда не читал Солженицына, но всегда поступал так же. Простые, честные, порядочные люди такие как Герлейн В.А. сделали перемены в нашей стране возможными.

Сейчас Владимир Антонович на пенсии. Он много читает. Летом с удовольствием работает на огороде. Внимательно следит за всем, что происходит в нашей стране. Переживает из-за проблем, существующих в России, воспринимает их как личные.


фото 1956 года

3. Заключение

Выполняя исследовательскую работу, я многому научилась. Но самое главное я поняла, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлому через воспоминания живых свидетелей того времени.

Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в памяти наших дедушек и бабушек, наших соседях и знакомых, они переходят к детям и внукам.

Познакомившись с судьбой В.А.Герлейна, я смогла не просто узнать факты из его биографии, но и почувствовать дух того времени. Меня потрясла судьба немцев Поволжья. Люди, которые считали Россию своей Родиной, оказались в положении врагов. Пройдя через многие трудности и испытания, они остались отзывчивыми, любящими жизнь, стали опорой для своих детей и внуков. Каждый из них оставил свой след в истории, пусть этот след и не сразу увидишь. Из судеб таких людей складывается судьба нашей страны.

Литература:

1. Красноярский край в истории Отечества. Красноярск, 2000.
2. Стецовский Ю. История советских репрессий т. 1 Общественный фонд «Гласность» 2000г.
3. Ченцов В.В. Трагические судьбы М., «Готика» 2000г.
5. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Депортация народов СССР (1930-е-1940-е годы). Ч.2.\ Сост. О.Л. Милова, М., 1995.
6. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной войны» \\ История российских немцев в документах (1763-1992гг.).

Приложения:

1. Портрет Герлейна Владимира Антоновича.
2. Почетные грамоты.
3. В леспромхозе.
4. В лесхозе.
5. Фотография с другом.

Приложение №1. Портрет Герлейна Владимира Антоновича.

Приложение №2. Почетные грамоты

Приложение №3. В леспромхозе

Приложение №4. В лесхозе

Приложение №5. Фотография с другом


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»